Новые условия, в которых оказалась Россия в результате отказа стран Запада от сотрудничества практически во всех сферах, ставят задачу переосмысления подходов к подготовке специалистов-международников. Отечественная экономика остро нуждается в профессионалах, готовых работать на новых, непривычных направлениях. Проблемы, спровоцированные политикой США и их союзников, усугубляются критической нехваткой компетентных кадров, способных предоставлять качественную экспертизу и осваивать новые сегменты международных рынков в условиях санкций.
Впитав в себя многие западные принципы, российское образование при этом уделяет недостаточно внимания развитию навыков толерантного восприятия других культур. Это существенный пробел, последствием которого становится непонимание, как можно эффективно работать с партнерами, у которых совершенно другой менталитет и система ценностей. Повышенный спрос на изучение восточных языков уже скоро обеспечит большое количество выпускников, которые будут в той или иной степени ими владеть. Однако это не является ключом к решению проблем, поскольку во многих азиатских культурах успешному экономическому сотрудничеству непременно предшествует общение, длительная коммуникация, формирование доверительных отношений, которые зачастую оказываются приоритетными по сравнению даже с выгодой от сделок. Рассматривая большой и разнообразный мир через линзу европейских культурных традиций, сложно достичь ощутимых результатов на незападных рынках.
В настоящее время ключевым, а по многим направлениям безальтернативным партнером России выступает Китай. Позиция «благожелательного нейтралитета» в отношении Москвы позволила отечественной экономике избежать системного кризиса в условиях резкого сокращения торгового и инвестиционного сотрудничества с Европой. При этом в стране сохраняется низкий уровень знаний о крупнейшем соседе, и его восприятие как партнера часто варьируется из крайности в крайность — от идеализации до демонизации. Завышенные ожидания, связанные с тесными политическими контактами и определением официальными лицами российско-китайских отношений как «лучших за всю историю», искаженное понимание мотивов поведения экономических акторов, их менталитета, а также общего контекста, в котором осуществляется российско-китайское взаимодействие, чревато разочарованием и, как следствие, ошибочными действиями, результатом которых часто становится недополученная выгода.
Активизация на африканском направлении, где российскому бизнесу приходится конкурировать с китайскими, американскими и европейскими компаниями, давно и прочно присутствующими на рынках Африки, также требует большего количества профильных специалистов. Для развития российской экономики требуются квалифицированные специалисты-практики в различных областях, одновременно обладающие хотя бы базовыми компетенциями страноведа, позволяющими вести успешное сотрудничество с зарубежными партнерами. На подготовку таких кадров «с нуля» нужно время. В сложившихся обстоятельствах решением могут стать курсы повышения квалификации в области выстраивания взаимодействия на перспективных для отечественной экономики направлениях. Причем знания и компетенции в данной сфере необходимы не только представителям бизнеса, но и чиновникам регионального и федерального уровня. Кроме того, в обозримой перспективе международникам-лингвистам придется конкурировать на рынке труда не только друг с другом, но и с искусственным интеллектом, который уже активно задействуется для осуществления переводов. В этой связи представляется важным развивать компетенции, которые еще долго не будут доступны ИИ-технологиям, а именно понимание мировоззрения и психологии представителей других культур.
Новые условия, в которых оказалась Россия в результате отказа стран Запада от сотрудничества практически во всех сферах, ставят задачу переосмысления подходов к подготовке специалистов-международников. Отечественная экономика остро нуждается в профессионалах, готовых работать на новых, непривычных направлениях. Проблемы, спровоцированные политикой США и их союзников, усугубляются критической нехваткой компетентных кадров, способных предоставлять качественную экспертизу и осваивать новые сегменты международных рынков в условиях санкций.
За сменой вектора внешней политики РФ явно не успевают другие сферы взаимодействия с дружественными странами. Так, активизация на африканском направлении, где бизнесу приходится конкурировать с китайскими, американскими и европейскими компаниями, давно и прочно присутствующими на рынках Африки, требует большего количества профильных специалистов. По оценкам директора Института Африки РАН И.О. Абрамовой, примерно с 2035 г. 60% прироста всего мирового рынка труда будет осуществляться за счет этого континента, а к 2050 г. на нем будет проживать от 25% до 32% мирового населения, что значительно изменит не только демографическую картину мира, но и потребительский спрос. Понятно, что перспективы сотрудничества на данном направлении будут расти в геометрической прогрессии, и на среднесрочной временной дистанции будут все более востребованы специалисты, разбирающиеся в специфике социально-экономического, политического устройства разных африканских государств и культурных особенностях проживающих в них народов.
В настоящее же время ключевым, а по многим направлениям безальтернативным партнером России выступает Китай. Позиция «благожелательного нейтралитета» в отношении Москвы позволила отечественной экономике избежать системного кризиса в условиях резкого сокращения торгового и инвестиционного сотрудничества с Европой. При этом в стране сохраняется низкий уровень знаний о крупнейшем соседе, и его восприятие как партнера часто варьируется из крайности в крайность — от идеализации до демонизации. Завышенные ожидания, связанные с тесными политическими контактами и определением официальными лицами российско-китайских отношений как «лучших за всю историю», искаженное понимание мотивов поведения экономических акторов, их менталитета, а также общего контекста, в котором осуществляется российско-китайское взаимодействие, чревато разочарованием и, как следствие, ошибочными действиями, результатом которых часто становится недополученная выгода.
Впитав в себя многие западные принципы, российское образование при этом уделяет недостаточно внимания развитию навыков толерантного восприятия других культур. Это существенный пробел, последствием которого становится непонимание, как можно эффективно работать с партнерами, у которых совершенно другой менталитет и система ценностей. Повышенный спрос на изучение восточных языков уже скоро обеспечит большое количество выпускников, которые будут в той или иной степени ими владеть. Однако это не является ключом к решению проблем, поскольку во многих азиатских культурах успешному экономическому сотрудничеству непременно предшествует общение, длительная коммуникация, формирование доверительных отношений, которые зачастую оказываются приоритетными по сравнению даже с выгодой от сделок. Рассматривая большой и разнообразный мир через линзу европейских культурных традиций, сложно достичь ощутимых результатов на незападных рынках.
Кроме того, в обозримой перспективе международникам-лингвистам придется конкурировать на рынке труда не только друг с другом, но и с искусственным интеллектом, который уже активно задействуется для осуществления переводов. В этой связи представляется важным развивать компетенции, которые еще долго не будут доступны ИИ-технологиям. Так, мы возвращаемся к умению выстраивать коммуникацию с представителями других культур, пониманию их мировоззрения и психологии.
Очевидно, что вернуться к прежнему уровню сотрудничества с европейскими странами в среднесрочной перспективе не удастся. Преодолеть привычки, формировавшиеся десятилетиями, когда восточные, африканские, латиноамериканские направления представлялись экзотическими и даже пугающими, — объективная необходимость, продиктованная изменением внешнеполитических условий. Однако на фоне смены ориентиров важно также не бросаться в крайности и избегать идеологизации образования. Некоторые перегибы официального дискурса, обращенного к недружественным странам, могут восприниматься неоднозначно и нашими зарубежными партнерами. Формирование сбалансированной и диверсифицированной дискурсивной стратегии представляет важную задачу государственного масштаба. Идеологизация же образовательных подходов в подготовке специалистов-международников может иметь негативные последствия в части выстраивания конструктивного взаимодействия на различных направлениях. Так, резкий отказ от любых западных веяний в угоду политической конъюнктуре чреват снижением качества образовательных программ. К подготовке кадров лучше подходить прагматично — анализировать и внедрять наиболее успешные практики. Известные достижения КНР в различных областях во многом обязаны способности наших соседей к осмыслению опыта других стран, причем как позитивного, так и неудачного. При этом в Китае зарубежный опыт подвергается рефлексии и адаптируется к национальным условиям, что обеспечивает его более эффективное внедрение. В данных процессах значительная роль отводится разветвленной сети аналитических центров, которых в стране насчитывается более 1900. В России же наблюдается недостаток качественной экспертизы по важным направлениям международного сотрудничества. Так, например, мощностей действующих аналитических институтов, занимающихся нашим ключевым партнером, Китаем, недостаточно для обработки информации с учетом масштабов и скорости происходящих в этой стране процессов.
Из упомянутой проблемы количества и качества экспертизы вытекает еще одна, напрямую связанная и с подготовкой международников, — недостаточное финансирование. Для развития российской экономики требуются квалифицированные специалисты-практики в различных областях, одновременно обладающие хотя бы базовыми компетенциями страноведа, позволяющими вести успешное сотрудничество с зарубежными партнерами. На подготовку таких кадров «с нуля» нужно время. В сложившихся обстоятельствах решением могут стать курсы повышения квалификации в области выстраивания взаимодействия на перспективных для отечественной экономики направлениях. Причем знания и компетенции в данной сфере необходимы не только представителям бизнеса, но и чиновникам регионального и федерального уровня, отвечающим за выстраивание политического фундамента. Государственные программы финансирования дополнительного страноведческого образования могли бы способствовать качественному улучшению практического сотрудничества России и ее зарубежных партнеров, принося стране имиджевые, политические и экономические дивиденды.
Стремительные трансформации, происходящие в системе международных отношений, изменение приоритетов российской внешней политики и глобальный тренд развития искусственного интеллекта диктуют необходимость пересмотра принципов подготовки специалистов-международников. Синтез успешных современных практик Востока и Запада, отказ от идеологизации, трезвая оценка своих возможностей и преимуществ, системный подход к повышению страноведческих компетенций действующих специалистов и подготовке новых могут стать трамплином в успешное международное будущее как для отдельно взятых профессионалов, так и для России как ответственного актора нового миропорядка.