В последние годы Эфиопия попадала на страницы мировой прессы в основном в связи с военным конфликтом в северном регионе Тиграй. Однако 2 ноября 2022 г. федеральное правительство и власти региона подписали мирное соглашение в Претории, которое завершило это бурное противостояние. С Народного фронта освобождения Тиграя сняты обвинения в терроризме, его лидеры вошли в состав обновленного регионального правительства, но взамен НФОТ пришлось передать федеральным войскам контроль над государственной границей и аэропортами, начать разоружение своих воинских подразделений.
Позитивная динамика, которая прослеживается в действиях правительства, позволяет рассчитывать на активизацию двусторонних усилий, направленных на деэскалацию и постепенное урегулирование хотя бы части противоречий.
Наиболее сложный элемент в этом диалоге связан с основами административно-территориального устройства Эфиопии — статус языков, конкуренция внутри штатов, положение столицы. Как писал один из участников переговоров на Занзибаре, профессор Мохамед Хассан: «от нового цикла разрушения, запущенного преобладанием тиграйцев, амхара или иной группы, может спасти только последовательное внедрение федерализма в Эфиопии, который пока существует только на бумаге». Вполне возможно, что стороны отложат этот блок проблем и в большей степени сосредоточатся на условиях легализации Армии освобождения оромо и установления устойчивого перемирия.
В последние годы Эфиопия попадала на страницы мировой прессы в основном в связи с военным конфликтом в северном регионе Тиграй. Однако 2 ноября 2022 г. федеральное правительство и власти региона подписали мирное соглашение в Претории, которое завершило это бурное противостояние. С Народного фронта освобождения Тиграя сняты обвинения в терроризме, его лидеры вошли в состав обновленного регионального правительства, но взамен НФОТ пришлось передать федеральным войскам контроль над государственной границей и аэропортами, начать разоружение своих воинских подразделений.
В ходе бурного конфликта (2020–2022) федеральное правительство вынуждено было фактически отложить работу по разрешению противоречий с другими этническими группами. Одной из наиболее острых проблем для правящей Партии процветания (ПП) остаются продолжающиеся боевые столкновения и отсутствие прогресса в поиске политического урегулирования с Армией освобождения оромо (АОО). История этой организации уходит корнями еще в 1970-е гг., когда впервые были поставлены вопросы о политическом статусе и роли этноса оромо в политической жизни Эфиопии [1].
В наши дни конфликт АОО и федерального правительства Эфиопии становится частью более широкого противостояния федерального центра и отдельных представителей части элит этнической группы оромо. Новый импульс конфликту был дан в 2018 г., когда приход к власти премьер-министра Абий Ахмеда Али (оромо) не привел к удовлетворению требований некоторых оппозиционных сил. В результате большая часть Фронта освобождения оромо договорилась с новым правительством о прекращении огня и сдаче оружия (Асмэрские соглашения), но значительная часть боевого крыла покинула ряды Фронта, образовала Армию освобождения оромо в ее нынешнем виде и продолжила действовать в сельской местности штата Оромия.
Деятельность Армии освобождения оромо подрывает базовые процессы управляемости территории государства, усложняет логистику внешней торговли, повышает риски проникновения в центральные районы страны радикальных исламистских группировок. В конечном счете это ставит под вопрос статус Эфиопии как ведущей региональной державы на Африканском Роге.
Нарастание напряженности
Вплоть до 2021 г. боевые столкновения федеральной армии (а также активно привлекаемых к операциям в соседних регионах Сил безопасности амхара) и ООА носили спорадический характер: отряды повстанцев ограничивались контролем над сельскими районами ряда воред и не предпринимали попыток подолгу удерживать городские центры даже в случае их захвата, а правительственные войска не имели ресурсов для полномасштабных наступательных операций. Власти неоднократно блокировали доступ к Интернету в Оромии, что затрудняет сбор эмпирической информации о данном этапе конфликта.
Однако ситуация изменилась в 2021 г.: НФОТ, ведущий упорные бои против Национальных сил обороны Эфиопии (НСОЭ) и их союзников на севере страны, объявил о заключении альянса с АОО и несколькими менее многочисленными повстанческими группировками. Ранее, 5 мая 2021 г., эфиопский парламент официально причислил АОО к террористическим организациям, таким образом обозначив свою непримиримость с ней и ограничив пространство для потенциального поиска компромиссов.
Образование широкой антиправительственной коалиции побудило АОО проводить все более активные операции против федеральных властей. В частности, атакам подверглись населенные пункты, расположенные вдоль дороги, соединяющей Аддис-Абебу с Кенией и являющейся одной из двух артерий для эфиопской внешней торговли. В этот период в связи с тяжелыми потерями Национальных сил обороны Эфиопии в конфликте с НФОТ правительство неоднократно привлекало добровольные формирования этноса амхара для борьбы с АОО, что, в свою очередь, было использовано повстанцами-оромо в пропагандистских целях. Так, боевые действия в штате Оромия и севернее его на протяжении 2021–2022 гг. сопровождались взаимными обвинениями в проведении этнических чисток и убийстве гражданского населения. Наивысшим успехом Армии освобождения оромо на этом этапе стало установление на недолгое время контроля над городом Кемисе — административным центром зоны Оромия в штате Амхара.
Однако фактическое поражение Тиграя осенью 2022 г. и установление устойчивого перемирия на севере Эфиопии оставило АОО один на один с эфиопскими армией, полицией и этническими ополчениями, лояльными Аддис-Абебе. У федерального правительства возникли проблемы с вооруженными формированиями этноса амхара, которые оказали существенную помощь в тиграйском конфликте. Правительству Абий Ахмеда пришлось сдерживать пыл радикальных националистов-амхара и фактически заняться разоружением региональных подразделений — в том числе с накопленным боевым опытом. Формально было предложено провести реформу структуры вооруженных сил страны, включающую интеграцию всех региональных сил безопасности в состав Вооруженных сил (НСОЭ).
Вопрос безопасности в штате Оромия важен для властей Эфиопии: установление относительной стабильности в «родном» регионе премьер-министра может способствовать укреплению его политических позиций, пошатнувшихся после проблем в штатах Тиграй и Амхара.
На пути к переговорам
В январе 2023 г. Армия освобождения оромо выпустила «Краткий политический манифест». В документе признавалась возможность примирения с федеральным правительством, но на следующих условиях: гарантии третьей нейтральной стороны на всех этапах переговоров, вывод войск и полиции из зоны конфликта, свертывание временного военного администрирования в штате Оромия, освобождение политических заключенных, отмена запрета некоторых политических партий оромо, перевод образования в штате Оромия на язык оромо и запуск признания этого языка в качестве рабочего языка федерального правительства [2], признание Аддис-Абебы частью штата Оромия. Подобная программа-максимум, безусловно, представляла собой запросную переговорную позицию, а не набор окончательных требований.
Поэтому, в феврале 2023 г. в ответ на заявление президента штата Оромия Шимелиса Абдисы о необходимости достижения мирного урегулирования в регионе официальный представитель АОО Одаа Тарбии сообщил, что для дальнейшего диалога потребуется участие федерального правительства, властей штата Оромия и международных посредников, а также гарантии безопасности для переговорщиков от АОО. Иными словами, руководство организации требует, чтобы власти Эфиопии были представлены не только на уровне штата или старейшин этноса оромо, но и на федеральном уровне. Вероятно, подобный подход был принят правительством Абий Ахмеда. 23 апреля премьер Эфиопии заявил о скором начале переговорного процесса в Танзании на острове Занзибар.
3 мая, после почти недельных дебатов, переговоры федерального правительства Эфиопии и Армии освобождения оромо завершились. Со стороны федеральных властей делегацию возглавил советник по национальной безопасности Редван Хусейн (из этноса сыльти) — один из самых доверенных лиц премьера Абий Ахмеда. АОО представляли советник главнокомандующего Джирегна Гудета, а также известный историк Мохамед Хассан [3] и религиозный активист из Германии Бенту Уйюлу. В роли международных посредников выступили дипломаты Кении и Норвегии. Хотя какого-то существенного прогресса достигнуть не удалось, можно осторожно констатировать, что переговорный процесс начался.
Со стороны федеральных властей Эфиопии сделана существенная уступка в виде повышения уровня переговорщиков, интернационализация самого переговорного процесса и отсутствия предварительных условий. Однако предел гибкости правительства Абий Ахмеда практически достигнут, поскольку выполнение других требований «Краткого политического манифеста» Армии освобождения оромо может стать политическим самоубийством. В свою очередь АОО пока не сделала каких-либо существенных уступок, лишь немного снизила накал критики в отношении оппонентов и сократила вербовку сторонников среди эфиопских правоохранителей.
Перспективы примирения
Cам факт успешного преодоления разногласий относительно формата и места проведения диалога свидетельствует о наличии перспектив для сближения позиций сторон. Важнейший элемент нового контекста переговоров — их интернационализация. По аналогии с переговорами по Тиграю в решении проблемы участвуют нейтральные игроки — в том числе из Африки. При этом нейтральные игроки не только обеспечивают площадку для переговоров — стороны вполне готовы (судя по соглашениям в Претории) допустить к мониторингу выполнения договоренностей.
У участников переговоров сформировались свои стимулы, чтобы продолжать сложные дискуссии. Во-первых, правительство Эфиопии использовало значительные ресурсы для конфликта в Тиграе, а также лишилось поддержки возможных союзников в борьбе с АОО — в частности, региональных подразделений амхара. Более того, для борьбы с партизанскими отрядами АОО в сельской местности у федеральных властей нет ни достаточного опыта, ни однозначной поддержки местного населения.
Во-вторых, правительство Абий Ахмеда доказало свою способность договариваться даже с непримиримыми противниками (Эритрея, Тиграй). Федеральным властям по-прежнему необходимы внешние инвестиции и признание на международных площадках, которые сложнее получить при наличии кровопролитного противостояния практически в центральных районах государства. На этом фоне экономика страны может получить дополнительный стимул после успеха соглашения в Найроби по тиграйской проблеме.
С 2018 г. Армия освобождения оромо лишена внешних покровителей и вынуждена сама искать ресурсы для своей деятельности. Несмотря на максималистские заявления, организация едва ли сможет перейти от партизанской борьбы к полномасштабному контролю над территориями, а, значит, отсутствует практическая возможность реализовать программные установки. В таких условиях реальная альтернатива — найти достойные условия интеграции в общенациональный политический процесс в Эфиопии.
***
Безусловно, было бы опрометчиво рассчитывать на немедленное подписание мирного соглашения: стороны до сих пор не решили ряд формальных противоречий [4]. Однако позитивная динамика, которая прослеживается в действиях правительства, позволяет рассчитывать на активизацию двусторонних усилий, направленных на деэскалацию и постепенное урегулирование хотя бы части противоречий.
Наиболее сложный элемент в этом диалоге связан с основами административно-территориального устройства Эфиопии — статус языков, конкуренция внутри штатов, положение столицы. Как писал один из участников переговоров на Занзибаре, профессор Мохамед Хассан: «от нового цикла разрушения, запущенного преобладанием тиграйцев, амхара или иной группы, может спасти только последовательное внедрение федерализма в Эфиопии, который пока существует только на бумаге» [5]. Вполне возможно, что стороны отложат этот блок проблем и в большей степени сосредоточатся на условиях легализации Армии освобождения оромо и установления устойчивого перемирия.
1. Лошкарёв И.Д., Копытцев И.С. «Революция оромо» и проблемы межэтнического баланса в Эфиопии на современном этапе (1991-2020 гг.) // Вестник Брянского государственного университета. – 2020. – №. 3 (45). – С. 89-98.
2. В Эфиопии нет понятия «язык государства, государственный язык».
3. Автор многочисленных англоязычных работ по истории оромо.
4. В официальных заявлениях правительственные чиновники именуют АОО «Шене» (Shene — от ором. «пять»), подчеркивая, что это уже пятая организация, выступающая под «брендом» освобождения оромо. Такое обозначение вызывает категорическое неприятие у представителей Армии.
5. Hassen M. The Oromo and the Christian Kingdom of Ethiopia, 1300-1700. Woodbridge: James Currey, 2015. р. 353.