Президент США Барак Обама выступил с ежегодным обращением к американскому Конгрессу, в котором изложил свои взгляды на перспективы политики администрации в течение последней «четверти» правления.
После сокрушительного поражения демократов в ходе прошедших в ноябре 2014 г. промежуточных выборов Барак Обама оказался в крайне сложной внутриполитической ситуации. В условиях, когда страна начинает готовиться к президентским выборам, на которых обе партии выдвинут новые кандидатуры, Барак Обама, с одной стороны, должен продемонстрировать политическую волю, чтобы сломать имидж «хромой утки», а с другой – обеспечить поддержку демократической партии. С этим, судя по всему, связано то, что в обращении Президент практически не делал резких заявлений.
Значительная часть выступления была посвящена внутриэкономическим проблемам. Он констатировал быстрый экономический рост, снижение безработицы, выход страны из кризиса, прочие положительные тенденции, что стало результатом активной государственной социально-экономической политики, направленной на поддержку среднего класса, предложенной администрацией Барака Обамы и демократической партией.
Особый интерес представляют взгляды Барака Обамы на роль и место Соединённых Штатов в современном мире, а также глобальная стратегия США в XXI веке. Американскую внешнеполитическую стратегию «умного» лидерства (smart leadership) на ближайшие два года Барак Обама сформулировал словами Джозефа Ная, который в начале 2000 годов доказал, что наиболее эффективная внешнеполитическая стратегия – «умная» сила – достигается путём совмещения инструментов «мягкой» и «жесткой» силы.
Пример «умного» американского лидерства, по мнению Президента США, – международное противодействие террористической угрозе, совместно со странами, которые стали жертвой террористических атак. Кроме того, это успехи американской дипломатии: возобновление дипломатических отношений с Кубой, прогресс относительно иранской ядерной программы, но главное – то, что благодаря «умному» американскому лидерству, по мнению Барака Обамы, удалось противодействовать российской агрессии, добиться изоляции России, а в результате санкций экономика оказалась «разорванной в клочья». Тем не менее не было сказано ни слова ни о дальнейших шагах урегулирования конфликта на Украине, ни о перспективах российско-американских отношений.
Еще одним элементом американского «умного» лидерства Барак Обама назвал противодействие киберугрозам. Американский президент обратился к республиканским конгрессменам с призывом принять закон о кибербезопасности.
В заключение речи лидер республиканского большинства в Сенате Митч МакКоннел практически незамедлительно заявил, что «Президент не изложил повестку дня администрации на ближайший год».
Очевидно, что администрация Б. Обамы и демократическая партия имеют фундаментальные противоречия с республиканским большинством по ряду актуальных вопросов современной американской политики, один из которых – кибербезопасность. На протяжении почти целого десятилетия в Конгрессе ведётся разработка закона о кибербезопасности. В ходе предыдущей сессии Конгресса Белый дом дважды намеревался заблокировать законопроект по кибербезопасности, предложенный республиканцами. Причиной тому назывались слабые гарантии конфиденциальности американских граждан, а также недостаточные требования к обеспечению информационной безопасности в частном секторе.
В январе 2015 года, незадолго до обращения к нации, Президент Б. Обама напомнил о своей инициативе в сфере кибербезопасности. Впоследствии он подтвердил, что считает основными угрозами безопасности в этой сфере: угрозу конфиденциальности американских граждан, промышленный шпионаж, экономическую разведку и поражение информационных сетей. Для противодействия данным угрозам Белый дом предлагает усиление государственно-частного партнёрства, причём одним из наиболее спорных положений законодательной инициативы стало требование частному сектору заявлять о проблемах информационной безопасности государству (data breach notification), а также сообщать клиентам информацию об утечках в обязательном порядке, если конфиденциальность последних нарушалась в случае кибератаки. Республиканцы не поддерживали таких требований, в результате чего по вопросу кибербезопасности наметились относительно небольшие партийные противоречия, которые, однако, не позволили принять законопроект в предыдущей сессии Конгресса.
Более того, такие скандалы, как атака северокорейских хакеров, спровоцированная фильмом «Интервью», лишь подтверждают приоритетность вопросов кибербезопасности в контексте обеспечения национальной безопасности США.
Другая не менее актуальная тема, связанная с использованием информационных технологий в контексте обеспечения национальной безопасности США, – проблема разведки и доступа специальных служб к конфиденциальной информации американских граждан. Несмотря на заявление Б. Обамы о том, что для противодействия киберугрозам привлекаются ресурсы разведки и других спецслужб, вопросы деятельности АНБ в обращении к нации рассматривались отдельно. Незадолго до выступления Президента на страницах немецкой прессы Эдвард Сноуден выступил с очередными разоблачениями. Барак Обама не ответил на обвинения, а лишь пообещал, что через месяц подготовит доклад о том, как АНБ и другие спецслужбы обеспечивают информационную безопасности США, не нарушая конфиденциальности американских граждан.
Вместе с тем, как представляется, одно из важнейших направлений противодействия киберугозам – международное сотрудничество. В ходе встречи Барака Обамы и Дэвида Камерона в январе 2015 г. США и Великобритания договорились о проведении совместных военных учений в киберпространстве. Более того, положения о военном сотрудничестве с Украиной в сфере кибербезопасности содержались во всех законодательных инициативах американского конгресса, направленных против России в прошлой сессии.
Самые жесткие предложения (включая сотрудничество в сфере кибербезопасности с Украиной) так и не были приняты, но в законе, который в итоге вступил в силу, тем не менее содержатся положения, связанные с проведением различных информационных операций в СМИ.
К сожалению, не вызывает сомнений, что очередной виток российско-американской конфронтации стал устойчивой тенденцией современной мировой политики. Очевидно, что спустя десятилетия после развала биполярной системы международных отношений новая конфронтация развернётся в других условиях. Значительную роль в этих условиях будет играть информационный фактор.
Инструменты информационного воздействия приобретают актуальность как в военной сфере, так и во внешней и внутренней политике. Инструменты информационного противоборства неизбежно становятся определяющим фактором российско-американских отношений. Выступление Президента Б. Обамы в очередной раз доказывает, что вопросы кибербезопасности носят приоритетный характер в стратегии действующей администрации, а также то, что США – самый мощный и опасный противник в информационной сфере.
В обращении к Конгрессу Президент Б. Обама в очередной раз подтвердил свою приверженность принципу «нейтральности сети» (net neutrality), заявив, что свободный Интернет – это неотъемлемый элемент «умной» силы и именно благодаря возможности распространять информацию обеспечивается «привлекательность», позволяющая достигать необходимых результатов развития в XXI веке.