Ближний Восток остается постоянной головной болью и для лидеров великих держав, в том числе и для руководства Соединенных Штатов. Некогда безоговорочное и непререкаемое лидерство Вашингтона в регионе все чаще подвергается сомнению, а в самих США вновь активизируются дискуссии о будущем американской ближневосточной стратегии. Из многочисленных вызовов лидерству Штатов на Ближнем Востоке четыре выглядят наиболее сложными и потенциально разрушительными для долгосрочных интересов США.
Прежде всего, в регионе как никогда остро стоит вопрос о доверии к американским гарантиям безопасности. Сегодня на Вашингтон как на гаранта безопасности в полной мере полагаются разве что в Израиле. Поспешный и плохо организованный выход американцев из Афганистана в конце лета 2021 года долгим эхом отозвался по всему Ближневосточному региону, заставив многие державы задуматься о диверсификации своих внешнеполитических инвестиций, в том числе и за счет расширения взаимодействия с Москвой.
Второй, не менее острый вызов американскому лидерству — необратимая утрата былой экономической гегемонии США в регионе. Сегодня на позиции основного экономического партнера региона выдвинулся Китай, который к тому же далеко опередил Америку по реализации крайне важных для региона масштабных инфраструктурных проектов на Ближнем
Третий вызов связан с идеологическими основами внешнеполитической стратегии администрации Джо Байдена. Манихейские представления о международных отношениях как о противостоянии «хороших демократий» и «плохих автократий» мало коррелируют с реальностями Ближнего Востока, где нелегко найти политический режим, который бы вполне соответствовал западным стандартам либеральной демократии.
Четвертый вызов — необходимость выстраивать ближневосточную стратегию США в новых условиях обострения глобального противостояния великих держав. Согласовывать позиции Вашингтона, Москвы и Пекина по региональным проблемам становится всё труднее.
Ни Соединенные Штаты, ни коллективный Запад в целом в одиночку не в состоянии решить задачу стабилизации положения в отдельных странах Ближнего Востока, а тем более — задачу создания международных условий для безопасности и развития региона на долгосрочную перспективу. Ключи от будущего региона не находятся в Вашингтоне или в Брюсселе, их надо искать в Анкаре, в Эр-Рияде, в Тегеране, в Каире и других столицах ведущих стран Ближнего Востока.
Ближневосточный регион уже долгое время остается одним из главных генераторов международной нестабильности. Незавершенность процессов социальной и политической модернизации, выплеснувшаяся в начале прошлого десятилетия на площади и улицы арабских мегаполисов на огромном пространстве от Мавритании и Западной Сахары до Омана и Саудовской Аравии, по-прежнему никуда не делась. Она продолжает угрожать не только отдельным политическим режимам, но и основам государственности многих стран региона.
Ближний Восток остается постоянной головной болью и для лидеров великих держав, в том числе и для руководства Соединенных Штатов. Некогда безоговорочное и непререкаемое лидерство Вашингтона в регионе все чаще подвергается сомнению, а в самих США вновь активизируются дискуссии о будущем американской ближневосточной стратегии. Из многочисленных вызовов лидерству Штатов на Ближнем Востоке четыре выглядят наиболее сложными и потенциально разрушительными для долгосрочных интересов США.
Прежде всего, в регионе как никогда остро стоит вопрос о доверии к американским гарантиям безопасности. После окончания холодной войны Штаты выступали в роли незаменимого внешнего игрока, поддерживавшего устойчивый региональный баланс сил. Сегодня на Вашингтон как на гаранта безопасности в полной мере полагаются разве что в Израиле. Поспешный и плохо организованный выход американцев из Афганистана в конце лета 2021 года долгим эхом отозвался по всему Ближневосточному региону, заставив многие державы задуматься о диверсификации своих внешнеполитических инвестиций, в том числе и за счет расширения взаимодействия с Москвой.
Второй, не менее острый вызов американскому лидерству — необратимая утрата былой экономической гегемонии США в регионе. Времена, когда Соединенные Штаты были главным потребителем арабской нефти и основным экономическим партнером ведущих стран арабского мира, остались в прошлом. Сегодня на эти позиции выдвинулся Китай, который к тому же далеко опередил Америку по реализации крайне важных для региона масштабных инфраструктурных проектов на Ближнем Востоке. Стоит ли удивляться тому, что в январе этого года впервые за почти полвека руководство Саудовской Аравии объявило о готовности отказаться от эксклюзивного использования американской валюты в своих внешнеторговых расчетах?
Третий вызов связан с идеологическими основами внешнеполитической стратегии администрации Джо Байдена. Манихейские представления о международных отношениях как о противостоянии «хороших демократий» и «плохих автократий» мало коррелируют с реальностями Ближнего Востока, где нелегко найти политический режим, который бы вполне соответствовал западным стандартам либеральной демократии. Не случайно на организованный Вашингтоном в конце 2021 года виртуальный «Саммит за демократию» не была приглашена ни одна арабская страна, за исключением Ирака, где эффективность демократических институтов далеко не очевидна. Вопросы прав человека — серьезная проблема в отношениях США с большинством арабских стран, равно как и с Турцией, не говоря уже об Иране.
Четвертый вызов — необходимость выстраивать ближневосточную стратегию США в новых условиях обострения глобального противостояния великих держав. Если не так давно в Белом доме основной внешнеполитической угрозой стране считался международный терроризм, то сегодня в качестве главной угрозы солидарно выступают Россия и Китай. Согласовывать позиции Вашингтона, Москвы и Пекина по региональным проблемам становится всё труднее.
Одним из похвальных исключений из этого негативного тренда стало продление в начале января Советом Безопасности ООН действия трансграничного механизма поставок гуманитарной помощи в северо-западные районы Сирии. Но как возможно достичь прогресса в израильско-палестинском вопросе без возобновления усилий ближневосточного «квартета»? Как обеспечить безопасность мореходства в Ормузском проливе без договоренности между великими державами? Ясно, что ни Соединенные Штаты, ни коллективный Запад в целом в одиночку не в состоянии решить задачу стабилизации положения в отдельных странах Ближнего Востока, а тем более — задачу создания международных условий для безопасности и развития региона на долгосрочную перспективу.
Конечно же, пока еще рано списывать со счетов Вашингтон как одного из ведущих внешних игроков в Ближневосточном регионе. Без содействия США, а тем более при активном американском противодействии вряд ли стоит надеяться на большие успехи в распутывании сложного клубка региональных противоречий. Тем не менее ясно и другое: ключи от будущего региона не находятся в Вашингтоне или в Брюсселе, их надо искать в Анкаре, в Эр-Рияде, в Тегеране, в Каире и других столицах ведущих стран Ближнего Востока. Последний острый кризис в отношениях между Россией и Западом существенно расширил рамки стратегической автономии региональных игроков, и от этой вновь обретенной автономии они едва ли откажутся в обозримом будущем. А великие державы могут либо тем или иным образом содействовать решению проблем Ближнего Востока, либо так или иначе препятствовать их решению. Здесь каждый выбирает для себя.
Впервые опубликовано в «Известиях».