2 апреля 2018 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху приостановил соглашение с ООН по делам беженцев о переселении африканских мигрантов в Европу и легализации части из них в Израиле. Решение Б. Нетаньяху вызвало недовольство среди израильских политиков. Премьер-министру крайне невыгодна любая угроза дестабилизации правой коалиции, и критика его действий сторонниками оказалась для премьера тревожным сигналом. Поскольку решение о приостановке соглашения было принято по политическим причинам, правительство Израиля сейчас ищет выход из ситуации.
Неизвестна судьба тех мигрантов, которые уже находятся на территории Государства — выслать их обратно в Судан и Эритрею не представляется возможным. Руанда и Уганда отказываются выступить в роли «третьих стран», западные государства также не готовы принять у себя африканских граждан.
Сторонники Б. Нетаньяху из правого лагеря предложили свой вариант решения проблемы. Речь идёт о возможности ограничить свободу нелегальных мигрантов без решения суда на сколь угодно длинный срок, пока не будет решена их судьба и найдены новые варианты депортации. Однако представляется, что подобное решение будет заблокировано БАГАЦем — Высшим судом справедливости. Чтобы реализовать этот план, необходимо внести изменения в один из Основных законов Государства, что, по сути, будет означать измену конституционным принципам и принципам демократического государства, приверженцем которых Израиль является с момента своего основания. Изменение одного из Основных законов может открыть путь к новым поправкам, которые в дальнейшем приведут к репрессиям.
В понедельник 2 апреля 2018 г. премьер-министр Государства Израиль Биньямин Нетаньяху заявил о заключении соглашения с ООН о депортации нелегальных мигрантов с территории страны. Израильский лидер отметил, что управление верховного комиссара ООН по делам беженцев дало согласие на выезд нелегальных мигрантов из Африки в Канаду, Германию и Италию. Речь идёт о 16 тыс. человек (всего же в Государстве на данный момент находятся около 35 тыс. беженцев). Взамен столько же мигрантов получат статус временных жителей в Израиле, а оставшиеся претенденты на статус беженцев будут вывезены с территории южного Тель-Авива в небольшие израильские города, чтобы вся нагрузка не упала на бедные районы столицы, которые нуждаются в серьёзной санации. Именно на восстановление этих районов планировалось потратить сэкономленные за счёт реализации соглашения средства.
Всего через несколько часов Б. Нетаньяху на своей странице в Facebook опубликовал пост о том, что инициатива заморожена.
Проблема беженцев для Израиля давно является болевой точкой. Ещё в 2017 г. Тель-Авив заявлял о намерениях выслать с территории Государства около 40 тыс. африканских мигрантов; с того момента депортировали примерно половину. Чуть позже Еврокомиссия пообещала выделить 500 млн евро, чтобы поддержать государства ЕС, которые будут готовы принять африканцев.
Причины приостановления соглашения. Внутренняя политика
Решение по нескольким тысячам граждан Судана и Эритреи принималось на фоне критики, которой Б. Нетаньяху подвергли его сторонники — представители правого лагеря. В частности, министр образования, министр по связям с диаспорой и глава партии «Еврейский дом» («Байт Иегуди») Нафтали Беннет не одобрил соглашение с ООН, поскольку в случае его реализации 16 тыс. африканских граждан остались бы на территории Государства с временным статусом на срок не менее пяти лет, а это автоматически превращает Израиль в «рай для нелегалов». Кроме того, Н. Беннет осудил сам факт принятия решения лично Б. Нетаньяху без обсуждения правительством. В этом Н. Беннета поддержал министр финансов и лидер партии «Кулану» Моше Кахлон.
В 2019 г. в Израиле состоятся очередные парламентские выборы. Партии «Ликуд», которая с 2009 г. находится у власти, важно сохранить за собой 30 мест в Кнессете и не допустить усиления левого оппозиционного лагеря. В связи с этим Б. Нетаньяху крайне важно единство в рядах правых, и критика его действий сторонниками оказалась для премьера тревожным сигналом.
Кроме того, события вокруг африканских мигрантов разворачиваются на фоне очередного коррупционного скандала с участием израильского лидера. В середине февраля израильская полиция сделала заявление о том, что уже собрана законодательная база по делу о возможном обвинении Б. Нетаньяху в коррупции. С момента начала своего первого срока на посту премьер-министра (1996 г.) Б. Нетаньяху и его супруга Сара 19 раз становились объектами полицейских расследований. Политические конкуренты Б. Нетаньяху, в частности глава партии «МЕРЕЦ» Заава Гальон, глава «Сионистского лагеря» Ави Габай, глава партии «Ха-Тнуа» Ципи Ливни и главный противник премьера Яир Лапид (лидер партии «Еш Атид») уже обратились к главе государства с просьбой покинуть его пост. Несмотря на то что, как и в предыдущих случаях, Б. Нетаньяху рассматривает происходящее исключительно как атаку на демократию и попытку своего главного политического конкурента — лидера левой партии «Еш Атид» Яира Лапида — отстранить «Ликуд» от власти нелегитимным путем, ему крайне невыгодна любая угроза дестабилизации правой коалиции.
Резкую критику соглашение вызвало также у жителей южных районов Тель-Авива, для которых реализация плана не изменит ситуацию в корне и означает лишь одно — африканские беженцы, многие из которых — мусульмане, останутся ещё на долгие годы их соседями. В своем заявлении в Facebook израильский лидер отметил важность для него мнения представителей южного Тель-Авива, с которыми он собирается встретиться, прежде чем принять окончательное решение совместно с Агентством по делам беженцев ООН.
Позиция стран ЕС
Первоначальный план Израиля подразумевал отправку мигрантов из Судана и Эритреи, чьё возвращение на родину невозможно юридически, в Руанду. В течение последних двух лет велась работа над тем, чтобы мигранты могли быть депортированы без их согласия в какую-либо «третью страну»; и такой вариант казался правительству единственно верным. Ещё в начале февраля 2018 г. именно о Руанде говорили как об этой «третьей стране». Руанда, впрочем, вначале согласившись и приступив к выполнению операции по депортации, затем под давлением «Нового израильского фонда» вышла из соглашения, а сама идея вызвала протесты в израильском обществе.
Последующее заявление израильского лидера о том, что управление верховного комиссара ООН по делам беженцев дало согласие на выезд мигрантов в Канаду, Германию и Италию, вызвало недоумение политиков европейских стран. В частности, в итальянской газете Corriere della Sera появился комментарий Министерства иностранных дел, в котором утверждается, что Италия не давала согласия на переселение африканских мигрантов в течение пяти лет, а также что МИДу вообще не известно о договоре, который Государство Израиль якобы заключило с агентством по делам беженцев.
Посольство Германии в Тель-Авиве также опровергло слова Б. Нетаньяху и сообщило, что Израиль и ООН не обращались к Берлину по вопросу возможности принять беженцев из Африки. Официальных комментариев из Канады пока не поступало.
Израильская сторона немедленно отреагировала на заявления европейских стран, и в канцелярии Б. Нетаньяху объяснили, что вышеупомянутые страны были названы израильским лидером «просто для примера», а провести с западными странами переговоры по вопросам приёма беженцев — это обязанность ООН.
Дальнейшие сценарии развития ситуации
Поскольку решение о приостановке соглашения было принято, очевидно, по политическим причинам, правительство Израиля сейчас ищет выход из ситуации. После заморозки соглашения представитель Израиля вылетел в некую африканскую страну, которая может стать новой «третьей страной» и принять у себя беженцев. Поскольку ранее, помимо Руанды, в качестве нового убежища мигрантов рассматривалась также Уганда, речь, как предполагалось, шла именно о ней. Генеральный прокурор Израиля Авихай Мандельблит в четверг 5 апреля подтвердил эту информацию и заявил о том, что Израиль при желании сможет добиться таких условий, которые сделали бы депортацию возможной. Однако на данный момент полностью повторяется сценарий с Руандой — министр иностранных дел Уганды Генри Окелло Орием не признаёт наличия у страны каких-либо соглашений с Израилем и заявляет, что все беженцы, оказавшиеся на территории страны, будут немедленно высланы обратно.
Добившись приостановки соглашения, сторонники Б. Нетаньяху из правого лагеря предложили свой вариант решения проблемы. В частности, с инициативой выступили представители партии «Еврейский дом». Они намерены внести изменения в один из Основных законов Государства (в Государстве Израиль нет конституции, её функцию выполняет ряд так называемых Основных законов) — Закон о человеческой свободе. Согласно новому параграфу, депутаты Кнессета смогут вторично утвердить новый закон и, если большинство депутатов (минимум 61 из 120) проголосуют «за», то он войдёт в силу, а действие Основного закона в этом случае фактически сойдёт на нет. Применительно к конкретной ситуации речь идёт о возможности ограничить свободу нелегальных мигрантов без решения суда на сколь угодно длинный срок, пока не будет решена их судьба и найдены новые варианты депортации. Подобные меры уже могли быть приняты в 2014 г., однако тогда Верховный суд Израиля отменил такой закон, противоречащий Основному.
Проблема беженцев давно стоит в ряду внутренних израильских проблем, которые на повестку дня ставят те или иные лоббистские группировки или даже отдельные депутаты Кнессета. В их числе отстаивание интересов и изменение статуса галахических неевреев (евреев по отцу), проблема смешанных браков и статуса супруга-нееврея, проблема законодательного закрепления института гражданского брака (на сегодняшний день в Израиле существует только брак через раввинат) и т. д. Во всех случаях говорить о скором изменении ситуации не приходится, поскольку по большому счету эти проблемы существуют со времен основания Государства.
Однако ситуация с мигрантами сегодня гораздо более драматична, поскольку может повлиять на фундамент израильского общества. Это то, что на шахматном языке носит название «цугцванг». С одной стороны, неизвестна судьба тех мигрантов, которые уже находятся на территории Государства — выслать их обратно в Судан и Эритрею не представляется возможным. Руанда и Уганда отказываются выступить в роли «третьих стран», западные государства также не готовы принять у себя африканских граждан. Если бы беженцы обладали информацией, что в Израиле их могут держать в тюрьме без суда и следствия неограниченное количество времени, пока они не согласятся уехать, то Государству, очевидно, было бы легче контролировать приток мигрантов. Однако сейчас такая ситуация невозможна, поскольку подобное решение будет заблокировано БАГАЦем — Высшим судом справедливости. Чтобы реализовать этот план, необходимо внести изменения в один из Основных законов Государства, что, по сути, будет означать измену конституционным принципам и принципам демократического государства, приверженцем которых Израиль является с момента своего основания. Изменение одного из Основных законов может открыть путь к новым поправкам, которые в дальнейшем приведут к репрессиям.