Миграция, глобализация и экономическая жизнеспособность: вызовы и возможности для России и Евразии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 9, Рейтинг: 2.44) |
(9 голосов) |
Президент Глобальной ассоциации экспертов по миграционной политике
Миграция в настоящее время является важнейшим фактором, обеспечивающим жизнеспособность мировых рынков труда в экономике, подверженной процессам глобализации. Она является ключевым фактором развития. От миграции зависит выживание развитых экономик мира. Проявления враждебности по отношению к иностранцам и ксенофобские настроения ставят под угрозу социальную сплоченность и являются препятствием для привлечения и содержания рабочей силы, необходимой для обеспечения развития.
Текст презентации в рамках международной конференции «Транснациональные миграции и современные государства в условиях экономического кризиса», Москва, 25 сентября 2015 г.
Я рад поделиться глобальным видением явления, которое представляет собой одновременно серьезный вызов и отличную возможность для современного мира. В своей презентации хочу обратить внимание на три основных направления:
1. миграция как важнейший ресурс рабочей силы (основные причины иммиграции в Россию);
2. ожидаемый рост мобильности рабочей силы и компетенций в предстоящие годы: перспективы для России и Евразии;
3. препятствия и возможности для разработки жизнеспособного законодательства и политики в области миграции для России и Евразии.
Современное состояние: миграция в наши дни
Миграция на современном этапе – это, бесспорно, один из важнейших ресурсов рабочей силы в XXI веке. В России, как и в других странах глобализирующегося мира, миграция служит источником международной мобильности трудовых ресурсов и профессиональных компетенций.
По данным Международной организации труда (МОТ), по состоянию на 2010 г. из 214 млн человек, проживавших за пределами своей страны рождения/происхождения, 105 млн были экономически активными [1], т.е. работали по найму, занимались собственным бизнесом или иным образом выполняли оплачиваемую работу. Согласно расчетам, на одного экономически активного взрослого приходится один иждивенец. Исходя из этого, 90% мигрантов относятся либо к экономически активным, либо к зависящим от них иждивенцам [2].
По определению ООН, мигрант – это человек иностранного происхождения, проживающий за пределами своей страны рождения или гражданства на протяжении минимум одного года. По данным Отдела народонаселения ООН, основанным на отчетах правительств разных стран, в 2013 г. в мире насчитывалось 232 млн мигрантов. Однако эти данные представляются неполными, поскольку статистика не учитывает миллионы временных мигрантов, выезжающих из своих стран на непродолжительный срок, сезонных работников, а также работников, занятых за границей без смены страны постоянного места жительства.
Миграция — вызов времени
Миграция в наши дни – это, безусловно, важнейший фактор, обеспечивающий жизнеспособность мировых рынков труда и получение дохода на капитал в экономике, подверженной глобализации. Это ключевой фактор развития. От миграции зависит выживание развитых экономик мира.
В результате миграции происходит омоложение рабочей силы, обеспечивается жизнеспособность сельского хозяйства, строительства, здравоохранения, гостиничного и ресторанного бизнеса, туризма и других секторов экономики. За счет мигрантов удовлетворяется растущий спрос на умения и навыки и создаются стимулы для предпринимательской деятельности. Денежные переводы мигрантов, передача опыта и навыков, инвестиции и рост товарооборота способствуют экономическому развитию и процветанию многих стран мира.
Миграция обеспечивает прирост трудовых ресурсов во многих странах Азии, Северной и Южной Америки, Карибского бассейна, Европы и Евразии. В странах Западной Европы работники иностранного происхождения составляют 10–15% численности рабочей силы, в принимающих странах (Австралия, Канада, США) – около 18% [3], в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива – 40–93%, в Евразии – 10–20%. На мигрантов приходится 10% всех жителей Евразии (24 млн человек), что эквивалентно населению третьей по величине страны региона. По состоянию на 2013 г. в России проживали 11 млн мигрантов (10,2% населения страны). Около 70% мигрантов на территории Евразии находятся в трудоспособном возрасте, в России доля трудоспособных мигрантов – 80%. Большинство из них, как мужчины, так и женщины, относятся к экономически активным и вовлечены в трудовую деятельность. В евразийском регионе половина всех мигрантов – женщины, что соответствует мировой тенденции. В то же время от 5% до 33% рабочей силы евразийских стран проживает за рубежом.
Трудовая мобильность и региональная экономическая интеграция
Константин Воронов:
Южно-миграционное цунами:
коммунитарная линия ЕС и нацэгоизм
Миграционные процессы в основном идут внутри регионов, а не между ними, особенно в рамках 13 региональных экономических сообществ, которые установили или в настоящее время ведут переговоры о введении формальных режимов свободного перемещения людей. Эти сообщества объединяют более 120 стран. В Западной Африке 80% миграционных процессов происходят в рамках Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС). Примерно такая же доля мигрантов из евразийских стран приходится на Россию и Казахстан. В Европейском союзе, в рамках Общего рынка стран Южной Америки (Меркосур) и Сообщества развития Юга Африки (САДК) внутрирегиональная миграция составляет от 50% до 60%.
Данная тенденция отражает сложившуюся в мире ситуацию, когда основой интеграции и развития выступает свобода передвижения, т.е. свободное перемещение капитала, товаров, услуг, технологий и рабочей силы. Свобода передвижения в региональных экономических сообществах способствует перемещению знаний, умений и трудовых ресурсов именно туда, где они необходимы для стимулирования инвестиций и экономического развития. Следует отметить, что вопросы повышения мобильности рабочей силы и компетенций в регионе были включены в повестку дня Шанхайской организации сотрудничества.
Экономическое значение миграции
Последние статистические данные указывают на то, что ежегодные денежные переводы мигрантов превышают 500 млрд долл. [4]. По некоторым оценкам, эта сумма достигает 600 млрд долл. Это в 4 раза больше объема ежегодной Официальной помощи в целях развития (ОПР), которая в 2014 г. составила 135,1 млрд долл. Однако мигранты, как правило, переводят лишь 20% своих заработков.
Более точную оценку вклада мигрантов в экономику принимающих стран – от 2,5 до 3 трлн долл. – можно получить, экстраполируя совокупные прямые доходы. Сюда не входит добавленная стоимость труда мигрантов, которая не возвращается работникам в форме заработной платы, но увеличивает доход работодателя.
По словам ведущего экономиста Всемирного банка Судхаршана Канагараджа, «в целом вклад трудовых мигрантов в российскую экономику оценивается в 5–10% ВВП России».
Распределение мигрантов по секторам российской экономики отражает потребность страны в рабочей силе. По официальным данным, 40% рабочих-мигрантов заняты в строительстве, 30% – в торговле, 10% – в промышленности, 7% – в сельском хозяйстве, 5% – в сфере транспорта, 8% – в других секторах.
Какой ценой?
Миграция – ключевой фактор развития. От миграции зависит выживание развитых экономик мира.
Необходимо напомнить, что миграция – это не утилитарный аспект экономики, но явление, непосредственно связанное с людьми. По сути, это и есть люди. В глобализирующемся мире, в котором преобладают капиталистические экономические отношения, главную роль в регулировании миграции играют честная работа, трудовые отношения, социальная защита и социальная сплоченность.
Примечательны темы для дискуссии на данной конференции – «Успешная конкуренция за навыки и рабочую силу», «Развитие человеческого капитала», «Гармонизация правового регулирования». Они акцентируют внимание на том, что для успешного достижения целей миграционной политики в вопросе миграции должен преобладать человеческий аспект.
Миграция поддерживает жизнеспособность экономик, но приоритетом должно оставаться человеческое отношение к самим мигрантам. Ниже приведены 10 высказываний, характеризующих опыт значительной части мигрантов в большинстве принимающих стран. Вы можете сами решить, какие из этих высказываний справедливы для России.
- Недостаточная правовая защита, непризнание мигрантов, непризнание их законных прав.
- Использование мигрантов исключительно в качестве рабочих инструментов, явное доминирование экономических соображений и рыночных интересов в человеческих отношениях с мигрантами.
- Криминализация мигрантов, неприменение к ним юридических норм и правил.
- Преобладание неуважительных трудовых отношений и условий труда, не соответствующих принятым стандартам.
- Рост ксенофобской враждебности и насилия в отношении мигрантов и беженцев.
- Систематическая и структурная дискриминация и эксплуатация женщин-мигрантов.
- Подавление прав мигрантов на создание организаций и отсутствие у них возможности участвовать в общественных организациях.
- Недостаточный доступ к услугам здравоохранения, несоблюдение стандартов техники безопасности и гигиены труда.
- Отсутствие доступа к социальной защите и социальному обеспечению, невозможность сохранения социальных гарантий при переходе на новую работу для многих мигрантов.
- Отрыв от семьи, разрушение семей.
Эксплуататорские условия, с которыми сталкиваются многие мигранты, имеют структурные причины. Для многих предприятий во многих странах, да и для целых секторов экономики дешевая рабочая сила – единственный путь к спасению. Россия – не исключение.
Последние статистические данные указывают на то, что ежегодные денежные переводы мигрантов превышают 500 млрд долл.
Сельскохозяйственный сектор не выжил бы без дешевой иностранной рабочей силы ни в Европе, ни в Северной Америке, ни в Южной Африке, а часть населения осталась бы без средств к существованию. Такие сферы, как здравоохранение, надомное обслуживание, уход за детьми и пожилыми людьми все больше зависят от мигрантов. Сюда же относятся гостиничный, ресторанный и туристический бизнес. Глобальная конкуренция, свободная торговля и «гонка уступок» оказывают давление на стоимость труда и обеспечение социальных услуг, бросая вызов социальной функции государства.
Использование труда мигрантов – дешевой, покорной, легко адаптирующейся рабочей силы, от которой можно избавиться без социальных последствий, – теперь не просто желательно. Для многих государств обеспечение наличия трудовых ресурсов внутри страны для выполнения работы и поддержания экономики на плаву стало жизненно важным. И уже не имеет значения, что это за работа и кто ее выполняет. Несмотря на риторику о необходимости регулирования миграции, работа мигрантов остается неупорядоченной. Этот факт зачастую игнорируется, поскольку они дают дешевый доступный труд, необходимый для поддержания жизнеспособности предприятий, обеспечения занятости и конкуренции. При этом социальные и человеческие издержки остаются высокими.
Враждебность по отношению к иностранцам
Проявления враждебности по отношению к иностранцам и ксенофобские настроения ставят под угрозу социальную сплоченность и служат препятствием для привлечения и содержания рабочей силы, необходимой для обеспечения развития. Это большая проблема и в России, как уже было сказано в рамках данной конференции.
В публичных заявлениях и выступлениях политиков часто можно услышать, что безработица и экономические проблемы – это следствие притока мигрантов. Проявления антииммиграционных настроений и соответствующие решения в области регулирования способствуют созданию такой атмосферы, которая сдерживает проявление политической воли и общественной поддержки, препятствует миграции и обеспечению социальной защиты значительной части населения. Кроме того, они ведут к серьезным экономическим издержкам, возникающим вследствие утраты страной конкурентоспособности на международном рынке талантов, компетенций и трудовых ресурсов.
Прогнозируемый рост мобильности
Артём Данков:
Крупные города в Центральной Азии:
между демографией и политикой
В ближайшие пятнадцать лет в большинстве стран мира будет наблюдаться снижение численности работников. Ожидается, что в Германии численность рабочей силы уменьшится на 5 млн человек. С 2000 г. Россия уже потеряла 10 млн работников, в настоящее время численность рабочей силы в стране снижается на 1 млн в год. Согласно прогнозам, в период с 1990 по 2040 гг. численность работников в Японии снизится на 37%. Исследования показали, что до 2030 г. Швейцарии понадобятся 400 тыс. дополнительных работников. Настоящим шоком стал прогноз для Китая: страна может потерять до 100 млн работников в ближайшие тридцать лет.
В 122 из 224 признанных стран и территорий планеты коэффициент рождаемости настолько низок, что рост численности населения равен нулю или имеет отрицательные значения [5]. В ближайшие годы в этих странах будет расти число выбывающих работников, и эти потери нельзя будет компенсировать в связи со снижением числа молодых работников. Многие страны уже столкнулись с данной проблемой. Это ведет к росту глобализированного спроса и конкуренции за важнейший экономический ресурс – квалифицированную рабочую силу на всех уровнях.
Согласно прогнозам, в ближайшие годы тенденции старения населения и снижения численности местной рабочей силы сохранятся в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдавии, России, Украине и Узбекистане. Тенденции, наблюдаемые в Казахстане, свидетельствуют о том, что нынешний скромный прирост населения будет недолгим.
Давление на страны, поставляющие рабочую силу
В странах Севера и Юга давление на рабочую силу, приводящее к вытеснению и миграции работников, остается существенным. В некоторых странах оно значительно усилилось за последние пять лет. Основной фактор – это по-прежнему нехватка рабочих мест и достойной работы на родине в странах, где наблюдается рост численности молодежи.
Использование труда мигрантов теперь не просто желательно. Для многих государств обеспечение наличия трудовых ресурсов внутри страны для выполнения работы и поддержания экономики на плаву стало жизненно важным.
Кризисные явления и меры жесткой экономии разорили национальные экономики и разрушили национальные системы социальной защиты. В результате в некоторых странах уровень безработицы среди молодежи превысил 50%. Это вызвало новые волны эмиграции работников, особенно квалифицированных молодых людей, из Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании.
Выезд за рубеж значительного числа квалифицированных работников ведет к существенным издержкам. Во многих странах наниматели жалуются на невозможность поддержания жизнеспособности своих предприятий, поскольку квалифицированные специалисты выезжают за границу в поисках работы [6].
Ограниченность квалификации и подготовки
Ни одна страна не в силах самостоятельно подготовить всех без исключения специалистов, необходимых для выполнения работы на своей территории, тем более что такая работа становится все более комплексной. Это приводит к росту международной мобильности умений, компетенций и рабочей силы всех профессиональных уровней.
Прогнозируемый кризис квалификации затронет все страны мира и будет иметь серьезные последствия. По прогнозам Глобального института McKinsey (MGI), к 2020 г. дефицит высококвалифицированных работников и рабочей силы с необходимыми техническими навыками достигнет 85 млн человек. Нехватка квалифицированных кадров с высшим образованием, прогнозируемая на уровне 38–40 млн, будет наблюдаться в основном в развитых странах. По оценкам специалистов, дефицит работников с необходимыми техническими умениями и профессионально-техническими навыками составит 45 млн человек – и это произойдет уже через пять лет. Однако и сейчас работодатели по всему миру, в том числе в Евразии, жалуются на то, что треть вакансий специалистов с такими навыками остаются незаполненными.
Институциональные преобразования
Несмотря на то, что миграция в основном связана с процессами трудовой мобильности, экономическими показателями и занятостью, регулирование в сфере миграции во многих странах и регионах свелось к функциям контроля и охраны правопорядка.
Регулированием миграции в принимающих странах занимались преимущественно министерства труда и занятости. Такая тенденция отражала приоритеты регулирования рынка труда, обеспечения защиты работников, развития международных трудовых отношений и ведения социального диалога. Упорядочение растущего контингента иностранной рабочей силы учреждениями, выполняющими контрольные функции, ведет к смещению акцентов в правоприменении в области трудовых отношений. Они смещаются с обеспечения стандартов труда к использованию инструментов контроля в области иммиграционной политики и охраны правопорядка при разрешении трудовых конфликтов в ущерб социальному диалогу.
Статус, законные права и занятость
Жители евразийского региона имеют право свободно перемещаться между странами, но при найме на работу они зачастую считаются «незаконными мигрантами». Прямое следствие такого отношения – неуважение прав трудящихся и несоблюдение трудовых норм, что приводит к злоупотреблениям и эксплуататорским условиям труда. Отсутствие режимов правового признания, адаптированных к условиям евразийской трудовой мобильности, препятствует должному учету такой мобильности, использованию ее преимуществ, а также включению работников в систему социальной защиты.
Рекомендации в сфере регулирования
В настоящее время миграция служит важным фактором экономической жизнеспособности и оздоровления в России.
Миграция – это, во-первых, важнейший ресурс экономического развития и роста производительности, во-вторых, основной инструмент восполнения дефицита квалификаций и рабочей силы, в-третьих, средство компенсации снижения численности рабочей силы и старения населения, в-четвертых, ключевой фактор региональной экономической интеграции, обеспечивающей развитие и благополучие общества.
Однако всеми преимуществами миграции смогут воспользоваться только те страны, которые:
- обеспечивают правовое признание и защиту всех мигрантов;
- способствуют регулярной мобильности рабочей силы, умений и навыков для удовлетворения актуальных потребностей рынка труда и нанимателей;
- применяют международные стандарты труда для обеспечения достойных условий работы для всех работников;
- гарантируют полную защиту работающим женщинам благодаря применению законодательства с учетом гендерного фактора;
- гарантируют социальную сплоченность, препятствуя ксенофобии и способствуя интеграции;
- обеспечивают мигрантов социальной защитой и услугами здравоохранения, предоставляют им доступ к системе социального обеспечения;
- обеспечивают мигрантам дополнительное обучение для получения необходимых профессиональных и технических навыков.
Представленные ниже рекомендации для разработки миграционной политики основаны на успешном опыте многих стран и признаны эффективными участниками многочисленных конференций. Они обеспечивают необходимые методологические принципы и могут послужить моделью для разработки соответствующей политики и в России.
1. Полное признание и правовая защита всех мигрантов.
Ратификация и полноценная реализация ключевых правовых инструментов в сфере миграции и прав мигрантов, в том числе Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» и Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» (дополнительные положения). Это необходимо для обеспечения регулирования в области миграции на основе принципов верховенства закона, усиления легитимности политики и повышения ответственности соответствующих институтов.
2. Права и риторика, основанная на человеческих отношениях.
Отношение к мигрантам как к людям и носителям прав прежде всего в законодательстве и в официальной риторике.
3. Декриминализация мигрантов, беженцев и процесса миграции.
Принятие закона и политики, которые относили бы преступления в сфере миграции к гражданским и административным, а не к уголовным.
4. Достойная работа для всех мигрантов.
Принятие международных стандартов труда и их применение ко всем без исключения работникам. Жесткий контроль соблюдения всех стандартов труда и норм трудовых отношений для обеспечения защищенности, производительности и конкурентоспособности рабочей силы, стимулирования развития жизнеспособных рынков труда.
5. Законодательство и политика в сфере миграции с учетом гендерных особенностей.
Обеспечение равенства прав, возможностей и защиты для всех женщин и девушек-мигрантов.
6. Борьба с ксенофобией, расизмом и дискриминацией в отношении мигрантов.
Отмена дискриминационного законодательства, борьба с ксенофобской риторикой, внедрение национальных планов действий против дискриминации и ксенофобии. Необходимы целенаправленные планомерные усилия государства по обеспечению социальной сплоченности, без которой невозможно эффективное функционирование экономики, общества и страны в целом.
7. Поддержка свободы объединения мигрантов в союзы и организации.
Полная реализация принятых Россией международных стандартов в области свободы объединений и коллективных переговоров для работников-мигрантов и местных работников. Стимулирование участия социальных партнеров в миграционной политике и практике. Только полноценное участие и сотрудничество всех заинтересованных сторон позволят обеспечить эффективное использование данных прав на практике.
8. Услуги здравоохранения для всех мигрантов (право на здоровье для всех).
Обеспечение полноценного доступа всех мигрантов к услугам и учреждениям здравоохранения и профилактики. Разработка национальной стратегии общественного здоровья и политики в области безопасности и гигиены труда для мигрантов. Здоровое население обеспечивает высокую производительность.
9. Социальное обеспечение мигрантов.
Незамедлительные односторонние меры для обеспечения социальной поддержки и сохранения социальных гарантий при переходе мигрантов на новую работу, гармонизация доступа к социальному обеспечению в регионе евразийской интеграции. (Национальными органами социального страхования уже ведется соответствующая работа при поддержке Международной ассоциации социального обеспечения.)
10. Сплоченность и поддержка семей.
Закрепление положений о сплоченности семей в законодательстве о мигрантах. Принятие мер для обеспечения социализации и обучения оставшихся дома детей, а также детей мигрантов и беженцев.
История учит нас, что миграция всегда была важной составляющей развития и благополучия человека. Для России и всего евразийского региона это особенно актуально. Однако без соответствующих законодательных мер и политики миграция чревата значительными издержками. Главная рекомендация этой конференции и повестки дня по ее итогам – необходимость реализации эффективных мер регулирования в сфере миграции.
1. МОТ. Международная трудовая миграция: подход, основанный на правах. Международное бюро труда. Женева, 2010. С. 1.
2. Там же.
3. Последние данные для большинства стран ЕС и принимающих стран см.: ОЭСР. Обзор тенденций в международной миграции: SOPEMI 2011. Статистическое приложение.
4. Всемирный банк. Миграция и денежные переводы. 05 июня 2013.
5. Коэффициент 2,1–2,2 детей на одну женщину означает замещение для прироста населения на нулевом уровне, ниже которого численность населения будет снижаться.
6. Из личных бесед автора с представителями организаций работодателей из Алжира, Кыргызстана, Нигерии, России, Таджикистана и других стран за 2011–2014 гг.
(Голосов: 9, Рейтинг: 2.44) |
(9 голосов) |