В США набирает силу политическая кампания против КНР в связи с эпидемией COVID-19. Администрация Дональда Трампа заняла жёсткую позицию в отношении Пекина, возлагая на Китай значительную долю вины за ущерб от эпидемии. До конкретных действий, правда, дело пока не дошло, но можно ожидать экономических санкций против отдельных граждан КНР, органов власти или организаций, с которыми американцы будут связывать ответственность за распространение коронавируса.
В США набирает силу политическая кампания против КНР в связи с эпидемией COVID-19. Администрация Дональда Трампа заняла жёсткую позицию в отношении Пекина, возлагая на Китай значительную долю вины за ущерб от эпидемии. До конкретных действий, правда, дело пока не дошло, но можно ожидать экономических санкций против отдельных граждан КНР, органов власти или организаций, с которыми американцы будут связывать ответственность за распространение коронавируса.
К введению санкций администрацию может подтолкнуть Конгресс, где антикитайские настроения нарастают. Основными инициаторами здесь выступают республиканцы. За последние полтора месяца в Конгресс был внесён целый ряд законопроектов, которые предполагают санкции против КНР в связи с COVID-19. Наряду с законопроектами была также предложена целая серия резолюций, осуждающих Китай, призывающих его к ответственности, а заодно вновь поднимающих целый ряд других проблем. Среди них — права человека и права меньшинств.
На первый взгляд, активность Конгресса вряд ли стоит преувеличивать. Как и любой парламент, он является органом публичной политики. В отличие от карьерных государственных служащих в структуре исполнительной власти, конгрессменам важны резонанс, публичность, острая и хлёсткая реакция на важные проблемы. Поэтому многочисленные резолюции следует рассматривать не столько в качестве готовых внешнеполитических решений, сколько в контексте публичной политики и позиционирования в глазах избирателей. Особенно на фоне приближающейся президентской кампании. Инициаторам большинства антикитайских инициатив выступают именно республиканцы, пытаясь перехватить инициативу в предвыборной повестке.
Однако и недооценивать усилия конгрессменов тоже не стоит. Активность республиканцев созвучна позиции администрации. А значит, в случае прохождения через Палату представителей и Сенат, больших препятствий у законопроектов по Китаю и COVID-19 не будет, особенно если они дадут президенту свободу действий в калибровке санкций и иных мер. Важно и то, что администрация нередко играет на опережение и предпринимает меры, которые в самом Конгрессе находятся лишь на стадии обсуждения. С аппаратной точки зрения это правильный ход, который позволяет отчитываться перед Конгрессом с подготовленных позиций: «Вы только обсуждаете, а мы уже сделали». Президент США, скорее всего, не будет ждать прохождения законопроектов, а попросту задействует полномочия, данные ему Законом о чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA — International Emergency Economic Powers Act, 1977 год). Он вполне может объявить чрезвычайное положение в связи с предполагаемыми действиями КНР и угрозой эпидемии и выпустить один или несколько исполнительных указов, вводящих те или иные санкции против китайских граждан или организаций.
В самом Конгрессе активность в отношении КНР и COVID-19 идёт по нарастающей. На обсуждение был вынесен целый ряд резолюций, осуждающих Китай. Они хорошо иллюстрируют изменения антикитайского нарратива. Одна из первых резолюций появилась в Сенате ещё в феврале 2020 года (№ 497 от 11 февраля). Она отмечала заслуги китайского доктора Ли Вэньляна, одного из первых врачей, предупредивших об опасности нового вируса, умершего от COVID-19 и ставшего, по мнению американской стороны, жертвой цензуры китайских властей. Резолюция носила вполне умеренный характер, призывая Китай к открытости и сотрудничеству с США. В то же время в ней появляются и чисто политические элементы, например, «поддержка народа Китая в его требовании свободы слова».
Последующие документы выходят уже в более резком тоне. Резолюция Палаты представителей №907 от 24 марта 2020 года осуждала КНР за цензуру сообщений о вирусе на начальных этапах распространения, за отказ от сотрудничества с Центрами контроля и профилактики заболеваний США в течение месяца после того, как такое предложение поступило, а также за отрицание того, что болезнь передаётся от человека к человеку. Сюда же добавили сюжеты, напрямую с COVID-19 не связанные. В частности, призывы освободить задержанных уйгурских мусульман и закрыть все программы, связанные с принудительным трудом. Подобное смешение темы COVID-19 с другими чувствительными вопросами лишь ещё больше политизировало постановку вопроса. Аналогичную резолюцию (№ 552 от 24 марта) приняли и в Сенате. Она напрямую возлагала ответственность за эпидемию на правительство КНР, а также призывала к международному расследованию во главе с медицинскими властями США и других пострадавших стран. Важная часть резолюции — призыв к международному сообществу подсчитать ущерб, а также обозначить механизмы компенсации ущерба со стороны КНР. Вскоре эти требования поддержала и Палата представителей.
Интересное развитие нарратива произошло к концу апреля 2020 года. Резолюция Палаты представителей № 944 (28 апреля) напрямую увязала эпидемию COVID-19 c подавлением прав человека в Китае. Ещё более интересен призыв к США и другим пострадавшим странам удержать платежи по долгам, взятым у КНР, в счёт уплаты за ущерб, нанесённый COVID-19. Подобное предложение особенно занимательно со стороны законодателей государства, в отношении которого Китай является крупным кредитором.
Наряду с резолюциями конгрессмены отметились и серией законопроектов. 26 марта в Палату представителей был внесён законопроект о необходимости разработать стратегию возмещения ущерба за счёт Китая. 7 апреля в Палате предложен законопроект о посмертном награждении доктора Ли Вэньляна Золотой медалью Конгресса — высшей гражданской наградой США. 4 мая объёмный законопроект «Закон о справедливости в отношении жертв коронавируса» появился в Сенате.
Ожидаемо вышла и серия законопроектов, принятие которых будет означать введение санкций против Китая. Пока их три. Причём с каждым новым набор предлагаемых мер становится всё более радикальным. Первый проект под названием «Закон о противодействии медицинской цензуре и сокрытию информации в Китае» был предложен сенатором-республиканцев Тедом Крузом. Он предполагает заморозку активов (блокирующие санкции) и визовые санкции против официальных лиц КНР, ответственных за цензуру и ограничение информации, в том числе по вопросам эпидемиологического характера. Список таких лиц президент должен будет (в случае принятия проекта) составлять не реже раза в год.
Вторым стал законопроект сенатора-республиканца Тома Коттона и ряда его однопартийцев под названием «Закон об ответственности в области общественного здравоохранения имени Ли Вэньляна». Он предполагает сходные блокирующие и визовые санкции против официальных лиц КНР, которых президент США посчитает причастными к цензуре медицинской информации, включая COVID-19. Новацией является норма о том, что президент обязан при составлении списков лиц, против которых будут вводиться санкции, учесть мнение Конгресса, а также «надёжную информацию, полученную от государств и некоммерческих организаций, которые ведут мониторинг прав человека и глобальных медицинских проблем».
Наконец, третий законопроект внёс хорошо известный в России сенатор Линдси Грэм и несколько его соратников по республиканской партии. В нём отражено уже хорошо известное смешение темы COVID-19 и вопроса о правах человека. Президент обязывается в течение 60 дней удостовериться в том, что Китай дал полный и исчерпывающий ответ по любому расследованию в отношении COVID-19, которое проводится США, союзниками или организацями системы ООН; закрыл все продовольственные рынки (wet markets), которые могут стать источниками риска новых заболеваний; выпустил на свободу всех «сторонников демократии» в Гонконге, арестованных с момента начала эпидемии COVID-19.
Очевидно, что все эти требования попросту невыполнимы. Ни технически, ни политически. В случае их невыполнения президент получает полномочия использовать как минимум два вида санкций из шести. К блокирующим и визовым ограничениям добавляются запреты на выдачу студенческих виз китайцам, запрет финансовым организациям США кредитовать китайские организации, блокирование кредитов в международных организациях, запрет компаниям с контрольным пакетом в руках китайцев участвовать в биржевых котировках.
Иными словами, в отличие от двух предыдущих законопроектов, речь идёт уже о гораздо более радикальных мерах. Исполнительная власть США вряд ли поддержит такой законопроект в текущей редакции. Если администрация и будет применять санкции, то скорее по модели первых двух законопроектов. «Драконовские санкции» в редакции Линдси Грэма чреваты большим ущербом для самих американцев.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».