Защита окружающей среды и климатическая политика, представляющие так называемую зеленую повестку, подаются как одна из визитных карточек Европейского союза, позиционирующего себя как лидера природоохранного законодательства и природоохранной политики в мире.
Брюссель полагает, что ЕС вносит существенный вклад в экологизацию международных отношений. Так, он сотрудничает с универсальными международными организациями, а также с неправительственными организациями.
Среди главных экологических проблем, влияющих на профильные программы ЕС, следует назвать различные неблагоприятные ситуации в сельском хозяйстве, в развитии и функционировании энергетического сектора, рост природных катаклизмов (засухи, наводнения, лесные пожары), сокращение биоресурсов и биоразнообразия. В настоящее время существенное влияние оказывают и дискуссии об изменении климата.
С 2014 по 2020 гг. функционирует Седьмая программа действий по защите окружающей среды. Обозначены четыре цели программы: защита и приумножение природного капитала Союза; создание ресурсосберегающей и низкоуглеродной экономики; внедрение экологических задач во все виды коммунитарной политики; распространение информации об экологических проблемах и их решении. Высказываются и смелые взгляды о задачах «зеленой политики» до 2030 года и даже до 2050 года, среди которых — сделать энергетику на 70% низкоуглеродной. Однако не все поставленные цели были выполнены.
4 декабря 2019 года был опубликован доклад Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС). Эксперты высказали сомнение в возможности достичь всех целей к 2030 году, если немедленно не начать действовать в ближайшие десять лет, не инвестировать в устойчивое развитие и не прекратить финансирование экологически вредных производств. Доклад Евростата за 2019 год также свидетельствует об отсутствии прогресса в развитии климатической политики.
Вопросы защиты окружающей среды перекочевали из научной плоскости в политическую. И теперь чем радикальнее экологическое заявление — тем «справедливее» и «правильнее» оно звучит в глазах политического истеблишмента и общественности. Феномен Греты Тунберг стал окончательным признаком отказа от научной дискуссии в этой среде и перевода ее в политическую плоскость. Сейчас многие политики играют в «экологические игры», полагая, что чем жестче экологические заявления, тем они популярнее. Отсюда возникает явление «экологического популизма», когда политики делают нереальные обещания в сфере защиты окружающей среды.
Первый закон ЕС о климате будет представлен в марте 2020 года. В центре нового закона ЕС о климате — реализация плана по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году, по крайней мере, до 50% – 55 %, для чего будут применяться различные информационные и финансовые инструменты. Также прозвучало предложение пересмотреть Директиву о налогообложении энергетики, чтобы скоординировать ее развитие с требованиями ЕС. Предполагается разработать новую схему ограничения выбросов, провести изменение кредитной политики для направления развития предприятий в сторону экологизации, внедрить использование безопасных сельскохозяйственных технологий, пересмотреть законодательство в отношении всех видов загрязнений.
Столь грандиозные задачи потребуют не менее грандиозных финансовых ресурсов. Финансирование низкоуглеродной энергетики и связанной с ней инфраструктуры должно увеличиться почти до 3% в год, что означает выделение дополнительно средств — до 600 млрд евро в год.
Очевидно, что финансирование этих проектов будет осуществлено за счет других коммунитарных политик и перераспределения финансовых потоков внутри ЕС, что уже вызвало острый негативный отклик от таких стран, как Польша.
Выводы
- ЕС полностью осознал в лице высших чиновников новые правила «экологической игры», отсюда множество заявлений в духе «экологического популизма».
- ЕС стремится укрепить свои позиции как лидера экологического движения в мире. Ему на руку и заявления Греты Тунберг, которая является гражданкой Швеции, одной из тех стран ЕС, которые наиболее последовательно реализуют задачи в области защиты окружающей среды.
- Большая ставка в достижении экологической повестки сделана не только на финансовые инструменты, но и на взращивание так называемого экологического сознания граждан (феномен Греты Тунберг).
- Множество вопросов вызывает будущее энергетического сектора, которому предстоит тотальная трансформация. Очевидно, ее будут осуществлять за счет конечного потребителя. Безусловно это вызовет новый социальный взрыв в обществе.
- В связи с поставленной задачей реформирования энергетического сектора ЕС можно ожидать радикализацию политической повестки и появление своеобразной интерпретации роста угроз. В частности, изменения в энергетическом секторе могут привести к напряжению отношений ЕС с Россией, которую вполне могут обвинить в так называемом «энергетическом шантаже стран ЕС. Подобный сценарий был уже опробован в ходе российско-украинских газовых споров и дискуссий вокруг «Северного потока 2» и «Южного потока», да и других российских энергетических проектов.
- Будут предприниматься более жёсткие меры для реализации заявленных целей, а это значит, что произойдет обострение разных общественных и экономических взаимодействий как внутри ЕС, так и в его сотрудничестве с внешними участниками, в том числе и с Россией.
Защита окружающей среды и климатическая политика, представляющие так называемую зеленую повестку, подаются как одна из визитных карточек Европейского союза, позиционирующего себя как лидера природоохранного законодательства и природоохранной политики в мире. Например, ЕС гордится, что более 18% территории Союза стали охраняемыми природными территориями. Также в качестве достижений на этом поприще ЕС демонстрирует коллективность действий всех стран-участниц и системность в решении экологических вопросов. Брюссель полагает, что ЕС вносит существенный вклад в экологизацию международных отношений. Так, он сотрудничает с универсальными международными организациями, а также с неправительственными организациями. Например, ЕС, прежде всего в лице Франции, называет себя оплотом Климатического соглашения. К настоящему времени Евросоюз накопил большой опыт в разработке соответствующих программ. Первая экологическая программа действий функционировала в Союзе (тогда ЕЭС) в 1970-е гг. А после подписания Маастрихского договора в 1992 г. экологическая политика стала одной из основных коммунитарных политик.
Среди главных экологических проблем, влияющих на профильные программы ЕС, следует назвать различные неблагоприятные ситуации в сельском хозяйстве, в развитии и функционировании энергетического сектора, рост природных катаклизмов (засухи, наводнения, лесные пожары), сокращение биоресурсов и биоразнообразия. В настоящее время существенное влияние оказывают и дискуссии об изменении климата.
Для решения указанных проблем делается акцент на принципы устойчивого развития, внедрение экологических требований во все политики ЕС, прежде всего в сферы энергетики и сельского хозяйства. Активно используются финансовые инструменты. Для ликвидации чрезвычайных последствий был создан Европейский фонд солидарности. В дальнейшем внимание чиновников ЕС все в большей степени было обращено именно на разнообразные вопросы развития энергетического сектора. Идея «чистой энергетики» (низкоуглеродной энергетики) постепенно завладевала их умами.
Действующая экологическая программа: проблемы в реализации
С 2014 по 2020 гг. функционирует Седьмая программа действий по защите окружающей среды. Обозначены четыре цели программы: защита и приумножение природного капитала Союза; создание ресурсосберегающей и низкоуглеродной экономики; внедрение экологических задач во все виды коммунитарной политики; распространение информации об экологических проблемах и их решении. Основные идеи, вокруг которых развивается дискуссия: устойчивое развитие; низкоуглеродная экономика; защита биоразнообразия. В данной программе высказываются и смелые взгляды о задачах «зеленой политики» до 2030 года и даже до 2050 года, среди которых — сделать энергетику на 70% низкоуглеродной. Очевидно, что на рост требований и задач повлияло и Парижское климатическое соглашение. Однако не все поставленные цели выполняются.
4 декабря 2019 года был опубликован доклад Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС). Эксперты высказали сомнение в возможности достичь всех целей к 2030 году, если немедленно не начать действовать в ближайшие десять лет, не инвестировать в устойчивое развитие и не прекратить финансирование экологически вредных производств. Эксперты также отметили, что большинство целей на 2020 год не были и не будут достигнуты, тем более в условиях изменения климата, приводящих к повышенным рискам, что требует увеличения инструментария «зеленой политики». Кроме того, на территории Союза экологические риски для всех разные. Но до сих пор такие очевидные инструменты, с помощью которых можно реализовывать экологическую повестку, как потребление и производство, не учитываются в стратегии ЕС.
Доклад Евростата за 2019 год также свидетельствует об отсутствии прогресса в развитии климатической политики. А согласно мониторингу Седьмого европейского плана в области окружающей среды из 30 целей достигнуты только 23. Институт экологической политики Европы говорит о ключевых проблемах экономической, социальной и экологической устойчивости. Не все страны смогли выполнить требования Седьмой программы. Наиболее эффективно работают Дания, Швеция, Финляндия, тогда как Болгария, Румыния и Кипр занимают последнее место среди 28 стран.
В качестве рекомендаций докладчики выделили следующие: обязательно разработать широкомасштабную стратегию-политику в рамках «Зеленого договора», полностью декарбонизировать энергосистему к 2050 году, эффективно использовать ресурсы, содействовать устойчивому землепользованию к 2050 году; увеличить финансирование в устойчивую инфраструктуру; обратить внимание на образование в соответствующей сфере; поощрять развитие инновационных технологий; развивать международное сотрудничество в этой сфере.
Таким образом, ЕС пока не продвинулся в выполнении поставленных целей, но при этом он должен стать мировым лидером и примером соответствующей политики для всего глобального сообщества.
Будущая экологическая политика ЕС
Сегодня в ЕС проблема окружающей среды и климата обсуждается в очень жёстких тонах. Достаточно много публикаций в СМИ о том, что происходит неизбежный процесс разрушения экосистем, изменение климата, и это требует экстренных и радикальных подходов и методов, которые, в свою очередь, серьезно влияют на правовую отрасль ЕС в области защиты окружающей среды и климата. Свое воздействие оказал и феномен Греты Тунберг, которая говорит об экологических проблемах. Кроме того, вопросы защиты окружающей среды перекочевали из научной плоскости в политическую. И теперь чем радикальнее экологическое заявление — тем «справедливее» и «правильнее» оно звучит в глазах политического истеблишмента и общественности. Как раз феномен Греты Тунберг и стал тем самым окончательным признаком отказа от научной дискуссии в этой среде и перевода ее в политическую плоскость. Ее роль важна и с точки зрения проникновения и распространения экологической информации среди широкой общественности. Стоит задача напугать общество разнообразными катаклизмами, дабы оно поддержало предлагаемые Брюсселем меры. Более того, сейчас многие политики играют в «экологические игры», полагая, что чем жестче экологические заявления, тем они популярнее. Отсюда возникает явление «экологического популизма», когда политики делают нереальные обещания в сфере защиты окружающей среды.
Первый закон ЕС о климате будет представлен в марте 2020 года, но пакет решений в отношении политики и действий ЕС уже был отчасти озвучен комиссаром Ф. Тиммермансом. Судя по заявлениям представителей экологических организаций, этот пакет мер уже вызвал новый раунд споров, так как, с одной стороны, Брюссель пропагандирует декарбонизацию, а с другой, в новом пакете мер нет даже упоминания о возможном налоге на авиационное топливо или налоге на выбросы углекислого газа, что и вызвало критику разных НПО. Также представители Гринпис подвергли критике предлагаемые решения. Экологические организации призывают ЕС к 2030 году достичь сокращения выбросов не менее на 65% по сравнению с 1990 годом, а не на 50 или 55%, как планирует ЕС. Тем более, что эти цифры не соответствуют Парижскому соглашению. Гринпис также критикует непоследовательность Еврокомиссии в транспортной политике и то, что он никак не влияет на вопросы потребления.
Неудивительно, что новый глава Еврокомиссии У. фон дер Ляйен в полной мере осознала актуальность «зеленой повестки» и позволила себе сделать радикальные заявления в духе «экологического популизма». Например, спорно выглядит заявление о необходимости полностью отказаться от «грязной» электроэнергии и добиться «нулевых выбросов парниковых газов» к 2050 году. Но ведь сама живая природа связана с образованием углекислого газа, например, углекислый газ участвует в жизнедеятельности человеческого организма. CO2 влияет на все биохимические процессы и здоровье организма в целом, он лежит в основе дыхательных процессов. Поэтому не совсем понятна такая довольно распространенная трактовка как «нулевые выбросы», которая представляется некорректной и недостижимой. Однако У. фон дер Ляйен на конференции по климату ООН в Мадриде уже пообещала, что «Зеленый договор» ЕС станет прорывом, новой стратегией роста Союза, где важна ставка на «чистую энергию и биоразнообразие». И это те самые цели, от которых ЕС не откажется. Таким образом, ЕС готов к так называемой «экологизации» всей экономики.
В центре нового закона ЕС о климате — реализация плана по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году, по крайней мере, до 50% – 55 %, для чего будут применяться различные информационные и финансовые инструменты. Также прозвучало предложение пересмотреть Директиву о налогообложении энергетики, чтобы скоординировать ее развитие с требованиями ЕС. Предполагается разработать новую схему ограничения выбросов, провести изменение кредитной политики для направления развития предприятий в сторону экологизации, внедрить использование безопасных сельскохозяйственных технологий, пересмотреть законодательство в отношении всех видов загрязнений.
Каким образом новый председатель Еврокомиссии обосновывает политику в области климата как наиболее актуальную для ЕС?
Во-первых, в 2018 году Еврокомиссия пришла к выводу, что к 2050 году ВВП ЕС увеличится на 2% в случае сокращения выбросов до «нулевого уровня». Комиссия полагает, что если ЕС достигнет нулевых выборов, то это позволит ему экономить 20 млрд евро в год, так как сократится заболеваемость, рынок труда вырастет, а сам ЕС станет энергонезависимым, что уже позволит сэкономить триллионы евро в течение двадцатилетнего периода. Однако трактовка «нулевые выбросы» вызывает массу вопросов. Кроме того, следует поднять вопрос и об экономической эффективности и цене «чистой» энергетики. Более того, не все экологические мероприятия обходятся без давления на окружающую среду в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Так, банальное увеличение транспорта с электродвигателями, в конечном счете, приводит к возрастанию энергетической нагрузки, что влечет более существенный урон для окружающей среды, нежели от бензиновых двигателей.
Во-вторых, ЕС заявит о себе как о мировом разработчике экологических стандартов. Более того, любые торговые соглашения, заключаемые ЕС с внешними участниками, будут дополнительно защищать окружающую среду и внедрять стандарты ЕС повсеместно. Но для этого требуется значительное усиление сотрудничества всех государств с универсальными международными организациями.
В-третьих, решение экологических задач связывают с профилактикой экологических бедствий. Природные катастрофы (засухи, наводнения, пожары) приводят к ущербу, поэтому бездействие в этой области также стоит финансовых ресурсов (более 12 млрд евро в год). Еврокомиссия объясняет эти процессы глобальным потеплением. Однако может ли новая экологическая повестка и политика повлиять на природные катаклизмы? Поскольку мы понимаем, что отдельно взятые мероприятия в отдельном регионе не являются глобальными, то вряд ли.
Это не значит, что ничего не следует делать. Напротив, опыт ЕС в данной сфере представляет интерес. А использование разнообразного финансового инструментария требует тщательного анализа.
Столь грандиозные задачи потребуют не менее грандиозных финансовых ресурсов. Финансирование низкоуглеродной энергетики и связанной с ней инфраструктуры должно увеличиться почти до 3% в год, что означает выделение дополнительно средств — до 600 млрд евро в год. Например, для Польши переход к декарбонизации будет болезненным, так как уголь используется там для обеспечения более 80% электроэнергии. Это значит, что и на уровне государства потребуются большие расходы.
Очевидно, что финансирование этих проектов будет осуществлено за счет других коммунитарных политик и перераспределения финансовых потоков внутри ЕС, что уже вызвало острый негативный отклик от таких стран, как Польша.
Выводы
- ЕС полностью осознал в лице высших чиновников новые правила «экологической игры», отсюда множество заявлений в духе «экологического популизма».
- ЕС стремится укрепить свои позиции как лидера экологического движения в мире. Ему на руку и заявления Греты Тунберг, которая является гражданкой Швеции, одной из тех стран ЕС, которые наиболее последовательно реализуют задачи в области защиты окружающей среды.
- Большая ставка в достижении экологической повестки сделана не только на финансовые инструменты, но и на взращивание так называемого экологического сознания граждан (феномен Греты Тунберг).
- Множество вопросов вызывает будущее энергетического сектора, которому предстоит тотальная трансформация. Очевидно, ее будут осуществлять за счет конечного потребителя. Безусловно это вызовет новый социальный взрыв в обществе.
- В связи с поставленной задачей реформирования энергетического сектора ЕС можно ожидать радикализацию политической повестки и появление своеобразной интерпретации роста угроз. В частности, изменения в энергетическом секторе могут привести к напряжению отношений ЕС с Россией, которую вполне могут обвинить в так называемом «энергетическом шантаже стран ЕС. Подобный сценарий был уже опробован в ходе российско-украинских газовых споров и дискуссий вокруг «Северного потока 2» и «Южного потока», да и других российских энергетических проектов.
- Будут предприниматься более жёсткие меры для реализации заявленных целей, а это значит, что произойдет обострение разных общественных и экономических взаимодействий как внутри ЕС, так и в его сотрудничестве с внешними участниками, в том числе и с Россией.