Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Вадим Войников

Д.ю.н., профессор кафедры интеграционного права и прав человека МГИМО МИД России, профессор института управления и территориального развития БФУ им. И. Канта

2015 г. уже вошел в историю европейской интеграции как период крупнейшего за все время существования ЕС иммиграционного кризиса, способного серьезно пошатнуть традиционные устои Европейского союза и всего мира. В последние месяцы наблюдается значительный рост числа нелегальных иммигрантов, проникающих на территорию Европейского союза, используя различные способы и маршруты.

2015 г. уже вошел в историю европейской интеграции как период крупнейшего за все время существования ЕС иммиграционного кризиса, способного серьезно пошатнуть традиционные устои Европейского союза и всего мира. В последние месяцы наблюдается значительный рост числа нелегальных иммигрантов, проникающих на территорию Европейского союза, используя различные способы и маршруты.

По оценкам Европейского агентства по управлению внешними границами (Фронтекс), за второй квартал 2015 г. в ЕС прибыло более 170 тысяч нелегальных иммигрантов, что в два с половиной раза больше, чем за аналогичный период 2014 г. Всплеск нелегальной иммиграции в страны ЕС чаще всего связывают с ситуацией в Сирии. Безусловно, сирийский кризис — одна из ключевых предпосылок нынешней миграционной ситуации в Европе, однако его нельзя назвать главной причиной. В первую очередь, следует отметить, что поток нелегальных иммигрантов состоит не из одних сирийцев.

Сирийцы составляют самую многочисленную группу среди иммигрантов, нелегально въезжающих в ЕС (около 30%). Однако, согласно отчету Фронтекс, за первый квартал 2015 г. самой многочисленной группой нелегальных иммигрантов стали жители частично признанного государства Косово. Сирийцы занимали лишь вторую позицию или 22% от общего числа иммигрантов.

Далеко не все страны, откуда в основном бегут иммигранты в ЕС, охвачены вооруженными конфликтами.

Далеко не все страны, откуда в основном бегут иммигранты в ЕС, охвачены вооруженными конфликтами, несмотря на то, что существующая политическая и экономическая ситуацию в этих странах во многом результат внешнего воздействия, в том числе при активном участии некоторых стран-членов ЕС. Существующий миграционный кризис во многом обусловлен неадекватной и пассивной реакцией на въезд нелегальных иммигрантов со стороны властей стран-членов ЕС.

www.dencuentro.com
Министр по делам иммиграции и беженцев
Люксембурга Жан Ассельборн с
Председателем Европейской Комиссии на
мини-саммите лидеров европейских
государств, посвященном проблеме
беженцев. Брюссель, 25 октября, 2015

Власти ЕС демонстрируют медлительность и нерешительность в вопросах противодействия нелегальной иммиграции, государства-члены ЕС вынуждены принимать самостоятельные, не всегда согласованные решения. В результате, видя нерешительность со стороны ЕС, нелегальные иммигранты сами начинают диктовать правила, а страны-члены ЕС вынуждены принимать эти правила, даже если они идут вразрез с действующим законодательством. Нарушая законодательство ЕС, иммигранты сами выбирают место, а также диктуют условия для получения статуса беженца. По сути дела страны ЕС легализовали незаконное пересечение границы. Это в значительной степени подрывает государственные устои, а также эффективность правовой системы, причем не только внутри ЕС, но и во всем мире.

Возможность диктовать властям свои условия, незаконно пересекать внешние границы ЕС и свободно передвигаться внутри шенгенского пространства, а также безнаказанность значительно увеличивают привлекательность ЕС для новых волн нелегальной иммиграции.

Существующий миграционный кризис во многом обусловлен неадекватной и пассивной реакцией на въезд нелегальных иммигрантов со стороны властей стран-членов ЕС.

При этом сирийский кризис пытаются использовать как прикрытие нелегальные иммигранты из других регионов, не охваченных войной. С правовой точки зрения, они не могут быть признаны беженцами. Таким образом, формируется устойчивая категория экономических беженцев, т.е. лиц, вынужденных покидать свою страну по причинам экономического характера: низкий уровень жизни, безработица, голод, нищета и т.д. Иммигранты доказывают, что «Шенгенская крепость» не такая неприступная, а значит можно ее штурмовать и пытаться таким же образом пересекать границы и других государств.

По сути дела страны ЕС легализовали незаконное пересечение границы.

Возникла парадоксальная ситуация, когда на протяжении многих лет ЕС создал внешне эффективную систему предоставления убежищ, учил своих соседей, каким образом нужно выстраивать систему по охране границ, регулированию миграции, предоставлению убежища и т.д., а при возникновении критической ситуации внутри ЕС он оказался абсолютно неспособным на нее адекватно реагировать. Такая ситуация — чрезвычайно серьезная угроза для мирового правопорядка, которая требует соответствующей реакции со стороны мирового сообщества.

В сложившейся обстановке Европейский союз пытается выстроить систему мер, направленных на разрешение иммиграционного кризиса.

Указанные меры можно условно поделить на две основные группы:

  • неотложные мероприятия в отношении уже прибывших иммигрантов (расселение, а также возвращение иммигрантов);
  • среднесрочные мероприятия, направленные на более эффективную иммиграционную политику (переселение иммигрантов, нуждающихся в защите, взаимодействие со странами-донорами и странами транзита иммигрантов и т.д.)
Миграционный кризис. Дайджест
международных публикаций


В начале октября 2015 г. появилась новость о разработке в ЕС секретного плана по депортации иммигрантов, основная идея которого состоит в понуждении стран доноров к приему иммигрантов обратно под угрозой сокращения экономического сотрудничества.

25 октября 2015 г. в Брюсселе по инициативе председателя Европейской Комиссии прошел минисаммит глав ряда европейских государств, посвященный проблемам нелегальной иммиграции на Западно-Балканском направлении [1]. По результатам саммита был согласован план оперативных мероприятий, состоящий из 17 пунктов. В качестве первоочередного мероприятия участники саммита договорились о постепенном восстановлении порядка на границе посредством эффективного обмена информацией. Достигнута договоренность о направлении в Словению 400 полицейских для содействия в обеспечении правопорядка и охраны границ. Кроме того, ключевым вопросом остается политика в отношении уже прибывших на территорию ЕС иммигрантов.

Еще в сентябре 2015 г. ЕС принял два решения о расселении соответственно 40 000 [2] и 120 000 [3] иммигрантов, уже прибывших в Грецию, Италию и еще одно государство ЕС, которое пока не определено. Согласно решениям, это касается только граждан, действительно нуждающихся в международной защите и прибывших из тех, стран, по которым процент удовлетворенных ходатайств об убежище в ЕС составляет 75% и более (Сирия, Ирак, Эритрея). 25 октября 2015 г. участники минисаммита договорились о создании на территории Греции и иных стран, по которым проходит Западно-Балканский маршрут нелегалов, 100 000 мест для временного размещения иммигрантов. При этом Европейская Комиссия исходит из того, что большинство из прибывших нелегалов — обычные экономические иммигранты, которые не могут претендовать на убежище. Соответственно, остальные иммигранты должны покинуть территорию ЕС. В начале октября 2015 г. появилась новость о разработке в ЕС секретного плана по депортации иммигрантов, основная идея которого состоит в понуждении стран доноров к приему иммигрантов обратно под угрозой сокращения экономического сотрудничества. Однако в нынешней ситуации юридически и технически осуществить депортацию будет достаточно проблематично. Для примера в 2014 г. были вынесены решения о депортации 251 990 иностранных граждан. Реально депортировано лишь 161309, т.е. чуть более 60%.

Второе направление политики связано с повышением эффективности иммиграционной политики, иначе говоря, каким образом не допустить въезд на территорию ЕС тех иммигрантов, которые еще не успели этого сделать.

Важная роль в этом направлении отводится сотрудничеству со странами, откуда прибывают иммигранты в страны ЕС. По мнению Европейской Комиссии, такая работа должна включать два направления: поиск политического решения конфликтов в Сирии, Ираке и Ливии; оказание финансовой помощи странам, граничащим с зоной конфликта, которые принимают наибольшее число иммигрантов (Иордания, Ливан, Турция). Особая роль в этом вопросе принадлежит взаимодействию с Турцией. В ходе саммита 15 октября 2015 г. члены Европейского Совета согласовали с Турцией план совместных действий. В соответствии с планом Турция принимает на себя обязательство обеспечить прибывшим на ее территорию иммигрантам из Сирии надлежащие условия жизни, а также усилить охрану своих границ. В обмен на это ЕС пообещал выделить Турции финансовую помощь, ускорить процесс либерализации визового режима, разморозить переговоры по членству Турции в ЕС и т.д. Иными словами, основная задача данного плана — добиться, чтобы уже находящиеся на территории Турции иммигранты оставались там и не попадали в страны ЕС.

Парламентские выборы в европейских странах показывают, что население отдает предпочтение политическим силам, выступающим за ужесточение иммиграционной политики.

Однако пока такие меры не свидетельствуют о том, что Европейский союз выработал комплексный подход к разрешению иммиграционного кризиса. Массовый въезд в страны ЕС нелегальных иммигрантов привел к принципиальному расколу в обществе европейских стран. Часть граждан, находящаяся под влиянием идей гуманизма, высказывается за поддержку иммигрантов, и требует, чтобы Европа «открыла свои двери», а также оказала всяческую поддержку потенциальным беженцам. Другая часть общества, наоборот, требует ограничить въезд иммигрантов из третьих стран, в особенности исламских.

Нередко между представителями двух лагерей возникают столкновения. Так, 25 октября 2015 г. в Кельне произошли серьезные беспорядки между представителями националистических движений и защитниками беженцев. В данной ситуации правительства стран ЕС находятся в крайне затруднительном положении, поскольку, с одной стороны, идеологические устои ЕС не позволяют им выступать против иммигрантов, с другой стороны, большинство населения стран ЕС не разделяет идеи гостеприимства в отношении иммигрантов.


EPA / STR / Vostock Photo
Ольга Потемкина:
Миграция — вызов времени. Экспертный
опрос

Парламентские выборы в европейских странах показывают, что население отдает предпочтение политическим силам, выступающим за ужесточение иммиграционной политики. 18 октября 2015 г. по результатам федеральных выборов в Швейцарии победу одержала Швейцарская народная партия, выступающая за ограничение и ужесточение иммиграционной политики Швейцарии, которая, не являясь членом ЕС, участвует в Шенгенском соглашении. 25 октября 2015 г. на парламентских выборах в Польше уверенную победу одерживает частично оппозиционная партия «Право и справедливость», также выступающая за сокращение притока иммигрантов в Польшу. Данные результаты свидетельствуют о недовольстве населения европейских стран той политикой, которую пытаются проводить на уровне ЕС в отношении нелегальных иммигрантов. Однако это вряд ли изменит политику ЕС в отношении иммигрантов, поскольку призывы к ужесточению иммиграционной политики имеют скорее популистский характер и не содержат конкретных предложений. В сложившейся ситуации остановить поток нелегалов можно лишь самыми жесткими мерами, на которые ЕС вряд ли решится, даже учитывая возможную потерю электората.

1. Западно-Балканский маршрут — один из маршрутов нелегальной иммиграции в ЕС

2. Council Decision (EU) 2015/1523 of 14 September 2015 establishing provisional measures in the area of international protection for the benefit of Italy and of Greece OJ L 239, 15.9.2015, p. 146–156

3. Council Decision (EU) 2015/1601 of 22 September 2015 establishing provisional measures in the area of international protection for the benefit of Italy and Greece OJ L 248, 24.9.2015, p. 80–94

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся