Сегодня мировые лидеры готовятся к встрече в Организации Объединённых Наций, которая состоится в этом месяце в Нью-Йорке. Мы призываем их принять срочные меры для снижения риска ядерной конфронтации. Мы присоединяемся к растущему числу международных лидеров, выражающих тревогу в связи с новыми ядерными угрозами. В прошлом месяце мы стали свидетелями прекращения действия важнейшего Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) между США и Россией. Сегодня существуют серьёзные сомнения в отношении перспектив единственного оставшегося соглашения, ограничивающего и регулирующего стратегические ядерные вооружения Вашингтона и Москвы — нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). С вызовами сталкивается и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Уровень стабильности падает, в то время как риски возрастают. Северная Корея наращивает свой ядерный арсенал, испытывает ракеты и продолжает считать, что для неё существуют угрозы. Судьба межкорейского диалога и диалога между США и КНДР остается неопределённой. Напряженность в отношениях между ядерными конкурентами Индией и Пакистаном нарастает. После одностороннего нарушения условий ядерной сделки и возобновления санкций Вашингтоном Иран может отказаться от данной сделки, ограничивающей его возможности в области разработки ядерного оружия.
Кроме того, разработка новых военных технологий создаёт угрозу дестабилизации глобальных и региональных ядерных противостояний. Эти технологии развиваются быстро и совершенно бесконтрольно.
Со времен Карибского кризиса риск ядерного инцидента, неверной оценки ситуации или ошибки в расчётах еще никогда не был так высок. В данной ситуации нет места излишней самонадеянности. На кону безопасность не только в Европе.
Простым давлением на соперника стабильность не восстановить. Политически нереалистичные призывы изменить поведение не приведут к укреплению доверия. Ускорение гонки вооружений затрудняет как достижение доверия, так и более безопасное поведение. Можно вести переговоры с соперниками и при этом не мириться с их неприемлемым поведением. В ситуации дефицита доверия лидерам необходимо проанализировать накопленный за последние десятилетия опыт, чтобы найти способы снижения общих ядерных рисков. Мы настоятельно призываем лидеров на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций приступить к осуществлению нового совместного проекта по снижению ядерных рисков, отвечающего общим интересам и интересам всех наций. Это тем более необходимо сейчас, когда мы приближаемся к Обзорной конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая состоится в мае 2020 г. Этот договор на протяжении 50 лет служит основой для ядерного режима в мире.
Сегодня мировые лидеры готовятся к встрече в Организации Объединённых Наций, которая состоится в этом месяце в Нью-Йорке. Мы призываем их принять срочные меры для снижения риска ядерной конфронтации. Мы присоединяемся к растущему числу международных лидеров, выражающих тревогу в связи с новыми ядерными угрозами. В прошлом месяце мы стали свидетелями прекращения действия важнейшего Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) между США и Россией. Сегодня существуют серьёзные сомнения в отношении перспектив единственного оставшегося соглашения, ограничивающего и регулирующего стратегические ядерные вооружения Вашингтона и Москвы — нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). С вызовами сталкивается и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Уровень стабильности падает, в то время как риски возрастают. Северная Корея наращивает свой ядерный арсенал, испытывает ракеты и продолжает считать, что для неё существуют угрозы. Судьба межкорейского диалога и диалога между США и КНДР остается неопределённой. Напряженность в отношениях между ядерными конкурентами Индией и Пакистаном нарастает. После одностороннего нарушения условий ядерной сделки и возобновления санкций Вашингтоном Иран может отказаться от данной сделки, ограничивающей его возможности в области разработки ядерного оружия.
Кроме того, разработка новых военных технологий создаёт угрозу дестабилизации глобальных и региональных ядерных противостояний. Эти технологии развиваются быстро и совершенно бесконтрольно.
Со времен Карибского кризиса риск ядерного инцидента, неверной оценки ситуации или ошибки в расчётах еще никогда не был так высок. В данной ситуации нет места излишней самонадеянности. На кону безопасность не только в Европе.
Простым давлением на соперника стабильность не восстановить. Политически нереалистичные призывы изменить поведение не приведут к укреплению доверия. Ускорение гонки вооружений затрудняет как достижение доверия, так и более безопасное поведение. Можно вести переговоры с соперниками и при этом не мириться с их неприемлемым поведением. В ситуации дефицита доверия лидерам необходимо проанализировать накопленный за последние десятилетия опыт, чтобы найти способы снижения общих ядерных рисков. Мы настоятельно призываем лидеров на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций приступить к осуществлению нового совместного проекта по снижению ядерных рисков, отвечающего общим интересам и интересам всех наций. Это тем более необходимо сейчас, когда мы приближаемся к Обзорной конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая состоится в мае 2020 г. Этот договор на протяжении 50 лет служит основой для ядерного режима в мире.
Мы рекомендуем следующее:
— Российское и американское правительства должны соблюдать существующие обязательства, поддерживать существующие инструменты и разрабатывать новые подходы к решению более сложных задач в будущем. Это включает в себя продолжение следования основным целям Договора о РСМД (взаимное ядерное сдерживание в Европе и запрет на развертывание систем доставки ракет средней и меньшей дальности), осуществление и продление действия СНВ-III (с с обеспечением прозрачности) и активизацию переговоров о стратегической стабильности для снижения риска недопонимания и ошибок в расчётах.
— Признание со стороны Москвы и Вашингтона своей особой ответственности как держав с крупнейшими ядерными арсеналами и возобновление переговоров о стратегической стабильности с целью сдерживания ядерной гонки и принятия мер по сохранению ядерной стабильности. Российско-американские переговоры должны быть посвящены ядерной политике, типам ядерных вооружений и средствам их доставки — стратегическим и нестратегическим, развёрнутым и неразвёрнутым — а также технологиям с потенциальным стратегическим ядерным эффектом, представляющих особую опасность и несущих риски дестабилизации.
— Правительства стран Евро-Атлантического региона, где сосредоточено более 90% мирового ядерного оружия и четыре ядерные державы, должны активизировать свои усилия и разработать конкретные предложения по снижению ядерных рисков. Ухудшение отношений между Россией и Западом и крах контроля над ядерными вооружениями оказывают существенное влияние на европейскую безопасность.
— Китай и другие государства, обладающие ядерным оружием, должны содействовать работе по обеспечению стратегической стабильности. Для поиска эффективных механизмов взаимодействия с ядерными державами, не являющимися участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, должны быть предприняты многосторонние усилия.
— Мировые лидеры должны согласиться со следующими положениями:
-
ядерная стабильность будет настолько тесно связана с новыми технологиями, что для снижения ядерных рисков государствам необходимо сотрудничать. Вероятность дестабилизации ситуации со стороны негосударственных субъектов недопустимо высока;
-
возникающие сложности не являются ни основанием для отказа от соглашений о контроле над вооружениями, ни оправданием бездействия в вопросе согласования новых мер;
-
возвращение соперничества между великими державами делает многостороннее участие в обеспечении ядерной стабильности, прозрачности и предсказуемости еще более важным.
Только на основе сотрудничества во имя общих жизненно важных интересов мы сможем укрепить доверие и стабильность. Общие интересы требуют нового подтверждения приверженности коллективной ядерной дипломатии. От этого зависит евроатлантическая и глобальная безопасность.
Заявление подписано 112 членами Европейской сети лидеров из Албании, Австрии, Беларуси, Великобритании, Венгрии, Германии, Грузии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, России, Сербии, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции.
От России заявление подписали:
-
Анатолий Адамишин, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД
-
Алексей Арбатов, академик РАН, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, член РСМД
-
Александр Бессмертных, президент Международной Внешнеполитической Ассоциации, член РСМД
-
Евгений Бужинский, председатель Совета ПИР-Центра, генерал-лейтенант, вице-президент РСМД
-
Владимир Дворкин, генерал-майор, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
-
Игорь Иванов, президент РСМД
-
Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок
-
Борис Панкин, Чрезвычайный и Полномочный Посол России
-
Дмитрий Поликанов, член Совета ПИР-Центра
-
Сергей Рогов, академик РАН, научный руководитель ИСК РАН, член РСМД
-
Дмитрий Тренин, член РСМД
-
Вячеслав Трубников, член Дирекции ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, вице-президент РСМД
-
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков, член РСМД