Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.53)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Мурад Садыгзаде

Президент Центра ближневосточных исследований, руководитель Центра образования и сотрудничества ИВ РАН, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, РАНХиГС и МГИМО МИД России

Один самых «непотопляемых» политиков современности — Биньямин Нетаньяху — снова вернулся на политическую арену Израиля в конце прошлого года и смог сформировать самое правое правительство за всю историю Израиля. Хотя политический кризис, проявлением которого стали пять внеочередных парламентских выборов в период с 2019 по 2022 гг., и связывали с личностью самого «Биби», только он и мог бы его урегулировать.

Подтверждением его решительности в борьбе с «лихорадкой» стало объявление программы всеобъемлющей реформы судебной системы страны и других изменений, которые позволят достигнуть трех основных целей правительства «Биби». Речь идет о решении проблемы приобретения Ираном ядерного оружия, объединении центра страны с перифериями (инфраструктурные проекты, повышение благосостояния и уровня жизни граждан) и восстановлении безопасности и системы внутреннего управления. Читая между строк, можно выделить основную идею премьер-министра Б. Нетаньяху — нивелирование внутренних инструментов сдерживания для реализации поставленных целей.

Для принятия решений нужна консолидация силы и власти в руках правящей коалиции — в этом и состоит основная цель юридической реформы. Она способна убрать барьеры при реализации политики нового правительства. Но обратной стороной этих изменений может стать разрушение хрупкой системы сдержек и противовесов внутри страны и установление авторитарной политической системы, с ценностями которой многие в Израиле будут не согласны.

Один самых «непотопляемых» политиков современности — Биньямин Нетаньяху — снова вернулся на политическую арену Израиля в конце прошлого года и смог сформировать самое правое правительство за всю историю Израиля. Его возвращение не стало неким сюрпризом, поскольку нестабильное состояние политической системы еврейского государства не позволяло стране развиваться и формулировать для себя четкую позицию по защите интересов Израиля и граждан в период глобальной турбулентности, вызванной противостоянием России и Запада на фоне украинского конфликта. Хотя политический кризис, проявлением которого стали пять внеочередных парламентских выборов в период с 2019 по 2022 гг., и связывали с личностью самого «Биби», только он и мог бы его урегулировать.

Подтверждением его решительности в борьбе с «лихорадкой» стало объявление программы всеобъемлющей реформы судебной системы страны и других изменений, которые позволят достигнуть трех основных целей правительства «Биби». Речь идет о решении проблемы приобретения Ираном ядерного оружия, объединении центра страны с перифериями (инфраструктурные проекты, повышение благосостояния и уровня жизни граждан) и восстановлении безопасности и системы внутреннего управления. Читая между строк, можно выделить основную идею премьер-министра Б. Нетаньяху — нивелирование внутренних инструментов сдерживания для реализации поставленных целей.

Прежде чем раскрыть суть изменений в Израиле, стоит отметить, что трансформация мирового порядка и нестабильность мировой экономической системы создают необходимость в сильных лидерах, которые нацелены на защиту национальных интересов и укрепление системы управления государством. Иными словами — большинство стран становятся более авторитарными, поскольку их управление более эффективно и своевременно в трудные времена. Спойлер — Израиль также движется в этом направлении под руководством Биньямина Нетаньяху, но это вовсе не означает, что виноват в этом он. Это, скорее, про глобальные тренды и обстоятельства непреодолимой силы, которые были определены «невидимой рукой и небесной волей», а «Биби» станет их исполнителем, как и многие другие лидеры суверенных государств.

Этот тренд был замечен и оппозиционными Б. Нетаньяху силами, которые присоединились к демократическим. Улицы Тель-Авива и ряда других крупных городов наполнялись демонстрантами, выкрикивавшими антиправительственные лозунги. Поводом к этим протестам стала судебная реформа Министра юстиции Израиля Ярива Левина, которая резко ограничит полномочия Высокого суда по блокированию законов и решений правительства, которые считаются дискриминационными и/или недемократическими, предоставит правительству контроль над отбором судей и упразднит позиции советников Минюста, которые назначались генеральным прокурором.

Не получается переубедить, значит, пора реформировать

Основа изменений юридической системы состоит из четырех пунктов. Первый касается комиссии, которая назначает судей Верховного суда. Сейчас она состоит их девяти человек: четверо судей, трое членов правительства и двое представителей общественности, избираемых Коллегией адвокатов. Планируется ее расширить до 11 человек: трое министров правительства, в том числе министр юстиции, который возглавит комитет; трое депутатов, один из которых, возможно, будет членом оппозиции, хотя законопроект не закрепляет этого условия; двое представителей общественности, которые теперь будут назначаться министром юстиции; и трое судей Верховного суда, включая председателя. Противники изменений говорят о том, что таким образом правящие политические группы получат гарантированные семь голосов комиссии из 11 возможных.

Вторым пунктом реформ вводится практически полное ограничение возможности пересмотра решений Кнессета (фактически правящей коалиции). Суды не имеют более права пересматривать поправки к основным законам. По остальным законам изменения могут быть внесены лишь при заседании коллегии из 15 судей, где решение об отмене закона может принято лишь при получении 12 из 15 голосов. Хотя, если правящая коалиция после решения суда во второй раз сможет рассмотреть в парламенте страны законопроект и принять его, то решение суда окажется недействительным.

Третьим пунктом является запрет на использование «критерий разумности» для суда. Данный критерий пользуется широкой популярностью в судебной практике Израиля и зачастую создаёт барьеры для полноценной реализации необходимых решений со стороны правящей коалиции. Если рассмотреть этот аспект в практической плоскости, то стоит вспомнить ситуацию с назначением председателя «Шас» Арьи Дери министром от правящей коалиции. Он был ранее трижды судим; хотя законодательство не запрещает условно судимым занимать должности в правительстве, в данном случае юридический советник правительства Бахарав-Миара сочла этот шаг «неразумным».

Четвертый пункт предполагает внедрение в штат каждого министерства позиции юрисконсульта, который сможет отстаивать их позицию в различных вопросах правового характера. Это изменение отменит монополию юридического советника, который ранее занимался подобного рода вопросами.

Таким образом, судебная система страны после реализации данных изменений перетерпит значительные изменения и потеряет некоторые рычаги давления на законодательную ветвь власти — то есть саму власть. Критики реформы утверждают, что подобные тренды приведут к нарушению системы сдержек и противовесов политической жизни Израиля, «узурпации» власти Б. Нетаньяху и его союзниками, а также к разрушению институтов демократии в стране.

Справедливости ради отметим, что чаяния властей о судебной реформе небезосновательны. Израильская судебная система, безусловно, создавала много «головной боли» власть имущим, блокируя разные законопроекты как в сфере обеспечения безопасности и политических вопросов, так в области правовых изменений в экономике. Неоднократно принятые властями законы отменялись решением Высшего суда, что не только раздражало власти, но и не позволяло им реализовывать свою политику и приводило к политическому и иным кризисам в стране.

Что надумал «Биби»?

Ставший в третий раз премьер-министром Биньямин Нетаньяху не понаслышке знает о проблемах между правящими силами и Высшим судом, но, будучи опытным политиком, он также осознает масштаб происходящих в мире событий и то, чем это может обернуться для Израиля. Его очередной приход к власти доказывает, что большая часть граждан и элиты Израиля понимают, что на мир надвигается небывалый по масштабам «политический шторм», в котором смогут выжить лишь те, кто будет решительным, жёстким и сильным. Именно такими эпитетами можно описать «Биби», который готовится к этой всемирной буре, укрепляя свои позиции.

Б. Нетаньяху предстоит решить ряд очень сложных вопросов, для чего ему понадобится поддержка и лояльность населения. Среди этих проблем вопрос балансирования между Западом и странами мирового большинства. На Израиль все чаще давят со стороны Запада в вопросе поставок вооружений для Украины, а также присоединения к антироссийскому блоку, но «Биби» понимает, что для его страны ему необходимо поддерживать нейтралитет и заниматься решением своих вопросов так же, как это делают в соседних странах арабского мира и в Турции. Нейтралитет и балансирование позволяют им обогащаться, что было бы не лишним и для экономики Израиля, которая все еще испытывает на себе последствия пандемии «СOVID-19 и политического кризиса.

Вопросы угрозы со стороны Ирана — один из факторов, вокруг которого формируется как внешняя политика Израиля, так и политика безопасности страны. В этом плане недавняя эскалация также говорит о том, что правительство Б. Нетаньяху может активизировать военное противостояние с Тегераном. Вероятность прямого вооруженного столкновения растет, но видится неготовность к нему обеих сторон. В связи с этим, на наш взгляд, стоит ожидать альтернативных видов противостояния и гибридных войны в регионе. Но ситуация приближается к «градусу кипения» в разных точках мира — в это время процесс формирования нового мирового порядка и разработки новых международных норм и правил служит благодатной почвой для потенциального прямого вооруженного конфликта.

Там, где Израиль, там и палестинская проблема, которая никак не может найти своего решения. Попытки американцев мирить Израиль с арабскими государствами не содействуют урегулированию, и Соглашения Авраама не стали исключением. «Арабская улица» по-прежнему не принимает факт существования еврейского государства и не поддерживает нормализацию без окончательного решения палестинского вопроса. Но всякое его решение, приемлемое для «арабской улицы», априори не может быть в интересах Израиля. С правым правительством «Биби» ситуация накаляется, возникает все больше вопросов безопасности общества. Регулярные перестрелки, теракты и вылазки радикальных элементов держат жителей страны в страхе за свою жизнь. Действующее правительство, скорее всего, продолжит политику расширения еврейских поселений и давления на палестинское сопротивление.

Именно эти вопросы, вкупе с различными вызовами внешней и внутренней повестки придется решать новому правительству Биньямина Нетаньяху. Для принятия решений нужна консолидация силы и власти в руках правящей коалиции — в этом и состоит основная цель юридической реформы. Она способна убрать барьеры при реализации политики нового правительства. Но обратной стороной этих изменений может стать разрушение хрупкой системы сдержек и противовесов внутри страны и установление авторитарной политической системы, с ценностями которой многие в Израиле будут не согласны. Так или иначе, предполагается, что правящая коалиция во главе с «Ликудом» сможет реализовать данные реформы, возможно, и не в такой радикальной форме, которая была озвучена министром Юстиции. Израилю нужны перемены, чтобы стать частью нового формирующего мирового порядка.


(Голосов: 17, Рейтинг: 4.53)
 (17 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся