Выступление на VIII Международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху»
Приветствую участников конференции. Уверен в ее высокой результативности, в том, что обмен мнениями и углубленный анализ взаимодействия наших стран в различных сферах откроет новые перспективы расширения и углубления нашего стратегического партнерства.
Отношения России и Китая имеют «жизненно важное значение для современного миропорядка». Об этом заявил председатель КНР Си Цзиньпин по итогам переговоров с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным во время своего государственного визита в Москву. Его визит 20–22 марта этого года стал первым официальным зарубежным визитом после переизбрания на пост председателя КНР и это глубоко символично. Многие эксперты назвали прошедшие переговоры по важности «переговорами века» — ведь за встречей двух лидеров следил весь мир.
Российско-китайские переговоры подтвердили взаимопонимание и стратегическое партнерство двух по-настоящему независимых государств. Один из ключевых выводов по итогам визита Си Цзиньпина — Россия и Китай одинаково заинтересованы в построении нового мирового порядка, без гегемонии США и коллективного Запада.
Мы все сегодня являемся свидетелями радикальных, я бы даже сказал — драматических изменений современного мироустройства.
После распада Советского Союза и циничного предательства его бывших союзников исчезла и биполярность современного мира, которая сама по себе являлась сильным сдерживающим любые поползновения на мировую гегемонию фактором. Взамен у так называемых победителей в холодной войне окрепло желание показать, кто в доме хозяин. И, как показала жизнь, не только у Вашингтона.
Результат такого подхода отразился в итогах состоявшейся непосредственно перед российско-американскими переговорами в Женеве 16 июня 2021 г. серии западных мероприятий на высшем уровне: саммиты «группы семи» в британском Корнуолле и Североатлантического альянса в Брюсселе, а также встреча президента США Байдена с председателем Евросовета Шарлем Мишелем и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Эти заседания тщательно готовились таким образом, что не остается каких-либо сомнений — Запад хотел, чтобы всем было ясно: он как никогда един и будет делать на международное арене только то, что считает правильным, а других — прежде всего Россию и Китай — заставлять следовать заданному им курсу. В документах Брюсселя закреплено продвижение концепции «миропорядка, основанного на правилах» в противовес универсальным принципам международного права, закрепленным прежде всего в Уставе ООН.
От расшифровки своих «правил» Запад тщательно уходит, как и от вопросов о том, зачем они нужны, если есть тысячи инструментов международного права, под которыми все подписались и которые содержат четкие обязательства государств и транспарентные механизмы проверки их исполнения.
«Прелесть» западных «правил» именно в отсутствии конкретики: как только кто-то поступает вопреки воле Запада, тот мгновенно голословно заявляет о «нарушении правил» (предъявлять факты не станет) и объявляет о своем «праве "наказывать" нарушителя».
То есть чем меньше конкретики, тем больше развязаны руки для произвола — в интересах сдерживания конкурентов нечистоплотными методами.
Складывается впечатление, что руководство западных стран перетащило в XXI век колониальную идеологию XIX века, когда воля «белого господина» являлась обязательной к немедленному исполнению, забывая при этом, что ни Россия, ни Китай никогда колониями не были.
Сейчас много говорится о реформировании ООН при сохранении ее роли универсальной организации. Мы знаем, что КНР, как и Россия, в вопросах реформы ООН ставит задачей укрепление ее практического потенциала, центральной роли в международных делах и в этом наши подходы полностью совпадают.
Представляется, что уже сегодня, не дожидаясь окончания СВО, следовало бы задуматься о неких нормах/договоренностях в международных делах на будущее, о возможностях их достижения и последующего соблюдения в рамках ли существенно реформированной ООН или (кто знает?) какой-то новой универсальной организации. Ясно, что необходимо предусмотреть механизм, делающий невозможным положение, при котором эта организация утрачивает объективность и полностью играет лишь за одну команду.
Думается, что набором вышеозначенных вопросов уже сегодня можно было бы озадачить профильных специалистов и в России, и в Китае — пусть подтверждают свое высокое звание ученых, может быть даже в процессе совместной работы. Пусть попытаются найти решение фундаментального противоречия, зафиксированного в Уставе ООН между равнозначными принципами нерушимости границ государства и правом наций на самоопределение. Сейчас, как мы знаем, на вооружение берется тот принцип, который сиюминутно выгоден — стоит ли продолжать мириться с таким положением?
Сейчас возникает мир, в котором многое будет зависеть от России, Китая, стран Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. Новый миропорядок, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве и справедливости, — общая цель России, Китая и всех, кто разделяет эту идею. И в этом мире стратегическое сотрудничество России и Китая приобретает решающее значение.
Лидеры наших стран постоянно подтверждают заинтересованность в дальнейшем развитии торгово-экономических отношений, подчеркивают необходимость их углубления на всех направлениях. Уже намечены основные ориентиры. Это энергетика, финансы, промышленность, транспорт, торговля и многое другое. Россия и Китай нацелены на инновации и создание платформ по развитию взаимной торговли, трансграничного сотрудничества. Уже сегодня, благодаря налаженной инфраструктуре реализуются более 80 совместных российско-китайских проектов на сумму около 200 млрд долларов. В рамках научно-технического сотрудничества России и Китая развиваются технологии 5G, биомедицина, низкоуглеродные проекты, цифровая экономика. Обе страны в перспективе ждет ускоренная промышленная кооперация. Решены вопросы по взаиморасчетам и как следствие растет количество российских компаний, которые хотят сотрудничать с китайскими коллегами.
Как неоднократно отмечал президент В.В. Путин, Китай прочно занимает позицию ведущего внешнеторгового партнера России. По его словам, ожидается, что в нынешнем году Россия и КНР не только выйдут на объем торговли в 200 млрд долларов, но и превзойдут этот рубеж. И уже сейчас можно отметить, что объем российско-китайского товарооборота в январе–мае вырос на 51,9% в годовом сопоставлении, до 646 млрд юаней. Китайский экспорт в Россию вырос на 89,7%, импорт из РФ вырос на 29,9%.
Кроме того, Россия намерена наращивать поставки продовольствия на емкий китайский рынок. В частности, имеются возможности для существенного наращивания экспорта в КНР мяса, зерна и других категорий товаров. Профильные российские министерства ведут работу по обеспечению стандартов качества поставляемой из России в Китай и из Китая в Россию продукции, улучшению взаимного доступа продуктов питания.
Россия остается стратегическим поставщиком нефти, природного газа, в том числе сжиженного природного газа, а также угля и электроэнергии в Китай. Российский бизнес в состоянии удовлетворить растущий спрос со стороны китайской экономики в энергоносителях, как в рамках текущих проектов, так и тех, что сейчас находятся в процессе согласования.
Развивается приграничное сотрудничество и торговля, причем ведущую роль здесь играет провинция Хэйлунцзян — на эту провинцию приходится около 30 процентов всего российско-китайского товарооборота.
В Китае действует около 2 тысяч предприятий с российским капиталом.
Планомерно развивается сотрудничество в области культуры, науки, образования, военно-техническое сотрудничество. Так, могу привести яркий пример взаимодействия в последней упомянутой наиболее чувствительной сфере: по сообщению Минобороны России, Воздушно-космические силы (ВКС) России и Военно-воздушные силы (ВВС) Народно-освободительной армии Китая (НОАК) провели 7 июня совместное воздушное патрулирование в АТР. Авиагруппа, в состав которой вошли стратегические ракетоносцы Ту-95МС ВКС России и стратегические бомбардировщики Хун-6к ВВС Китая, осуществила воздушное патрулирование над акваториями Восточно-Китайского и Японского морей, западной частью Тихого океана. Совместный полет длился около восьми часов, истребительное прикрытие осуществлялось российскими Су-35С, Су-30СМ и китайскими Цзянь-11б.
В совместном заявлении по итогам визита председателя КНР в Москву об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, лидеры наших стран констатировали, что отношения Москвы и Пекина являются «зрелыми, стабильными, самодостаточными и крепкими» и «не направлены против третьих стран». Как подчеркивается в документе, «Россия заинтересована в стабильном и процветающем Китае, а Китай заинтересован в сильной и успешной России».
И, вполне естественно, что всеобъемлющее сотрудничество наших стран охватывает и парламентское измерение. Глубоко символично, что сопредседателем Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Всекитайского Собрания Народных Представителей Китайской Народной Республики является председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володин, а с китайской стороны — председатель Постоянного комитета ВСНП Чжао Лэцзи.
Сегодня парламентариям нужно активно размышлять не просто о том, в каком направлении мир может измениться в обозримом будущем, но и сможем ли мы повлиять на эти изменения. Мир переживает глубокие трансформации, перераспределяется глобальный баланс сил. Нет сомнений, что основным содержанием современной эпохи является объективный процесс формирования более демократичного, многополярного мироустройства. Процесс непростой, длительный. Наверное, он будет занимать целую эпоху.
Это — те темы, которые российская парламентская делегация планирует поднять в ходе своего намеченного на июль визита в Китайскую народную республику и предстоящих встреч с китайскими коллегами.
Я, к сожалению, не владею языком Конфуция, но в завершение своего выступления хотел бы продемонстрировать и китайским и российским участникам вот этот лозунг:
中俄战略合作万岁!
Китайские коллеги поймут, а для российских переведу:
«Да здравствует российско-китайское стратегическое партнерство!»
Именно стратегическое, ибо уже сами масштабы наших стран диктуют необходимость выстраивания совместной долгосрочной стратегии для решения фундаментальных задач современности.
Благодарю за внимание.