Встреча канцлера ФРГ А. Меркель, президента Франции Ф. Олландом и президента России В. Путина 7 февраля 2014 г. в Москве стала результатом ухудшения отношений ведущих стран Запада с Россией в течение всего 2014 г. Такое ухудшение напоминало классические «войны по доверенности» периода биполярного мира и преследовало цель переориентации Украины с российского направления на западное.
Встреча канцлера ФРГ А. Меркель, президента Франции Ф. Олландом и президента России В. Путина 7 февраля 2014 г. в Москве стала результатом ухудшения отношений ведущих стран Запада с Россией в течение всего 2014 г. Такое ухудшение напоминало классические «войны по доверенности» периода биполярного мира и преследовало цель переориентации Украины с российского направления на западное. Начавшись с государственного переворота в Киеве и присоединения Крыма к России (на основании проведенного 16 марта 2014 г. не признанного Западом крымского референдума), украинский кризис развился в сторону вооруженного противостояния русскоязычного населения на востоке, юго-востоке Украины нового украинского националистического правительства и создания здесь не признанных Западом двух самопровозглашенных государственных образований ― Донецкой и Луганской республик.
Все это время позиции Запада и России по украинской проблеме вступали в противоречие. Противоправное аннексирование, по мнению Запада, украинского Крыма Россией благодаря использованию при проведении референдума российских войск с базы Черноморского флота позволило Западу провозгласить Россию агрессором и взять курс на ее международную изоляцию. Запад изгнал ее из «Группы восьми», свернул сотрудничество по линии Россия-НАТО, а также наложил разнообразные дипломатические и политические санкции. После крушения малазийского боинга МН17 над украинской территорией, произошедшего, по мнению Запада, по вине России, которая оказывала поддержку оружием и войсками русскоговорящему населению востока и юго-востока Украины, Запад наложил на Россию тяжелейшие секторальные экономические санкции в банковской, энергетической и военной областях.
Подписание Минского соглашения о прекращении огня на Украине от 5 сентября 2014 г. и признание Россией заинтересованности в сохранении целостности Украины при предоставлении статуса автономии восточным и юго-восточным территориям Украины не остановили наложения санкций.
Неспособность Запада добиться изменения российского курса в отношении украинского кризиса даже с помощью тяжелейших секторальных санкций на экономику России, постоянные бездоказательные обвинения президента Украины П. Порошенко в адрес России в оказании военной помощи ополченцам в течение всего 2014 г. и успешное наступление ополченцев на позиции украинских войск в начале 2015 г. привели к спешному размещению контингентов НАТО в Прибалтийских странах, к призыву проверить боеспособность арсеналов ядерного оружия стран-членов НАТО и к активному обсуждению в американских кругах необходимости предоставления по просьбе украинской стороны «летального оружия» для борьбы с якобы поддерживаемыми Россией ополченцами. Эти факты показали канцлеру ФРГ А. Меркель, что США из-за борьбы за влияние в мире с Россией способны ввергнуть Европу в Третью мировую войну с ядерным компонентом.
Это и заставило ее вместе с президентом Франции Ф. Олландом еще раз искать компромиссное решение украинской проблемы сначала в Киеве, а затем и в Москве в беседе с В. Путиным. На момент написания комментария уже стало известно о существовании согласованного в общих чертах между Германией, Францией, Украиной и Россией мирного плана и о решительном несогласии ведущих стран Европы (в том числе и Великобритании) с планами США о поставках Украине «летального оружия». Одобрение президентом США Б. Обамой во время визита в США 9 февраля 2015 г. А. Меркель нового мирного плана для Украины привело к тому, что он отложил принятие решения о поставках таких вооружений Украине на неопределенный срок. А европейские страны, уверенные, что Россия нуждается в Западе больше, чем он в ней, наложили на нее новые санкции и пригрозили дополнительными в случае неудачи будущих переговоров по новому мирному плану для Украины и его соблюдению.
Это немного отодвинуло начало ядерного «Армагеддона», но не исключило его полностью. Как показали события 2014 г., украинский кризис был изначально запрограммирован и управлялся США, вовлекая Украину в западную орбиту, подтверждая единство Запада, сплачивая Европу для изоляции России и уничтожая Россию в регионе и в мире. Первоначально США активно помогала А. Меркель, а потом очень быстро сменивший ее британский премьер Д. Кэмерон, усмотревший в конфликте способ решения для своей страны целого ряда политических и экономических проблем, начиная от укрепления пошатнувшихся британо-американских «особых отношений» и до политико-экономического сдерживания России.
Любопытно, что на Мюнхенской конференции 8 сентября 2014 г. британская сторона высказалась против предоставления «летального оружия» Украине, но оставила за собой право изменить решение. В целом европейцы выступают против начала новой войны на континенте, тем более с ядерным компонентом. Однако, как показало развитие кризиса в 2014 г., США обладают ресурсом заставить страны ЕС принимать нежелательные для них санкции. Если учесть тот факт, что американская экономика спровоцировала мировой экономический кризис 2008-2009 гг., приведший к началу долгового кризиса ЕС 2010 г., третья волна которого накрыла Европу в 2014 г., то США пытается сохранить свое лидерство в глобальном управлении благодаря внешнеполитическим достижениям. В такой ситуации Россия, как экономически ослабленный, но еще не утративший налета великодержавности нарушитель международного права, становится удачной кандидатурой.
Кроме того, начало войны на континенте поможет США на долгие годы устранить конкурентов в лице европейских стран и прежде всего динамично развивающихся Великобритании и Германии, а значит, править Европой и миром достаточно долго. Политическая конъюнктура в США тоже непостоянна. На данный момент существует мнение, что Б. Обама отложил решение о поставках оружия Украине, чтобы отдалиться от воинствующей позиции республиканцев в преддверии выборов. Однако в погоне за голосами избирателей Б. Обама все может быстро изменить. Необходимо идти на переговоры по урегулированию украинского кризиса, помня, что России Запад нужен больше, чем она — ему, а худой мир ― лучше доброй ссоры.