17 марта 2021 г. стал трагичным днем для Атланты. 21-летний Роберт Аарон Лонг убил восемь человек, шесть из которых — женщины азиатского происхождения.
Это нападение произошло на фоне растущего числа преступлений на почве ненависти в отношении населения, имеющего азиатское происхождение (см. график). При этом стоит отметить, что атаки (как вербальные, так и физические) на них совершает не только белое население. В своем исследовании, опирающемся на анализ официальных данных полиции, Центр изучения ненависти и экстремизма при Калифорнийском государственном университете в Сан-Бернардино, выяснил, что за 2020 г. в 16 крупнейших городах США число сообщений о преступлениях в отношении представителей азиатского сообщества выросло на 149%.
Демократы обвиняют Трампа в том, что тот своей открыто антикитайской политикой и соответствующей риторикой воскресил в и без того поляризованной стране старые расовые стереотипы. Однако ненависть в отношении азиатского населения имеет глубокие исторические корни. Насилие в отношении азиатского населения в Америке восходит аж к XIX в. В моменты, когда Америка сталкивается с ситуацией внутренней неустроенности (что крайне релевантно для актуальной ситуации в Соединенных Штатах) или внешним кризисом, подобные идеи, вырастающие из введения в дискурс «Другого», находят свое отражение в реальности. До 2016 г. (избрание Д. Трампа) шел планомерный спад антиазиатских преступлений на почве ненависти. С одной стороны, во многом это может объясняться эффектом благоприятной внешней среды и отсутствия у США реальных конкурентов (о повороте к Азии заговорили только в период администрации Б. Обамы). С другой стороны, немаловажной была и активность азиатского сообщества, которое на протяжении долго времени работало над трансформацией своего имиджа. Как отмечает историк Эллен Ву (Ellen Wu), азиаты превратились из «желтой опасности» в «образцовые меньшинства» — народы, отличные от белого большинства, но превозносимые как хорошо ассимилированные, подвижные и являющиеся олицетворением традиционных семейных ценностей». Однако рост Китая и возвращение противостояния великих держав в совокупности с ухудшающейся экономической ситуацией в Америке и разгоревшейся пандемией в одночасье воскресили те расовые противоречия, которые, казалось, удавалось довольно успешно купировать.
Можно предположить, что в краткосрочной перспективе серьезных изменений в текущем положении дел не предвидится, однако по мере отступления эпидемии и в случае, если удастся «перезапустить» американскую экономику, вероятно, данный тренд удастся, если и не повернуть вспять, то, по крайней мере, несколько смягчить. Однако внешний фон американо-китайского противостояния может спровоцировать сохранение серьезных антиазиатских настроений в США.
В целом, изучение этой темной страницы истории США наталкивает на простую и незатейливую мысль, суть которой сводится к тому, что, когда «цитадель демократии» в очередной раз прибегает к использованию риторики о правах человека в качестве инструмента давления на другие государства, стоит посоветовать им пристальнее взглянуть на свой не столь уж и сияющий град на холме. Конечно, это не приведет к пересмотру Соединенными Штатами своей неприкрыто готтентотской морали, однако, это лишает американцев права вести переговоры с позиции морального превосходства. К слову, к подобной тактике уже прибегали китайцы на недавних переговорах в Анкоридже.
17 марта 2021 г. стал трагичным днем для Атланты. 21-летний Роберт Аарон Лонг убил восемь человек, шесть из которых — женщины азиатского происхождения.
Это нападение произошло на фоне растущего числа преступлений на почве ненависти в отношении населения, имеющего азиатское происхождение (см. график). При этом стоит отметить, что атаки (как вербальные, так и физические) на них совершает не только белое население. В своем исследовании, опирающемся на анализ официальных данных полиции, Центр изучения ненависти и экстремизма при Калифорнийском государственном университете в Сан-Бернардино, выяснил, что за 2020 г. в 16 крупнейших городах США число сообщений о преступлениях в отношении представителей азиатского сообщества выросло на 149%.
Подтверждают этот наметившийся тренд и проводимые опросы. Так, согласно Pew Research Center: «Взрослые азиаты и чернокожие чаще, чем латиноамериканцы и белые, говорят, что они были подвержены оскорблениям или шуткам, а также испытывали опасения ввиду того, что кто-то может угрожать или физически напасть на них из-за их расы или этнической принадлежности».
Показательным также является и опрос New Center for Public Integrity/Ipsos Poll. Несмотря на тот факт, что большая часть респондентов (56%) полагает, что коронавирус является естественным бедствием, республиканцы (60%), пенсионеры (51%) и те, кто не имеет высшего образования (48%), возлагают ответственность за эпидемию на конкретных людей или организации. Среди тех 44%, кто связывает COVID-19 с кем-то или чем-то конкретным, большинство обвиняет Китай или китайский народ: 66% респондентов внутри этой группы упомянули Китай, 45% — китайцев вообще, 13% говорят, что эпидемия была вызвана из-за работы специализированной лаборатории в Китае, а 9% обвиняют китайское правительство.
Демократы обвиняют Д. Трампа в том, что тот своей открыто антикитайской политикой и соответствующей риторикой воскресил в и без того поляризованной стране старые расовые стереотипы. Однако ненависть в отношении азиатского населения имеет глубокие исторические корни. Насилие в отношении азиатского населения в Америке восходит аж к XIX в. В моменты, когда Америка сталкивается с ситуацией внутренней неустроенности (что крайне релевантно для актуальной ситуации в Соединенных Штатах) или внешним кризисом, подобные идеи, вырастающие из введения в дискурс «Другого», находят свое отражение в реальности. Как видно на графике, до 2016 г. (избрание Д. Трампа) шел планомерный спад антиазиатских преступлений на почве ненависти. С одной стороны, во много это может объясняться эффектом благоприятной внешней среды и отсутствия у США реальных конкурентов (о повороте к Азии заговорили только во время администрации Б. Обамы). С другой стороны, немаловажной была и активность азиатского сообщества, которое на протяжении долго времени работало над трансформацией своего имиджа. Как отмечает историк Эллен Ву (Ellen Wu), азиаты превратились из «желтой опасности» в «образцовые меньшинства» — народы, отличные от белого большинства, но превозносимые как хорошо ассимилированные, подвижные и являющиеся олицетворением традиционных семейных ценностей» [1]. Однако рост Китая и возвращение противостояния великих держав в совокупности с ухудшающейся экономической ситуацией в Америке и разгоревшейся пандемией в одночасье воскресили те расовые противоречия, которые, казалось, удавалось довольно успешно купировать.
Теперь обратимся к истории проблемы.
Люди против Холла (1854 г.)
В 1850-е гг. в Калифорнии разгорелась золотая лихорадка, что способствовало притоку иммигрантов. Особый спрос на рабочую силу существовал в области горнодобывающей промышленности и в строительстве железных дорог. Китайские иммигранты заполняли эту опасную и низкооплачиваемую нишу. Стоит сказать, что китайцы жили в своих узких общинах, сохраняя присущие им культурные особенности. Представлениям рядовых американцев о том, что китайцы слишком отличны, чтобы интегрироваться в американскую культуру, вторили и СМИ. Образ типичного китайца, который рисовали медиа, возводил в гротеск те аспекты китайской идентичности, которые казались американцам зловещими или крайне экзотическими. Так, например, китайцев критиковали за отличные религиозные убеждения, употребление опиума, одежду, пищу, за то, что они отмечали другие праздники, лингвистический барьер.
Конфликты в таких условиях не редкость, исключением не стала и Калифорния того времени. Рядовой белый гражданин Джордж Холл застрелил китайского иммигранта Линг Синга. Показания свидетелей не были приняты к рассмотрению ввиду того, что свидетели также имели азиатское происхождение. В 1854 г. решение Верховного суда Калифорнии по делу People v. Hall де-факто давало картбланш на антиазиатское насилие, так как, согласно данному решению, было постановлено, что люди азиатского происхождения не могут свидетельствовать против белого человека в суде. Решение основывалось на том, что китайцы — «раса людей, которых природа определила как низших и которые неспособны к прогрессу или интеллектуальному развитию после определенного момента» [2] и которые не имеют права участвовать в управлении правительственными делами. По этой причине суд принял решение, «что показания были неприемлемы».
Китайская резня (1871 г.)
Два десятилетия спустя, в ночь на 24 октября 1871 г., в Лос-Анджелесе произошло то, что по праву может считаться одной из самых кровавых страниц в истории города. Накануне была похищена китаянка Ю Хо. Ее похитила одна из двух конкурирующих китайских группировок. Это спровоцировало перестрелку между несколькими китайцами посреди «Негритянской аллеи» (Negro Alley). На это среагировали полицейские, что привело к ранению одного из них и гибели гражданского лица, помогавшего полицейским, владельца ранчо Роберта Томпсона. Поводом к расправам над китайцами послужило именно его убийство [3]. Более 500 белых и латиноамериканских разгневанных жителей окружили и атаковали небольшую китайскую общину Лос-Анджелеса, располагавшуюся в районе «Негритянской аллеи». В результате было убито порядка 19 лиц китайского происхождения, в том числе, 15-летний мальчик. Сперва их подвергли пыткам, а потом повесили. Лишь восемь участников этих событий были осуждены за непредумышленное убийство и приговорены к тюремному заключению, однако обвинения были сняты по юридическим формальностям. Иначе говоря, за китайскую резню 1871 года никто не понес никакой ответственности.
Закон Пейджа (1875 г.)
Спустя еще четыре года, в 1875 г., был принял Закон Пейджа — первый ограничительный федеральный иммиграционный закон в Соединенных Штатах. Технически закон Пейджа запрещал ввоз несвободных рабочих и женщин, привезенных для «аморальных целей», но применялся главным образом против китайцев. Принятие закона происходило на фоне нарастающей антикитайской истерии, простиравшейся от западного побережья до остальной части Соединенных Штатов. Его задачей было ограничение азиатской иммиграции без формального запрета именно по признаку принадлежности к определенной расе. Вместо этого были наложены ограничения для конкретных категорий лиц, чей труд воспринимался как аморальный или принудительный. Аналитик Центра исследований американской истории имени Чарльза Уоррена (Charles Warren Center for Studies in American History) Кортни Сато отмечает, что «в Законе 1875 года мы видим, как раса и пол начинают смешиваться и кодифицироваться в законе».
Акт об исключении китайцев (1882 г.)
Закон Пейджа положил начало правовой дискриминации против китайцев. В 1882 г. подавляющее большинство в Конгрессе проголосовало за принятие Акта об исключении китайцев (Chinese Exclusion Act). В соответствии с данным законом вводился запрет китайской иммиграции сроком на 20 лет. Президент Честер Артур, правда, наложил на него вето, однако впоследствии подписал другую версию, которая продлевала его на 10 лет.
Акт Гири (1892 г.)
По истечении этого срока, в 1892 г., Конгресс проголосовал за продление срока действия Акта еще на 10 лет. Предложение было внесено конгрессменом от Калифорнии Томасом Дж. Гири и принятый закон стал именоваться Актом Гири (фактически он продлевал акт об исключении китайцев). Данный закон расширял полномочия федерального правительства в области обеспечения соблюдения иммиграционного законодательства. В соответствии с Актом Гири китайские иммигранты должны были иметь при себе Свидетельство о проживании (предшественник Green card), чтобы доказать факт легального въезда на территорию США. В случае, если китайского резидента ловили без таких документов, он подлежал задержанию и последующей депортации. Китайцы постарались оспорить данное положение, однако Верховный Суд в деле Фун Юе Тин против Соединенных Штатов (Fong Yue Ting v. United States) вынес решение не в их пользу. В итоге Акт оказался весьма долгосрочным и был отменен лишь в 1943 г.
Бойня в Рок-Спрингсе (1885 г.)
2 сентября 1885 г. в Рок-Спрингс, штат Вайоминг, случилось еще одно громкое событие, которое вошло в историю преследования китайцев в США, — 150 белых шахтеров напали на своих китайских коллег. В результате нападения были убиты 28 китайских рабочих, еще 15 получили ранения и еще несколько сотен китайцев были изгнаны из города.
Рабочие угольной шахты «Юнион Пасифик» (Union Pacific) долгое время боролись за создание профсоюза, целью которого было бы стремление к улучшению условий труда. Однако всякий раз компания успешно купировала их усилия. В это же время китайские рабочие нанимались в качестве штрейкбрехеров и работали на самых богатых угольных пластах. Разумеется, это спровоцировало гневную реакцию со стороны белых рабочих, которые решили противодействовать такому положению дел самым радикальным способом, а именно физическим нападением на китайский квартал Рок-Спрингс. По итогам нападения компания уволила 45 белых шахтеров за участие в погроме, однако никаких реальных судебных исков против участников бойни не последовало.
Вспышка чумы в Сан-Франциско (1900 г.)
Высказывания 45-го президента США Дональда Трампа о «китайском вирусе» также имеют некоторые исторические корни. В 1900 г. Сан-Франциско поразила вспышка бубонной чумы, и первой жертвой болезни стал иммигрант из Китая. Очень быстро обвинение в завозе вируса было распространено на всю общину. В городском чайнатауне ввели крайне жесткий карантин. Буквально за ночь китайский квартал был окружен полицией, которая препятствовала любому перемещению. Был запрещен вход и выход для пешеходов, а также въезд и выезд гужевого транспорта.
Интернирование японцев во время Второй мировой войны
Все перечисленные репрессивные ограничения касались непосредственно китайских резидентов, однако с проявлениями расизма сталкивались не только китайские представители азиатского населения. После нападения на Перл Харбор 7 декабря 1941 г. президент Франклин Рузвельт издал 19 февраля 1942 г. чрезвычайный указ № 9066 (Executive Order 9066), задачей которого было противодействие шпионажу на территории США. Фактически указ давал полномочия военному министру Генри Стимсону квалифицировать некоторые территории как военные зоны (military zones). Такие зоны были созданы в штатах Калифорния, Вашингтон и Орегон. Именно в этих штатах было сосредоточено большое количество японских резидентов. Указ Ф. Рузвельта де-факто давал картбланш для перемещения как японцев, не имеющих гражданства, так и американцев японского происхождения в лагеря для интернированных. Под действие указа попали порядка 117 тыс. человек, большая часть из которых имела американское гражданство.
В ходе второй мировой войны Верховный суд дважды рассматривал дела относительно соответствия Конституции указа № 9066. Первое дело — Хирабаяси против Соединенных Штатов (Hirabayashi v. United States) — рассматривалось в 1943 г., второе дело — Коремацу против Соединенных Штатов (Korematsu v. U.S.) — в 1944 г. В обоих случаях суд выносил решение не в пользу американских японцев. Последний лагерь для интернированных японцев был закрыт только в марте 1946 г. И только спустя еще тридцать лет, в 1976 г., президент Джеральд Форд подписал прокламацию 4417 (Proclamation 4417), которая отменяла действие ранее упомянутого указа Ф. Рузвельта. И лишь в 1988 г. Конгресс принял Закон о гражданских свободах (Civil Liberties Act of 1988), в соответствии с которым интернированным американским японцам предоставлялись репарации в размере 20 тыс. долларов.
Вьетнамские беженцы в Техасе и ККК
В истории США было несколько волн притока иммигрантов из Вьетнама. Однако, как показывает статистика, за промежуток с 1975 по 1996 гг. наиболее динамичным периодом въезда вьетнамцев на территорию Соединенных Штатов (не считая момента падения Сайгона) был период с 1977 по 1982 гг. Вьетнамские беженцы, поселившиеся в прибрежном городе Сидрифт (Seadrift), штат Техас, занялись рыбным промыслом. В 1976 г. в Сидрифт прибыло около 150 вьетнамских беженцев, для работы на заводе по переработке крабов. Однако к тому моменту в обществе уже нарастало недовольство притоком вьетнамцев (для небольшого городка, население которого составляло всего около 1200 человек, наличие 150 иммигрантов, отличных по внешним характеристикам, было довольно ощутимо). Кульминацией напряженности стал 1979 г., когда начали происходить первые нападения на иммигрантов. 25 ноября 1979 г. в рыбацкую деревню в Сидрифте пришел Ку-Клукс-Клан. Члены ККК также совершали поджоги принадлежавших вьетнамцам лодок и угрожали вьетнамским рыбакам расправой, если те не покинут город — так у белых рыбаков в городе не было бы конкурентов.
Лос-анджелесский бунт (1992 г.)
Беспорядки, охватившие США этим летом после смерти Джорджа Флойда, многие сравнивали с бунтом, который разразился в Лос-Анджелесе в 1992 г. Поводом для выплеска насилия тогда стало оправдание четырех белых полицейских, избивших афроамериканца Родни Кинга за сопротивление при задержании за превышение скоростного режима. Однако в этой истории присутствует и аспект проявления насилия в отношении азиатского (в частности, корейского) населения Соединенных Штатов.
Дело в том, что культурные столкновения между предпринимателями-иммигрантами корейского происхождения (и более широким азиатским сообществом) и афроамериканцами, имели долгую историю. На тот момент южный Лос-Анджелес — один из очагов беспорядков — был населен преимущественно афроамериканцами, в то время как большинство магазинов в этом районе принадлежали американцам корейского происхождения. В исследовании директора-основателя Центра корейско-американских исследований Young Oak Kim Center for Korean American Studies Эдварда Чанга отмечается, что «корейские американцы оказались среди тех, кто понес самые тяжелые потери: в ходе тех протестов были разграблены, сожжены или повреждены 2280 магазинов, принадлежавших этническим корейцам, что составило около 400 млн долл. убытков». В исследовании также цитируются опросы общественного мнения, проводившееся, что называется, по «горячим следам». Согласно этим опросам, около 40% американцев корейского происхождения заявили, что подумывают покинуть Лос-Анджелес, более 50% корейских бизнесменов столкнулись с «очень трудным» финансовым положением, а 15% молодежи студенческого возраста бросили школу из-за беспорядков. В сущности, беспорядки в Лос-Анджелесе разбили «розовые очки» американской мечты для американцев корейского происхождения.
***
Разумеется, история проявления расизма в отношении лиц азиатского происхождения в США на этих примерах не заканчивается. Можно вспомнить и частные случаи, как, например, убийство Винсента Чина (Vincent Chin), мягкий приговор убийцам которого оживил американское сообщество азиатов и, объединив их по этническому признаку, фактически подтолкнул к борьбе за гражданские права. Однако упомянутые случаи демонстрируют некоторую системность проявления ненависти. При этом данной теме в США уделяется куда меньшее значение, нежели «прогрессивной повестке», связанной с движением BLM.
Можно предположить, что в краткосрочной перспективе серьезных изменений в текущем положении дел не предвидится, однако по мере отступления эпидемии и в случае, если удастся «перезапустить» американскую экономику, вероятно, данный тренд удастся, если и не повернуть вспять, то, по крайней мере, несколько смягчить. Однако внешний фон американо-китайского противостояния может спровоцировать сохранение серьезных антиазиатских настроений в США.
В целом, изучение этой темной страницы истории США наталкивает на простую и незатейливую мысль, суть которой сводится к тому, что, когда «цитадель демократии» в очередной раз прибегает к использованию риторики о правах человека в качестве инструмента давления на другие государства, стоит посоветовать им пристальнее взглянуть на свой не столь уж и сияющий град на холме. Конечно, это не приведет к пересмотру Соединенными Штатами своей неприкрыто готтентотской морали, однако, это лишает американцев права вести переговоры с позиции морального превосходства. К слову, к подобной тактике уже прибегали китайцы на недавних переговорах в Анкоридже.
1. Wu, E. (2014). The Color of Success: Asian Americans and the Origins of the Model Minority. Princeton; Oxford: Princeton University Press.
2. THE PEOPLE, RESPONDENT, v. GEORGE W. HALL, APPELLANT. Supreme Court of the State of California, 1854.
3. Хронология событий в подробностях см. DORLAND, C. (1894). CHINESE MASSACRE AT LOS ANGELES IN 1871. Annual Publication of the Historical Society of Southern California, Los Angeles, 3(2), 22-26.