На днях мировая общественность стала свидетельницей того, как творится история. Страны «шестерки» и Иран смогли достичь исторического соглашения-договоренности по вопросу иранской ядерной программы. Хотя сейчас мировые лидеры высказывают сдержанные комментарии по поводу несовершенств данного документа, политическую волю сторон и приложенные усилия, а главное, результат многолетних сложных раундов переговоров нельзя недооценивать. Ситуацию комментирует Антон Хлопков, директор Центра энергетики и безопасности.
На днях мировая общественность стала свидетельницей того, как творится история. Страны «шестерки» и Иран смогли достичь исторического соглашения-договоренности по вопросу иранской ядерной программы. Хотя сейчас мировые лидеры высказывают сдержанные комментарии по поводу несовершенств данного документа, политическую волю сторон и приложенные усилия, а главное, результат многолетних сложных раундов переговоров нельзя недооценивать. Ситуацию комментирует Антон Хлопков, директор Центра энергетики и безопасности.
Какую роль играет историческое соглашение, достигнутое по вопросу иранской ядерной программы?
Это не соглашение в классическом виде, а план действий. Стороны не подписывают его, а лишь согласовывают положения. Обнародование данного документа свидетельствует о том, что длительный марафон завершен успешно. Переговоры проходили долго и тяжело. Во многом нынешний результат стал возможен благодаря российским усилиям, которые сыграли критическую роль в 2012–2013 гг. Тогда ни иранская сторона, ни США не демонстрировали особого стремления продолжать регулярный диалог в формате «шестерки». Благодаря усилиям российской дипломатии переговорный процесс удалось сохранить до очередных президентских выборов в Иране, когда к власти пришел Хасан Рухани, и начался более конструктивный диалог. Если бы переговорный процесс не был сохранен в 2012-2013 гг., когда благодаря лидерству со стороны Москвы прошли встречи в Багдаде, Москве, Стамбуле и дважды Алмате, то этот механизм было бы очень сложно запустить заново. На нынешнем этапе ключевыми переговорщиками стали США и Иран, поскольку кризис вокруг иранской ядерной программы – это в первую очередь следствие более глубокого кризиса в американо-иранских отношениях, который берет начало с Исламской революции 1979 года.
Важно отметить, что Венская договоренность демонстрирует эффективность политико-дипломатических инструментов по урегулированию международных кризисов, в том числе в области нераспространения ядерного оружия. В последние годы США неоднократно либо угрожали, либо использовали военные инструменты во время урегулирования кризисов. Данный результат, достигнутый при активном участии России, лишний раз демонстрирует, что политико-дипломатические инструменты работают, а международный формат урегулирования – наиболее эффективный. Попытки решить отдельные кризисы за счет односторонних действий в прошлом показали либо свою неустойчивость (со временем эти договоренности нарушались).
Я надеюсь, что Венские договоренности также будет импульсом для активизации усилий по решению ядерного кризиса на Корейском полуострове. В последние годы в США избегали активного и системного участия в международных усилиях по снижению напряженности в регионе, в том числе отмахивались от инициатив, исходящих из Пхеньяна. Прогресс по иранской проблематике должен стимулировать участников шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова всерьез задуматься о необходимости скорейшего возобновления диалога.
Будут ли пересматривать данную договоренность?
Не секрет, что в Тегеране и в Вашингтоне есть достаточно серьезные силы, с озабоченностью воспринимающие настоящие переговоры и их результаты. Поэтому критическим для договоренности будет период в конце 2017 года, т.е. примерно год спустя после очередных президентских выборов в США. В профильных ведомствах к тому времени будут назначены ключевые должностные лица, что может повлиять на позицию правительства США в отношении договоренности, особенно если президентом станет кандидат от республиканцев.
Новой интерпретации договоренности исключать нельзя. Важно не забывать, что она содержит обязательства со стороны всех стран – участниц переговоров. Сюда входит, помимо прочего, обязательство США и европейских стран снять многолетний санкционный режим в отношении Ирана по мере того, как Тегеран будет выполнять свою часть положений договоренности.
Беседовала Мария Гурова, редактор сайта РСМД