Задержание в Белоруссии самолёта ирландской компании Ryanair вызвало острую реакцию в США и ЕС. На повестку дня вновь встал вопрос о расширении санкций. Они могут оказаться даже более серьёзными, чем прошлогодние ограничительные меры в ответ на ситуацию вокруг президентских выборов.
Можно выделить пять основных санкционных рисков для Белоруссии.
Первый риск — запреты на использование территории Белоруссии для транзита воздушных судов, запрет на осуществление рейсов в Белоруссию, а также на приём бортов белорусских авиакомпаний.
Второй риск — дипломатические санкции.
Третий риск — отказы в программах инвестиционной помощи в ЕС. Подобную помощь правительство Белоруссии вряд ли получило бы и без инцидента с самолётом. Условие помощи — демократический транзит в стране.
Четвёртый риск — очередная волна санкций против официальных лиц Белоруссии. Подобные санкции широко применялись в ответ на события в 2020 года. Они играют скорее сигнальную роль и не наносят большого экономического вреда.
Наконец, пятый риск — блокирующие санкции против системообразующих предприятий. Такие санкции тоже использовались в прошлом. Ряд крупных белорусских предприятий уже находятся в списке заблокированных лиц (SDN) Минфина США. В отношении большинства из них действует генеральная лицензия. Ранее подобные лицензии продлевались на длительные сроки (до двух лет). Однако в апреле лицензия была продлена лишь на полтора месяца. Она истекает 2 июня 2021 года. Пойдут ли США, а вслед за ними и ЕС, на ковровую бомбардировку белорусской экономики? Отмена исключений и возобновление санкций нанесут серьёзный экономический ущерб. Однако угроза подобных действий присутствовать будет неизбежно.
Задержание в Белоруссии самолёта ирландской компании Ryanair вызвало острую реакцию в США и ЕС. На повестку дня вновь встал вопрос о расширении санкций. Они могут оказаться даже более серьёзными, чем прошлогодние ограничительные меры в ответ на ситуацию вокруг президентских выборов.
Подход Вашингтона и Брюсселя определяется несколькими пунктами, которые сходятся в одной точке. Во-первых, результатом задержания самолёта стал арест оппозиционного политика Романа Протасевича. Инцидент вновь всколыхнул тему демократии и нарушения прав человека, которая уже на протяжении длительного времени служит основанием для санкций. Во-вторых, западные столицы исходят из того, что борт был задержан под надуманным предлогом угрозы террористического акта на борту. Свою долю фарса добавили заявления движения ХАМАС о непричастности к событиям. В-третьих, задержание осуществлялось с использованием ВВС, то есть может трактоваться как акт применения силы. История знает ряд примеров подобных задержаний, включая вынужденную посадку самолёта президента Эво Моралеса в Вене в 2013 году. С формальной точки зрения, Минск действовал в интересах безопасности на своей национальной территории. Однако формальная сторона и наличие прецедентов вряд ли сыграют серьёзную роль. В США инцидент понимается как «шокирующий акт», подвергший угрозе жизнь пассажиров и дающий повод вновь осудить Александра Лукашенко за подрыв демократии. Схожие оценки дали в Брюсселе и Лондоне. Почти сразу же прозвучали и угрозы новых санкций. Можно выделить пять основных санкционных рисков для Белоруссии.
Первый риск — запреты на использование территории Белоруссии для транзита воздушных судов, запрет на осуществление рейсов в Белоруссию, а также на приём бортов белорусских авиакомпаний. Довольно быстро угрозы стали переходить в практическую плоскость. Лидеры стран ЕС призвали к запрету полётов белорусских самолётов в воздушном пространстве Евросоюза. Великобритания и Франция уже ввели такие меры. Некоторые авиакомпании отменили полёты через Белоруссию. Большой вопрос, насколько долгосрочными будут подобные запреты и насколько солидарными будут действия государств и компаний. Однако понятно, что они усложнят логистические цепочки, а также нанесут экономический ущерб стране и её партнёрам за рубежом.
Второй риск — дипломатические санкции. В ответ на замену государственного флага Белоруссии на флаг белорусской оппозиции в Риге (при участии министра иностранных дел Латвии) в Минске приняли решение о высылке всех сотрудников посольства Латвии. Аналогичные решения в отношении сотрудников белорусского посольства приняли в Риге.
Третий риск — отказы в программах инвестиционной помощи в ЕС. Подобную помощь правительство Белоруссии вряд ли получило бы и без инцидента с самолётом. Условие помощи — демократический транзит в стране.
Четвёртый риск — очередная волна санкций против официальных лиц Белоруссии. Подобные санкции широко применялись в ответ на события в 2020 года. Они играют скорее сигнальную роль и не наносят большого экономического вреда. Обычно речь идёт о визовых запретах и заморозке активов. В то же время их психологическую функцию сбрасывать со счетов не стоит. Такие санкции обычно направлены на то, чтобы посеять недовольство в рядах политической элиты, делая ставку на её недовольство политическим курсом руководства страны. В ЕС могут исходить из того, что даже силовикам может не понравится роль изгоев.
Наконец, пятый риск — блокирующие санкции против системообразующих предприятий. Такие санкции тоже использовались в прошлом. Ряд крупных белорусских предприятий уже находятся в списке заблокированных лиц (SDN) Минфина США. В отношении большинства из них действует генеральная лицензия. Ранее подобные лицензии продлевались на длительные сроки (до двух лет). Однако в апреле лицензия была продлена лишь на полтора месяца. Она истекает 2 июня 2021 года. Пойдут ли США, а вслед за ними и ЕС, на ковровую бомбардировку белорусской экономики? Отмена исключений и возобновление санкций нанесут серьёзный экономический ущерб. Однако угроза подобных действий присутствовать будет неизбежно.
Впрочем, возобновление блокирующих санкций против крупных компаний пока громко не обсуждается. Несмотря на органическое неприятие белорусского лидера и политической системы страны, на Западе вряд ли горят желанием укреплять позиции России в отношениях с Белоруссией. Они могут лишить белорусское руководство пространства для манёвра в диалоге с Москвой и сделать Минск гораздо более зависимым. Но это теория. На практике такие санкции обеспечат головную боль и самой России. Они ударят по экономическим связям белорусских и российских предприятий. Последние могут опасаться вторичных санкций США. К тому же Белоруссии наверняка потребуется масштабная экономическая помощь. Угроза санкций ставит важные задачи для Союзного государства Российской Федерации и Белоруссии. В их числе — создание платёжных механизмов, которые бы обеспечивали бесперебойные экономические связи в случае обострения санкционного давления.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».