Под эгидой ООН ежегодно 8 сентября отмечается международный день грамотности. Несмотря на то, что данной проблеме зачастую не уделяют должного внимания, особенно за пределами развитых стран, вопрос функциональной неграмотности стоит очень остро для общества практически любого государства. Что из себя представляет этот феномен, и как с ним бороться? Кто заинтересован в решении проблемы? Ситуацию комментирует президент Ассоциации школьных библиотек России, эксперт комитета Государственной Думы России по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Жукова.
Под эгидой ООН ежегодно 8 сентября отмечается международный день грамотности. Несмотря на то, что данной проблеме зачастую не уделяют должного внимания, особенно за пределами развитых стран, вопрос функциональной неграмотности стоит очень остро для общества практически любого государства. Что из себя представляет этот феномен, и как с ним бороться? Кто заинтересован в решении проблемы? Ситуацию комментирует президент Ассоциации школьных библиотек России, эксперт комитета Государственной Думы России по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Жукова.
Зачастую в поисках работы на собеседование приходят дипломированные молодые специалисты, однако многие из них страдают от функциональной неграмотности. Они не воспринимают идей, не предлагают новых проектов. С этим необходимо бороться еще на уровне начального образования.
В одной из наших статей (Прим ред. — Ассоциации школьных библиотек России) фигурирует определение функциональной неграмотности – несмотря на технологический прогресс нельзя упускать из виду ту истину, что предпосылкой овладения электронными средствами информации всегда будет умение читать. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от «нечитателей» интеллектуальным развитием. Первые способны мыслить в категориях проблемы, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободней пишут, легче вступают в контакт и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении и формируют качества наиболее развитого и социально ценного человека.
За рубежом регулярно проводятся исследования уровня функциональной неграмотности. Девятилетние российские дети демонстрируют великолепные результаты, Россия занимает первые места наряду с Сингапуром и другими странами-лидерами в сфере образования. Однако российские школьники в возрасте 15 лет, которые уже должны готовиться выйти в социум, показывают одни из самых низких результатов в Европе на протяжении последних 14 лет.
При исследовании функциональной неграмотности тестируется качество понимания текста и присваивается один из пяти уровней глубины усваивания информации. Российские дети доходят только до второго уровня понимания, а, например, школьники из Шанхая – до пятого уровня, а места в первой пятерке стабильно удерживают Австралия, Финляндия и Южная Корея. Таким образом, Россия будет регулярно страдать от так называемого человеческого фактора при несчастных случаях и авариях, ведь пресловутый человеческий фактор заключается в неумении верно воспринять инструкцию по использованию оборудования, машины или инструмента. Именно поэтому функциональную неграмотность в XXI веке называют цивилизационным риском.
Объемы информации многократно увеличиваются. По данным специалистов из Южной Кореи, каждые 72 часа в мире удваивается количество информации. Задача заключается не только в том, чтобы прочитать информацию, но также быстро ее осознать и применить на практике. Существует термин «поколение Z» - новое поколение «многозадачных» детей. К сожалению, многие скользят по огромным объемам информации, не воспринимая ее. Это и есть потенциальная функциональная неграмотность.
Еще более глобальный риск для российских школьников – это манипулирование сознанием в условиях информационных войн. Неумение школьников критически подойти к предложенной информации – большая проблема.
Для России важен когнитивный аспект преподавательской работы. Если до 12 лет ребенка не научили понимать то, что он читает, он пополняет функционально неграмотную и неэффективную часть населения. К сожалению, российские исследования на эту тему проходят в закрытом режиме. Во многих развитых странах, напротив, это открытые исследования. Например, несколько лет назад во Франции определили, что 20% образованного населения функционально неграмотны, и это представляет опасность для развития страны. В России есть специалисты, которые пристально занимаются изучением этой проблемы. Мне кажется, что это надо обозначить как важнейший ресурс стратегического развития для России.
Сейчас мы открыли проект «Читающая мама – читающая нация», в рамках которого инициировали родительские и классные собрания. Без родителей развитие навыка чтения у ребенка сильно затруднено и практически невозможно. Сегодня родители не располагают большим количеством свободного времени, чтобы читать и тем самым подавать пример для своих детей.
Также идет проект для матерей «Добру откроем сердце». Он заключается в семейном чтении маленьких советских рассказов с предварительными предложениями, как обсудить с ребенком, что такое совесть, добро и т.д. Дети начинают по-другому читать, а значит, и по-другому учиться. Ребенку необходимо понимать содержание и идею текста, а не учить его наизусть, поскольку заученная информация не задерживается в подсознании ребенка, не становится частью образовательного багажа.
Школа должна давать ребенку возможность пользоваться библиотекой. Во многих странах мира этому уделяется особое внимание. В российской школьной библиотеке сейчас существуют две проблемы – это вопрос фондов и кадров. Многие выпускники школ и вузов, имея специальное образование, зачастую не могут устроиться на работу по специальности.
В России библиотечные фонды находятся в критическом состоянии, во многих библиотеках книги не обновляются годами. Родители по разным причинам не хотят отчислять средства на поддержание и обновление школьных библиотек или же полагают, что прививать любовь к чтению у своих детей не приоритет воспитательного процесса. Мы пропускаем опасный возраст 12 лет, а после 12 говорим: «Почитай», однако ребенок уже не заинтересован.
В российских школах внимание сосредоточено только на технике чтения. Родители спрашивают друг друга: «Твой ребенок идет в школу – он умеет читать?» Под чтением они подразумевают сложение букв, не уделяя должного внимания тому, понял ли ребенок смысл того, что он прочитал.
Сейчас президентом России инициирована замечательная программа – «Национальная стратегия действий в интересах детей». Это первый национальный проект, интегрирующий все ведомства и организации вокруг темы детства. Но, к сожалению, Министерство образования и науки России не включило в программу школьные библиотеки. Сейчас наша задача – интегрироваться в эту национальную программу, чтобы на местах для привлечения внимания родителей и педагогов использовали школьные библиотеки и их специалистов. Представители бизнеса могли бы финансировать программы по творческому чтению. Я считаю, что движение, которое мы инициировали, - «Молодая Россия читает» - может объединить проблему обучения сознательному и грамотному чтению и вопрос безопасного Интернета. Не важно, с электронного носителя читает ребенок или с бумажного – когнитивный аспект этой деятельности не меняется. В рамках Федерального закона №436 об информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, много внимания уделено безопасности и мало развитию.
Рассмотрения данной проблемы только с экономической точки зрения недостаточно, необходим всеобъемлющий подход. Мы не «вытащим» экономику без творческих, созидательных будущих преобразователей России. А растить надо, развивая глубину и качество мышления. Лучший инструмент здесь – качественная литература и широкий и свободный доступ к ней.
Подготовили: редактор портала Дарья Хаспекова и программный ассистент Мария Гурова