Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.17)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Мошкова

Руководитель израильского направления Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии, аспирантка факультета международных отношений СПбГУ

2 апреля 2018 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху приостановил соглашение с ООН по делам беженцев о переселении африканских мигрантов в Европу и легализации части из них в Израиле. Решение Б. Нетаньяху вызвало недовольство среди израильских политиков. Премьер-министру крайне невыгодна любая угроза дестабилизации правой коалиции, и критика его действий сторонниками оказалась для премьера тревожным сигналом. Поскольку решение о приостановке соглашения было принято по политическим причинам, правительство Израиля сейчас ищет выход из ситуации.

Неизвестна судьба тех мигрантов, которые уже находятся на территории Государства — выслать их обратно в Судан и Эритрею не представляется возможным. Руанда и Уганда отказываются выступить в роли «третьих стран», западные государства также не готовы принять у себя африканских граждан.

Сторонники Б. Нетаньяху из правого лагеря предложили свой вариант решения проблемы. Речь идёт о возможности ограничить свободу нелегальных мигрантов без решения суда на сколь угодно длинный срок, пока не будет решена их судьба и найдены новые варианты депортации. Однако представляется, что подобное решение будет заблокировано БАГАЦем — Высшим судом справедливости. Чтобы реализовать этот план, необходимо внести изменения в один из Основных законов Государства, что, по сути, будет означать измену конституционным принципам и принципам демократического государства, приверженцем которых Израиль является с момента своего основания. Изменение одного из Основных законов может открыть путь к новым поправкам, которые в дальнейшем приведут к репрессиям.


В понедельник 2 апреля 2018 г. премьер-министр Государства Израиль Биньямин Нетаньяху заявил о заключении соглашения с ООН о депортации нелегальных мигрантов с территории страны. Израильский лидер отметил, что управление верховного комиссара ООН по делам беженцев дало согласие на выезд нелегальных мигрантов из Африки в Канаду, Германию и Италию. Речь идёт о 16 тыс. человек (всего же в Государстве на данный момент находятся около 35 тыс. беженцев). Взамен столько же мигрантов получат статус временных жителей в Израиле, а оставшиеся претенденты на статус беженцев будут вывезены с территории южного Тель-Авива в небольшие израильские города, чтобы вся нагрузка не упала на бедные районы столицы, которые нуждаются в серьёзной санации. Именно на восстановление этих районов планировалось потратить сэкономленные за счёт реализации соглашения средства.

Всего через несколько часов Б. Нетаньяху на своей странице в Facebook опубликовал пост о том, что инициатива заморожена.

Проблема беженцев для Израиля давно является болевой точкой. Ещё в 2017 г. Тель-Авив заявлял о намерениях выслать с территории Государства около 40 тыс. африканских мигрантов; с того момента депортировали примерно половину. Чуть позже Еврокомиссия пообещала выделить 500 млн евро, чтобы поддержать государства ЕС, которые будут готовы принять африканцев.

Причины приостановления соглашения. Внутренняя политика

AFP PHOTO / Menahem KAHANA

Решение по нескольким тысячам граждан Судана и Эритреи принималось на фоне критики, которой Б. Нетаньяху подвергли его сторонники — представители правого лагеря. В частности, министр образования, министр по связям с диаспорой и глава партии «Еврейский дом» («Байт Иегуди») Нафтали Беннет не одобрил соглашение с ООН, поскольку в случае его реализации 16 тыс. африканских граждан остались бы на территории Государства с временным статусом на срок не менее пяти лет, а это автоматически превращает Израиль в «рай для нелегалов». Кроме того, Н. Беннет осудил сам факт принятия решения лично Б. Нетаньяху без обсуждения правительством. В этом Н. Беннета поддержал министр финансов и лидер партии «Кулану» Моше Кахлон.

В 2019 г. в Израиле состоятся очередные парламентские выборы. Партии «Ликуд», которая с 2009 г. находится у власти, важно сохранить за собой 30 мест в Кнессете и не допустить усиления левого оппозиционного лагеря. В связи с этим Б. Нетаньяху крайне важно единство в рядах правых, и критика его действий сторонниками оказалась для премьера тревожным сигналом.

Кроме того, события вокруг африканских мигрантов разворачиваются на фоне очередного коррупционного скандала с участием израильского лидера. В середине февраля израильская полиция сделала заявление о том, что уже собрана законодательная база по делу о возможном обвинении Б. Нетаньяху в коррупции. С момента начала своего первого срока на посту премьер-министра (1996 г.) Б. Нетаньяху и его супруга Сара 19 раз становились объектами полицейских расследований. Политические конкуренты Б. Нетаньяху, в частности глава партии «МЕРЕЦ» Заава Гальон, глава «Сионистского лагеря» Ави Габай, глава партии «Ха-Тнуа» Ципи Ливни и главный противник премьера Яир Лапид (лидер партии «Еш Атид») уже обратились к главе государства с просьбой покинуть его пост. Несмотря на то что, как и в предыдущих случаях, Б. Нетаньяху рассматривает происходящее исключительно как атаку на демократию и попытку своего главного политического конкурента — лидера левой партии «Еш Атид» Яира Лапида — отстранить «Ликуд» от власти нелегитимным путем, ему крайне невыгодна любая угроза дестабилизации правой коалиции.

Нетаньяху крайне важно единство в рядах правых, и критика его действий сторонниками оказалась для премьера тревожным сигналом.

Резкую критику соглашение вызвало также у жителей южных районов Тель-Авива, для которых реализация плана не изменит ситуацию в корне и означает лишь одно — африканские беженцы, многие из которых — мусульмане, останутся ещё на долгие годы их соседями. В своем заявлении в Facebook израильский лидер отметил важность для него мнения представителей южного Тель-Авива, с которыми он собирается встретиться, прежде чем принять окончательное решение совместно с Агентством по делам беженцев ООН.

Позиция стран ЕС

Первоначальный план Израиля подразумевал отправку мигрантов из Судана и Эритреи, чьё возвращение на родину невозможно юридически, в Руанду. В течение последних двух лет велась работа над тем, чтобы мигранты могли быть депортированы без их согласия в какую-либо «третью страну»; и такой вариант казался правительству единственно верным. Ещё в начале февраля 2018 г. именно о Руанде говорили как об этой «третьей стране». Руанда, впрочем, вначале согласившись и приступив к выполнению операции по депортации, затем под давлением «Нового израильского фонда» вышла из соглашения, а сама идея вызвала протесты в израильском обществе.

Резкую критику соглашение вызвало также у жителей южных районов Тель-Авива, для которых реализация плана не изменит ситуацию в корне и означает лишь одно — африканские беженцы, многие из которых — мусульмане, останутся ещё на долгие годы их соседями.

Последующее заявление израильского лидера о том, что управление верховного комиссара ООН по делам беженцев дало согласие на выезд мигрантов в Канаду, Германию и Италию, вызвало недоумение политиков европейских стран. В частности, в итальянской газете Corriere della Sera появился комментарий Министерства иностранных дел, в котором утверждается, что Италия не давала согласия на переселение африканских мигрантов в течение пяти лет, а также что МИДу вообще не известно о договоре, который Государство Израиль якобы заключило с агентством по делам беженцев.

Посольство Германии в Тель-Авиве также опровергло слова Б. Нетаньяху и сообщило, что Израиль и ООН не обращались к Берлину по вопросу возможности принять беженцев из Африки. Официальных комментариев из Канады пока не поступало.

Израильская сторона немедленно отреагировала на заявления европейских стран, и в канцелярии Б. Нетаньяху объяснили, что вышеупомянутые страны были названы израильским лидером «просто для примера», а провести с западными странами переговоры по вопросам приёма беженцев — это обязанность ООН.

Дальнейшие сценарии развития ситуации

REUTERS / BAZ RATNER
Антимигрантская акция жителей юга Тель-Авива

Поскольку решение о приостановке соглашения было принято, очевидно, по политическим причинам, правительство Израиля сейчас ищет выход из ситуации. После заморозки соглашения представитель Израиля вылетел в некую африканскую страну, которая может стать новой «третьей страной» и принять у себя беженцев. Поскольку ранее, помимо Руанды, в качестве нового убежища мигрантов рассматривалась также Уганда, речь, как предполагалось, шла именно о ней. Генеральный прокурор Израиля Авихай Мандельблит в четверг 5 апреля подтвердил эту информацию и заявил о том, что Израиль при желании сможет добиться таких условий, которые сделали бы депортацию возможной. Однако на данный момент полностью повторяется сценарий с Руандой — министр иностранных дел Уганды Генри Окелло Орием не признаёт наличия у страны каких-либо соглашений с Израилем и заявляет, что все беженцы, оказавшиеся на территории страны, будут немедленно высланы обратно.

Добившись приостановки соглашения, сторонники Б. Нетаньяху из правого лагеря предложили свой вариант решения проблемы. В частности, с инициативой выступили представители партии «Еврейский дом». Они намерены внести изменения в один из Основных законов Государства (в Государстве Израиль нет конституции, её функцию выполняет ряд так называемых Основных законов) — Закон о человеческой свободе. Согласно новому параграфу, депутаты Кнессета смогут вторично утвердить новый закон и, если большинство депутатов (минимум 61 из 120) проголосуют «за», то он войдёт в силу, а действие Основного закона в этом случае фактически сойдёт на нет. Применительно к конкретной ситуации речь идёт о возможности ограничить свободу нелегальных мигрантов без решения суда на сколь угодно длинный срок, пока не будет решена их судьба и найдены новые варианты депортации. Подобные меры уже могли быть приняты в 2014 г., однако тогда Верховный суд Израиля отменил такой закон, противоречащий Основному.

Проблема беженцев давно стоит в ряду внутренних израильских проблем, которые на повестку дня ставят те или иные лоббистские группировки или даже отдельные депутаты Кнессета.

Проблема беженцев давно стоит в ряду внутренних израильских проблем, которые на повестку дня ставят те или иные лоббистские группировки или даже отдельные депутаты Кнессета. В их числе отстаивание интересов и изменение статуса галахических неевреев (евреев по отцу), проблема смешанных браков и статуса супруга-нееврея, проблема законодательного закрепления института гражданского брака (на сегодняшний день в Израиле существует только брак через раввинат) и т. д. Во всех случаях говорить о скором изменении ситуации не приходится, поскольку по большому счету эти проблемы существуют со времен основания Государства.

Однако ситуация с мигрантами сегодня гораздо более драматична, поскольку может повлиять на фундамент израильского общества. Это то, что на шахматном языке носит название «цугцванг». С одной стороны, неизвестна судьба тех мигрантов, которые уже находятся на территории Государства — выслать их обратно в Судан и Эритрею не представляется возможным. Руанда и Уганда отказываются выступить в роли «третьих стран», западные государства также не готовы принять у себя африканских граждан. Если бы беженцы обладали информацией, что в Израиле их могут держать в тюрьме без суда и следствия неограниченное количество времени, пока они не согласятся уехать, то Государству, очевидно, было бы легче контролировать приток мигрантов. Однако сейчас такая ситуация невозможна, поскольку подобное решение будет заблокировано БАГАЦем — Высшим судом справедливости. Чтобы реализовать этот план, необходимо внести изменения в один из Основных законов Государства, что, по сути, будет означать измену конституционным принципам и принципам демократического государства, приверженцем которых Израиль является с момента своего основания. Изменение одного из Основных законов может открыть путь к новым поправкам, которые в дальнейшем приведут к репрессиям.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.17)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся