Юго-Восточная Азия (ЮВА) приобретает все большее значение с изменением мирового порядка. Регион снова переживает период соревнования между «великими державами». Во время холодной войны некоторая часть стран смогла остаться в стороне от советско-американского противостояния, однако сегодня включенность в хозяйственные, технологические и гуманитарные обмены заставляет членов АСЕАН перекраивать собственный внешнеполитический курс в соответствии с приоритетностью партнерства с тем или иным центром силы. ЮВА обладает значительным потенциалом экономического роста, что делает развитие сотрудничества выгодным, а конфликты — затратными. Несмотря на напрашивающуюся в современных геополитических условиях суровую реалистскую логику, в данном регионе все же остается место для традиций идеализма и комплексной взаимозависимости как предпосылок для мирного сосуществования.
Страны АСЕАН явно не желают конфронтации с Пекином, однако остро нуждаются в надежной системе мирного управления любой деятельностью в акватории и на шельфе, которую еще только предстоит выработать совместно, при обеспечении гарантий беспрепятственного доступа для эксплуатации. Мир и сотрудничество в Южно-Китайском море невозможны друг без друга, а коллективная ответственность за безопасность неизменно будет способствовать развитию многомерных связей, дальнейшему повышению объема торговли и появлению на мировой карте Моря Сотрудничества.
Юго-Восточная Азия (ЮВА) приобретает все большее значение с изменением мирового порядка. Регион снова переживает период соревнования между «великими державами». Во время холодной войны некоторая часть стран смогла остаться в стороне от советско-американского противостояния, однако сегодня включенность в хозяйственные, технологические и гуманитарные обмены заставляет членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) перекраивать собственный внешнеполитический курс в соответствии с приоритетностью партнерства с тем или иным центром силы. ЮВА обладает значительным потенциалом экономического роста, что делает развитие сотрудничества выгодным, а конфликты — затратными. Несмотря на напрашивающуюся в современных геополитических условиях суровую реалистскую логику, в данном регионе все же остается место для традиций идеализма и комплексной взаимозависимости как предпосылок для мирного сосуществования.
Когда прибыль важнее претензий
Состоявшийся в октябре во Вьентьяне Саммит АСЕАН–2024 совершенно определенно стал площадкой для многомерного диалога между государствами «большой Восточной Азии», включая и Индию. Практически все участники старались не поднимать спорные вопросы; в частности, новый премьер-министр Японии Сигеру Исиба сделал акцент на инвестициях Токио в страны ЮВА и избегал любых обсуждений возможностей формирования «азиатского НАТО». Схожие идеи о свободе от столкновений и односторонних попыток изменения баланса сил высказывал и президент РК Юн Согель. Нарендра Моди сделал акцент на усилении многостороннего взаимодействия между азиатскими государствами в сфере информационных технологий, фармацевтической промышленности и модернизации инфраструктуры, что поможет быстрее восстановить производственно-сбытовые цепочки после пандемии COVID-19. Председатель Госсовета КНР Ли Цян твердо указал на «внешние силы» как на главного виновника нарушения регионального порядка. По его словам, Китай готов работать с каждым из государств АСЕАН в интересах формирования общего рынка и достижения устойчивого развития. Премьер-министр заявил, что КНР и страны ЮВА открываются друг другу, и этот процесс неизменно способствует общему процветанию, которое окажет положительное влияние на весь мир. Примечательно, что по итогам 2023 г. товарооборот между Китаем и участниками АСЕАН уже во второй раз подряд превысил отметку 900 млрд долл., а за последние 10 лет фактически удвоился. Наибольшая активность отмечается в развитии связей с Вьетнамом и Малайзией, на которые уже приходится 230 и 191 млрд долл. соответственно. То есть сегодня страны Юго-Восточной Азии для Пекина совокупно более важный (с точки зрения объема) партнер, чем США или Европейский союз.
Неудивительно, что на мероприятиях в рамках саммита АСЕАН, включая многочисленные двусторонние встречи, в центре внимания было именно взаимовыгодное сотрудничество, включая вопросы дальнейшего устранения барьеров, а также оптимизации транспортных маршрутов. Заявление Ли Цяна на 27-м Саммите Китай — АСЕАН об обновлении Соглашения о свободной торговле с Ассоциацией свидетельствует о явной доминанте экономической составляющей сотрудничества над вопросами безопасности, идеологическими и другими разногласиями. Конечно, существуют мнения, что Лаос на правах председателя намеренно «оторвал» политические вопросы от экономических, но что в этом плохого?
В одиночестве остался только президент Филиппин Ф. Маркос-мл., который обвинил Береговую охрану КНР в безрассудном и неоправданном давлении в «исключительной экономической зоне». И это при том, что в июле было достигнуто соглашение, позволяющее филиппинцам доставлять припасы к кораблю «Сьерра-Мадре», притопленному еще 10 лет назад на отмели Аюнгин в качестве аванпоста для отряда морской пехоты.
Профессионально и безопасно
Сегодня Южно-Китайское море (ЮКМ) является местом сосредоточения наиболее загруженных линий морских коммуникаций. В год здесь проходят не менее 500 тыс. судов, что составляет примерно 40% мирового грузового трафика, а через воздушное пространство над морем пролетают не менее миллиона гражданских рейсов ежегодно. Столь высокая интенсивность обменов повышает актуальность обеспечения безопасности перевозок в условиях нерешенных противоречий о разграничении исключительной экономической зоны, принадлежности части архипелага Спратли и Парасельских островов, а также обострения американо-китайских геополитических противоречий в АТР. Формально многосторонний спор об островах и участках акватории между странами-членами АСЕАН и Китаем все еще остается нерешенным.
В сентябре пекинский Научный центр по исследованию стратегической ситуации в Южно-Китайском море (South China Sea Strategic Situation Probing Initiative) опубликовал доклад о положении дел в регионе. Авторы документа отмечают, что в последние годы США проводят наступательную стратегию по сдерживанию Китая, главным образом используя «фактор нестабильности» в ЮКМ для обострения многостороннего спора и нагнетания антикитайских настроений. При этом Вашингтон всячески поощряет территориальные притязания стран АСЕАН к КНР, основываясь на собственном видении положений Конвенции ООН по морскому праву, а также концепции «порядка, основанного на правилах». Пока такие вспышки претензий в адрес Пекина, сопровождающиеся в ряде случаев инцидентами между судами береговой охраны, не привели к значимому нарушению свободы мореплавания и воздушного движения. Более того, китайская сторона отмечает, что в основном контакты имели «профессиональный и безопасный» характер. Бесспорно, в случае эскалации напряженности — например, при более активных действиях авиации, флота и береговой обороны каких-либо стран в отношении китайских самолетов и кораблей — логистические маршруты придется перестраивать, что чревато существенными убытками не только для Китая, но и для всей региональной системы хозяйства. Тем не менее, несмотря на попытки США и союзников придать особую геополитическую значимость ситуации в Юго-Восточной Азии, обстановка все еще находится в управляемой фазе. В связи с этим в Пекине и считают урегулирование мирным путем вполне возможным.
China Daily приводит мнение специалистов Китайского института международных исследований (КИМИ), согласно которому, с точки зрения стабильности обеспечения потоков международной торговли, свобода навигации в ЮКМ не находится под угрозой, однако в военном измерении растет нестабильность исключительно из-за чрезмерного вмешательства США [1]. В Институте полагают, что американская активность, подразумевающая отправку военных кораблей и самолетов для демонстрации силового потенциала, только провоцирует споры о суверенитете и границах. Подобные действия создают опасное заблуждение у руководства ряда стран о том, что Вашингтон при необходимости вмешается и сдержит экспансию Пекина, а значит, и окажет содействие в разрешении спора через давление. Демонизация и постоянное осуждение Китая уже негативно сказались на двусторонних отношениях с Филиппинами, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией и Сингапуром, что требует от руководства КНР существенных дипломатических усилий по нормализации связей.
В Юго-Восточной Азии заметно возрастает военная активность как региональных, так и внерегиональных государств. При этом, помимо Соединенных Штатов, в процесс вовлекаются также Япония, Австралия и европейские члены НАТО: Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды. В общей совокупности ВМС США проводят в регионе более 1 600 судочасов в год, еще не менее 3 000 судочасов приходятся на вспомогательные силы. В воздушном пространстве над ЮКМ в течение 2023 г. также было зафиксировано около 30 тыс. вылетов боевых самолетов и вертолетов, из которых треть приходится на внерегиональные государства и не менее 7800 — на ВМС, ВВС и КМП США.
В КИМИ уверены, что через действия военного характера Вашингтон «раздувает» собственную значимость в обеспечении свободы мореплавания, хотя заслуги американцев в этом и нет — Китай со своей стороны никак не препятствует судоходству и с пониманием относится к патрульным и учебным миссиям других стран. Хотя, конечно, совместные учения береговой охраны двух самых явных противников китайской активности в ЮКМ (Филиппин и Вьетнама), равно как и «всеасеановские» военно-морские маневры, проведенные по инициативе Индонезии, привлекли пристальное внимание командования НОАК. Главным же нарушителем спокойствия в регионе в Пекине считают США, которые фактически не соблюдают ими же и установленные «правила» по безопасному проходу кораблей, судов и самолетов, постоянно поддерживая военное присутствие в регионе, где наибольшая опасность исходит как раз от американских военных. Такие действия представляют собой попытку удержать гегемонию в условиях «стратегического отступления» и оттолкнуть страны региона от расширения сотрудничества с Китаем путем искусственного создания неспокойной атмосферы и разрушения многосторонних мер доверия.
Курс китайского руководства на отделение вопросов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества от территориальных разногласий, в целом, находит понимание в претендующих на часть архипелага Спратли Малайзии, Индонезии, Брунее и Сингапуре, но одновременно становится целью для критики со стороны радикально настроенных кругов в данных странах, явно подстрекаемых из Вашингтона. Как показывает практика переговоров, КНР и страны ЮВА в состоянии самостоятельно выработать взаимоприемлемые правила действий в Южно-Китайском море на основе принципов международного права, а также с учетом интересов и озабоченностей друг друга. Главная идея — установление в любой спорной ситуации прямого диалога, поддержание постоянного механизма консультаций, сохранение конструктивных переговоров и следование максиме мирного урегулирования.
Страны АСЕАН явно не желают конфронтации с Пекином, однако остро нуждаются в надежной системе мирного управления любой деятельностью в акватории и на шельфе, которую еще только предстоит выработать совместно, при обеспечении гарантий беспрепятственного доступа для эксплуатации. Мир и сотрудничество в Южно-Китайском море невозможны друг без друга, а коллективная ответственность за безопасность неизменно будет способствовать развитию многомерных связей, дальнейшему повышению объема торговли и появлению на мировой карте Моря Сотрудничества.
1. Jiang, Chenglong. South China Sea disputes still ‘manageable’. China Daily. September 28-29, 2024. P. 2.