Президентская кампания в Молдове принесла неожиданные для многих наблюдателей сюрпризы. Действующий президент Майя Санду не смогла одержать победу в первом туре, набрав 42% голосов. Во втором туре, который состоится 3 ноября, конкуренцию ей составит бывший генеральный прокурор Александр Стояногло (в первом туре он получил поддержку 26% избирателей). Количество голосов, отданных за А. Стояногло, стало полной неожиданностью для властей, ведь опросы показывали, что он не сможет набрать более 10%.
Главным итогом первого тура президентских выборов стало фиксирование гражданско-политического раскола внутри Молдовы и несоответствие пропагандируемого властями в Кишиневе и странами Запада якобы свершившегося «европейского выбора» страны. Для оппозиции независимо от того, кто победит во втором туре, этот опыт окажется чрезвычайно полезным при подготовке к парламентским выборам в следующем году. Именно они имеют ключевое значение для определения ближайшего будущего Республики — останется ли Молдова независимым государством, станет ли форпостом антироссийской политики по украинскому образцу или самоликвидируется в угоду интересам коллективного Запада.
Президентская кампания в Молдове принесла неожиданные для многих наблюдателей сюрпризы. Действующий президент Майя Санду не смогла одержать победу в первом туре, набрав 42% голосов. Во втором туре, который состоится 3 ноября, конкуренцию ей составит бывший генеральный прокурор Александр Стояногло (в первом туре он получил поддержку 26% избирателей). Количество голосов, отданных за А. Стояногло, стало полной неожиданностью для властей, ведь опросы показывали, что он не сможет набрать более 10%.
Предвыборная кампания и референдум
Эта кампания оказалась провальной для правящего режима и его западных кураторов. На протяжении последних месяцев многие молдавские эксперты были едины во мнении, что М. Санду должна победить в первом туре, потому что во втором туре она неизбежно проиграет. И большинство их российских коллег считали, что президент и ее команда сделают все, чтобы она сохранила должность по итогам первого тура. Некоторые даже прогнозировали, что эти выборы станут самыми непрозрачными и фальсифицированными в истории независимой Молдовы.
Действительно, Запад выдал М. Санду полный карт-бланш, позволив совершать любые манипуляции и оказывать беспрецедентное давление на оппозицию. Европа пошла навстречу Санду и ее команде политтехнологов, предложивших провести референдум о европейской интеграции, чтобы обеспечить явку на выборах и мобилизовать прозападный электорат. Не помогли и нехитрые комбинации с ограничением возможности голосовать для граждан Молдовы, проживающих в определенных странах. Так, в России, где, по примерным оценкам, проживают около полумиллиона молдаван, было открыто всего два избирательных участка вместо обещанных 29. В Европе и Америке, напротив, количество участков было увеличено (а всего за рубежом было открыто 234 участка), введена практика голосования по почте. Кроме того, накануне выборов были запрещены экзит-поллы, наблюдатели от оппозиции не были допущены на участки в ряде западных стран. В итоге нарушения — среди которых незаконная агитация, «подвоз» избирателей на участки, манипуляции со списками — фиксировали не только наблюдатели от оппозиции, но и обычные граждане. Ближе к концу процедуры подсчета голосов был зафиксирован резкий рост количества голосов за М. Санду и за евроинтеграцию, что могло свидетельствовать о вбросах бюллетеней.
Несмотря на все это, действующий президент проиграла и выборы, и референдум. Тут нужно отметить, что за названием «еврореферендум» скрывается не только введение в текст Конституции положений о неизменности европейского курса страны, но и возможность парламента вносить в главный государственный документ изменения простым большинством голосов. Учитывая тот факт, что некоторые ключевые политики и чиновники высшего ранга (часто они обладают и румынским гражданством) выступают за отмену нейтрального статуса Молдовы и ее вхождение в состав Румынии, перспектива внедрения результатов плебисцита может плачевно закончиться для молдавской государственности.
Хотя референдум и был признан состоявшимся и успешным — количество проголосовавших «за» на несколько десятых долей процента превысило число голосовавших «против», — в целом, это, безусловно, неудача. При явке в 44% на референдуме (на выборах явка составила 51%) получается, что в лучшем случае 22,5% граждан Молдовы, обладающих правом голоса, поддерживают европейский курс страны. Даже учитывая высокий уровень политической пассивности и усталости населения, с этим показателем нельзя не считаться. Это означает, что о еврореферендуме постараются побыстрее забыть, потому как вносить изменения в Конституцию при такой низкой поддержке — бессмысленное и даже вредное занятие.
Как отмечают эксперты, целью референдума как политтехнологического приема было обеспечение явки и помощь М. Санду в получении более 51% голосов за счет мобилизации сторонников европейского курса. А получилось, что высокий антирейтинг действующего президента (40%) утащил референдум за собой вниз. То есть ЕС из-за привязки «Еврореферендум — Санду» стал ассоциироваться с нынешней Молдовой, где уровень жизни за период деятельности действующего президента снизился, а обстановка вокруг Молдовы значительно усложнилась.
Причины поражения М. Санду и реакция на него
Причиной проигрыша команды М. Санду стала излишняя уверенность в своих силах, слабая управляемость административным ресурсом и отсутствие слаженности в действиях, неверные оценки электоральных предпочтений и политической конъюнктуры. В результате М. Санду фактически «подставила» своих партнеров на Западе, который не только закрывал глаза на перегибы президентской команды, но исправно высаживал «звездный десант» в Кишиневе в лице глав государств и правительств, ключевых еврочиновников с целью политической поддержки М. Санду накануне выборов. Завершающим аккордом стал визит главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в Кишинев, привезшей обещание помощи в Молдове в размере 1,8 млрд евро на ближайшие три года. Чего стоила резолюция Европарламента «Укрепление устойчивости Молдовы против российского вмешательства перед президентскими выборами и конституционным референдумом по интеграции в ЕС», принятая накануне выборов 8 октября. Евродепутаты в ходе подготовки документа прямо заявляли, что Молдова «задолжала Европе дерусификацию» и первым шагом на пути в ЕС должен быть окончательный выход страны из СНГ.
Кроме того, наблюдатели столкнулись с относительно новым явлением — в основном население страны (кроме Кишинева и прилегающих населенных пунктов) проголосовало против евроинтеграции и М. Санду, а диаспора, напротив, их поддержала. В стране действующий президент набрала чуть более 30%, а диаспора дала ей 10% голосов (с учетом специфического распределения участков за границей). Как и в 2020 г., каждый четвертый голос, отданный за Майю Санду, был голосом диаспоры.
Очевидно, что президент и ее команда рассматривали вариант отмены результатов первого тура выборов. Фактически речь должна идти об имевшейся возможности узурпации власти и появлении в регионе еще одного «просроченного» президента. Именно поэтому до выборов власти делали заявления о пресечении попыток подготовки провокаций и антиправительственных выступлений, запланированных на период после выборов. Когда стало понятно, что М. Санду не набрала необходимого для победы их количества, появились ее заявления о вмешательстве в выборы и подкупе 300 тыс. избирателей (что само по себе является основанием для отмены выборов). Очевидно, «подкупленные избиратели» — это в том числе те граждане, преимущественно проживающие в пророссийски ориентированной Гагаузии, которые получают денежную помощь из России. Однако никаких доказательств представлено не было.
Есть все основания полагать, что М. Санду не сразу согласилась с необходимостью проведения второго тура выборов, а лишь после того, как ее команда рассчитала, что ряд сторонников европейской интеграции из числа других кандидатов в президенты попросят свой электорат голосовать за М. Санду во втором туре. Но в любом случае она оставляет за собой возможность «обнулить» всю электоральную кампанию под предлогом внешнего вмешательства в выборный процесс.
Запад отреагировал на результаты весьма неоднозначно — некоторые европейские СМИ вышли с нелестными в отношении М. Санду и ее команды публикациями; а ОБСЕ заявила, что выборы президента Молдовы прошли с нарушениями. Да и фактическое сокращение европейской помощи тоже свидетельствует о снижении уровня поддержки М. Санду (обещанные в ходе упомянутого визита в Кишинев У. фон дер Ляйен 1,8 млрд евро на ближайшие три года — это в два раза меньше, чем было предоставлено Евросоюзом Молдове в период 2022–2024 гг.). В свою очередь США, сосредоточенные на собственной президентской кампании, спустя два дня заявили о вмешательстве России в молдавские выборы. Это вялая попытка назначить виноватого в проигрыше Санду и дискредитации европейского курса.
Перспективы и сценарии развития ситуации
Подготовка кандидатов ко второму туру обещает наблюдателям массу впечатлений. Вызывает вопрос, как власти заставят голосовать диаспору в странах Запада во второй раз на фоне дополнительно мобилизующихся сторонников оппозиции в самой Молдове. Уже известно, что состоятся дебаты между М. Санду и А. Стояногло. Несмотря на то, что у последнего нет политического опыта, его повестка видится более интересной и привлекательной для электората. М. Санду же, которая не любит публичных выступлений и с трудом выдерживает участие в любых дискуссиях, было непросто договориться о правилах дебатов. Эксперты не исключают также сценарий, при котором А. Стояногло снимут с предвыборной гонки под каким-либо предлогом. Как известно, в Молдове заведение уголовного дела на действующего политика — оппонента режима — нередко становится инструментом борьбы с оппозицией. Гораздо более жестким представляется другой сценарий — отмена второго тура выборов по причине введения режима ЧП, например, в случае вторжения ВСУ в Приднестровье или масштабной операции ГУР на левом берегу Днестра. Это опять же будет означать узурпацию власти в Молдове.
Вместе с тем у оппозиции есть шансы победить во втором туре. М. Санду нервничает — она непременно будет делать резкие шаги и совершать ошибки. ЕС демонстрирует разочарование, а США заняты собой. Главное – — после оглашения результатов первого тура изменилась внутриполитическая конъюнктура. Теперь окружение М. Санду не уверено, что ему нужен такой токсичный лидер, чего уж говорить о молдавской бизнес-элите, с опаской оценивающей перспективы евроинтеграции с точки зрения преимущества европейского законодательства над местным, возможных изменений в вопросах земельной собственности и т.д. Особенное опасение вызывает сценарий, при котором евроинтеграция будет реализована путем вхождения Молдовы в состав Румынии.
***
Главным итогом первого тура президентских выборов стало фиксирование гражданско-политического раскола внутри Молдовы и несоответствие пропагандируемого властями в Кишиневе и странами Запада якобы свершившегося «европейского выбора» страны. Для оппозиции независимо от того, кто победит во втором туре, этот опыт окажется чрезвычайно полезным при подготовке к парламентским выборам в следующем году. Именно они имеют ключевое значение для определения ближайшего будущего Республики — останется ли Молдова независимым государством, станет ли форпостом антироссийской политики по украинскому образцу или самоликвидируется в угоду интересам коллективного Запада.