Контртеррористическая деятельность ЕС: вклад Финляндии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 34, Рейтинг: 4.97) |
(34 голоса) |
К.и.н.
Уровень потенциальной террористической угрозы в странах — членах Европейского союза, несмотря на незначительное снижение количества терактов в целом, остается довольно высоким. В связи с этим в 2021 г. правительства ряда европейских стран ужесточили свое национальное контртеррористическое законодательство. Анализ принятых поправок отчетливо свидетельствует о том, что на данном этапе в глобальной контртеррористической повестке будут превалировать проблемы противоправного использования новых и новейших технологий и финансовых инструментов в террористических целях; роста религиозного экстремизма; обеспечения мер социальной поддержки в ходе реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической деятельности.
Финляндия придает первостепенное значение борьбе с терроризмом, насильственным экстремизмом, в том числе праворадикальной идеологией как на национальном, так и на международном уровне. МИД Финляндии координирует межведомственные усилия на этом направлении в соответствии с глобальными контртеррористическими инициативами в рамках профильных органов системы ООН, структур ЕС, конвенционных органов ООН и Совета Европы, Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В связи с подачей в мае 2022 г. заявки на членство Финляндии в НАТО и усилением сотрудничества Хельсинки и Стокгольма с Анкарой в рамках заключенного 28 июня 2022 г. трехстороннего меморандума о взаимопонимании финны использовали недавние нововведения в свое антитеррористическое законодательство как «козырную карту» в целях удовлетворения озабоченностей Турции. Хельсинки при этом заверил Анкару в безусловной поддержке усилий мирового сообщества на контртеррористическом треке и неукоснительном соблюдении международного профильного законодательства, которое максимально полно имплементировано в уголовное право Финляндии.
В условиях лавинообразного потока беженцев из Афганистана, Сирии, зон вооруженных конфликтов на Африканском континенте, а также перехода военно-политической ситуации на Украине в «горячую фазу» координация контртеррористической деятельности Финляндии с другими странами — членами Евросоюза в долгосрочной перспективе будет выстраиваться с учетом стратегического разведанализа — обмена информацией и синхронизацией различного рода профильных баз данных. Компетентным ведомствам Финляндии придется еще плотнее отслеживать общие тренды ЕС в сфере контртерроризма и своевременно и адекватно оценивать риски террористических угроз у себя дома. Традиционные направления борьбы с терроризмом в Финляндии и странах Евросоюза пополнятся новыми вызовами, которые уже сегодня требуют мобилизации усилий по проработке различных сценариев для максимального купирования возможных рисков на объектах критически важной инфраструктуры.
Уровень потенциальной террористической угрозы в странах — членах Европейского союза, несмотря на незначительное снижение количества терактов в целом, остается довольно высоким. В ежегодном докладе Европейской полицейской организации (Европола) о ситуации в области противодействия терроризму указывается, в частности, что за 2020 г. в европейских странах было зафиксировано 57 терактов и произведено 449 арестов лиц, причастных к террористической деятельности. В 2021 г. из 15 терактов удалось предотвратить 11, арестовано 388 человек (Рис. 1).
Рисунок 1. Число терактов (совершенных, предотвращенных и сорванных) и арестов лиц, причастных к их организации, в ЕС в 2019–2021 гг. (по данным Европола).
Показательно, что в 2021 г. правительства Австрии, Венгрии, Мальты, Португалии, Словении, Франции и Финляндии ужесточили свое национальное контртеррористическое законодательство.
Австрийское уголовное право пополнилось положениями о расширенной конфискации имущества в случае отягчающих обстоятельствах при совершении преступлений на почве религиозного экстремизма.
Власти Венгрии ужесточили антитеррористическое законодательство, введя в уголовный кодекс положение о продлении еще на один год максимального срока предварительного заключения для лиц, в отношении которых было возбуждено уголовное дело по факту теракта.
Мальта внесла поправки в уголовный кодекс и в закон о жертвах преступлений, касающиеся криминализации производства радиологического оружия и владения им, а также предоставления беспрепятственного и бесплатного доступа к службам по реабилитации и оказанию экстренной медицинской и социальной помощи лицам, пострадавшим в ходе теракта.
Португалия привела национальное законодательство по борьбе с терроризмом в соответствии с профильными директивами Евросоюза о пресечении преступлений, совершенных в результате мошенничества и подделки безналичных платежных средств. Новые поправки коснулись криминализации краж при отягчающих обстоятельствах, грабежей, вымогательств, компьютерного мошенничества, злоупотребления, использования или подделки кредитных или дебетовых карт, а также платежных устройств.
Словения внесла поправки в уголовный кодекс в отношении криминализации действий по вовлечению в процесс финансирования и подготовки терактов.
Применительно к Франции поправки коснулись введения новых правил по предотвращению рецидива преступлений террористической направленности и продвижению принципов социальной реинтеграции преступников после окончания срока их заключения в пенитенциарных учреждениях.
Финляндия придает первостепенное значение борьбе с терроризмом, насильственным экстремизмом, в том числе праворадикальной идеологией как на национальном, так и на международном уровне. МИД Финляндии координирует межведомственные усилия на этом направлении в соответствии с глобальными контртеррористическими инициативами в рамках профильных органов системы ООН, структур ЕС, конвенционных органов ООН и Совета Европы (СЕ), Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Минюст Финляндии в апреле 2021 г. принял решение об ужесточении антитеррористического законодательства. С 1 января 2022 г. вступили в силу поправки к Уголовному кодексу (ч. 34а, §5а и §5b), касающиеся криминализации участия физического лица в финансировании преступной деятельности как террористов-одиночек и его соучастников, так и групп террористов. Лица, напрямую или опосредованно предоставляющие или собирающие средства для финансирования теракта, а также осведомленные о предназначении этих средств, подлежат наказанию в виде лишения свободы на срок от четырех месяцев до шести лет. Попытка совершить теракт также подлежит наказанию. В качестве отдельного преступления было выделено публичное подстрекательство к совершению терактов. Цель поправок финских законодателей состояла в расширении состава преступлений за счет криминализации параметров противоправных действий физического лица, связанных с различными способами финансирования террористической деятельности.
В связи с подачей в мае 2022 г. заявки на членство Финляндии в НАТО и усилением сотрудничества Хельсинки и Стокгольма с Анкарой в рамках заключенного 28 июня 2022 г. на Мадридском саммите НАТО трехстороннего меморандума о взаимопонимании финны использовали недавние нововведения в свое антитеррористическое законодательство как «козырную карту» в целях удовлетворения озабоченностей Турции. Хельсинки при этом заверил Анкару в безусловной поддержке усилий мирового сообщества на контртеррористическом треке и неукоснительном соблюдении международного профильного законодательства, которое максимально полно имплементировано в уголовное право Финляндии.
Анализ принятых поправок в профильное законодательство ряда европейских стран отчетливо свидетельствует о том, что на данном этапе в глобальной контртеррористической повестке будут превалировать проблемы противоправного использования новых и новейших технологий и финансовых инструментов в террористических целях; роста религиозного экстремизма; обеспечения мер социальной поддержки в ходе реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической деятельности. Ожидалось, что эти и другие аспекты станут ключевыми в ходе специального заседания Контртеррористического управления ООН 28–29 октября 2022 г. в Индии.
Участие Финляндии в антитеррористическом блоке конвенций ООН и Совета Европы
Финляндия ратифицировала четырнадцать конвенций ООН, семь из девяти конвенций Совета Европы и соответствующих протоколов к ним (Табл. 1).
Таблица 1. Договорно-правовые акты (ДПА) ООН и СЕ, подписанные или ратифицированные Финляндией
№ | Название ДПА | Дата подписания | Дата ратификации |
---|---|---|---|
1 | Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 г. (№198). | 16 декабря 2005 г. | _ |
2 | Конвенции СЕ о предупреждении терроризма 2005 г. (№ 196) | 16 мая 2005 г. | 17 января <p>2008 г. |
3 |
Дополнительный протокол 2005 г. (№ 217) к Конвенции СЕ о предупреждении терроризма 2005 г. |
18 мая 2016 г. | Ратифицирован от имени Евросоюза |
4 | Конвенция по киберпреступности 2001 г. (№185) | 23 ноября 2001 г. | 24 мая 2007 г. |
5 | Дополнительный протокол 2003 г. (№ 189) к Конвенции СЕ по киберпреступности 2001 г. (№ 185), касающийся вопросов криминализации расистских и ксенофобных высказываний в компьютерных системах | 28 января 2003 г. | 20 мая 2011 г. |
6 | Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (№ 141). | 25 сентября 1991 г. | 9 марта 1994 г. |
7 | Европейская конвенция о компенсации жертвам преступлений (№ 116) | 11 сентября 1990 г. | 15 ноября 1990 г. |
8 | Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г. (№ 090) | 16 ноября 1989 г. | 9 февраля 1990 г. |
9 | Протокол 2003 г. (№ 190) о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г. (№ 090) | 15 мая 2003 г. | 27 мая 2005 г. |
10 | Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г. (№ 073). | _ | _ |
11 | Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (№ 030) | _ | 29 января 1981 г. (присоединение) |
12 |
Дополнительный протокол 1978 г. (№ 099) к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (№ 030) |
_ | 30 января 1985 г. (присоединение) |
13 | Второй дополнительный протокол 2001 г. (№ 182) к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (№ 030) | 9 октября 2003 г. |
16 апреля 2014 г. |
14 | Европейская конвенция о выдаче 1957 г. (№ 024) | _ | 12 мая 1971 г. (присоединение) |
15 | Дополнительный протокол 1975 г. (№ 086) к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. (№ 024) | _ | _ |
16 | Второй Дополнительный протокол 1978 г. (№ 098) к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. (№ 024) | 30 января 1985 г. (присоединение) | |
17 | Третий Дополнительный протокол 2010 г. (№ 209) к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. (№ 024) | 10 ноября 2010 г. | _ |
18 | Четвертый Дополнительный протокол 2012 г. (№ 212) к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. (№ 024) | _ | _ |
19 | Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.) | 24 октября 1969 г. | 2 апреля 1971 г. |
20 | Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.) | 8 января 1971 г. | 15 декабря 1971 г. |
21 | Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.) | _ | 13 июля 1973 г. |
22 | Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1988 г.) | 16 ноября 1988 г. | 3 апреля 1998 г. |
23 | Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 1973 г.) | 10 мая 1974 г. | 31 октября 1978 г. |
24 | Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 г.) | 29 октября 1980 г. | 14 апреля 1983 г. |
25 | Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена- Нью-Йорк, 1979 г.) | 25 июня 1981 г. | 22 сентября 1989 г. |
26 | Поправка к Конвенции о физической защите ядерного материала (Вена, 2005 г.) | _ | 17 июня 2011 г. |
27 | Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства <p>(Рим, 1988 г.) | 18 ноября 1988 г. | 12 ноября 1998 г. |
28 | Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Лондон, 2005 г.) | 27 февраля 2006 г. | _ |
29 | Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 1988 г.) | _ | 28 апреля 2000 г. |
30 | Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Лондон, 2005 г.) | 27 февраля 2006 г. | _ |
31 | Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1991 г.) | 25 марта 1993 г. | 5 декабря 2001 г. |
32 | Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 1997 г.) | 23 января 1998 г. | 28 мая 2002 г. |
33 | Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 1999 г.) | 10 января 2000 г. | 28 июня 2002 г. |
34 | Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 2005 г.) | 14 сентября 2005 г. | 13 января 2009 г. |
Составлено автором на основе: https://rm.coe.int/profile-2019-finland/168098f518
Глава исполнительного директората Контртеррористического управления ООН (КТУ) посетил Финляндию в июне 2012 и в апреле 2019 гг. с целью определения всего спектра правовых, институциональных и практических усилий, предпринимаемых финскими властями, на предмет их соответствия международным стандартам в сфере контртерроризма — резолюциям Совета Безопасности ООН 1373 (2001), 1624 (2005) и 2178 (2014). По итогам последней поездки экспертов КТУ ООН в Финляндию, которая состоялась спустя почти два года после теракта в 2017 г. в Турку, был опубликован доклад, в котором содержались оценки и конкретные рекомендации по работе на контртеррористическом направлении. Среди них необходимость развития национального уголовного законодательства в части усиления сотрудничества прокуроров и следователей, расследующих дела террористической направленности; повышения уровня защиты свидетелей и лиц, пострадавших от терактов; расширения правового взаимодействия профильных ведомств Финляндии со странами — членами ЕС и Интерпола в целях выявления иностранных террористов-боевиков (ИТБ). В список рекомендаций также входили укрепление кадрового потенциала для оценки рисков в области борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег; создание единой комплексной базы данных по контртерроризму; защита критически важной инфраструктуры от возможных рисков, связанных с угрозой терактов; совершенствование мер пограничного контроля; сотрудничество с Международной морской организацией в целях имплементации положений конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС). Эксперты КТУ ООН зафиксировали и ряд других рекомендаций: предотвращение радикализации молодежи в рамках национальной системы образования с учетом того, что на тот момент, по данным компетентных органов Финляндии, более 80 граждан и лиц, имевших постоянный вид на жительство, покинули страну и пополнили ряды ИГ* для участия в боевых действиях в Ираке и Сирии.
Закон об исполнении некоторых обязательств Финляндии в качестве члена ООН и ЕС (так называемый Закон о санкциях № 659/1967 с поправками № 504/2015) и Уголовный кодекс Финляндии регулируют вопросы, связанные с применением санкций за нарушения резолюций Совета Безопасности ООН и нормативно-правовых актов Совета ЕС, в том числе по линии заморозки финансовых активов террористов и блокировании их транзакций.
В соответствии с ратифицированной в июне 2002 г. Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., в УК Финляндии внесены поправки в раздел 5а. Лицо, прямо или косвенно вовлеченное в процесс предоставления или сбора средств в террористических целях, может быть оштрафовано либо лишено свободы сроком до трех лет.
В связи с одобрением Регламента ЕС 1889/2005 г. от 26 октября 2005 г. в Финляндии 15 июня 2007 г. вступил в силу Закон о контроле за наличными средствами, ввозимыми на территорию Европейского Сообщества или вывозимыми из нее № 653/2007. Любой гражданин, въезжающий или выезжающий с территории Евросоюза (за исключением гражданина, перемещающегося между Финляндией и любой другой страной — членом ЕС), обязан задекларировать наличные средства в размере 10 тыс. евро или сумму, превышающую этот лимит.
1 июня 2013 г. в Финляндии вступил в силу Закон о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества организаций и лиц, причастных к террористической деятельности № 325/2013. В начале 2015 г. в УК были внесены положения о криминализации преступлений, связанных с финансированием террористических групп (глава 34а, разделы 4b и 5а). Положение о финансировании терроризма было расширено за счет включения в него вопросов, имеющих отношение к финансированию иных видов преступлений террористической направленности. Лицо, обвиненное в получении, сборе и предоставлении средств (прямо или косвенно) для совершения терактов, подлежит лишению свободы сроком от четырех месяцев до восьми лет.
В целях выполнения четвертой по счету Директивы ЕС 2015/849 от 20 мая 2015 г. и принятых в феврале 2012 г. Рекомендаций ФАТФ по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, а также финансированию распространения ОМУ 3 июля 2017 г. вступил в силу соответствующий закон № 444/2017. На пленарном заседании ФАТФ в феврале 2019 г. в Париже по итогам выездной миссии в Финляндию в мае — июне 2018 г. одобрен Отчет о взаимной оценке действующих в стране мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), содержащий анализ уровня соответствия рекомендациям ФАТФ и уровня эффективности финской системы. Вступивший в силу 3 июня 2021 г. новый Регламент ЕС 2018/1672 от 23 октября 2018 г. о контроле наличных средств на территории Европейского сообщества ввел новые правила, отражая основные положения четвертой Директивы ЕС 2015/849.
В соответствии с рамочным решением Совета ЕС о противодействии терроризму (2002/475/JHA) от 13 июня 2002 г., в УК Финляндии 1 февраля 2003 г. была инкорпорирована глава 34а о террористических преступлениях. В ней содержатся положения о намерении совершить теракт и о его подготовке (разделы 1 и 2); определения понятий «намерение», связанного с проведением теракта (раздел 6), «террористическая группа» (раздел 3); положения о поощрении деятельности террористической группы (раздел 4), о финансировании терроризма (раздел 5), праве на судебное разбирательство (раздел 7) и об уголовной ответственности юридических лиц (раздел 8).
После ратификации в 2008 г. Финляндией Конвенции СЕ о предупреждении терроризма 2005 г. (№ 196) в УК был внесен ряд поправок в отношении предикатных преступлений: публичного подстрекательства к совершению терактов (глава 17 раздел 1). Раздел 34 УК был также дополнен отдельными положениями о криминализации профессиональной подготовки террористов, прохождения такой подготовки и их вербовки (разделы 4а и 4с). Эти поправки к УК Финляндии, вступившие в силу 1 мая 2008 г., учитывали рамочное решение Совета ЕС (2008/919/ JHA) от 28 ноября 2008 г.
В начале декабря 2016 г., в соответствии с резолюцией 2178 (2014) Совета безопасности ООН, в УК Финляндии внесены положения о криминализации поездок в иностранные государства для совершения действий в террористических целях (глава 34а, раздел 5b).
В рамках выполнения Финляндией Директивы Европарламента и Совета ЕС 2017/541 от 15 марта 2017 г. о борьбе с терроризмом 15 ноября 2018 г. в УК внесены положения о криминализации использования при совершении терактов одного из разновидностей ОМУ — радиологического оружия (глава 34а, разделы 1а и 5с). В разделе 1 (1) главы 34 (а) также криминализированы серьезные формы киберпреступлений (массовое распространение вредоносного программного обеспечения; кибератаки, совершенные против стратегических видов информационно-коммуникационных систем).
В ноябре 2018 г. в Финляндии была утверждена Стратегия по борьбе с терроризмом на 2018–2021 гг., в которой большое внимание уделено вопросам разработки контртеррористических мер (всего 31) в полном соответствии с международным правом и международным гуманитарным правом, включая европейские принципы демократии, соблюдения фундаментальных прав человека и верховенства закона. Мониторинг выполнения Стратегии и подготовка промежуточного доклада по ее имплементации входит в компетенцию главы МВД Финляндии.
В 2019 г. одобрен третий по счету Национальный план действий по предотвращению радикализма и насильственного экстремизма на 2019–2023 гг. [1] Его главные цели: повышение уровня информированности среди молодого поколения о вреде пропаганды насилия и языка ненависти в онлайн-сфере, вербовке в ряды экстремистских групп в соцсетях, а также об уязвимом положении отдельных религиозных групп. В документе дается анализ причин и обзор мер по борьбе с экстремистской идеологией. В целях реализации комплексной политики в этой сфере МВД Финляндии еще в 2012 г. при разработке первого плана действий создало Национальную сеть по противодействию насильственному экстремизму, в состав которой вошли эксперты профильных министерств и агентств, в том числе регионального уровня. Этот орган раз в два года готовит обзоры по данной тематике.
Контртеррористическая работа Финляндии на институциональном уровне
Теракты 22 июля 2011 г. в Норвегии — 10 лет спустя
Правила экстерриториальной уголовной юрисдикции, применяемые к обвиняемым в терактах, отражены в главе 1 УК Финляндии. Все преступления подобного рода, совершенные на территории страны, подлежат уголовному преследованию в соответствии с финским законодательством. В случае если теракт произошел за пределами Финляндии, его расследование производится в соответствии с положениями раздела 7 главы 1 и главы 34а УК при непосредственном участии Генерального прокурора Финляндии, который назначает государственного обвинителя и издает специальное распоряжение о возбуждении уголовного дела (раздел 12 главы 1 УК). Все виды преступлений террористической направленности классифицируются в качестве международных преступлений, подпадающих под международную юрисдикцию.
Служба безопасности и разведки и полиция в тесном взаимодействии с Национальным бюро расследований (НБР) [2] и минобороны Финляндии готовит для политического руководства стратегический анализ уровня террористической активности и потенциальных террористических угроз национальной безопасности; обеспечивает безопасность информационной системы страны; определяет риски возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах гражданской инфраструктуры; осуществляет сбор оперативных данных; проводит досудебное расследование преступлений, которые имеют отношение к террористической деятельности; устанавливает их причины, мотивацию террористов и пути вербовки граждан в террористические группы; идентифицирует потоки нелегальной миграции и состав военизированных групп; выявляет лиц, причастных к торговле людьми; разрабатывает методологию обучения личного состава правоохранительных органов, служащих системы здравоохранения и работников социальной сферы. Ежегодно рассматривается примерно 350 дел, связанных с насилием и террористической деятельностью.
Финансовая разведка, структурно входящая в состав Национального бюро расследований, отслеживает дела по отмыванию финансовых средств и финансированию терроризма. Ежегодно в ее рассмотрении находится более 100 дел. Большинство фигурантов спонсируют иностранных террористов-боевиков (ИТБ), выезжающих в зоны вооруженных конфликтов. Это подразделение НБР также формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, реализуя национальный санкционный механизм по финансированию терроризма.
Служба береговой охраны выполняет функции контроля за оборотом огнестрельного оружия, материальных средств ВПК, товаров и технологий двойного назначения, химических, биологических, радиологических, ядерных и взрывчатых материалов (CBRNE materials), наличных денежных средств.
Финские спецслужбы в ходе обмена информацией ежегодно предоставляют Евроюсту статистические данные о вынесенных обвинительных и оправдательных приговорах. В Финляндии, как и во многих странах ЕС, сохраняется устойчивая тенденция по вынесению обвинительных приговоров сторонникам джихадистского терроризма. С 2016 г. на рассмотрении Генеральной прокуратуры Финляндии находилось четыре дела по обвинению в терроризме. Из них только по одному делу (в отличие от других, совершенному непосредственно на территории Финляндии) был вынесен обвинительный приговор — террорист был приговорен к пожизненному заключению.
В контексте проблематики финансирования терроризма последователи идеологии насильственного экстремизма крайне правого толка в Финляндии оказывают финансовую поддержку организациям посредством членских взносов и отчислений. Полиция безопасности (СУПО) в 2020 г. зафиксировала около 390 лиц, сочувствующих джихадизму [3]. Случаев подготовки терактов террористами-одиночками выявлено не было, также как и не были зафиксированы поездки с террористическими целями в зоны вооруженных конфликтов.
Вместе с тем в фокусе финнов по-прежнему остаются Сирия и Ирак, а с учетом вывода в августе 2021 г. из Афганистана войск западной коалиции во главе с США внимание приковано к росту политической нестабильности и в ИРА. 13 августа 2021 г. в ходе пленарного заседания Правительства Финляндии в соответствии со статьями 93 и 113 Закона об иностранцах принято Постановление SM/2021/71 о поэтапной эвакуации 170 местных жителей ИРА, сотрудничавших в последние двадцать лет с финским контингентом миссий НАТО, в том числе по линии операции «Решительная поддержка» (RSM), а также с посольством Финляндии в Кабуле. В Службе миграции находилось на рассмотрении примерно 350 заявок на получение статуса беженца гражданами Афганистана, жизнь которых находилась в то время под реальной угрозой.
Одновременно для финских властей не теряет остроты вопрос о сохраняющейся потенциальной угрозе возвращения в страну иностранных террористов-боевиков и их родственников из Сирии, Ирака и даже Сомали, беспрецедентная мобилизация которых началась еще в 2010-х гг. Компетентные органы Финляндии отмечают рост числа ИТБ в стране: в 2012 — 200 чел.; в 2017 — 370; в 2019–2021 гг. — 390, что неминуемо приведет к проблемам их полноценной реинтеграции в общество.
Представляет особый интерес реакция финских властей относительно новых форм террористических организаций, включая группы неонацистов. В связи с постановлением Верховного Суда от 22 сентября 2020 г. со ссылкой на 12 и 13 разделы Конституции, статьями 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и статьями 19 и 21 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., деятельность праворадикальной национал-социалистической организации «Северное движение сопротивления» (Nordiska motstandsrorelsen — NMR) была запрещена. Ее идеологи оправдывали насилие, отрицали Холокост, открыто выступали против миграционной и гендерной политики ЕС, проповедовали откровенно расистские и антисемитские цели. Финны отмечают рост интереса к движению «Осада» (SIEGE), а также к идеологии «белого геноцида», белонационалистической ультраправой теории «Великое замещение».
В условиях выхода конфликта на Украине за пределы уровня средней интенсивности поток украинских беженцев неминуемо усилится. По данным финской миграционной службы, количество поданных украинскими гражданами заявок на предоставление статуса беженца по состоянию на октябрь 2022 г. превысило 40 тыс. Однако, по оценкам Полиции безопасности, последствия военно-политической ситуации на Украине не представляют с точки зрения терроризма угрозу безопасности ни для Финляндии, ни для Запада в целом. Вместе с тем в Хельсинки обращают внимание на потенциальные риски радикализации наемников или добровольцев из разных стран Западной Европы, в том числе и из Финляндии.
Координация контртеррористической деятельности Финляндии с ЕС
Неуничтоженный вирус
Осенью 2021 г. к исполнению обязанностей координатора Евросоюза по вопросам борьбы с терроризмом приступил финн И. Салми, обладающий солидным опытом работы как в системе финского МВД и СУПО, так и в профильных евроструктурах (Разведывательный и ситуационный центр при Европейской внешнеполитической службе, директорат Еврокомиссии по предотвращению стихийных бедствий и обеспечению готовности к ним). Показательно, что замена его предшественника бельгийца Ж. де Керкова, четырнадцать лет укреплявшего антитеррористический вектор внешней политики Евросоюза, произошла на фоне двадцатилетия трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и завершила определенный этап становления этого органа ЕС после терактов в Мадриде в 2004 г.
Пятилетний мандат И. Салми в качестве координатора ЕС по вопросам борьбы с терроризмом, помимо противодействия радикальной идеологии исламского и крайне правого толка и насильственного экстремизма, в том числе в социальных сетях, предусматривает широкий круг вопросов. Среди них координация работы Совета ЕС на данном направлении и обзор всего профильного инструментария, подготовка рекомендаций и выработка приоритетов для политических институтов, мониторинг выполнения странами-членами Стратегии Евросоюза по контртерроризму; сотрудничество с профильными органами Еврокомиссии и ЕВС, повышение профиля ЕК, Европола и Евроюста в борьбе с терроризмом; усиление уровня взаимодействия с третьими странами; укрепление институционального взаимодействия между Советом ЕС, Еврокомиссией, Европарламентом и ЕВС; ужесточение контроля за оборотом огнестрельного оружия; усиление режима проверок на внешних границах ЕС; криминализация преступлений, признанных террористическими актами; противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма; внедрение цифровых технологий в деятельность правоохранительных структур и органов юстиции стран-членов ЕС с целью повышения качества обмена оперативными данными посредством достижения их функциональной совместимости.
В условиях лавинообразного потока беженцев из Афганистана, Сирии, зон вооруженных конфликтов на Африканском континенте, а также перехода военно-политической ситуации на Украине в «горячую фазу» координация контртеррористической деятельности Финляндии с другими странами — членами Евросоюза в долгосрочной перспективе, как представляется, будет выстраиваться с учетом стратегического разведанализа — обмена информацией и синхронизацией различного рода профильных баз данных. Среди них базы данных Комитета ООН по санкциям против ИГ* и «Аль-Каиды»*, КТУ ООН, Разведывательно-ситуационного центра ЕС (EU INTCEN), Бюро ЕС по поддержке в сфере предоставления убежища (EASO), Европола, Евроюста, Агентства пограничной и береговой охраны ЕС «Фронтекс», а также информсистема ЕС о судимостях (ECRIS) и Реестр НАТО улик с поля боя (BICES).
Такая работа позволит добиться комплексного и транспарентного анализа биометрических, дактилоскопических, визовых сведений и информации о наличии судимости граждан ЕС и третьих стран и об их возможном участии в боевых действиях и вооруженных конфликтах в целях предотвращения теругроз.
Компетентным ведомствам Финляндии придется еще плотнее отслеживать общие тренды ЕС в сфере контртерроризма и своевременно и адекватно оценивать риски террористических угроз у себя дома. При этом, по оценкам Европейского центра передового опыта по противодействию гибридным угрозам в Хельсинки [4], тематика использования и влияния новых и новейших технологий, искусственного интеллекта, больших данных, применения автономных систем в локальных вооруженных конфликтах, симуляции консенсуса в обществе по ряду чувствительных вопросов международной политики, а также конкуренции цифровых платформ и их капитализации, киберпреступности выйдет на передний план.
Традиционные направления борьбы с терроризмом в Финляндии и странах Евросоюза, как полагают финские эксперты, пополнятся новыми вызовами, которые уже сегодня требуют мобилизации усилий по проработке различных сценариев для максимального купирования возможных рисков на объектах критически важной инфраструктуры, включая обеспечение безопасности информационно-коммуникационных систем, транспортно-логистических хабов, а также отслеживание динамики в киберсреде и противодействие киберпреступности и гибридным угрозам, потенциально исходящим со стороны России.
Успешное решение задач Финляндии на контртеррористическом треке во многом будет зависеть от реализации комплекса неотложных мер: анализа оперативных данных прежде всего в области противодействия джихадистскому терроризму, насильственной радикализации граждан в соцсетях, деятельности иностранных террористов-боевиков.
*Деятельность организации запрещена на территории РФ.
1. Первый план принят в 2012 г., второй — в 2016 г.
2. Отдел по предотвращению преступлений и угроз безопасности Департамента разведки НБР.
3. The EU Terrorism Situation and Trend Report (TE-SAT), 2021. Р. 52.
4. Европейский центр передового опыта по противодействию гибридным угрозам, созданный в июле 2017 г. в Хельсинки, является межправительственным форумом и одновременно международной платформой сотрудничества более 1200 правительственных экспертов 32 стран — членов ЕС и НАТО. Пост председателя руководящего совета Центра с ежегодным бюджетом в 3,6 млн евро занимает статс-секретарь кабинета премьер-министра Финляндии Й. Арвонен.
(Голосов: 34, Рейтинг: 4.97) |
(34 голоса) |
Северная Европа сегодня возвращается к менее «политкорректной и гуманной модели», а идеи, вдохновившие А. Брейвика, в менее радикальном изложении стали частью политического мейнстрима
Курды в обмен на НАТО: аспекты сделки Швеции и Финляндии с ТурциейЖивущая в Скандинавии курдская диаспора, члены которой — граждане и поданные Финляндии и Швеции, считает, что оказалась преданной
К вопросу о международном сотрудничестве Финляндии с АфганистаномНесмотря на окончательный вывод войск западной коалиции, Хельсинки намерены продолжить участие в многосторонней помощи развитию Афганистана
Неуничтоженный вирусПочему спустя 21 год после терактов 11 сентября так и не удалось искоренить терроризм