Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Дежина

Д.э.н., руководитель аналитического департамента научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, профессор НИУ ВШЭ

Индия использует методы научной дипломатии для расширения взаимодействия с развитыми странами как Запада («Юг — Север»), так и Азии, Африки и Латинской Америки («Юг — Юг»). Сегодня среди направлений научной дипломатии можно выделить три наиболее активно развивающихся. Первое связано с участием страны в проектах мегасайенс в партнерстве со многими развитыми странами. Второе касается использования ресурса индийской научной диаспоры для создания межгосударственных научных связей и лоббирования научных и политических интересов Индии. Третье направление стало развиваться в связи с пандемией COVID-19 и получило название «вакцинной дипломатии».

В научной дипломатии Индии выделяются два региональных и три тематических приоритета. Региональные векторы включают взаимодействия со странами «Юга» и «Севера», причем в них различаются цели научной дипломатии. Южное направление важно для Индии в рамках расширения ее геополитического влияния, тогда как северное — для развития научного потенциала и обеспечения технологической самостоятельности.

Тематические области приложения усилий научной дипломатии включают участие в проектах мегасайенс, вовлечение научной диаспоры в решение научно-технологических задач страны, а также вакцинную дипломатию. Характерно, что связи с диаспорой важны не только для прогресса науки, но и для расширения участия Индии в проектах мегасайенс. По всем трем направлениям есть видимые успехи научной дипломатии.

Следует также обратить внимание на геополитические амбиции Индии по расширению своего влияния, в том числе за счет развития научной дипломатии для представления интересов страны в Арктическом совете.

Российский вектор взаимодействий реализуется в значительной мере в рамках инициатив БРИКС. В области двустороннего сотрудничества есть направления, где интересы Индии и России совпадают, и сотрудничество может быть расширено. Во-первых, перспективна кооперация на установках мегасайенс. У России есть значимые научно-технологические заделы в физике, астрофизике, фотонике, космических и энергетических технологиях, которые широко представлены в проектах мегасайенс. Санкционные ограничения в отношении России не касаются ряда таких проектов, что создает благоприятные условия для кооперации. Во-вторых, в проекции тематических областей Россия может предложить Индии системы кибербезопасности, по степени развития которых она ее опережает.

Индия использует методы научной дипломатии для расширения взаимодействия с развитыми странами как Запада («Юг — Север»), так и Азии, Африки и Латинской Америки («Юг — Юг»). Сегодня среди направлений научной дипломатии можно выделить три наиболее активно развивающихся. Первое связано с участием страны в проектах мегасайенс в партнерстве со многими развитыми странами. Второе касается использования ресурса индийской научной диаспоры для создания межгосударственных научных связей и лоббирования научных и политических интересов Индии. Третье направление стало развиваться в связи с пандемией Covid-19 и получило название «вакцинной дипломатии».

Документы, определяющие назначение научной дипломатии

Положения, касающиеся научной дипломатии, содержатся в действующей Политике в области науки, технологий и инноваций, принятой в 2013 г. (Science, Technology, and Innovation Policy, 2013) — далее STIP-2013, и в проекте Политики в области науки, технологий и инноваций (далее STIP-2020), разработка которой началась в 2020 г. и до сих пор не закончена (Science, Technology, and Innovation Policy, 2020).

В STIP-2013 указывается необходимость установления стратегических партнерств с зарубежными странами в области науки, технологий и инноваций через двустороннее и многостороннее сотрудничество. Особая роль отводится участию Индии в глобальной научно-исследовательской инфраструктуре (проектах мегасайенс). В STIP-2020 отмечается важность повышения глобальной конкурентоспособности Индии, в том числе посредством научной дипломатии. При этом предполагается усилить как «науку для дипломатии», так и «дипломатию для науки». Для этого планируется оптимизировать и институционализировать межведомственные связи различных департаментов Министерства иностранных дел, нарастить сеть консультантов по науке и технологиям в дипмиссиях и расширить их полномочия. По данным на 2019–2020 гг. у Индии было всего четыре консультанта по науке с достаточно ограниченными полномочиями (Namdeo, Goveas, 2020).

В обеих «Политиках» подчеркивается значимость участия Индии в проектах мегасайенс, поскольку это поможет стране поднять качество индийской науки, что даст основу для развития собственных технологий «от концептуализации до реализации». Достижению технологической самостоятельности страны должно способствовать и другое направление научной дипломатии, связанное с развитием взаимосвязей с научной диаспорой. При этом указывается на важность соблюдения баланса между привлечением лучших специалистов на родину и созданием возможностей использования индийских ученых за пределами страны.

Примечательно, что к обсуждению положений проекта STIP-2020 Министерство науки и технологий Индии пригласило атташе по науке и дипломатов из консульств 20 стран (Афганистана, Бангладеш, США, Канады, ЕС, России, Японии и др.), что свидетельствует об открытости страны (Science attaches, science diplomats, 2021). В процессе обсуждения иностранные атташе особо отметили необходимость развития связей с научной диаспорой.

Таким образом, научной дипломатии уделяется растущее внимание в официальной политике в области науки, и она все больше рассматривается как инструмент технологического развития страны.

Акторы индийской научной дипломатии

Функции научной дипломатии определяются в Индии на уровне ведомств, каждое из которых реализует собственные инициативы (Namdeo, Goveas, 2020). При этом нет координирующего органа, ответственного за реализацию функций научной дипломатии (Pandey, Srinivas, Deepthi, 2022).

К основным акторам индийской научной дипломатии относятся Министерство науки и технологий (Ministry of Science and Technology) и Министерство иностранных дел (Ministry of External Affairs, далее — МИД) вместе со своими структурными подразделениями и подведомственными организациями (Рисунок 1). Роль других министерств и ведомств в научной дипломатии Индии менее существенна. В частности, функции Индийской национальной академии наук (Indian National Science Academy) ограничены представлением страны на международных научных форумах и установлением связей с иностранными академиями (National Academies, 2021).

В Министерстве науки и технологий основные функции в области научной дипломатии выполняет Департамент науки и технологий. Он отвечает за ведение переговоров, заключение и реализацию двусторонних (с более чем 80 странами) и многосторонних международных соглашений о науке, технологиях и инновациях, организует проведение мероприятий на международных форумах, участвует в международных ассоциациях. Помимо этого, Департамент сотрудничает с международными организациями (например, ЮНЕСКО), финансирует совместные исследования индийских ученых с международными партнерами, выделяет стипендии аспирантам и поддерживает учебные программы по научной дипломатии.

Еще одно подразделение Министерства науки и технологий — Департамент биотехнологий — заключает двусторонние международные соглашения в сфере биотехнологий, а также участвует в «вакцинной дипломатии» Индии.

Рисунок 1. Основные акторы индийской научной дипломатии

Источник: составлено на основе открытых данных (Namdeo, Goveas, 2020).

Министерство иностранных дел инициирует и развивает дипломатические отношения через двустороннее, многостороннее и региональное сотрудничество. В 2020 г. в нем были созданы подразделения, связанные с научной дипломатией: кибердипломатии (Cyber Diplomacy), а также новых и перспективных стратегических технологий (New and Emerging Strategic Technologies).

Подразделение кибердипломатии занято расширением международного сотрудничества и защитой интересов Индии в сфере кибертехнологий и кибербезопасности. Оно организовало несколько форумов со странами, лидирующими в развитии этих направлений, включая ЕС, Японию и Великобританию. На этих форумах обсуждаются вопросы национальной политики стран и правовые аспекты развития кибертехнологий, а также проблемы кибербезопасности и кибертерроризма.

Подразделение новых и перспективных стратегических технологий МИД представляет собой центр переговоров с правительствами иностранных государств и координации взаимодействия с отечественными министерствами и ведомствами по вопросу оценки внешнеполитических и международно-правовых последствий внедрения новых технологий. В центре внимания находятся технологии, по которым у стран нет единой юридической и морально-этической позиции (например, генная инженерия, использование стволовых клеток и т.п.).

Помимо подразделений, специализирующихся на научной дипломатии, в МИД есть отдельные программы. Среди них стоит отметить инициативу «Крылья науки за рубежом» («Science Wings Abroad»), которая опирается на дипмиссии Индии в Берлине, Москве, Вашингтоне и Токио. Инициатива содействует развитию сотрудничества между правительствами и академическими кругами в этих странах и продвижению научно-технологических интересов Индии. В рамках инициативы дипмиссии заняты сбором информации о достижениях в области науки и технологий, на основе контактов с представителями местной научной, государственной и бизнес-сферами. В настоящее время планируется расширить полномочия и направления деятельности консультантов по науке и технологиям в этих дипмиссиях за счет включения в сферу их компетенций военных технологий (Gargeyas, 2022).

Вторая инициатива МИД — это Форум индийской научной дипломатии (Forum for Indian Science Diplomacy), организованный в 2018 г. подведомственным МИД автономным центром «Исследовательско-информационная система для развивающихся стран» (Research and Information System for Developing Countries) в партнерстве с Национальным институтом перспективных исследований. К основным целям Форума относится наращивание потенциала страны в сфере научной дипломатии. Форум издает журнал «Обзор научной дипломатии» («Science Diplomacy Review») на английском языке (Science Diplomacy Review, 2022), а также организует учебные программы по научной дипломатии.

Министерство науки и технологий и МИД стараются координировать свою деятельность в области научной дипломатии, однако ряд исследователей отмечают недостаточность этих усилий, что проявляется в некоторым дублировании функций. Кроме того, представители Министерства науки и технологий и других ведомств, в отличие от МИД, не всегда обладают достаточными дипломатическими компетенциями для эффективного решения задач научной дипломатии (Namdeo, Goveas, 2020).

Географические приоритеты в области научной дипломатии

В географическом разрезе научная дипломатия Индии охватывает два укрупненных направления: «Юг — Юг» (страны Азии, Африки и Латинской Америки) и «Юг — Север» (страны Запада и Россия).

По направлению «Юг — Юг» Индия в первую очередь взаимодействует со странами — соседями по южноазиатскому региону (Бангладеш, Непал, Шри-Ланка). Для нее культурное и экономическое влияние на эти страны актуализируется ввиду растущей геополитической конкуренции с Китаем. Основной вектор взаимодействий направлен на организацию в Индии стажировок научно-технологического персонала из этого региона (Ahmed, Rafiqullah, Islam, 2021), поскольку уровень развития науки в странах «Юга» невысокий.

Со странами Латинской Америки Индия также сотрудничает на основе двусторонних соглашений, а с Бразилией — и в рамках БРИКС. Приоритетные направления взаимодействий включают совместные исследования в области изучения климата, экологии, здравоохранения, агротехнологий (Lele, Yepes, 2013).

Конкуренция с Китаем для Индии стала стимулом более активно использовать научную дипломатию для расширения областей своего влияния, что нашло отражение, в том числе, в Арктической политике Индии. С 2013 г. Индия наряду с Китаем, Японией, Кореей и Сингапуром стала наблюдателем в Арктическом совете. Однако, несмотря на заинтересованность Индии в освоении Арктики, официальный документ по Арктической политике страны до сих пор не был принят (Seethi , 2021).

По направлению «Юг — Север» важнейшим партнером для Индии являются США. Научная дипломатия способствует развитию сотрудничества двух стран в таких областях, как энергетика, космос, здравоохранение, биотехнологии и кибербезопасность. Помимо этого, совместно были созданы различные фонды поддержки науки и высшего образования. Среди них Американо-индийский образовательный фонд (United States – India Educational Foundation, USIEF), учрежденный в 2008 г. Он содействует обмену учеными, аспирантами и студентами через программы Фулбрайт и Фулбрайт-Неру. На институциональном уровне USIEF предоставляет гранты индийским и американским вузам для создания партнерств (обмен профессорами, проведения совместных исследований, создания совместных лабораторий и т.д.) (Obama-Singh, 2012) в области энергетики, исследований изменения климата, устойчивого развития (Patil, 2020). Наконец, сотрудничество развивается и в проектах мегасайенс (U.S.-India, 2012). В то же время, по некоторым данным, определенные разногласия по вопросам интеллектуальной собственности, локализации данных (на территории Индии или США) пока сложно разрешаются, что тормозит развитие кооперации (Patil, 2020).

Значимым для Индии партнером является и Европейский союз, с которым в 2001 г. было подписано двустороннее Соглашение о научном и технологическом сотрудничестве (обновлялось в 2010, 2016 и 2020 гг.) (Agreement for scientific and technological cooperation, 2020). В нем определены формы кооперации — проведение научных исследований, академические обмены, организация семинаров, конференций, совместное использование оборудования и научной инфраструктуры на территории Индии и ЕС и др. На саммите ЕС — Индия 15 июля 2020 г. был подписан новый документ — Стратегическое партнерство ЕС — Индия: дорожная карта до 2025 г. (EU-India Strategic Partnership, 2020), которым предусматривается расширение участия Индии в программе ЕС «Горизонт Европа» (2021–2027 гг.), а стран ЕС — в исследовательских и инновационных программах Индии. Там же обозначены приоритетные направления сотрудничества: изменение климата, энергетика, здравоохранение, неврология и исследования мозга, биотехнологии и социальные науки.

Индия также развивает отношения с отдельными европейскими странами, в первую очередь — с Францией и Германией, где расположен ряд установок мегасайенс. С Россией Индия сотрудничает как на основе двустороннего соглашения, так и в рамках БРИКС. Россия относится к одной из четырех стран, где есть индийский научный атташе в рамках инициативы «Крылья науки за рубежом».

Таким образом, научной дипломатии Индии присуща многовекторность. По направлению «Юг — Юг» Индия старается через науку закрепить свои позиции в условиях региональной конкуренции с Китаем. Научная дипломатия по направлению «Юг — Север» способствует развитию научно-технологической сферы страны.

Области применения научной дипломатии

Приоритетные направления научной дипломатии Индии включают участие в проектах мегасайенс, использование потенциала индийской научной диаспоры и вакцинную дипломатию, представляющую собой взаимодействие в области разработки и продвижения вакцин против COVID-19.

Проекты мегасайенс

Индия участвует в 15 глобальных проектах и инициативах мегасайенс, в том числе возглавляет запущенную в 2015 г. совместно с Францией инициативу по продвижению солнечной энергетики — «Международный солнечный альянс». Главной целью является снижение стоимости солнечной энергии за счет проведения необходимых исследований и разработок, разработки норм и стандартов, унификации государственных политик и нормативных документов стран-участниц в области солнечной энергетики. Сегодня к инициативе присоединились более 100 стран.

С 2016 г. на основе международного соглашения на территории Индии началось строительство мегаустановки — Лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории (Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory, LIGO). В перспективе планируется создание сети подобных установок в других странах. Индия принимает участие в разработке и проектировании крупнейшего радиотелескопа с площадью сбора более 1 кв. км — Square Kilometre Array (SKA) в ЮАР вместе с Австралией, Великобританией, Канадой и другими странами. В январе 2017 г. Индия стала полноправным ассоциированным членом ЦЕРН — европейской организации по ядерным исследованиям, и индийские ученые участвуют в разработке компонентов Большого адронного коллайдера (Large Hadron Collider, LHC), Большого ионного коллайдера (Large Ion Collider Experiment, ALICE) и Компактного мюонного соленоида (Compact Muon Solenoid, CMS).

В рамках другого проекта-мегасайенс — Центра по исследованию ионов и антипротонов (Facility for Antiproton and Ion Research, FAIR), представляющего собой международный ускорительный комплекс в Дармштадте (Германия), Индия поставляет оборудование и компоненты. Страна также участвует в проекте по созданию Международного экспериментального термоядерного реактора (International Thermonuclear Experimental Reactor, ITER) во Франции, куда поставляет материалы и компоненты.

Взаимодействие с индийской научной диаспорой

Работа по налаживанию связей с научной диаспорой проводится в Индии на протяжении долгого времени, за этот период были последовательно введены и усовершенствованы механизмы вовлечения диаспоры в развитие науки в стране. Наиболее значимые успехи были достигнуты в таких сферах, как ИКТ (Pande, 2014) и биотехнологии (Pandey, Srinivas, Deepthi, 2022).

В 1999 г. правительство анонсировало программу по упрощению визового режима и пребывания в Индии для представителей индийской диаспоры и закрепило категорию «лица индийского происхождения» («Persons of Indian Origin»). В 2004 г. было создано Министерство по делам индийцев за рубежом, функции которого с 2016 г. были переданы Министерству иностранных дел.

В целях усиления связей с диаспорой и в ответ на ее запросы о предоставлении двойного гражданства в 2005 г. была введена новая форма вида на жительства, позволяющая лицам индийского происхождения и их семьям постоянно проживать и работать на территории Индии — «Зарубежное гражданство Индии» («Overseas Citizenship of India»). Этот статус наделяет представителей научной диаспоры практически всеми правами, доступными гражданам страны (кроме участия в выборах и получения статуса госслужащего). Все эти меры существенно укрепили связи между Индией и ее научной диаспорой.

В 2007 г. Департамент биотехнологий инициировал программу «Стипендия Рамалингасвами» (Ramalingaswami Re-entry Fellowship) для финансирования возвращающихся исследователей. Им предоставляются гранты на проведение исследований и покрываются расходы на аренду жилья. Схожая программа была запущена Департаментом науки и технологий — «Cтипендия Рамануджана» (Ramanujan Fellowship Program); она ориентирована на квалифицированных ученых и инженеров из индийской диаспоры, предоставляет им возможности занятия исследовательских должностей в любом из научных учреждений и университетов Индии (Scientists Working Abroad , 2011).

Вакцинная дипломатия

Дипломатия, направленная на развитие международного сотрудничества в целях проведения научных исследований, разработки, производства и распространения вакцин, получила название вакцинной дипломатии. Для Индии как крупного разработчика различных вакцин, применяемых в том числе в ветеринарии, она имеет особую значимость.

Вакцинная дипломатия актуализировалась в связи с пандемией COVID-19. В 2021 г. в Индии разработали три вакцины против вируса: ZyCoV-D, Covaxin и Corbevax, причем последнюю — в международной кооперации (вакцина разработана индийской компанией «Biological E» совместно с Медицинским колледжем Бейлора, США). Тем не менее ни одна из них не была признана ВОЗ или Европейским медицинским агентством, что аргументировалось отсутствием достоверных результатов клинических испытаний. Сегодня усилия вакцинной дипломатии Индии направлены на получение разрешений на использование данных вакцин, а также их коммерческие и гуманитарные поставки в зарубежные страны. В частности, индийские дипломаты вместе с южноафриканскими коллегами вынесли на обсуждение Всемирной торговой организации предложение о временном отказе от защиты прав на интеллектуальную собственность на вакцины и лекарства против COVID-19 для их свободной реализации по всему миру (Dhar, 2021).

В январе 2021 г. Индия анонсировала инициативу «Вакцинная дружба» («Vaccine Maitri»), в рамках которой правительство страны должно было приложить дипломатические усилия для поставок индийских вакцин нуждающимся странам (Surie, 2021). Индии удалось организовать поставку вакцин в соседние страны — Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал и Шри-Ланку, а также в некоторые страны Африки и Юго-Восточной Азии, что стало успехом научной дипломатии страны в условиях конкуренции с Китаем в этих регионах (The Economist times, 2021).

***

В научной дипломатии Индии выделяются два региональных и три тематических приоритета. Региональные векторы включают взаимодействия со странами «Юга» и «Севера», причем в них различаются цели научной дипломатии. Южное направление важно для Индии в рамках расширения ее геополитического влияния, тогда как северное — для развития научного потенциала и обеспечения технологической самостоятельности.

Тематические области приложения усилий научной дипломатии включают участие в проектах мегасайенс, вовлечение научной диаспоры в решение научно-технологических задач страны, а также вакцинную дипломатию. Характерно, что связи с диаспорой важны не только для прогресса науки, но и для расширения участия Индии в проектах мегасайенс. По всем трем направлениям есть видимые успехи научной дипломатии.

Следует также обратить внимание на геополитические амбиции Индии по расширению своего влияния, в том числе за счет развития научной дипломатии для представления интересов страны в Арктическом совете.

Российский вектор взаимодействий реализуется в значительной мере в рамках инициатив БРИКС. В области двустороннего сотрудничества есть направления, где интересы Индии и России совпадают, и сотрудничество может быть расширено. Во-первых, перспективна кооперация на установках мегасайенс. У России есть значимые научно-технологические заделы в физике, астрофизике, фотонике, космических и энергетических технологиях, которые широко представлены в проектах мегасайенс. Санкционные ограничения в отношении России не касаются ряда таких проектов, что создает благоприятные условия для кооперации. Во-вторых, в проекции тематических областей Россия может предложить Индии системы кибербезопасности, по степени развития которых она ее опережает. В области медицины и фармации Индия может быть заинтересована в российских разработках по ядерной медицине, а также в приобретении различных российских вакцин (в первую очередь — векторных); несмотря на создание собственных вакцин против COVID-19, Индия закупает российскую вакцину «Sputnik V».

Литература

  1. Ahmed M., Rafiqullah I., Islam S. Science Diplomacy for Scientific Advancement and Achievement of SDGs in Bangladesh // Science Diplomacy Review, Vol. 3, No. 2, July 2021. P. 49-59.
  2. Agreement for scientific and technological cooperation between the European Community and the Government of the Republic of India//EUR-Lex. 2020. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A22002A0809%2801%29
  3. Dhar B. India’s Vaccine Diplomacy//Global Policy, 08.04.2021. URL: https://www.globalpolicyjournal.com/blog/08/04/2021/indias-vaccine-diplomacy
  4. EU-India Strategic Partnership: A Roadmap to 2025 // Consilium Europa, 2020. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/45026/eu-india-roadmap-2025.pdf
  5. Gargeyas А. An Indian Approach to Technology Diplomacy // Takshashila D iscussion Document 2022. 06. V1.0. 18 September 2022. URL: https://static1.squarespace.com/static/618a55c4cb03246776b68559/t/63284f1d683d3e6af9a21e88/1663586080122/TDD_Tech+Diplomacy_AG_V1.0.pdf

  6. India's Vaccine Diplomacy in South Asia Pushes Back China // The Economist Times, 21.01.2021. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/indias-vaccine-diplomacy-in-south-asia-pushes-back-china/articleshow/80384277.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst
  7. Lele A., Yepes C. Prospects and Opportunities for Space Collaboration with Latin America: What Can India Contribute and Gain? // Space Policy, Vol. 29, Issue 3, 2013. P. 190-196. DOI: 10.1016/j.spacepol.2013.06.005.
  8. Namdeo SK, Goveas JJ. Indian Innovation Diplomacy: Choices, Challenges and Way Ahea d// Science Diplomacy Review, Vol. 2, No. 3. November 2020. P.17-28.
  9. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2021. Science Diplomacy to Promote and Strengthen Basic Research and International Cooperation: Proceedings of a Workshop–in Brief. Washington, DC: The National Academies Press. DOI: 10.17226/26182.
  10. Obama-Singh 21st Century Knowledge Initiative Announces First Round of Awards // US Department of State, 12.06.2012. URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2012/06/192154.htm
  11. Pande A. The Role of Indian Diaspora in the Development of the Indian IT Industry // Diaspora Studies, 2014, No. 7. P. 121-129. DOI: 10.1080/09739572.2014.911446.
  12. Pandey N, Srinivas KR, Deepthi TR. Emerging Technologies, STI Diaspora and Science Diplomacy in India: Towards a New Approach // Front Res Metr Anal. 2022 Jun 22;7:904100. DOI: 10.3389/frma.2022.904100.
  13. Patil K. Indo-U.S. S&T Cooperation and the Role of Innovation Diplomacy // Science Diplomacy Review, Vol. 2, No. 1, March 2020. P. 15-26. URL: https://www.researchgate.net/profile/Luisa-Echeverria-King/publication/341264719_Science_Diplomacy_and_Sustainable_Development_Goals_A_Latin_American_Perspective/links/5eb61d28a6fdcc1f1dcaf541/Science-Diplomacy-and-Sustainable-Development-Goals-A-Latin-American-Perspective.pdf#page=33
  14. Science Attaches, Science Diplomats & Representatives of Foreign Missions in India Discussed Shaping of STIP // Department of Science and Technology. Government of India, 27.01.2021. URL: https://dst.gov.in/science-attaches-science-diplomats-representatives-foreign-missions-india-discussed-shaping-stip
  15. Science Diplomacy Review // FISD. Vol. 4 No. 1. Apr, 2022. URL: https://www.fisd.in/en/science-diplomacy-review
  16. Science, Technology, and Innovation Policy 2013 // Ministry of Science and Technology. Government of India- URL: https://dst.gov.in/sites/default/files/STI%20Policy%202013-English.pdf
  17. Science, Technology, and Innovation Policy. Draft STIP Doc 1.4. // Government of India Ministry of Science & Technology Department of Science & Technology December, 2020- URL: https://dst.gov.in/sites/default/files/STIP_Doc_1.4_Dec2020.pdf
  18. Scientists Working Abroad // Press Information Bureau Government of India Ministry of Science & Technology, 2011. URL: https://pib.gov.in/newsite/printrelease.aspx?relid=77507
  19. Seethi К.M. Contours of India’s Arctic Policy//Economic and Political Weekly (Engage), Vol. 56, No. 20, 15 May, 2021. URL: https://www.epw.in/engage/article/contours-indias-arctic-policy
  20. Surie M.D. India’s vaccine diplomacy: made in India, shared with the world // Devpolicy Blog, 29.03.2021- URL: https://devpolicy.org/indias-vaccine-diplomacy-made-in-india-shared-with-the-world-20210329/
  21. U.S.-India Bilateral Cooperation on Science and Technology // US Department of State, 13.06.2012 – URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2012/06/192271.htm

(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся