Вопрос отставки правительства в Молдове обсуждался давно. Такое требование выдвигали протестующие еще осенью, и связано это было с их неудовлетворенностью экономической политикой и недовольством ухудшением качества жизни в стране. До недавнего времени сохранялась неопределенность в том, удастся ли избежать более глубокого падения и обеспечить страну энергоресурсами в течении всего зимнего периода, поэтому отставка откладывалась с расчетом на то, что уходящая Н. Гаврилица могла бы принять на себя полную ответственность за неудачи. Отставка кабинета оказалась формальностью не только потому, что почти все министры сохранили свои должности, но и главным образом ввиду того, что ключевые решения до сих пор принимала президент Майя Санду. Именно поэтому ожидать смены экономической политики или стиля политического руководства не стоит. Однако появились новые акценты — на проблемах безопасности, и очень заметна стала стремительная эволюция режима М. Санду в сторону авторитаризма.
Худшее за весь период независимости руководство Молдовы теряет внутреннюю повестку и пытается перенести акцент на внешние вопросы. Если предположить, что возобновление Приднестровского конфликта станет для правобережной Молдовы катастрофой, то по аналогии с экономическими вопросами такое развитие может быть целью М. Санду и ее окружения как фактор ускорения процесса поглощения Молдовы Румынией. А это значит, что невероятные с точки зрения здравой логики сценарии становятся все более вероятными.
О положении дел в стране
Вопрос отставки правительства в Молдове обсуждался давно. Такое требование выдвигали протестующие еще осенью, и связано это было с их неудовлетворенностью экономической политикой и недовольством ухудшением качества жизни в стране. Уровень инфляции в Молдове по итогам 2022 г. составил 30,24%, что является рекордным показателем с начала века. Сильнее всего подорожали электроэнергия, уголь и газ. ВВП Молдовы за год снизился на 4% в основном за счет падения производственного сектора. До недавнего времени сохранялась неопределенность в том, удастся ли избежать более глубокого падения и обеспечить страну энергоресурсами в течении всего зимнего периода, поэтому отставка откладывалась с расчетом на то, что уходящая Н. Гаврилица могла бы принять на себя полную ответственность за неудачи. Отставка кабинета оказалась формальностью не только потому, что почти все министры сохранили свои должности, но и главным образом ввиду того, что ключевые решения до сих пор принимала президент Майя Санду. Именно поэтому ожидать смены экономической политики или стиля политического руководства не стоит. Однако появились новые акценты — на проблемах безопасности, и очень заметна стала стремительная эволюция режима М. Санду в сторону авторитаризма.
Новый премьер-министр Молдовы Дорин Речан до назначения на этот пост был советником президента в области обороны и безопасности, секретарем Высшего совета безопасности Республики Молдова, а еще раньше — министром внутренних дел. Несмотря на то, что он не является типичным представителем силовых служб, его опыт в этой сфере может быть очень востребован. При дальнейшем ухудшении ситуации в стране М. Санду сможет рассчитывать разве что на силовые инструменты борьбы с политическими оппонентами и протестующим населением. Необходимо отметить, что это выходит за рамки молдавской политической культуры, для которой всегда было характерно предпочтение консенсуса конфликту. Однако в октябре прошлого года уже имел место силовой разгон протестующих, были заведены уголовные дела на бывшего президента Игоря Додона и бывшего генпрокурора Александра Стояногло; под угрозой преследования оказались многие видные социалисты. В том же ключе расширения авторитарного контроля в Молдове фактически была введена цензура — в декабре 2022 г. было запрещено вещание шести оппозиционных русскоязычных каналов.
Страна живет в режиме чрезвычайного положения с октября 2021 г. Первоначально он был введен в связи с угрозой прекращения поставок газа, а затем регулярно продлевался из-за кризиса в энергетике и в контексте ситуации на Украине. В период действия режима ЧП разрешены отдельные отступления от законодательства, ограничивается право на митинги, комиссия по чрезвычайным ситуациям может вводить нормированное потребление природного газа и иных источников энергии, выделять средства из бюджета, контролировать работу СМИ и принимать другие чрезвычайные меры. Режим чрезвычайной ситуации дал в руки части молдавского руководства немало инструментов, отказываться от которых, по всей видимости, не планируется. Партия «Шор» даже обращалась в конституционный суд в декабре 2022 г., увидев в постоянных продлениях режима чрезвычайной ситуации нарушение основного закона. Однако главным результатом этого стало недавнее двухкратное повышении заработных плат судьям Конституционного суда и Высшей судебной палаты.
Об интеграции в ЕС
М. Санду нечем привлечь молдавское общество, кроме обещания интеграции страны в ЕС. При этом остается открытым вопрос о том, будет ли это самостоятельная интеграция или же уния с Румынией. В той или иной форме возможность европейской интеграции эксплуатировали все политические силы Молдавии. Однако ожидать, что страна в обозримой перспективе будет соответствовать критериям членства, не приходилось, поэтому в основном под европейской интеграцией всегда имелось в виду присоединение к Румынии.
Впрочем, у объединения больше противников, чем может показаться на первый взгляд. Среди представителей молдавской элиты распространено мнение, что румынские элиты лишат их активов; население убеждено, что румыны воспринимают молдаван как людей второго сорта, что в целом правда; гагаузы и приднестровцы готовы бороться за свою идентичность. Но самое интересное, что в Румынии долгое время было распространено мнение, что рано или поздно объединение обязательно произойдет, но пока оно преждевременно, а нынешний этап можно использовать для своего рода экономической колонизации соседней страны. Выгоды такого подхода очевидны: румыноязычное население, низкие зарплаты, некогда дешевая электроэнергия молдавской ГРЭС, отсутствие европейского регулирования и жестких экологических ограничений. Однако в данный расклад внесла коррективы начавшаяся на Украине российская СВО и опасения того, что после прихода российских войск в Одессу они выйдут к молдавской границе со стороны Приднестровья. По мнению части молдавских политиков, за этим может последовать не просто аннексия левобережной части страны, но и в целом утрата реального суверенитета Молдовы.
О румынизации
Именно поэтому в деле румынизации страны началась спешка. 2 марта в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий изменение во всех законодательных актах, в том числе в конституции, словосочетания «молдавский язык» на «румынский язык». В тот же день были внесены правки в закон о статусе офицера информации и безопасности — новая редакция документа позволяет сотрудникам молдавских спецслужб иметь гражданство стран ЕС. Речь идет, прежде всего, о легализации румынского гражданства, которым многие и так обладают, однако такие нововведения открывают дорогу к приему иностранных сотрудников.
О М. Санду и ее позиции
Возможно, у гражданки Румынии М. Санду в вопросе присоединения Молдовы к Румынии есть и вполне личные мотивы. Это может сделать ее популярность колоссальной, достаточной для того, чтобы с успехом побороться за президентское кресло, на этот раз уже в единой стране. Даже без этого у бывшего румынского премьер-министра Виктора Понта совсем недавно были основания утверждать, что вряд ли кто сможет составить ей конкуренцию, реши она баллотироваться: «В Румынии больше никого не осталось. А Майю Санду любят в Брюсселе, любят в Берлине, любят в Вашингтоне».
Впрочем, несмотря на то, что вопрос о том, кого любят сами румыны, даже не ставится, популярности М. Санду могут помешать катастрофические результаты экономической политики в Молдове. Хотя трактовать происходящее можно по-разному. Автор уверен, что М. Санду намеренно ведет страну к крайнему обнищанию и разрушению, делая таким образом перспективу объединения с Румынией безальтернативной. Несмотря на распространенность опасений унии, думать, что они будут играть свою роль при любых обстоятельствах, неверно. Особенностью молдавского общества является значительная политическая гибкость. То есть одни и те же люди с промежутком в несколько лет голосуют за коммунистов и правых унионистов, при этом могут одновременно желать вступления страны в ЕС и в Таможенный союз, полагая, что ни от одного хорошего варианта отказываться не стоит.
О роли Приднестровья
Существует распространенное ошибочное мнение, что унии Молдавии и Румынии может помешать то, что Кишинев не контролирует левобережную часть страны. Действительно, этот русскоязычный регион практически невозможно представить себе в составе единой Румынии, которая никогда не сможет предложить сохранение языковых прав и даже минимальной автономии. В позиции Бухареста в этом вопросе невозможны изменения по той причине, что тогда придется предоставить аналогичные права трансильванским венграм, а это главный кошмар румынского политического класса. Однако уния может состояться, даже если приднестровский вопрос останется нерешенным. Почти два десятилетия назад Кипр вступил в ЕС несмотря на то, что правительство не контролирует северную часть острова, где располагается поддерживаемая Турцией самопровозглашенная республика. Замороженный конфликт, несовпадение признанных и реальных границ и отсутствие перспектив решения вопроса никого тогда не смутили.
На протяжении трех десятилетий у двух берегов Днестра сформировалась своего рода симбиотическая форма сосуществования. В ее основе лежат как человеческие контакты, так и бизнес, интересы которого постепенно претерпевают изменения. Не секрет, что в экономической сфере отношения Приднестровья с прозападным молдавским руководством до сих пор развивались в положительном ключе. За 2021 г. экспорт ПМР вырос на 48% и достиг 938,9 млн долл., что говорит о том, что никакой реальной блокады непризнанной республики на самом деле нет. Основным потребителем приднестровской продукции является правобережная Молдова (298,5 млн долл.), за ней следует Украина (134,8 млн долл.), Польша (128,4 млн долл.), Румыния (106,6 млн долл.) и лишь затем — Россия (86,8 млн долл.). Экономика Приднестровья глубоко интегрирована с правобережной Молдовой и ориентирована на рынок ЕС, но вместе с тем полностью зависима от импорта из России. С течением времени могла бы стать возможной и политическая реинтеграция, но уже понятно, что по крайней мере в представлении действующего молдавского руководства времени для естественного решения вопроса нет.
Вероятно, именно с этим связана актуализация приднестровского вопроса в последние дни, настойчивое повторение заявлений о русской угрозе и принятие закона о сепаратизме в феврале. У широких масс населения в самой Молдове нет стремления возобновить конфликт и ворваться на танках в Приднестровье. К силовому решению Кишинев не готов еще и ввиду недостаточной боеготовности собственной армии и достаточно высокой боеготовности вооруженных сил Приднестровья и России на левобережье. Конечно, нельзя забывать о таких факторах как затратности конфликта для бюджета, зависимости от поставок электроэнергии из Приднестровья и неготовности принять наделенное всеми правами русскоязычное население. Этих аргументов против силового решения приднестровского вопроса должно быть более чем достаточно для того, чтобы не следовать конфликтному сценарию. Но только в том случае, если исходить из презумпции рациональности молдавского руководства и его готовности следовать национальным интересам. Как минимум последнее становится все менее очевидным.
Вместе с тем возрастают риски провокаций с украинской стороны, которые могут привести к вторжению ВСУ на территорию Приднестровья. Украина подтверждает концентрацию войск на границе с Приднестровьем, то ли шантажируя, то ли провоцируя, то ли действительно готовясь расширить зону конфликта, исходя из своих целей. Нельзя исключать и диверсии в отношении склада российских боеприпасов в селе Колбасна. Последствия подрыва боеприпасов будут катастрофическими — согласно расчетам, полное разрушение кирпичных и бетонных стен угрожает домам в радиусе до 4,5 км. В этом случае возможна международная интервенция в Приднестровье под гуманитарным и иными предлогами.
Стоит отметить, что в регионе возможность конфликта воспринимают достаточно серьезно. Венгерский лоукостер «Wizz Air» прекратил полеты из Кишинева, отменены сотни рейсов молдавской авиакомпании «Air Moldova» на март, а политические элиты Румынии практически не скрывают, что обеспокоены конфликтными нарративами, которые распространяет Кишинёв, и требуют прекратить провокации с неизбежным втягиванием Бухареста.
***
Так или иначе, худшее за весь период независимости руководство Молдовы теряет внутреннюю повестку и пытается перенести акцент на внешние вопросы. Если предположить, что возобновление приднестровского конфликта станет для правобережной Молдовы катастрофой, то по аналогии с экономическими вопросами такое развитие может быть целью М. Санду и ее окружения как фактор ускорения процесса поглощения Молдовы Румынией. А это значит, что невероятные с точки зрения здравой логики сценарии становятся все более вероятными.