Вопреки ожиданиям, заседание министров внутренних дел стран ЕС 14 сентября 2015 г. после семи часов переговоров окончилось лишь с одним результатом — Комиссии удалось добиться формального согласия Совета на осуществление своего плана, что позволяет начать расселение 40 тыс. претендентов на убежище из Италии и Греции, что можно расценивать как хотя бы первый практический шаг. Оппозиция же введению обязательных квот, а также их увеличению на 120 тыс. человек в лице Венгрии, Словакии, Чехии и Румынии осталась несокрушимой.
Экстренное заседание Совета ЕС по проблемам миграционного кризиса анонсировалось задолго до 14 сентября 2015 г. — даты встречи министров внутренних дел и юстиции. В средствах массовой информации эту встречу называли даже «саммитом», ожидая, по-видимому, если не прорывных, то хотя бы ощутимых его результатов.
На заседании Комиссия предполагала представить Совету план, который Ж.-К.Юнкер обнародовал 9 сентября 2015 г. в своей речи перед Европейским парламентом. Ж.-К.Юнкер предложил практические шаги по урегулированию кризисной ситуации:
- увеличение квоты расселения претендентов на убежище с первоначальных 40 тыс. до 160 тыс. человек из Сирии, Эритреи и Ирака, которые прибыли в Италию, Грецию и Венгрию. Комиссия была вынуждена выступить с таким предложением, так как к сентябрю 2015 г., по данным ФРОНТЕКС, в ЕС было зарегистрировано уже около 500 тыс. ищущих убежище, что почти приблизилось к показателям за весь 2014 г.;
- создание постоянного механизма расселения с участием всех стран ЕС, который может быть приведен в действие Комиссией в любой момент, чтобы предоставить помощь государству-члену, оказавшемуся в кризисной ситуации. Комиссия намеревается принять соответствующее законодательство до конца 2015 г.;
- утверждение общего списка «безопасных» стран, граждане которых не могут претендовать на убежище. Вероятными кандидатами на включение в список стали все западно-балканские страны, граждане которых злоупотребляют безвизовым режимом для подачи необоснованных заявлений об убежище, однако вопросы вызвало участие в списке Турции;
- план и инструкции по высылке мигрантов, которым будет отказано в защите. Это наименее спорный пункт предложенного плана — все страны согласны высылать неудавшихся претендентов.
- учреждение целевого Фонда помощи Африке в размере 1,8 млрд евро, посредством которого предполагалось стабилизировать ситуацию на континенте и обратиться к корням проблемы миграции.
Накануне встречи министров Комиссия при поддержке Франции, Германии, а также председательствующего в Совете Люксембурга оказала беспрецедентное давление на группу стран-оппозиционеров в составе стран Вишеградской группы, которые на своем саммите в Праге 4 сентября приняли согласованное заявление о недопустимости навязывания им обязательного квотирования и призвали Комиссию вместо этого обратиться к «корням проблемы миграции».
Позиция Польши, Словакии и Чехии вполне объяснима: по данным Евростат на первый квартал 2015 г., на один миллион населения приходилось 38 ищущих убежище в Польше (0,8% от всех заявлений об убежище, поданных в Евросоюзе), 34 в Чехии (0,2%) и лишь 9 (0%) в Словакии, которая и была главным инициатором сопротивления. Однако, казалось бы, интересы Венгрии и других стран группы расходились — на ее долю пришлось 3 222 ищущих убежище на миллион населения, что составило 17,8% от всех заявлений.
К сентябрю 2015 г. миграционное давление на Венгрию лишь усилилось. Венгрия объективно нуждалась в помощи ЕС, так как не могла справиться самостоятельно с притоком потенциальных беженцев. На это и рассчитывала Комиссия, сделав Венгрии заманчивое предложение — не только не участвовать в обязательном расселении, но, напротив, передать другим странам ЕС 54 тыс. из уже принятых беженцев, наряду с Италией и Грецией. На основании нескольких высказываний премьер-министра Виктора Орбана ожидалось, что Венгрия смягчит свою позицию, что сломит сопротивление и оставшихся вишеградских стран. Но В. Орбан не принял помощь, мотивировав отказ нежеланием становиться «страной на фронтовой линии», по примеру Италии и Греции. Таким образом, он отверг планы размещения на территории страны крупных регистрационных центров, где претенденты могли бы ожидать решения своей судьбы — получить статус беженца или быть высланными. Это означало, что Венгрия намерена была не оставлять беженцев у себя, а пропускать их дальше, в Австрию и Германию, которые к этому времени согласились принять их, допустив временную приостановку действия Дублинского регламента. Поколебать решимость В. Орбана не смогло даже то, что накануне заседания Совета Германия уведомила Комиссию о восстановлении пограничного контроля в соответствии с положением Шенгенского кодекса. Этим жестом германские власти ясно дали понять, что не собираются потворствовать Венгрии в ее намерении оставаться лишь страной транзита мигрантов.
В течение нескольких дней перед заседанием Совета ряды стран-оппозиционеров поредели — от своей первоначальной позиции отказались Испания, Финляндия, Польша и прибалтийские страны вынуждены были признать, что им придется согласиться с планом дополнительного размещения претендентов на убежище, если большинство государств-членов его поддержат. Но неожиданно об отказе подчиниться заявила Румыния, которая выдвинула условием своего участия в расселении присоединение к Шенгенской зоне, которого долго и безуспешно добивалась. Несмотря на несколько стадий переговоров и уговоров несогласных стран, интрига сохранилась вплоть до начала заседания.
Вопреки «осторожному оптимизму» и ожиданиям, заседание министров внутренних дел 14 сентября 2015 г. после семи часов переговоров окончилось лишь с одним результатом — Комиссии удалось добиться формального согласия Совета на осуществление своего первоначального плана, что позволяет начать расселение 40 тыс. претендентов на убежище из Италии и Греции, что можно расценивать как хотя бы первый практический шаг. Оппозиция же введению обязательных квот, а также их увеличению на 120 тыс. человек в лице Венгрии, Словакии, Чехии и Румынии осталась несокрушимой.
Тем не менее председатель Комиссии Ж.-К.Юнкер не оставил своей идеи о системе обязательного централизованного распределения ищущих убежище и готовится к продолжительным политическим баталиям. Решение вопроса отложено на следующее заседание Совета 22 сентября, а также созванный на следующий день — 23 сентября 2015 г. саммит глав государств и правительств. Для поддержки предложения Комиссии уже набирается необходимое квалифицированное большинство в Совете, так что оно могло быть принято уже 14 сентября. Хотя Виктор Орбан заявил, что его страна будет вынуждена подчиниться решению, принятому большинством государств-членов, лидеры ЕС все же считают политически целесообразным добиться консенсуса в этом вопросе и не вынуждать государства-члены принимать беженцев вопреки нежеланию. По-видимому, страны ЕС все же смогут согласовать принципы дополнительного расселения 120 тыс. человек, если не принудительно, то добровольно, при взимании платы с тех, кто откажется принимать у себя беженцев. Но приток ищущих убежище значительно больше предлагаемых квот, хотя он может сократиться с началом сезона штормов в Средиземном море. Утвердить же следующие квоты, как и механизм многоразового расселения, будет значительно труднее, как и выбрать людей для расселения из всей массы беженцев.