Консерваторы и либералы в условиях финансово-экономического кризиса
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Д.и.н., г.н.с., руководитель Отдела партийно-политических исследований Института Европы РАН
Начиная с осени 2008 г. финансово-экономическая система стран Евросоюза переживает острые потрясения. Принятые меры так и не привели к оживлению экономической жизни в одних государствах-членах ЕС, а в других, несмотря на денежные вливания со стороны ЕС, ЕЦБ и МВФ, не способствовали скорейшему выходу из острой кризисной ситуации. В немалой степени это обусловлено тем, что антикризисные методы нацелены на поддержку различных фракций частных собственников и игнорируют интересы малообеспеченных граждан.
Начиная с осени 2008 г. финансово-экономическая система стран Евросоюза переживает острые потрясения. Партии консервативного и либерального толка, находящиеся у власти в большинстве этих стран, стремятся преодолеть кризис, сочетая стимулирование экономики с сокращением бюджетных расходов, прежде всего в их социальной части. Принятые меры так и не привели к оживлению экономической жизни в одних государствах-членах ЕС, а в других, несмотря на денежные вливания со стороны ЕС, ЕЦБ и МВФ, не способствовали скорейшему выходу из острой кризисной ситуации. В немалой степени это обусловлено тем, что антикризисные методы нацелены на поддержку различных фракций частных собственников и, по сути, игнорируют интересы малообеспеченных граждан – безработных, пенсионеров, студентов, иммигрантов.
Финансово-экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г. и продолжающийся в более мягкой форме до сих пор, охватил значительный ареал западноевропейских государств. На партии консервативного и либерального толка, находящиеся у власти в большинстве этих государств, легла основная ответственность за поиск путей выхода из крайне неблагоприятной для всей Европы ситуации, которая в одних случаях обернулась снижением темпов роста экономики, а в других – почти полным ее крахом. В первой фазе кризиса главной заботой властей стала санация банковской системы, далее на повестку дня вышел вопрос о спасении зоны евро. Почти во всех странах континента был отмечен рост безработицы, которая в южной части Европы приобрела катастрофический характер. Так, на рубеже 2012–2013 гг. уровень безработицы в Греции составил 26,4%, в Испании – 26,3%, в Португалии – 17,5% [1]. Тема дефицита бюджета стала актуальной для всех западноевропейских правительств, которые столкнулись с ростом как внешнего, так и внутреннего долга. В этих условиях наметилось явное разделение государств-членов ЕС с консервативным и либеральным правлением на относительно экономически благополучные (Германия, Франция, Нидерланды, Швеция, Дания, Великобритания) и двигающиеся с разной скоростью к экономическому коллапсу (Греция, Испания, Португалия).
В зоне относительного благополучия
В сравнительно благополучной Европе национальные варианты антикризисной стратегии не были тождественны, но имели одну общую черту – направленность на выработку и реализацию программ, не выходящих на уровень пожарных методов, а скорее корректирующих экономические процессы.
В наиболее благополучной в социально-экономическом отношении Германии правительство ХДС/ХСС – СвДП предприняло шаги по стимулированию внутреннего спроса и занятости, в том числе за счет вовлечения в производственный процесс иммигрантов, регулирования уровня заработной платы, развития социальной политики.
Французское правительство использовало меры государственного регулирования для ликвидации последствий банковского кризиса 2008–2009 гг. Были созданы особые госструктуры по контролю над распределением бюджетных средств по отраслям экономики, наиболее подверженным влиянию кризисных тенденций. Адресатами правящих консерваторов стали те категории средних слоев (прежде всего, малый и средний бизнес), которые в перспективе могли пострадать от кризиса.
Великобритания – третий гигант Евросоюза – в период кризиса также оставалась относительно благополучным по ключевым социально-экономическим показателям государством и, в отличие от других стран-членов ЕС, не была напрямую связана с негативными процессами в зоне евро. Однако правительство Д. Кэмерона, учитывая последствия снижения темпов роста ВВП, инфляции, повышения уровня безработицы, увеличения бюджетного дефицита, разработало и отчасти осуществило меры, направленные на сочетание жесткой финансовой и мягкой монетарной политики. Режим жесткой экономии предполагал сокращение занятости в некоторых отраслях промышленного производства и в госсекторе, а также замораживание зарплат. Решая такими методами текущие проблемы, правительство встраивало свою политику в стратегический курс по модернизации британской экономики. Речь шла о минимизации участия государства в хозяйственной жизни, о мерах по стимулированию частного сектора, о технологическом прорыве во всех отраслях. Ряд конкретных предложений касался стимулирования инновационного развития. В налоговой сфере правящий союз консерваторов и либералов, несмотря на наличие несовпадающих мнений по отдельным вопросам, занял единую позицию относительно приоритетности снижения налоговой нагрузки на крупный бизнес, стимулирования малого и среднего бизнеса. Проблему занятости правительство намеревалось решить за счет повышения объемов финансирования системы профобразования.
Вариации на тему кризиса
В сравнительно благополучной Европе национальные варианты антикризисной стратегии не были тождественны, но имели одну общую черту – направленность на выработку и реализацию программ, не выходящих на уровень пожарных методов, а скорее корректирующих экономические процессы.
Скандинавский вариант неолиберального преодоления кризиса имеет ряд особенностей, главной из которых является разветвленная система «социального государства». Находящаяся у власти в Швеции с 2007 г. коалиция консерваторов, либералов и христианских демократов стремится сбалансировать ориентацию на различные категории национального бизнеса с мерами по сохранению материального положения другой части общества. Британский вариант решения проблем безработных (урезание пособий при государственном стимулировании системы профобразования) сочетается с увеличением пособий многодетным семьям и снижением налогов на пенсии. Следует отметить, что правительство требует от профсоюзов повысить взносы работающих граждан в фонд поддержки безработных.
В Дании проводившаяся в 2008–2011 гг. политика была ориентирована на стимулирование бизнес-сообщества. При сохранении основ «социального государства» датские либералы и консерваторы пошли на сокращение пособий по безработице и расходов на поддержку малоимущих, заморозили семейные пособия.
В Нидерландах, как и в Дании, правые стремились разыграть «иммиграционную карту» при поддержке местных радикал-националистов. При этом выдвигались не только типичные для этих партий тезисы о «культурной несовместимости» иммигрантов с местным населением, но и специфический «кризисный» аргумент о невозможности в новых условиях реализовать для некоренных граждан комплекс мер социальной защиты.
В Италии скрепой коалиционных отношений партии «Народ свободы» С. Берлускони и национал-сепаратистов из Лиги Севера также стала тема иммиграции. Партнеры ссылались на то, что в период кризиса приток в страну, в том числе и нелегальными путями, иностранной рабочей силы ударит не только по занятости коренного населения, но и нанесет ущерб социальной системе, не способной справиться с новыми расходами на субсидии, социальную помощь, образование и медицинское обслуживание вновь прибывших. Яблоком раздора для коалиционных партнеров послужила проблема бюджетного федерализма. Лига Севера потребовала от партии «Народ свободы» согласия на сохранение большинства бюджетных поступлений от налогов в местных органах власти. В конечном счете именно этот вопрос привел к краху кабинета С. Берлускони и появлению продержавшегося чуть более года служебного правительства беспартийного М. Монти. Стоит отметить, что антикризисная политика С. Берлускони в целом совпадала с курсом консервативных и либеральных сил в других странах Европы.
Под диктовку Евросоюза
Если в более благополучных европейских странах власти консервативного и либерального толка могли самостоятельно решать антикризисные вопросы, консультируясь лишь по мере необходимости с наднациональными структурами ЕС (Италия), то четверка наиболее слабых звеньев Евросоюза – Греция, Испания, Португалия и Ирландия – оказалась практически в полной зависимости от указаний его руководящих органов.
Если в более благополучных европейских странах власти консервативного и либерального толка могли самостоятельно решать антикризисные вопросы, консультируясь лишь по мере необходимости с наднациональными структурами ЕС (Италия), то четверка наиболее слабых звеньев Евросоюза – Греция, Испания, Португалия и Ирландия – оказалась практически в полной зависимости от указаний его руководящих органов.
Первые шаги по подчинению национальных экономик директивам наднациональных структур (Еврокомиссии, Европейского центрального банка, МВФ) сделали еще предшественники консерваторов у кормила власти – некогда влиятельные партии местных социалистов. Тем, кто пришел им на смену, выполнять указания из Брюсселя стало еще удобнее, так как руководство вышеуказанных органов придерживалось тех же принципов преодоления кризиса.
Особенностью португальского варианта поиска путей выхода из кризисной ситуации, которым занялась коалиция консерваторов и христианских демократов, стала широкая программа приватизации государственных предприятий. В числе правительственных мер, адресованных крупному португальскому и иностранному капиталу, стоит отметить сокращение взносов предпринимателей в фонд социального страхования и снижение налогов на бизнес. Были проведены либерализация цен на электроэнергию, приватизация сферы образования и медицинского обслуживания, повышен НДС, сокращен размер пособий по безработице, выходных пособий при увольнении и пенсий для некоторых категорий пенсионеров. В частные руки перешли несколько крупных общенациональных банков. Была упрощена процедура увольнения и сокращения штатных единиц в частном и государственном секторах, что явно отвечало интересам предпринимателей. Все эти меры были поддержаны «тройкой» – ЕС, ЕЦБ и МВФ. Более того, МВФ рекомендовал уволить более 100 тыс. госслужащих. Практически в это же время подобные рекомендации под предлогом заботы об «оздоровлении бюджета» были адресованы и возглавляемому консерваторами коалиционному правительству Греции.
Португальский вариант выхода из кризиса (правда, без формальной зависимости от «тройки») осуществлялся и в соседней Испании. Придя к власти в ноябре 2011 г., Народная партия и возглавляющий ее премьер-министр М. Рахой четко обозначили свои приоритеты. Предпринимательским кругам были обещаны «налоговая амнистия» и меры по стимулированию различных категорий бизнесменов и банкиров, тогда как противоположный фланг социального дискурса явно ожидали тяжелые времена. Лицам предпенсионного возраста грозило повышение планки выхода на заслуженный отдых, работающим – замораживание зарплаты, безработным – сокращение пособий. Платными должны стать практически все медицинские услуги, господдержка обычных школ должна быть сокращена при одновременном увеличении дотаций частным учебным заведениям. Государство обещает сократить финансирование вузов. Особое место в антикризисных мероприятиях Народной партии занимает реформа рынка труда. Помимо урезания выходного пособия предполагается пересмотреть систему заключения коллективных договоров. Оплата труда поставлена в зависимость от производственной эффективности. Приходящая на производство молодежь может рассчитывать лишь на контракт с испытательным сроком в один год. По новому трудовому кодексу существенно расширен перечень оснований для увольнения работников.
Итоги и перспективы
Кризисной «пятилетки» ввиду ее временной ограниченности явно недостаточно для того, чтобы делать абсолютные выводы об эффективности стратегии и тактики неолиберальных правительств. Однако первые итоги подводить уже можно.
Ключевым вопросом выработки антикризисной стратегии и тактики правых является поиск оптимального варианта преодоления бюджетного дефицита с помощью новой модели экономического роста. При этом социальная политика обречена либо на стагнацию в благополучных государствах, либо на явную деградацию в странах европейского Юга. Здесь на ключевые позиции все больше выходят методы государственного регулирования, т.е. государство в лице правых правительств определяет ближайшие и перспективные шаги по регулированию хозяйственного организма.
Ключевым вопросом выработки антикризисной стратегии и тактики правых является поиск оптимального варианта преодоления бюджетного дефицита с помощью новой модели экономического роста.
Государство, придя к выводу, что кризис может лишь усилить экономические диспропорции, берет на себя функцию управляющего этим процессом. Не забыты и неолиберальные монетаристские методы.
Ведущим банкам оказывается поддержка из госбюджета. Крупный бизнес получает налоговые льготы для инновационного развития экономики, а малый и средний стимулируются с целью поддержания на плаву в условиях неудачной для них экономической конъюнктуры. Повсеместная приватизация лишний раз подтверждает ориентацию правых на частных собственников. Социально ущемленным кризисом гражданам правительство предлагает потерпеть до лучших времен, объясняя свою политику тем, что без вливаний в экономику нельзя ожидать положительных сдвигов в социальной сфере.
При всей сложности поиска общего знаменателя в антикризисной политике находящихся у власти в странах Европы консерваторов, христианских демократов и либералов стоит отметить, что для всех этих стран реформирование ключевых отраслей хозяйственной сферы (банковской, промышленной, социальной) – процесс болезненный, не обходящийся без жертв. Вопрос заключается лишь в том, какие категории населения в наибольшей степени страдают от антикризисного курса правых сил и насколько их потери справедливы. О поддержке европейскими избирателями партий правого лагеря, возглавляющих сегодня правительства Великобритании, Германии, Швеции, Финляндии, Нидерландов, Люксембурга, Ирландии, Португалии, Греции, Испании, в какой-то мере можно будет судить по итогам предстоящих в конце мая 2014 г. выборов в Европейский парламент.
1. Компас. 2013. № 16. С. 4. (http://www.tass-press.ru/edition/2.html)
(Нет голосов) |
(0 голосов) |