Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин в беседе с программным директором РСМД Иваном Тимофеевым и старшим аналитиком космического центра Сколтеха Ярославом Меньшениным поделился соображениями о необходимости изучения нелинейных систем, ценностях свободного действия, а также тем, какие специальности и каким образом изменятся.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин в беседе с программным директором РСМД Иваном Тимофеевым и старшим аналитиком космического центра Сколтеха Ярославом Меньшениным поделился соображениями о необходимости изучения нелинейных систем, ценностях свободного действия, а также тем, какие специальности и каким образом изменятся.

Исак Давидович, если посмотреть на цели Федеральных государственных образовательных стандартов, то одна из них — «преемственность основных образовательных программ» школьного и высшего образования. Каким образом обеспечить, с одной стороны, достоверность знаний, а с другой, «преемственность» на всех уровнях образования и во всех регионах?

Я прошу прощения за возможную резкость, но за подобными вопросами стоит линейная картина мира, исключающая роль случайности и человеческой инициативы. Такие слова, как «преемственность», линейные. А я считаю, что нужно обсуждать нелинейные богатые среды. Связано это с тем, что лишь у малого числа людей есть последовательные проекты, а 50% людей уже через три года работают не по специальности. Поэтому ответа на ваш вопрос в моей картине мира нет.

В таком случае, возникает вопрос, каким образом эти стандарты разрабатываются, поскольку именно в их описании и фигурируют такие термины как «преемственность»? Учитывается ли при этом международный опыт?

Мы учитываем международный опыт, но с сильным советским преломлением. Калинин говорил, что воспитание — это наука о том, как из любого материала сделать человека по заданному образцу. Этот поход никуда не делся. Он все время себя проявляет. Поэтому, например, и эти стандарты ориентированы на линейное выстраивание. При этом я не против, чтобы внутри одной дисциплины была линейность, то есть, чтобы был некий культурный образец: например, не стоит начинать учить стереометрию до того, как пройдена планиметрия. Но ситуация, на самом деле, не столь линейна, как она видна в стандартах.

Считаете ли Вы, что учителям в школах необходимо давать больше свободы в их действиях?

Нужно давать больше свободы и больше спрашивать. И результаты, конечно, будут другие, потому что свободное действие всегда энергичнее, глубже и умнее действия несвободного. Есть десятки исследований, которые это доказывают.

Нет ли противоречия в том, что одновременно предлагается и дать больше свободы, и больше спрашивать? Учителя жалуются на большое количество формальностей: необходимость заполнения различных бумаг, отчетов и тому подобных вещей.

Я бы сформулировал так: нужно дать больше свободы и внятно пояснить, за что собираешься спрашивать. И долго не менять эти правила. В самом по себе «спрашивании» нет ничего плохого. Свобода, с моей точки зрения, связана с результативностью.

Уже больше десяти лет в России действует Единый государственный экзамен (ЕГЭ). С позиции человека, не понаслышке знакомого как со школьным образованием, так и с университетским, считаете ли Вы, что ЕГЭ оправдывает себя?

ЕГЭ на сто процентов себя оправдывает. У меня есть масса претензий к ЕГЭ, но то, как раньше поступали с итоговой оценкой, а, тем более, со вступительными экзаменами, вообще никуда не годилось. Были расценки на поступление в вуз. Контрольные работы массово переписывались. Конечно, ЕГЭ все еще примитивен по ряду аспектов, но в целом – это движение в правильном направлении.

Вы были одним из создателей концепции Открытого образования в России. При этом в одном из проектов было принято решение обучать выпускников технических университетов гуманитарным областям знаний. Подход себя оправдал?

Оправдал. Важно уметь переходить из одного состояния в другое. Я считаю, что развитие шестого чувства, о котором писал Николай Гумилев, полезно и важно. Практика это тоже подтверждает.

В статье «Незавершенный переход: от госплана — к мастер-плану», написанной совместно с Ярославом Кузьминовым и Дмитрием Семеновым, Вы отмечали, что лишь около 50% студентов первого курса инженерных специальностей имеют приемлемый для обучения уровень знаний. В качестве одной из мер решения данной проблемы было предложено сократить бюджетный прием на инженеров вдвое, в два раза увеличив при этом финансирование подготовки в расчете на одного студента. Известны ли Вам примеры подобных экспериментов в каких-либо университетах? Можно ли применить подобный подход и к другим специальностям?

kantiana.ru
Игорь Жуковский:
Время университетов

Я уверен, что такой подход нужно применять к другим специальностям. Шанс нужно давать всем студентам. В томском ТУСУРе мне как-то рассказывали, что 14 тыс. платных заочников обучают по принципу «кто справится – тот справится». А деньги, заплаченные этими заочниками, университет инвестирует в 1,5 тыс. отобранных студентов, занимающихся по инновационной программе. Я сторонник того, что высшие учебные заведения должны быть местом, где необходимо поддерживать наиболее продуктивных. Конечно, можно считать, что высшее образование — это общественное благо, где о более слабых нужно больше заботиться. Но это путь в никуда.

Есть целый ряд университетов, которые делают программы для отличников. Подобные программы существуют в различных странах, в том числе, в России и США. Отбираются 200 человек, за каждого из которых государство платит по сто тысяч. Получается 20 миллионов. Из них 15 миллионов тратится на обучение 25 студентов — больше работают с ними индивидуально, отправляют на стажировки и так далее. А остальные средства тратятся на оставшихся студентов.

Каков Ваш прогноз по наиболее востребованным специальностям в перспективе десяти-двадцати лет? Будут ли среди них такие, которые сегодня трудно вообразить? Будут ли новые организационные формы работы?

Интересны два вопроса, с моей точки зрения. Первый — какие специальности исчезнут. На моей памяти, исчезли чертежники. И второй — какие специальности и каким образом изменятся. И в этом смысле я согласен с коллегами из Гарвардской школы образования, изучающими данные перемены. Почти все специальности, требующие рутинной работы с данными, будут автоматизированы.

Касательно новых организационных форм работы, у меня нет ощущения, что люди будут меньше работать. Люди будут работать в Интернете. Вот, например, электронная почта: раньше ответ на бумаги составлял 3-4 дня, пару лет назад стали требовать ответить «завтра”», а сейчас указывают даже время, к которому нужно отправить ответ.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся