Следует признать, что пандемия проявила множество проблем организационного и технического характера, а также пробелы в координации органов государственной власти в Украине. Последним частично удалось найти удачные решения вопросов за последние два месяца, но в большинстве случаев для преодоления образовавшихся проблем необходима дальнейшая системная работа.
Исходя из динамики распространения коронавируса в Украине, многие эксперты и представители власти говорят о том, что стране, скорее всего, удастся избежать самых пессимистических сценариев. Несмотря на последнее решение кабинета министров о продлении карантинных мер с 11 до 22 мая, правительство планирует смягчить некоторые ограничения. Так, будут открыты парки, зоны отдыха, парикмахерские и салоны красоты, летние площадки кафе и ресторанов. Рассматривается и возможность возобновления работы точек оптовой и розничной торговли (кроме зон развлечения и фудкортов ТРЦ) и заведений бытового обслуживания. Формат последующих решений, в первую очередь, будет зависеть от динамики распространения заболевания и соблюдения карантина большинством граждан.
Пандемия COVID-19 стала очередным вызовом для украинской власти и реальным тестом на способность принимать сложные управленческие решение под давлением общественности и обстоятельств. Индикатором того, насколько успешно президент В. Зеленский, кабинет министров, Верховная Рада и органы местно самоуправления справились с эпидемиологической угрозой, должно стать положение дел после окончания майских праздников — в этот период прогнозируют пик активности вируса в Украине. Следует признать, что пандемия проявила множество проблем организационного и технического характера, а также пробелы в координации органов государственной власти. Последним частично удалось найти удачные решения вопросов за последние два месяца, но в большинстве случаев для преодоления образовавшихся проблем необходима дальнейшая системная работа. Для объективности оценок ситуации и принятых мер попытаемся учесть все факторы, влияющие на распространения болезни в Украине и противодействие ей.
Принятые меры
Наблюдая опыт европейских стран, руководство страны решило действовать превентивно, на опережение, чтобы не допустить активного и бесконтрольного распространения вируса. Решение о введении карантина по всей стране было принято, когда в Украине зафиксировали только один лабораторно подтвержденный случай заболевания. 11 марта кабинет министров ввел ограничения на организацию массовых мероприятий (кроме тех, которые имеют государственное значение); ввел ограничения на границе, которые касались въезда иностранных граждан и работы международного авиасообщения с Украиной. Была также остановлена работа метрополитена во всех крупных городах, прекращено железнодорожное, авиа- и автобусное сообщение между регионами. В ряде областей, в зависимости от уровня потенциальной опасности распространения вируса, были введены дополнительные меры — школьники и студенты перешли на дистанционное обучение, были закрыты заведения общественного питания и запрещен въезд и выезд из некоторых населенных пунктов. Благодаря этим действиям властям удалось на некоторое время сдержать темпы прироста числа заболевших, что позволило аккумулировать все возможные ресурсы на уровне государства и подготовить систему здравоохранения к серьезному вызову.
Помимо этого, Верховная Рада проголосовала за ряд законопроектов, касающихся введения дополнительных мер для поддержки граждан и экономики в условиях карантина, что позволило несколько смягчить негативные последствия от фактической остановки экономики страны. В частности, для бизнеса были установлены льготы по уплате налога на прибыль, перенесены сроки подачи всей отчетности, введен запрет на повышение кредитных ставок на время карантина. Власти обязали все банки убрать пеню за несвоевременные выплаты по кредитным обязательствам для физических лиц. Были созданы определенные компенсаторы для представителей малого бизнеса в вопросах урегулирования сложностей в сфере оплаты аренды недвижимости, если арендатор не мог ею пользоваться по назначению в установленный период. В целом был принят целый комплекс изменений в налоговый кодекс, направленных на урегулирование экономической ситуации в краткосрочной перспективе.
Кроме этого, были расширены социальные программы помощи гражданам, временно или полностью лишившемся работы из-за пандемии. Правительство приняло решение об обеспечении выплат безработным и индивидуальным предпринимателям, у которых есть дети возрастом до 10 лет. Кабинет министров также постановил выделить дополнительные ресурсы для выплаты одноразовых пособий части пенсионеров, которые получают пенсии меньше 5 тыс. грн. ежемесячно.
Стоит отметить, что украинский парламент поддержал создание специального Фонда по борьбе с коронавирусом, на который выделили 64,7 млрд грн. По мнению властей, это позволит оперативно, а иногда даже в обход сложных бюрократических процедур распределять средства для поддержки системы здравоохранения и экономики, что очень важно в условиях перманентной турбулентности.
Насколько такие меры будут оправданы, мы сможем узнать через некоторое время, полагаясь на результаты анализа того, как будут расходоваться средства налогоплательщиков. К слову, уже не обошлось без ряда серьезных политических скандалов, которые негативно сказались на рейтингах власти. В первую очередь речь идет о явном нарушении правил карантина со стороны народного депутата из провластной фракции «Слуга народа» Николая Тищенко. Журналисты зафиксировали, что относящийся к пулу его интересов ресторан «Велюр» продолжал принимать VIP-посетителей, несмотря на установленный кабинетом министров запрет. Стоит также вспомнить о работе сети крупных строительных гипермаркетов «Эпицентр», когда более мелкие сети и отдельные магазины были вынуждены ждать окончания карантина. Позже фактический владелец сети и по совместительству народный депутат А. Герега попал в еще больший скандал. После прибытия в страну партии средств защиты, которую, к слову, встречал в аэропорту лично президент, он начал отправлять коммерческие предложения по продаже этих же средств мэрам крупных городов, используя при этом официальный депутатский бланк. Сложившаяся ситуация — явное нарушение закона, поскольку народным депутатам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
Следует заметить, что скандалы необходимо воспринимать скорее как исключение из правил и просчеты отдельных представителей руководства страны.
Смогла ли власть удержать вирус?
Принятие властями всех вышеупомянутых мер преследовало одну цель — максимально обезопасить собственных граждан от неконтролируемых темпов распространения заболевания, которые могли бы поставить под серьезный удар всю украинскую медицину и, впоследствии, здоровье и даже жизни тысяч людей. По состоянию на 5 мая в Украине 12 697 подтвержденных случаев заражений Covid-19, при этом 1 875 человек уже выздоровели, а число летальных исходов достигает 316.
Сравнивая эти данные с мировой статистикой, стоит отметить, что отношение числа выздоровевших к числу заболевших в Украине существенно ниже (14,7% — в Украине; 31% — в мире). Но это, в первую очередь, связано с тем, что основной процент зафиксированных случаев приходится на страны, где эпидемия длится на несколько недель дольше, и многие заболевшие уже успели выздороветь и повторно пройти все необходимые тесты. Что касается показателя смертности, то в Украине он равен 2,5%, а в мире – 7%.
Говоря о негативных тенденциях, стоит отметить, что из подтвержденных случаев заболевания почти 20% инфицированных — медики, что немного выше общемировой статистики, но с этой проблемой власти пытаются бороться путем увеличения закупок необходимых защитных костюмов и других медицинских средств. В. Зеленский заявил о необходимости пересмотра второго этапа так называемой медицинской реформы, которую разрабатывала экс-министр здравоохранения Ульяна Супрун. Напомню, что он начался еще 1 апреля и вызвал недоумение общественности и многих оппозиционных политиков, которые абсолютно справедливо критиковали власть за попытку закрытия ряда профильных учреждений; это могло привести к сокращению порядка 50 тыс. квалифицированных медицинских сотрудников. Еще одна негативная особенность реформы — сокращение количества психиатрических и противотуберкулезных диспансеров. Особое внимание заслуживают последние, так как в Украине проходят лечение порядка 20 тыс. человек, больных туберкулезом. Подобные меры представляются абсолютно правильными, но откровенно запоздалыми в контексте сегодняшних вызовов.
Чего стоит ожидать в среднесрочной перспективе?
Исходя из динамики распространения коронавируса в Украине, многие эксперты и представители власти говорят о том, что стране, скорее всего, удастся избежать самых пессимистических сценариев. Несмотря на последнее решение кабинета министров о продлении карантинных мер с 11 до 22 мая, правительство планирует смягчить некоторые ограничения. Так, будут открыты парки, зоны отдыха, парикмахерские и салоны красоты, летние площадки кафе и ресторанов. Рассматривается и возможность возобновления работы точек оптовой и розничной торговли (кроме зон развлечения и фудкортов ТРЦ) и заведений бытового обслуживания. Формат последующих решений, в первую очередь, будет зависеть от динамики распространения заболевания и соблюдения карантина большинством граждан.