12 января 2021 г. США включили Кубу в свой список стран-спонсоров терроризма. В соответствии с американским законодательством это означает, что против латиноамериканского государства введено эмбарго на продажу вооружений и на любую экономическую помощь со стороны Соединенных Штатов. Кроме того, список подразумевает различные санкции против третьих стран, поддерживающих деловые связи с Гаваной. Основной причиной, по которой было принято данное решение, госдеп назвал отказ экстрадировать в Колумбию 10 лидеров Армии национального освобождения (ELN), находящихся на Кубе с 2012 г. и участвовавших в мирных переговорах с колумбийским правительством. В январе 2019 г. они взяли на себя ответственность за взрывы в полицейской академии г. Боготы. Куба мотивировала свое решение условиями международных договоренностей, согласно которым страна пребывания не имела права депортировать членов делегации. Бывшие участники переговоров от официальной Боготы поддержали Гавану, опубликовав заявление, в котором отмечалось, что кубинские власти оказали значительную помощь в деле установления мира в южноамериканской стране.
Ни для одной из сторон ничего принципиально нового в решении Белого дома включить Кубу в список стран-спонсоров терроризма не было. Остров свободы с 1982 г. в течение нескольких десятилетий уже в нем числился. Этому немало способствовало кубинское лобби в США, группа враждебно настроенных в отношении правительства Фиделя Кастро политиков, могущество которых в начале 1980-х гг. умножилось. В 2015 г., на фоне частичной нормализации двусторонних отношений, администрация Барака Обамы официально исключила Кубу из данного списка. В свою очередь Дональд Трамп, придя к власти в 2017 г., отменил практически все достижения своего предшественника по улучшению американо-кубинских связей, но не спешил воспользоваться сразу всеми своими возможностями. И вот, когда до конца правления 45-го президента оставались считанные дни, остров вновь был обвинен госдепом США в пособничестве международному терроризму. Причем удивителен не сам факт того, что это случилось, ведь последние четыре года наблюдалась систематическое ужесточение американской политики, а время, когда такое решение было принято.
Это произошло на следующий день, после того как по указу Д. Трампа в столичном округе Колумбия был введен режим чрезвычайного положения. Накануне толпа его сторонников, требовавших пересмотра итогов президентских выборов, на которых победил Джо Байден, штурмом прорвалась в здание Капитолия, в котором заседали обе палаты Конгресса, осквернив, таким образом, один из главных символов американской демократии. Люди бесчинствовали, били стекла, врывались в «высокие» кабинеты, из которых незадолго до того были спешно эвакуированы члены высшего законодательного органа государства. Никогда раньше в истории США подобного не случалось. Демократы обвинили Д. Трампа в подстрекательстве к мятежу и вскоре внесли в Палату представителей предложение об объявлении ему (под занавес правления) импичмента. Это могло навсегда лишить республиканца права повторно избираться на пост главы государства, не говоря уже о столь бесславном завершении карьеры. Д. Трамп требовал пересчета голосов и утверждал, что имела место масштабная фальсификация результатов выборов, но после случившегося в Вашингтоне он попросил своих сторонников разойтись по домам. Неужели сложнейшая внутриполитическая ситуация, которая могла привести к трагическим последствиям для страны и для самого Д. Трампа, не заставила его хотя бы на время забыть о маленьком карибском острове, и без того оказавшемся в тяжелом экономическом положении?
Последние недели нахождения у власти оказались для уже экс-президента самыми драматичными. Многие, в том числе и однопартийцы, отвернулись от него [1]. Даже вице-президент Майк Пенс отказал в просьбе Д. Трампа не допустить официального признания Конгрессом результатов голосования. Хотя, конечно, в оправдание М. Пенса говорит то, что он и не имел соответствующих полномочий. Самыми преданными оказались ультраконсерваторы, курировавшие внешнюю политику США в отношении Кубы в период правления Д. Трампа. Среди них были сенатор Марко Рубио, конгрессмен Марио Диас-Баларт (оба — республиканцы кубинского происхождения) и губернатор штата Флорида Рик Скотт. Они выступили против импичмента президента и осудили факт блокировки его аккаунтов в социальных сетях (что произошло сразу после беспорядков в Вашингтоне). Следует полагать, что они ждали от Белого дома ответной любезности, возможно — как раз внесения Кубы в «черный список».
Вся суть антикубинской политики Трампа
С приходом Д. Трампа к власти в 2017 г. произошло резкое обострение американо-кубинского конфликта. В июне был принят «Президентский меморандум по ужесточению политики США в отношении Кубы» (National Security Presidential Memorandum on Strengthening the Policy of the United States Toward Cuba), в соответствии с которым запрещались одиночные поездки американских граждан на остров. Госдепартаменту было поручено составить список кубинских учреждений и предприятий, находящихся в прямом подчинении правительству, против которых вводились санкции. Затем, через несколько месяцев, разразился дипломатический скандал, связанный с якобы имевшими место «акустическими атаками» на посольство США в Гаване. В результате пострадали десятки американских дипломатов, а состав диппредставительства страны заметно сократился. Но это было лишь начало. На саммите Америк в г. Лиме весной 2018 г. делегация, возглавляемая М. Пенсом (в которой был и М. Рубио), обрушилась с критикой на руководство Венесуэлы и Кубы [9]. В ноябре того же года Джон Болтон, будучи советником президента по национальной безопасности, назвал Кубу, Венесуэлу и Никарагуа «тройкой тираний» и заявил, что «Доктрина Монро», согласно которой все Западное полушарие входит в зону исключительных интересов США, все еще действует. И в 2019, и в 2020 гг. поэтапно вводились все новые ограничения на взаимодействие с соседней страной. Это коснулось и денежных переводов американцев на остров, и круизных компаний, которые в период правления Б. Обамы получили возможность причаливать к кубинским берегам, и многого другого. Кроме того, имела место масштабная кампания против заграничных медицинских программ Кубы, главной статьи доходов бюджета страны [2].
Действия Д. Трампа серьезно ударили по экономике острова. По сообщению МИД Кубы, в период с апреля 2019 по март 2020 гг. ежегодный ущерб от торгово-экономического эмбарго США (блокады, как говорят кубинцы) впервые в истории превысил 5 млрд долл. Уровень ВВП страны в 2020 г. снизился на 11%, что на 3% больше и без того пессимистичных первоначальных прогнозов Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). Пыл Белого дома не охладила даже пандемия коронавируса, из-за которой простые кубинцы как никогда прежде нуждались в помощи или хотя бы в ослаблении санкционной «удавки». В чем была причина столь агрессивного поведения Вашингтона?
Несмотря на жесткую риторику Д. Трампа, нельзя сказать, что Гавана всегда находилась в центре его внимания. В его книге «Былое величие Америки», опубликованной в 2011 г., экс-президент в основном сосредоточился на вопросах отношений с Китаем, ЕС, Россией, Ираном, Мексикой, Венесуэлой, Сирией и КНДР. Большую часть своего внимания он уделял проблемам внутренней жизни, необходимости борьбы с Организацией стран-экспортёров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries, ОПЕК), вопросам нелегальной иммиграции и т.д. Проблема отношений с Островом свободы в этой работе была затронута всего несколько раз, и то косвенно [3]. О Кубе он практически не высказывался. Перемены в риторике Д. Трампа стали происходить прямо перед выборами 2016 г., когда он заручился поддержкой своих бывших соперников по праймериз — М. Рубио и Т. Круза (также сенатора кубинского происхождения). Впоследствии М. Рубио, член сенатского Комитета по международным отношениям, еще раз пригодился Д. Трампу, когда на должность госсекретаря была выдвинута кандидатура Р. Тиллерсона.
Д. Трамп, в начале своего правления находившийся в некотором одиночестве из-за отсутствия всякого политического опыта и подвергавшийся ярой критике со стороны демократической оппозиции, нуждался в собственной команде. Поэтому очень скоро он сблизился с представителями одной из самых влиятельных групп интересов в Вашингтоне — сторонниками жесткого курса в отношении Кубы. С ними у президента сложились весьма теплые отношения по принципу «услуга за услугу». Разумеется, ввиду недостатка знаний о тайнах «закулисной» политики, этому тезису нет прямых подтверждений. Однако в этом смысле примечательно, что меры по ужесточению санкций вводились осторожно, шаг за шагом, и были равномерно растянуты на все четыре года правления республиканца. Причем наиболее серьезные и ощутимые для Гаваны решения принимались ближе к концу его президентства. Что ему мешало проявлять большую активность? Это весьма нетипично для политика, известного своей импульсивностью и поспешностью в принятии решений. Вдобавок, за это время произошло возвышение ультраконсервативного крыла истеблишмента, М. Рубио и близких к нему политиков (среди которых, кстати, и сам М. Помпео). Очевидно, Д. Трамп рассчитывал на то, что к моменту выборов осени 2020 г. ему все еще будет, что предложить своим партнерам взамен на их поддержку и лояльность. Прав был бывший советник Дж. Буша-старшего по национальной безопасности Брент Скоукрофт, который сказал, что Куба является «внутренней проблемой США, а не внешней».
В январе 2021 г., когда стало понятно, что Д. Трамп окончательно проиграл, пересчета голосов не будет, масштабных судебных разбирательств в пользу него также не предвидится, а на горизонте замаячил новый процесс импичмента, лучшее время для кубино-американцев (кураторов антикубинской политики) стало подходить к концу. 45-й президент США был, пожалуй, их самым верным союзником в Белом доме за несколько последних десятилетий. Оставались считанные дни, когда они все еще могли нанести ощутимый удар по интересам Гаваны. Практически не было сомнений в том, что Джо Байден, победивший на выборах, вернется к курсу Б. Обамы на нормализацию двусторонних отношений. Скорее всего, поэтому М. Помпео и поспешил включить Кубу в список стран-спонсоров терроризма, усложнив, таким образом, задачу для демократа.
Ближайшее будущее
Победивший на выборах 2020 г. кандидат от Демократической партии Джо Байден занимал пост вице-президента в администрации Б. Обамы. Для него тема отношений с Кубой будет иметь далеко не последнее значение, поскольку политика нормализации двусторонних отношений, проводившаяся его предшественником-демократом, в которую были вложены огромные усилия, в конце концов, была свернута. Ожидается, что новый глава Соединенных Штатов отменит запрет на посещение острова американскими гражданами, разрешит бизнесу инвестировать в кубинскую экономику, снимет ограничения на денежные переводы и т.д. При этом, по некоторым данным, меры, касающиеся прав человека, останутся в силе.
Дж. Байден, скорее всего, будет исходить из того, что позитивное взаимодействие двух стран даст положительные результаты для самых разных сфер жизни: от благосостояния обычных кубинцев и выхода американских предприятий на кубинский рынок до сотрудничества в борьбе с терроризмом, транзитом наркотиков, в области прав и свобод человека и по вопросам миграции. Кроме того, есть основания полагать, что Дж. Байден попытается закрыть тюрьму в Гуантанамо, несмотря на то, что в ходе предвыборной гонки он не высказывался по этому поводу. Благодаря стараниям Б. Обамы, сотни заключенных были переведены оттуда в другие места отбывания наказания. Д. Трамп отменил эту практику, и до сих пор в тюрьме находятся сорок человек. Этот вопрос также входит в число невыполненных обещаний администрации демократов.
В улучшении отношений между США и Кубой заинтересован как кубинский, так и американский бизнес. Многие работники сферы услуг, туризма, владельцы ресторанов и отелей на Острове свободы, чье дело процветало в период правления Б. Обамы, надеются на перемены в политике Белого дома. В то же время сельскохозяйственное лобби, круизные и авиакомпании и многие другие в США хотели бы расширения связей с кубинской стороной. Помимо того, еще в октябре 2020 г. власти пяти американских городов (Окленда, Сан-Франциско, Беркли, Ричмонда и Кембриджа) приняли резолюции с требованием снять ограничения на сотрудничество двух стран в области медицины и науки.
Таким образом, правомерно утверждать, что администрация демократов предпримет несколько существенных шагов в сторону оптимизации отношений с Кубой. Внесение латиноамериканского государства в список стран-спонсоров терроризма способно лишь на несколько месяцев затормозить этот процесс. Пересмотр данного решения требует межведомственного рассмотрения и прохождения через ряд формальных процедур. Но Дж. Байден, наверняка, и не собирался предпринимать поспешных шагов на этом направлении. Во-первых, как утверждал Б. Обама, отправной точкой для политики демократов на Кубе должна быть «свобода кубинского народа». Поэтому перед тем, как денонсировать ограничения, наложенные Д. Трампом, новый президент, скорее всего, попробует «выторговать» у своего кубинского визави некоторые изменения во внутренней политике и амнистию заключенных. Во-вторых, браться за решение столь неоднозначного вопроса, способного плохо отразиться на популярности президента, в первый срок его правления попросту контрпродуктивно. В свое время по этой же причине Б. Обама не стал спешить с нормализацией американо-кубинских отношений, отложив решение этого вопроса на второй срок своего правления.
В очередной раз исключить Кубу из списка стран-спонсоров терроризма и заняться выстраиванием качественно новых отношений с этой страной для администрации Дж. Байдена не составит большого труда. «Прощальный акт» агрессии Д. Трампа и его команды в отношении Гаваны представляет собой не более чем «крик отчаяния» в попытке сделать все возможное для того, чтобы воспрепятствовать будущим усилиям нового президента наладить позитивные двусторонние связи. Но их возможности были резко ограничены поражением на выборах 2020 г. Здесь уместно вспомнить, как в 2016 г. Б. Обама подписал документ под названием «Президентская политическая директива — Нормализация отношений Соединенных Штатов и Кубы» (Presidential Policy Directive — United States-Cuba Normalization). В нем было отмечено, что сотрудничество с кубинским правительством «может упрочить лидерские позиции США в Западном полушарии». В тексте отражались надежды на окончательное решение многолетнего американо-кубинского конфликта и оптимистическое видение будущего. Однако его преемнику это нисколько не помешало совершить резкий поворот в политике в отношении Гаваны.
***
Для российско-кубинских отношений на современном этапе все происходящее между США и Кубой, пожалуй, мало что означает. Дело в том, что конфликт этих государств, когда-то развивавшийся в контексте биполярного советско-американского противостояния, за несколько последних десятилетий претерпел сущностную трансформацию. При сохранении некоторых противоречий и атрибутов времен холодной войны, противостояние двух государств гармонично встроилось в современную мировую политику. Можно сказать, что оно представляет собой динамически-равновесную гомеостатическую систему, способную существовать в условиях довольно резких пертурбаций. Вместе с тем обострение конфронтации с США приводит к снижению экономических показателей Кубы и ухудшению благосостояния простых граждан страны, что, в свою очередь, может привести к дестабилизации внутренней обстановки.
Необходимо понимать, что современная внешняя политика Вашингтона в отношении Гаваны — это побочный продукт внутриполитической борьбы американских элит. Решающую роль в данном случае играет множество дополнительных факторов, связанных с проблемами, напрямую не относящимися к конфликту. Поэтому власти Соединенных Штатов мало беспокоят двусторонние отношения Кубы с третьими странами, в том числе и с Россией.
Вместе с тем, если в период правления Дж. Байдена США, как и ожидается, снимут торгово-экономические ограничения на взаимодействие с соседней страной — и на остров «хлынут» иностранные инвестиции, то кубинская экономика получит дополнительный импульс развития. В этом случае России будет выгодно как можно скорее и активнее расширять свое присутствие на Кубе, поскольку очень скоро американский, европейский и азиатский капиталы займут все свободные ниши на острове и заполонят рынок. Со временем это, безусловно, может отразиться и на самой Кубе, и на наших с ней политических отношениях.
1. Показателен поступок губернатора Аризоны Дага Дьюси, в прошлом верного сторонника Трампа, который публично отклонил телефонный звонок своего «шефа».
2. Кодзоев М. США-Куба: эхо холодной войны. М., ИЛА РАН, 2020. – с. 154-188.
3. Трамп Д. Былое величие Америки / Д. Трамп; пер. с англ. – М.: Эксмо, 2017. – 256 с.