Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Никита Панин

Эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ

О больших итогах говорить пока рано — проступают только политические контуры, поскольку для того, чтобы понять, насколько успешными оказались договорённости экономического и гуманитарного характера, всё же должно пройти время.

На пленарном заседании саммита В. Путиным были фактически расширены «африканские тезисы» из новой Концепции внешней политики РФ — таким образом, выступление В. Путина можно трактовать как стратегию России на Африканском континенте, основные пункты которой:

  • Россия готова оказывать всяческое содействие тому, чтобы Африка превращалась в «самобытный и влиятельный центр мирового развития», укрепляла свою субъектность в мировых делах.
  • Россия не навязывает своим партнёрам какие бы то ни было модели политического устройства или социально-экономического развития, следует принципу невмешательства во внутренние дела.
  • Россия уважает и поддерживает суверенитет африканских стран, причём в речи президента была представлена во многом оригинальная «динамическая» трактовка суверенитета, предполагающая не некое единожды достигнутое состояние, а постоянную борьбу за поддержание этого состояния.

Эти три пункта накладываются на лейтмотив российской повестки в Африке — борьбу с «изощрённой неоколониальной политикой ряда развитых государств». Увязка этого тезиса, с одной стороны, с преемственностью по отношению к помощи Советского Союза во время борьбы с колониализмом, а с другой стороны, к финансово-экономическим и гуманитарным проявлениям неоколониальной политики (значит, затрагивающей важную для стран Африки повестку развития) во многом привела к тому, что эта тема была в целом позитивно воспринята участниками саммита и форума. В частности, этот «двойной узел» в своих выступлениях «подхватили» большинство присутствовавших африканских лидеров — многие на форуме говорили об этом с разных сторон.

На тематическом уровне российская стратегия в Африке выстраивается вокруг следующих приоритетов: продовольственная безопасность, энергетика, кадры, СМИ, торговля.

Важно отметить, что был сделан выбор в сторону его дальнейшей институционализации. Помимо итоговой декларации, был согласован План действий до 2026 г. Кроме того, приняты важные для общей повестки российской дипломатии политические декларации о предотвращении гонки вооружений в космосе, о сотрудничестве в области международной информационной безопасности, о укреплении сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Таким образом, основы российско-африканского взаимодействия в ходе состоявшегося саммита всё же были расширены.

С этой целью создаётся механизм постоянного диалогового партнёрства: фактически речь идёт о политических консультациях по самым разным вопросам. Интересно, что новые документы подразумевают и разноуровневое углубление интеграций: теперь видим не только формулу «АС — ЕАЭС», но и партнёрства с участием ОДКБ и ШОС. Кроме того, создаётся и Российско-африканский механизм по безопасности, в рамках которого понятие «безопасность» получило широкую «позитивную» трактовку: так, сюда включены вопросы терроризма и экстремизма, климата и продовольствия, космоса и информации. Отныне, видимо, каждый год будет проводиться парламентский форум «Россия — Африка», а на его полях — межпартийный диалог. Наконец, ещё одним свидетельством расширения рамок российско-африканского взаимодействия стало создания Совета глав регионов и муниципалитетов.

В политическом ключе по-новому выглядит заявление о том, что Россия не просто поддерживает подключение АС к работе «Большой двадцатки» в качестве полноправного участника (наравне с ЕС), но и готовность далее расширять представленность государств Африканского континента в этом ключевом формате (ранее речь шла лишь об АС).

Остаётся надеяться, что Петербургский саммит действительно послужит заделом для претворения в жизнь видения, предложенного по итогам встречи президентом Комор и текущим председателем АС: «Когда выигрывает Россия, выигрывает и Африка».

О больших итогах говорить пока рано — проступают только политические контуры, поскольку для того, чтобы понять, насколько успешными оказались договорённости экономического и гуманитарного характера, всё же должно пройти время.

На пленарном заседании саммита В. Путиным были фактически расширены «африканские тезисы» из новой Концепции внешней политики РФ — таким образом, выступление В. Путина можно трактовать как стратегию России на Африканском континенте, основные пункты которой:

  • Россия готова оказывать всяческое содействие тому, чтобы Африка превращалась в «самобытный и влиятельный центр мирового развития», укрепляла свою субъектность в мировых делах.
  • Россия не навязывает своим партнёрам какие бы то ни было модели политического устройства или социально-экономического развития, следует принципу невмешательства во внутренние дела.
  • Россия уважает и поддерживает суверенитет африканских стран, причём в речи президента была представлена во многом оригинальная «динамическая» трактовка суверенитета, предполагающая не некое единожды достигнутое состояние («получение своего флага», как говорили на Саммите), а постоянную борьбу за поддержание этого состояния.

Эти три пункта накладываются на лейтмотив российской повестки в Африке — борьбу с «изощрённой неоколониальной политикой ряда развитых государств». Увязка этого тезиса, с одной стороны, с преемственностью по отношению к помощи Советского Союза во время борьбы с колониализмом, а с другой стороны, к финансово-экономическим и гуманитарным проявлениям неоколониальной политики (значит, затрагивающей важную для стран Африки повестку развития) во многом привела к тому, что эта тема была в целом позитивно воспринята участниками Саммита и Форума. В частности, этот «двойной узел» в своих выступлениях «подхватили» большинство присутствовавших африканских лидеров — многие на форуме говорили об этом с разных сторон.

Одним из решений Саммита стало возобновление работы российских посольств в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее, которые были закрыты после распада СССР. Нужно заметить, что потенциал к дальнейшему расширению сети посольств не такой и большой. Сейчас российских дипмиссий (за исключением двух указанных стран) нет только в Либерии, Нигере, Того, Сьерра-Леоне, Сомали, Сан-Томе и Принсипи, Лесото — в советское время отношения с этими странами поддерживались на уровне посла. Наверняка с учётом складывающейся обстановки посольство со временем появится и в Нигере. Однако также предстоит рассмотреть вопрос открытия дипломатических представительств на Коморах (с учётом наметившегося «потепления» в отношениях после саммита), Южном Судане, Гамбии, Малави и Эсватини.

На форуме было также объявлено об открытии новых «Русских домов» (правда, без уточнений, где именно). Вообще, на сегодняшний день «Русские дома» полностью представлены в семи африканских странах (т.е. не считая ЮАР, где эти функции выполняет специальный отдел при посольстве), в то же время только в одной Индии их пять. Поэтому потенциал к расширению культурно-гуманитарной сети российского присутствия есть, и очень солидный, поскольку сейчас «Русскими домами» покрыты не все приоритетные для нас страны континента (а только Египет, Замбия, Республика Конго, Марокко, Танзания, Тунис, Эфиопия и отчасти ЮАР). Важно и то, что постепенно идёт работа по укреплению экономического присутствия: так, с июня этого года в Эфиопии функционирует торговое представительство России.

На тематическом уровне российская стратегия в Африке выстраивается вокруг следующих приоритетов:

  1. Продовольственная безопасность. За первое полугодие 2023 г. российские компании поставили в Африку 10 млн т зерна — при том, что за весь 2022 г. поставили 11,5 млн т. Вероятно, такие цифры означают, что за время действия «зерновой сделки» были найдены альтернативные коридоры поставок, настроена необходимая логистика. Судя по всему, на фоне прекращения «сделки» на этом и основано обещание российской стороны безвозмездно поставить около 250 тыс. т зерна в шесть наиболее нуждающихся в этом стран, причём в довольно сжатые сроки (в течение 3–4 месяцев).

  2. Энергетика. Интересно заявление о планах строительства АЭС в Уганде. Кроме того, обсуждались планы организации совместного производства электромобилей в Уганде, что могло бы быть интересно для российских предприятий, особенно учитывая богатые месторождения лития в стране. Однако отсутствие у России полной цепочки необходимых технологий ставит это направление перспективного сотрудничества под вопрос.

  3. Кадры. Это один из основных фокусов саммита, поддержанный в выступлениях практически всех участников. На площадке cаммита были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере образования как минимум с 6 странами: Эфиопией, Руандой, ЦАР, Джибути, Мали и Мозамбиком. Развивать каналы межвузовского взаимодействия планируют: Южный федеральный университет с Египтом и Сейшелами; Уральский федеральный университет с Алжиром, Демократической Республикой Конго, Марокко; Донской государственный технический университет с Замбией, Зимбабве, Нигерией, Танзанией и Сейшелами; Северо-Восточный федеральный университет с Камеруном и Мали; Кубанский государственный университет с Мали; Тульский государственный университет с Зимбабве; Московский государственный университет геодезии и картографии с Зимбабве; Чувашский государственный университет с Алжиром; РУДН с Замбией; Ростовский государственный университет с Замбией. Выбор партнёров во многом характеризует формирующийся сейчас список «приоритетных» для России африканских стран.

  4. СМИ. На форуме был заключён довольно большой пакет соглашений по СМИ, в число которых вошли «большие» СМИ: Africa24, Afrique Média, Label Media Plus, Al-Ghad, Pan African TV. Соглашения также заключались с отдельными странами: например, с Мали, ЦАР, Коморскими островами.

  5. Торговля. Выступая на саммите, президент ЦАР вновь подтвердил: «Африка ищет надёжных экономических и финансовых партнёров», во многом давая понять, что эта сфера является для африканских стран первоочередной. Интересно, что вопрос о списании долгов африканских стран на 23 млрд долл. с российской стороны был дополнен заявлением о планах выделения новых кредитов на 90 млн долл. на развитие, хотя и без уточнения списка проектов и условий. Тем не менее пакет заключённых экономических соглашений, видимо, оказался достаточно скромным, хотя пакет «формальных документов» по итогам саммита (см. ниже) шире, чем на встрече в Сочи в 2019 г.

Заметим также, что Петербургский саммит стал для африканских лидеров ещё и «встречей поколений». Несмотря на изоляцию «путчистов» со стороны ЭКОВАС в Западной Африке, президенты переходного периода Мали и Буркина-Фасо фактически впервые встретились со своими «старшими коллегами». Выступая на заседании, И. Траоре подчёркнуто говорил от лица нового поколения, как бы противопоставляя себя другим лидерам, но в то же время открыто попросив прощения: «Хотел бы сразу извиниться перед старшими. Извините, если я чем-то мог вас обидеть. Моё поколение задаётся многими вопросами и не получает ответов, а здесь мы чувствуем себя как дома, в семье». Возможно, такая встреча даст некий импульс реинтеграции этих стран в сообщество Западной Африки.

Говоря о самом формате «Россия — Африка», важно отметить, что был сделан выбор в сторону его дальнейшей институционализации. Помимо итоговой декларации, был согласован План действий до 2026 г. (видимо, когда настанет время проведения следующего саммита — тем более, что «в Африке множество кандидатов, которые готовы принять этот саммит, в том числе Коморские острова готовы это сделать»). Кроме того, приняты важные для общей повестки российской дипломатии политические декларации о предотвращении гонки вооружений в космосе, о сотрудничестве в области международной информационной безопасности, о укреплении сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Таким образом, основы российско-африканского взаимодействия в ходе состоявшегося саммита всё же были расширены.

Иван Лошкарев, Иван Копытцев:
Как БРИКС прирасти Африкой?

С этой целью создаётся механизм постоянного диалогового партнёрства: фактически речь идёт о политических консультациях по самым разным вопросам. Интересно, что новые документы подразумевают и разноуровневое углубление интеграций: теперь видим не только формулу «АС — ЕАЭС», но и партнёрства с участием ОДКБ и ШОС. Кроме того, создаётся и Российско-африканский механизм по безопасности, в рамках которого понятие «безопасность» получило широкую «позитивную» трактовку: так, сюда включены вопросы терроризма и экстремизма, климата и продовольствия, космоса и информации. Отныне, видимо, каждый год будет проводиться парламентский форум «Россия — Африка», а на его полях — межпартийный диалог. Наконец, ещё одним свидетельством расширения рамок российско-африканского взаимодействия стало создания Совета глав регионов и муниципалитетов. О серьёзности российских намерений говорит и заявление, что будет сформирована целевая программа помощи на 1,2 млрд руб. для борьбы с инфекционными заболеваниями.

В политическом ключе по-новому выглядит заявление о том, что Россия не просто поддерживает подключение АС к работе «Большой двадцатки» в качестве полноправного участника (наравне с ЕС), но и готовность далее расширять представленность государств Африканского континента в этом ключевом формате (ранее речь шла лишь об АС).

Остаётся надеяться, что Петербургский саммит действительно послужит заделом для претворения в жизнь видения, предложенного по итогам встречи президентом Комор и текущим председателем АС: «Когда выигрывает Россия, выигрывает и Африка».


(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся