Read in English
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 3.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

Седьмой пакет санкций Европейского союза в отношении России в связи с событиями на Украине запомнился запретами на импорт российского золота, расширением экспортного контроля, а также списка заблокированных лиц и организаций. Однако на периферии обсуждений оказалась важная новелла. В статью 9 Регламента Совета ЕС № 269/2014 была внесена норма о том, что находящиеся под блокирующими санкциями лица обязаны отчитаться перед компетентными органами страны ЕС о своих активах в юрисдикции Евросоюза. Сроки жёсткие. Отчётность нужно сдать до 1 сентября 2022 года. А тем, кто окажется под санкциями в будущем, — в течение шести недель. Кроме того, заблокированные лица обязаны сотрудничать с компетентным органом в случае проверки данной информации.

Скорее всего, власти ЕС хотят облегчить работу по поиску активов заблокированных лиц. Такую работу за них должны сделать сами подсанкционные лица. Если заблокированные лица не отчитаются о своих активах, то, согласно статье 9, их действия будут расценены как обход режима санкций.

В свою очередь, нарушение норм Регламента может повлечь за собой уголовную ответственность и конфискацию имущества, полученного в результате обхода санкций.

На сегодняшний день под блокирующими санкциями Евросоюза по украинской тематике находятся 110 юридических и 1229 физических лиц. Далеко не у всех есть собственность в ЕС. Но у других объёмы активов могут оказаться огромными, а попытки конфискации или уголовного преследования неизбежно вызовут новые политические трения. Например, в рамках того же седьмого пакета было заблокировано Россотрудничество, располагающее сетью Российских центров науки и культуры в странах ЕС. То же касается фонда «Русский мир» и его «Русских центров» в странах ЕС. Можно предполагать наличие активов в ЕС у заблокированного «Сбера» и ряда других российских банков, предприятий и отдельных предпринимателей.

Опыт кризиса вокруг транзита в Калининградскую область показал, что санкционные нормы ЕС могут трактоваться властями отдельных стран-членов весьма широко. Нельзя исключать того, что столь же широкие толкования получат и новеллы седьмого пакета.

Седьмой пакет санкций Европейского союза в отношении России в связи с событиями на Украине запомнился запретами на импорт российского золота, расширением экспортного контроля, а также списка заблокированных лиц и организаций. Однако на периферии обсуждений оказалась важная новелла. В статью 9 Регламента Совета ЕС № 269/2014 была внесена норма о том, что находящиеся под блокирующими санкциями лица обязаны отчитаться перед компетентными органами страны ЕС о своих активах в юрисдикции Евросоюза. Сроки жёсткие. Отчётность нужно сдать до 1 сентября 2022 года. А тем, кто окажется под санкциями в будущем, — в течение шести недель. Кроме того, заблокированные лица обязаны сотрудничать с компетентным органом в случае проверки данной информации.

Напомним, что суть блокирующих санкций состоит в том, что активы попавших под них физических лиц и организаций на территории ЕС замораживаются. Иными словами, они формально остаются в собственности таких лиц, но пользоваться ими запрещено. Понятие активов может включать в себя банковские счета, недвижимость, средства производства, транспортные средства и тому подобное. Кроме того, заблокированным лицам запрещено предоставлять «экономические ресурсы». На деле это означает запрет на подавляющее большинство экономических отношений с ними.

В чём смысл новеллы? Скорее всего, власти ЕС хотят облегчить работу по поиску активов заблокированных лиц. Такую работу за них должны сделать сами подсанкционные лица.

Если заблокированные лица не отчитаются о своих активах, то, согласно статье 9, их действия будут расценены как обход режима санкций.

В свою очередь, нарушение норм Регламента может повлечь за собой уголовную ответственность и конфискацию имущества, полученного в результате обхода санкций.

Статья 15 Регламента обязывает страны-члены разработать меры уголовного преследования за нарушение режима санкций ЕС, а также предпринять все необходимые меры для конфискации средств, вырученных в результате подобного нарушения. Иными словами, не отчитавшись о своих активах в ЕС, заблокированные лица рискуют оказаться перед судом по уголовным обвинениям или лишиться своего имущества.

Дискуссия о конфискации активов заблокированных россиян активно ведётся на Западе с февраля 2022 года. Работа над правовыми механизмами идёт в США. В Канаде рамочный механизм конфискации одобрен Сенатом. После принятия седьмого пакета санкций подобный механизм просматривается и в ЕС, хотя и в контексте обхода санкций из-за непредоставления информации.

Пока непонятно, как именно будут применяться данные нормы. Но существующий правовой механизм вполне может трактоваться странами-членами не в пользу заблокированных лиц. На сегодняшний день под блокирующими санкциями Евросоюза по украинской тематике находятся 110 юридических и 1229 физических лиц. Далеко не у всех есть собственность в ЕС. Но у других объёмы активов могут оказаться огромными, а попытки конфискации или уголовного преследования неизбежно вызовут новые политические трения. Например, в рамках того же седьмого пакета было заблокировано Россотрудничество, располагающее сетью Российских центров науки и культуры в странах ЕС. То же касается фонда «Русский мир» и его «Русских центров» в странах ЕС. Можно предполагать наличие активов в ЕС у заблокированного «Сбера» и ряда других российских банков, предприятий и отдельных предпринимателей. Доступ к их собственности и так должен быть заблокирован властями ЕС.

Но новые нормы седьмого пакета добавляют ещё и риски её конфискации в случае отсутствия отчётности в указанные сроки или отказа сотрудничать с компетентными органами.

Опыт кризиса вокруг транзита в Калининградскую область показал, что санкционные нормы ЕС могут трактоваться властями отдельных стран-членов весьма широко. Нельзя исключать того, что столь же широкие толкования получат и новеллы седьмого пакета. Необходимо быть готовыми к сценарию конфискации собственности отдельных лиц и структур в ЕС, а также их уголовного преследования в отдельных странах Евросоюза за нарушение норм санкционного законодательства.

Впервые опубликовано в Международном дискуссионном клубе «Валдай».

(Голосов: 7, Рейтинг: 3.86)
 (7 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся