В 2024 г. вопросы трудовой миграции в России привлекли повышенное внимание как со стороны государственных структур, так и общества в целом. Теракт в «Крокус-Сити Холле» 22 марта 2024 г. стал катализатором более активного пересмотра миграционной политики, обратив внимание на необходимость комплексного подхода к контролю и интеграции мигрантов.
Решение миграционного вопроса в России требует осторожного подхода, учитывающего как потребности экономики в рабочей силе, так и вопросы национальной безопасности, социальной стабильности и культурной интеграции. Этот баланс становится все более важным на фоне демографических вызовов и экономических потребностей, с которыми сталкивается страна. Очевидно, что нехватка рабочих рук может стать причиной замедления экономического роста.
Для Дальнего Востока проблема нехватки рабочей силы стоит особенно остро в виду неблагоприятной демографической ситуации. Дефицит увеличивается с учетом утвержденных планов развития региона. На фоне усиливающейся конкуренции с другими странами за рабочие кадры и меняющихся предпочтений самих мигрантов России предстоит усилить как нормативную базу, так и механизмы сотрудничества с международными партнерами. Развитие многофункциональных миграционных центров за рубежом, совершенствование системы организованного набора и создание прозрачной инфраструктуры для контроля и интеграции — все это станет основой для устойчивого и безопасного миграционного климата, отвечающего потребностям государства и общества в долгосрочной перспективе.
С 1 января 2025 г. вступает в силу закон об усилении государственного контроля (надзора) в сфере миграции. В частности, граждане, у которых нет разрешительных документов, могут находиться в России не более 90 суток в течение одного года. Следовательно, иностранцы, которые работают без заключения трудового договора, не смогут применять практику выезда/въезда и обнуления миграционной истории.
В 2024 г. вопросы трудовой миграции в России привлекли повышенное внимание как государственных структур, так и общества в целом. Теракт в «Крокус-Сити Холле» 22 марта 2024 г. стал катализатором более активного пересмотра миграционной политики, обратив внимание на необходимость комплексного подхода к контролю и интеграции мигрантов.
Решение миграционного вопроса в России требует осторожного подхода, учитывающего как потребности экономики в рабочей силе, так и вопросы национальной безопасности, социальной стабильности и культурной интеграции. Этот баланс становится все более важным на фоне демографических вызовов и экономических потребностей, с которыми сталкивается страна. Очевидно, что нехватка рабочих рук может стать причиной замедления экономического роста. Об этом президент России Владимир Путин заявил на пленарной сессии дискуссионного клуба Валдай 7 ноября 2024 г.: «У нас прямо сейчас в стройке где-то полмиллиона, 600 тысяч человек отрасль возьмет и не заметит. В промышленности 250 тысяч человек нужно прямо сейчас — и тоже будет маловато».
Реформы проведения экзамена для иностранцев
Среди шагов, предпринятых Россией для модернизации сферы миграции, было принятие мер по контролированию процесса сдачи экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков дал ряд поручений, направленных на усиление контроля за качеством проведения экзамена:
- Вузы должны до 1 мая 2024 г. исключить всех коммерческих партнеров, которые ранее участвовали в организации экзамена. Они больше не должны допускаться к работе по проведению экзамена и оформлению сертификатов.
- Регионы в первую очередь должны заключить договоры с государственными вузами: в каждом субъекте за проведение экзамена должен отвечать определенный местный университет.
- Усилить контроль за процедурами проведения экзамена и выдачи сертификатов. При нарушениях сразу сообщать в правоохранительные органы, а тех, кто нарушения допустил, отстранять от работы.
Сейчас проводить экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства имеют право Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, Уфимский университет науки и технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Московский центр качества образования, Дальневосточный федеральный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Псковский государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Северо-Кавказский федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет.
Дальневосточный федеральный университет был определен как один из региональных центров тестирования иностранных граждан в 2021 г. С введением ужесточающих мер проведения экзамена и отстранения от его проведения коммерческих площадок резко увеличился процент не сдавших экзамен. Если раньше доля проваливавших экзамен не превышала 1–2%, в настоящее время она увеличилась до трети.
Проблема дефицита рабочей силы на Дальнем Востоке
Для Дальнего Востока проблема нехватки рабочей силы стоит особенно остро в виду неблагоприятной демографической ситуации, при этом дефицит увеличивается даже с учетом утвержденных планов развития региона. Владимир Путин, выступая на пленарной сессии Восточного экономического форума 12 сентября 2023 г., назвал развитие Дальнего Востока абсолютным приоритетом России на весь 21 век.
На Пленарном заседании девятого Восточного экономического форума президент РФ объявил о строительстве новых крупных инфраструктурных объектов. Например, строительство атомных станций, которые помогут компенсировать дефицит энергии, необходимой для создания крупных производств; развитие портовой инфраструктуры (ожидается, что на Дальнем Востоке появится новый глубоководный порт с участием белорусских и китайских компаний); модернизация Восточного железнодорожного полигона (в ближайшие 8 лет предстоит уложить 3,1 тыс. км путей, что сделает модернизацию БАМа и Транссиба самым крупным инфраструктурным проектом советского и постсоветского периода); строительство новых учебных кампусов (будут построены новые учебные кампусы в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите и расширен кампус ДВФУ во Владивостоке). Были также утверждены мастер-планы для административных центров Дальнего Востока, для реализации которых в объеме 200 шт. будет выделено 100 млрд рублей.
Ранее, по поручению президента о развитии городов Дальнего Востока председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития 16 городов Амурской и Магаданской областей, Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Якутии, Чукотки и ЕАО. Реализация планов комплексного развития позволит улучшить качество жизни населения, способствовать развитию перспективных отраслей экономики, создать новые рабочие места и дополнительные возможности для самореализации, а также раскрыть уникальные природные преимущества регионов. Это, в свою очередь, будет способствовать воплощению масштабной стратегии и одного из приоритетов внутренней политики по развитию Дальнего Востока России.
Претворение в жизнь этих проектов невозможна без привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа. На сегодняшний день складывается неблагоприятная ситуация ее оттока. Страны — поставщики рабочей силы (прежде всего, Узбекистан и Таджикистан) стараются диверсифицировать поток трудовой миграции. Для Дальнего Востока провайдеры рабочей силы для строительной сферы — Китай и Кыргызстан. Среди новых направлений можно выделить Турцию, Южную Корею, ОАЭ и страны ЕС. Невысокий курс рубля, рост мигрантофобских настроений и ужесточение миграционного законодательства (с 7 ноября 2024 г. вводится новое ограничение — будет предусмотрено право использовать информацию, полученную в результате государственной геномной регистрации, для установления личности иностранцев и лиц без гражданства) только усиливают эту тенденцию. Сайт Агентства миграции Узбекистана предлагает 17,9 тыс. вакансий в России и, для сравнения, 32,1 тыс. в Германии.
Как было отмечено выше, важно найти баланс между необходимыми мерами безопасности и обеспечением экономики рабочей силой. В ходе заседания Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, которое состоялось 5 ноября 2024 г., Владимир Путин заявил: «Надо определить и закрепить уровни владения языком с учетом реальных потребностей при трудоустройстве, общении в повседневной жизни, с учетом профессиональных требований, наших социальных и культурных норм поведения».
Таким образом, представляется целесообразным установить четкие критерии, которым должен соответствовать претендент на получение патента, в зависимости от рода деятельности, которой он будет заниматься в России. Это предполагает проведение большой совместной работы РФ и стран — поставщиков трудовых ресурсов.
Сотрудничество России со странами-партнерами в сфере миграции
В марте 2024 г. стало известно, что Минтруд России выбрал государственного оператора организованного набора трудовых мигрантов —государственную компанию «Работа в России», которая будет заключать соглашения с работодателями в рамках оргнабора. В регионах также принимаются меры по урегулированию вопроса миграции. Например, на заседании антитеррористической комиссии, которое состоялось 22 октября 2024 г., губернатор Приморского края Олег Кожемяко предложил создать Агентство по миграционной политике и Совет по межнациональному согласию и миграционной политике.
Кроме того, ведется работа в самих республиках. Например, завершились переговоры об открытии филиала Многофункционального миграционного центра РФ в Кыргызстане, что позволит гражданам заблаговременно проходить все процедуры до въезда в Россию.
17 октября 2024 г. в Узбекистане вступил в силу приказ о преобразовании Агентства внешней трудовой миграции в Агентство миграции при Кабинете министров. Фонд миграции будет финансировать профессиональную подготовку мигрантов и их обучение иностранным языкам. Ожидается, что до 1 января 2026 г. функции Агентства, связанные с организованным подбором граждан, отправкой их на работу за границу и трудоустройством, будут постепенно переданы частным агентствам занятости.
В ходе заседания таджикско-российской межправкомиссии в Душанбе 4 октября 2024 г. вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин предложил создать рабочую группу, чтобы расписать все действия, связанные с обеспечением безопасности двух стран. Миграционный вопрос — очень чувствительный для республик Центральной Азии и может быть использован недружественными странами при реализации своих внешнеполитических целей по отделению региона от сотрудничества с Россией.
Выводы и рекомендации
Среди возможных адресных предложений по укреплению темпа роста экономики Дальнего Востока целесообразно озвучить следующее. Следует определить категорию иностранных рабочих, которым необходимо сдавать комплексный экзамен на знание русского языка как иностранного, истории России и основ законодательства Российской Федерации. Если это краткосрочная (до 6 месяцев) работа на закрытом объекте без возможности посещения городской инфраструктуры, на котором осуществляется полный контроль со стороны работодателя, то для представителей стран Дальнего зарубежья (которые реже ищут возможность остаться в России после окончания контракта) возможно предусмотреть послабление в необходимости сдачи комплексного тестирования. Уже сейчас на Дальнем Востоке несколько крупных российских и иностранных работодателей, такие как СИБУР, Газпром, Находкинский завод минеральных удобрений, Петро-Хэхуа, Sinopec (China Petroleum and Chemical Corporation), обозначили запрос на увеличение иностранной рабочей силы в 2025 г. для эффективного завершения этапов строительства промышленных объектов в регионах. Это позволит сократить срок введения заводов в эксплуатацию и предоставления рабочих мест для специалистов предприятий.
С другой стороны, для иностранных рабочих, которые не планируют круглосуточно находиться на закрытых индустриальных объектах, а сдают экзамен для дальнейшего получения рабочего патента и предполагают вести коммуникации с населением, целесообразно внести изменения в методологию проведения тестирования по русскому языку — добавить субтест «говорение», который бы смог продемонстрировать тестеру действительный уровень понимание языка у мигранта. На данный момент региональные площадки не имеют правовой возможности оценить навыки разговорной речи у сдающего экзамен иностранного кандидата на работу.
В заключение можно отметить, что миграционная политика России стоит на пороге существенных изменений, продиктованных необходимостью обеспечения национальной безопасности, улучшения контроля за потоками трудовой миграции и поддержания экономической стабильности.
Страна продолжает ужесточать законодательные нормы, обеспечивать более строгий контроль за экзаменацией и сертификацией мигрантов, а также активно взаимодействовать со странами, поставляющими рабочую силу, такими, как Узбекистан и Таджикистан. Эти меры должны быть направлены на достижение баланса между безопасностью и экономической необходимостью, при этом акцент должен быть сделан на интеграцию мигрантов через обучение и соблюдение правопорядка.
На фоне усиливающейся конкуренции с другими странами за рабочие кадры и меняющихся предпочтений самих мигрантов, России предстоит усилить как нормативную базу, так и механизмы сотрудничества с международными партнерами. Развитие многофункциональных миграционных центров за рубежом, совершенствование системы организованного набора и создание прозрачной инфраструктуры для контроля и интеграции — все это станет основой для устойчивого и безопасного миграционного климата, отвечающего потребностям государства и общества в долгосрочной перспективе.