«Европейская интеграция» Грузии в большей степени напоминала затянувшуюся комедию с невыполненными обещаниями и завышенными ожиданиями. 2 февраля 2017 г. подавляющим большинством голосов Европарламент поддержал предоставление Грузии безвизового режима с государствами Шенгенской зоны. Теперь граждане Грузии, обладающие биометрическим паспортом, получат право въезжать в страны Шенгенской зоны с краткосрочным визитом. Какие последствия будет иметь данное решение для сторон?
«Европейская интеграция» Грузии в большей степени напоминала затянувшуюся комедию с невыполненными обещаниями и завышенными ожиданиями. 2 февраля 2017 г. подавляющим большинством голосов Европарламент поддержал предоставление Грузии безвизового режима с государствами Шенгенской зоны. Теперь граждане Грузии, обладающие биометрическим паспортом, получат право въезжать в страны Шенгенской зоны с краткосрочным визитом. Какие последствия будет иметь данное решение для сторон?
2 февраля 2017 г. Европарламент подавляющим большинством голосов поддержал предоставление Грузии безвизового режима со странами Шенгенской зоны. 553 депутата проголосовали за, 66 — против (представители Великобритании и Голландии), 28 воздержались. Теперь граждане Грузии, обладающие биометрическим паспортом, получат право въезжать в страны Шенгенской зоны с краткосрочным визитом (в первую очередь туристическим) без виз не более чем на 90 дней из 180. Остались некоторые формальности, свойственные европейской бюрократии, и визовый режим уйдет в прошлое не ранее, чем в конце марта, а скорее всего, уже в апреле.
За жителей Грузии можно порадоваться, ведь любое разумное облегчение свободы передвижения необходимо приветствовать. Не попав в число «пионеров» безвизового режима наряду с Молдовой (она получила безвизовый режим 28 апреля 2014 г.), Грузия все же избежала попадания в число аутсайдеров, Турции и Украины, для которых введение безвизового режима со странами Шенгенской зоны пока недостижимо. Возможно, для Украины безвизовый режим — не такая уж отдаленная перспектива, хотя прогнозируемая на начало осени 2016 г. отмена визового режима так и не состоялась.
С другой стороны, речь идет именно о краткосрочных визитах, а для выезда в Европу с целью получения образования или работы виза по-прежнему будет необходима. Таким образом, опасаться европейцам, по сути, нечего — в страны Шенгенской зоны поедут только достаточно обеспеченные и мобильные люди, в своем большинстве те же граждане, которые туда выезжают и сейчас, по визам. Маловероятно, что произойдет наплыв организованной преступности из Грузии. Сейчас для стран Евросоюза более серьезные «поставщики» бандитов — некоторые страны Северной Африки, Ближнего Востока и Балкан. Вряд ли и Грузии стоит опасаться массового оттока жителей страны в Европу по аналогии с Молдовой (или, если брать более ранний период, со странами Балтии). О такой угрозе предупреждал грузинский политолог Вахтанг Маисая, но он не учитывал, что значительная часть граждан Молдовы имеет кроме молдавского еще и румынское гражданство, что, разумеется, облегчает им выезд в страны ЕС, в том числе с целью получения образования или поиска работы.
Поэтому последствия решения Европарламента о безвизовом режиме для Грузии лежат по большей части в сфере пропаганды и пиара. Но и здесь надо отметить, что, вопреки царившим в Грузии надеждам, еврочиновники не приурочили отмену визового режима к парламентским выборам в этой стране, прошедшим 8 и 30 октября 2016 г., не пожелав облегчать победу на них «Грузинской мечте» Б. Иванишвили. Впрочем, Б. Иванишвили, точно рассчитав расклад сил, и без того одержал более чем убедительную победу. Сейчас, к апрелю 2017 г., «Грузинская мечта» и ее правительство также постараются максимально использовать фактор введения безвизового режима в своих целях, для укрепления своих позиций.
Некоторые грузинские и, возможно, европейские политики всерьез рассчитывают на то, что введение безвизового режима со странами Шенгенской зоны привлечет в лоно Грузии абхазов и южных осетин, метающих о выезде на Запад. Такие упования нельзя не счесть наивными — хорошо известно, что получение грузинского гражданства жителями Абхазии и Южной Осетии более чем не поощряется в этих республиках и привлекательно практически исключительно для картвельского (или смешанного) населения приграничных районов (Галский и Ленингорский районы). Но, к сожалению, их материальное положение не позволяет строить планы туристических поездок в страны Евросоюза. В этой связи необходимо отметить, что Грузии, провозглашающей примат прав и свобод человека, в том числе права на свободу передвижения, стоило бы самой не препятствовать поездкам жителей той же Абхазии в страны ЕС по российским паспортам. Пока что такие путешествия, благодаря неконструктивной позиции Тбилиси, как правило, проблематичны, получить шенгенскую визу обычному абхазу, не политологу и не чиновнику, практически невозможно.
В связи с введением безвизового режима нередко озвучиваются надежды на полноценное вступление Грузии в Евросоюз, которое, конечно, не имеет ничего общего с т.н. «ассоциированным членством». Евросоюз после Brexit, миграционного кризиса и смены власти в Белом доме неизбежно начнет трансформировать свою политику по отношению к странам постсоветского пространства. Надо признать, что и без того «европейская интеграция» Грузии в большей степени напоминала затянувшуюся комедию с невыполненными обещаниями и завышенными ожиданиями. Порой это угрожает превратиться в откровенный фарс.
После утверждения нового состава правительства свой первый визит премьер-министр Грузии Г. Квирикашвили 2 декабря 2016 г. совершил в Брюссель, четко обозначив тем самым внешнеполитические приоритеты Тбилиси. Основной целью было как раз ускорение решения затянувшегося вопроса о визовой либерализации между ЕС и Грузией, которую обещали ввести еще летом 2016 г., поскольку все соответствующие требования Тбилиси выполнил. В качестве своего рода «компенсации» за отложенную возможность съездить на выходные в Европу грузинским товаропроизводителям дали разрешение на продажу на рынках ЕС продуктов животного происхождения, и первым там появится мед из Грузии. Это, конечно, должно позитивно сказаться не только на пчеловодстве, но и в целом на экономике Грузии.
В итоге появляются пессимистичные экспертные оценки. По словам одного из грузинских экспертов, Георгия Гобронидзе, «исходя из глобальных проблем, которые вызывают озабоченность Евросоюза, Грузия может перейти даже не на второй план, потому что мы уже на втором плане, а на третий». Уже по итогам 2016 г. фактом стало сокращение финансирования Грузии со стороны международных финансовых институтов и стран – доноров. Бюджет 2016 г. предполагал получение зарубежных грантов в объеме 125 млн лари, но по итогам 10 месяцев пришел всего один трансфер в 7,7 млн лари, а из запланированных 395 млн лари льготных кредитов от зарубежных доноров в бюджет не поступило ничего. При этом совершенно очевидно, что возможное падение интереса к Грузии со стороны США и ЕС будет поставлено в вину правительству «Грузинской мечты», сделав его более уязвимым, а внутриполитическую ситуацию в стране — более неустойчивой.