Устойчивое представление о том, что США являются страной, в которой особую роль играет либеральная идеология, безусловно, может считаться справедливым, но лишь отчасти. Действительно, либеральная идея на протяжении значительной части истории Соединенных Штатов — с момента основания государства и вплоть до середины XX в. — доминировала в общественно-политическом пространстве. Однако в первые десятилетия после окончания Второй мировой войны в американской интеллектуальной дискуссии появилось влиятельное консервативное направление, которое за относительно короткое время обрело мощную организационную структуру, обширную социальную базу и институциональное оформление в лице окончательно перешедшей в 1990-е гг. на консервативные позиции Республиканской партии.
Консерватизм как идеология, претендующая во многом на всеобъемлющую интерпретацию социального и политического бытия, оказал влияние не только на внутриполитические процессы в США, но и на внешнеполитическую доктрину. В то же время вопрос консерватизма во внешней политике Соединенных Штатов и их особой роли в системе либерального миропорядка нередко ускользает от внимания исследователей.
Стремление Соединенных Штатов удержать ускользающее лидерство в современных условиях, когда на мировой авансцене укрепляют свои позиции незападные центры силы, в первую очередь — Китай и Россия, значительно усиливает международную напряженность и военную угрозу, подпитывает тенденцию к формированию новой биполярности и очередному витку гонки вооружений. С этой точки зрения, перспектива дальнейшего ослабления мирового военно-политического и экономического доминирования США в краткосрочной перспективе может стать дополнительным серьезным фактором нестабильности в международных делах.
Взлет правого популизма и радикализма в последние годы, с одной стороны, и ослабление позиций консерватизма в обществено-политическом поле США — с другой, выводят на первый план важный вопрос сохранения идейной идентичности американского консерватизма. А если смотреть более глобально — то популизм бросает вызов институциональным и ценностным основам либеральной демократии внутри страны и либеральному порядку в общемировом масштабе.
Устойчивое представление о том, что США являются страной, в которой особую роль играет либеральная идеология, безусловно, может считаться справедливым, но лишь отчасти. Действительно, либеральная идея на протяжении значительной части истории Соединенных Штатов — с момента основания государства и вплоть до середины XX в. — доминировала в общественно-политическом пространстве. Однако в первые десятилетия после окончания Второй мировой войны в американской интеллектуальной дискуссии появилось влиятельное консервативное направление, которое за относительно короткое время обрело мощную организационную структуру, обширную социальную базу и институциональное оформление в лице окончательно перешедшей в 1990-е гг. на консервативные позиции Республиканской партии [1].
Консерватизм как идеология, претендующая во многом на всеобъемлющую интерпретацию социального и политического бытия, оказал влияние не только на внутриполитические процессы в США, но и на внешнеполитическую доктрину. В то же время вопрос консерватизма во внешней политике Соединенных Штатов и их особой роли в системе либерального миропорядка нередко ускользает от внимания исследователей.
Истоки: откуда консерватизм в США?
С момента основания США в последней трети XVIII в. и вплоть до первой половины XX в. доминирующей идейной концепцией государства оставался либерализм. Хотя элементы консервативной традиции, конечно, прослеживаются на всем обозначенном историческом отрезке. Ситуация кардинально поменялась во второй половине минувшего столетия. Ключевыми стимулами для оформления широкого консервативного движения стала угроза распространения коммунизма в мире, возросшая роль государства в социальной и экономической сферах после проведения «нового курса» президента Ф.Д. Рузвельта, рост этатизма, нравственная трагедия двух глобальных военных конфликтов. Консерваторы послевоенной волны стремились осмыслить произошедшие модернизационные изменения в обществе и экономике, нащупать идейные основания для нарождающегося движения в западной интеллектуальной традиции.
Знаковой фигурой среди тех, кто выступил решительно против чрезмерного государственного влияния на социально-экономические процессы, был экономист, приверженец классического либерализма XIX в., будущий нобелевский лауреат Ф.А. Хайек. Его знаменитый труд «Дорога к рабству» [2], увидевший свет в 1944 г., стал настольной книгой экономических консерваторов. По мнению автора, основной причиной, приводящей к диктатуре, является коллективная форма собственности.
В числе «отцов-основателей» американского консерватизма по праву значится Р. Кирк, который во многом заложил основы так называемого традиционализма. Важным мотивом для его интеллектуальных поисков было стремление выявить взаимосвязь между идеями представителей классического европейского консерватизма, в первую очередь английского философа XVIII в. Э. Берка, и современным консерватизмом в США [3]. Появление американского консерватизма стало серьезным драйвером развития внутриполитического ландшафта, идейной базы партийной системы, а также концептуального оформления международных амбиций США.
Несмотря на обобщающее название, американский консерватизм никогда не представлял собой некий идейный или организационный монолит. Изначально его структуру, в конце 1940-х – 1950-е гг., составили два основных течения: традиционализм и экономический консерватизм (либертарианизм). В 1960-е гг. его дополнил неоконсерватизм, который особый акцент в своей концепции сделал на активной внешней политике. Чуть позже, в 1970-е гг. в ответ на бурные общественные трансформации, сексуальную революцию, молодежное движение, рост контркультуры и преступности в США конституировался социальный консерватизм. Самым поздним элементом американского консерватизма, несмотря на свое название, стал палеоконсерватизм, появившийся на рубеже 1980–1990-х гг., как раз в момент крушения биполярного миропорядка и возвышения США в качестве единственной сверхдержавы.
Наличие ряда объединительных мотивов (антикоммунизм, ценности свободы и демократии, индивидуализм, традиционные ценности и др.), которые подводили общий знаменатель под многоликим движением, позволяло сохранять консервативную коалицию. Однако нередко по ряду вопросов различные течения американского консерватизма предлагали диаметрально противоположные подходы. Одной из таких ключевых тем является активная внешняя политика США, обеспечивающая имперские устремления в глобальном масштабе.
Империя: (не)консервативная внешняя политика?
Переход от глобальной конфронтации двух антагонистических блоков во главе с СССР и США к однополярной системе в конце 1980-х – начале 1990-х гг. способствовал, с одной стороны, утверждению США в роли «благожелательного гегемона», а, с другой — нивелированию так называемой коммунистической угрозы. Однако идея о скором «конце истории» и повсеместном триумфе либеральной демократии, захватившая умы западных интеллектуалов, вскоре столкнулась с обратными тенденциями — укреплением многополярности в мире и усилением нелиберальных режимов.
Новые международные реалии стали мощным стимулом для начала широкой дискуссии в среде американских консерваторов по проблемам внешней политики. Основными темами консервативного дискурса стали имперская идея, допустимость военных интервенций, возможность вмешательства в дела суверенных государств, в целом общемировая роль США. Имперские притязания в американской внешней политике стали пролеживаться в конкретных внешнеполитических действиях: пренебрежении к интересам других стран, стремлении навязать собственные ценности и образ жизни, желании перекроить мир по своим лекалам. Ключевым же признаком «имперскости» Соединенных Штатов может считаться тенденция к одностороннему применению силы и унилатералистские действия на международной арене [4].
Важной вехой в развитии имперской идеи в США и усилении интервенционистских настроений в консервативном лагере стали события 11 сентября 2001 г. Для многих консерваторов необходимость дать силовой отпор терроризму была очевидна, но идея военного вторжения в суверенные государства (Афганистан и Ирак) вызывала серьезные разногласия. Как пишет политолог К. Робин, во внешнеполитическом аспекте угроза международного терроризма побудила США взять на себя имперское бремя и «встать на защиту цивилизации от варварства, свободы — от террора» [5].
На основе обозначенной выше типологии и анализа подходов различных течений американского консерватизма к проблемам американской империи и активной внешней политики целесообразно разделить все консервативные течения на два направления: 1) интервенционистское и 2) изоляционистское.
Интервенционистский фланг
К последовательным сторонникам идей американской империи и унилатералистского интервенционизма относятся представители неоконсерватизма (И. Кристол, П. Вулфович, Дж. Киркпатрик, Р. Каган, Д. Чейни, Н. Подгорец, С. Липсет). Считается, что пик влияния неоконсерваторов на внешнеполитический курс США приходится на время президентства Дж. Буша-мл., когда теракты 11 сентября открыли широкие возможности для силового распространения демократии в мире. По-своему интерпретируя концепцию американской исключительности, неоконсерваторы придерживаются мнения о том, что США никогда не должны допустить конкуренцию их глобальному лидерству, будь то со стороны России или Китая. Среди ключевых идей неоконсерватизма следует также упомянуть глобализм.
Другим течением, отстаивающим интервенционизм, правда, в более умеренном мультилатералистском варианте, является традиционализм (Р. Кирк, Ф. Мейер, П. Вирек, Э. Басевич, К. Престовиц, Р. Уивер, У. Бакли-мл.). Традиционалисты ратуют за восстановление иудео-христианской этики и моральных ценностей в обществе. Но в то же время они во многом поддерживают идею применения США силы для решения проблем национальной безопасности. Важным моментом при проведении военных операций для них является принцип справедливой войны, поскольку представители этого консервативного течения стремятся реализовать в своих концепциях моральные императивы. Значительная доля традиционалистов поддержала интервенции в Афганистан и Ирак в период правления Дж. Буша-мл. Однако в отличие от неоконсерваторов последователи традиционализма настаивают на том, что для утверждения демократических институтов в той или иной стране должны сложиться исторические предпосылки.
Несмотря на то, что социальный консерватизм (П. Вайрих, П. Робертсон, Р. Вигери, Р. Санторум) сконцентрирован на внутриполитической проблематике, которая включает защиту семейных и традиционных ценностей, восстановление моральных устоев, отстаивание важной роли религии в жизни общества, внешнеполитические вопросы не остались без внимания идеологов этой разновидности консерватизма. Социальные консерваторы выступили с решительным осуждением международного терроризма и в большинстве своем одобрили инициативу президента Дж. Буша-мл. начать войну в Ираке. В то же время представители социального консерватизма активно поддерживают идею американской исключительности («град на холме») и лидерства США в мире. Они также выступают против распространения оружия массового поражения. Для недопущения появления ядерного оружия у противников США, по мнению социальных консерваторов, Вашингтон должен действовать исключительно с позиции силы.
Изоляционистский фланг
Придерживаясь классической формулы «мир, малые налоги и справедливое правосудие», либертарианцы (Л. Рид, Д. Нолан, Рон и Рэнд Пол) всегда были последовательными противниками «чрезмерных» военных действий. Определяя краеугольной ценностью свободу экономическую и политическую, представители данной ветви американского консерватизма видят основную угрозу для нее в военных кампаниях. Любая война неизбежно приводит к расширению государственного вмешательства в социальную и экономическую деятельность и снижению уровня свободы. Необходимо иметь в виду, что либертарианцы выступают против любых интервенционистских акций, в том числе тех, которые преследуют цель продвижения либеральной демократии. С точки зрения либертарианизма, отказ от имперских амбиций — это важных шаг в плане восстановления прав и свобод и благо для американских налогоплательщиков, с которых снимается часть бремени. Основной целью государства в военной сфере, по их мнению, должно оставаться лишь поддержание обороноспособности страны.
Идеологи палеоконсерватизма (П. Бьюкенен, П. Готфрид, Т. Флеминг) в пику устремлениям неоконсерваторов на рубеже 1980–1990-х гг. выступили с жесткой критикой «имперскости» и призвали возвратиться к республиканской традиции XIX в. В вопросах внешней политики палеконсерваторы отстаивают идеи протекционизма, неоизоляционизма и антиглобализма. Концептуально палеоконсерватизм базируется на двух постулатах: 1) внешняя политика может быть эффективна только тогда, когда она опирается на реальные политэкономические ресурсы; 2) главная угроза интересам США исходит от Китая. Подобный подход порождает сниженный интерес Соединенных Штатов к странам Центральной и Восточной Европы, а также постсоветскому пространству. Решительно отвергая интервенционизм, палеоконсерваторы осудили военные операций США в Югославии, Ираке, Афганистане.
Популизм Д. Трампа: изоляционизм в действии?
С приходом в Белый дом республиканца Д. Трампа в 2016 г. эксперты все чаще стали говорить о влиянии правого популизма на внешнеполитический курс США [6]. Необходимо отметить, что правый популизм понимается нами как «несамостоятельная» (фрагментированная) идеология, которая в своей концептуальной основе опирается на два антагонистических идейных конструкта: «благородный народ» и «коррумпированная элита». С целью формирования собственного дискурса популизм заимствует концепты у «основных» идеологий, в нашем случае — у консерватизма.
Одним из таких концептов как раз стал политический и экономический изоляционизм, воспринятый правым популизмом от палеоконсерватизма. Значимым элементом правопопулисткой риторики стала критика либерального мирового порядка как глобального выражения правления «элиты». Международные организации, наднациональные интеграционные объединения, с точки зрения правого популизма, являются проводниками ценностей «элиты» и универсализма, распространение которых негативно сказывается на идентичности американского «народа». Характерной в данном контексте представляется антимигрантская риторика Д. Трампа, в которой подчеркивается противопоставление «американского народа» и всех «иных» (элиты, иммигранты, меньшинства, интеллектуалы, либеральные СМИ).
Либеральный миропорядок, в представлении Д. Трампа и его последователей, построен в интересах глобализированной «элиты», и поэтому должен быть кардинально пересмотрен. Исходя из этого посыла, во внешней политике США при администрации Д. Трампа был сделан упор на укрепление государственного суверенитета, границ и обороноспособности страны, снижение роли международных организаций (ЮНЕСКО, ООН, НАТО).
Изоляционизм во внешнеполитической доктрине Д. Трампа также проявился в отказе от неоконсервативной стратегии «экспорта» либеральной демократии в пользу отражения конкретных внешних угроз и всестороннего продвижения национальных интересов США, в том числе в рамках мировой экономики. Отсюда проистекают жесткие меры нового протекционизма для защиты американских производителей и рабочих мест, санкционная политика, торговые войны, отказ от многосторонних международных экономических форматов (Транстихоокеанское партнерство, Трансатлантическое партнерство, пересмотр Североамериканского соглашения о свободной торговле — НАФТА). Существенным стало также переформатирование торговых отношений с Европой и развязывание торгового противостояния с Китаем — основным конкурентом США.
Перспективы: кризис консерватизма и закат империи?
На протяжении последних более чем шести десятилетий американской истории балансирование на грани острой конкуренции и консенсуса между либерализмом и консерватизмом является центральным сюжетом общественной и идейно-политической жизни.
Американский консерватизм стал своеобразным социально-политическим «балансиром» в период бурных общественных трансформаций 1960–1970-х гг. и смог предложить эффективные ответы на кризис кейнсианской модели социально-экономического развития. В 1980-е гг., взяв на вооружение консервативные принципы, президент Р. Рейган сумел сформировать широкую коалицию общественно-политических сил и вывести экономику страны из стагфляционного пике.
Деятельность консервативных интеллектуалов и политиков внесла существенный вклад в борьбу с коммунизмом и стала базой для формирования положения США как безусловного лидера западного мира — охранителя прав человека, частной собственности, свободного рынка и христианских ценностей. С окончанием холодной войны консервативные теоретики приложили немало усилий для идейного, морального, экономического и политического обоснования притязаний США на роль глобальной империи. В то же время во многом именно имперские амбиции и интервенционистская внешняя политика последних трех десятков лет привели к разбалансировке мировой системы, росту международной конфронтационности и, в конечном счете, к падению авторитета самих США.
Стремление Соединенных Штатов удержать ускользающее лидерство в современных условиях, когда на мировой авансцене укрепляют свои позиции незападные центры силы, в первую очередь — Китай и Россия, значительно усиливает международную напряженность и военную угрозу, подпитывает тенденцию к формированию новой биполярности и очередному витку гонки вооружений. С этой точки зрения, перспектива дальнейшего ослабления мирового военно-политического и экономического доминирования США в краткосрочной перспективе может стать дополнительным серьезным фактором нестабильности в международных делах.
Взлет правого популизма и радикализма в последние годы, с одной стороны, и ослабление позиций консерватизма в обществено-политическом поле США — с другой, выводят на первый план важный вопрос сохранения идейной идентичности американского консерватизма. А если смотреть более глобально — то популизм бросает вызов институциональным и ценностным основам либеральной демократии внутри страны и либеральному порядку в общемировом масштабе.
1. Рахшмир П.Ю. (2007) Американские консерваторы и имперская идея. Пермь: ПГУ. С. 4.
2. Хайек Ф.А. (2005) Дорога к рабству. М.: Новое издательство.
3. Kirk R. (2003) The Conservative Mind / Conservatism in America since 1930. New York: New York University Press.
4. Рахшмир П.Ю. (2007) Американские консерваторы и имперская идея. Пермь: ПГУ. С. 9.
5. Робин К. (2013) Реакционный дух. Консерватизма от Эдмунда Бёрка до Сары Пэйлин. М.: Изд. Института Гайдара. С. 219.
6. Сокольщик Л.М. (2020) Внешнеполитические аспекты правого популизма: кейс президентства Д. Трампа / Правый популизм: глобальный тренд и региональные особенности. М.: МГИМО-Университет. С. 311-336.