1 августа 2016 г., спустя 55 лет со дня приезда первых трудовых мигрантов из Турции, германо-турецкие отношения столкнулись с очередным испытанием. На фоне терактов в Германии и Франции, заявлений Ангелы Меркель о необходимости продолжения политики открытых дверей провалившегося путча против турецкого президента, в отношениях двух стран возник новый скандал. Организаторы митинга в поддержку Реджепа Эрдогана, который прошел в Кельне, получили отказ от властей Германии в видеомосте с турецким лидером.
1 августа 2016 г., спустя 55 лет со дня приезда первых трудовых мигрантов из Турции, германо-турецкие отношения столкнулись с очередным испытанием. На фоне терактов в Германии и Франции, заявлений Ангелы Меркель о необходимости продолжения политики открытых дверей (еще несколько лет назад она наряду с Н. Саркози и Д. Кэмероном говорила о крахе мультикультурализма в Европе), критикуемой многими европейскими политиками миграционной сделки с турецким правительством, провалившегося путча против турецкого президента, в отношениях двух стран возник новый скандал. Организаторы митинга в поддержку Реджепа Эрдогана, который прошел в Кельне, получили отказ от властей Германии в видеомосте с турецким лидером. Турецкие СМИ и политический истеблишмент традиционно проявили возмущение, выпустив карикатуры, изображающие Ангелу Меркель в образе Гитлера. Вместе с тем этот инцидент вновь заставил задуматься о последствиях роста числа мигрантов, нерешенных проблемах сосуществования различных по своему содержанию культур, а также переноса на европейскую почву различных межэтнических конфликтов (курдо-турецкого, арабо-израильского, шиитско-суннитского и пр.).
Не секрет, что масла в огонь дискуссий о миграции в Германии подливают также провокационные заявления турецкого президента Р. Эрдогана о том, что турки, живущие в Европе, главным образом, в Германии, ни в коем случае не должны отказываться от своей культурной идентичности и растворяться в немецком обществе. Подобные заявления национального лидера с пониманием встречаются его соотечественниками в ФРГ. В этой связи следует отметить важный момент: эти идеи Эрдоган адресует прежде всего своим потенциальным избирателям, поскольку многие турки, с рождения живущие в ФРГ, имеют турецкое, а не немецкое гражданство, подчеркивая тем самым свою привязанность к своей исторической родине. Поэтому риторика Эрдогана, вызывающая непонимание среди многих европейских политиков, вполне логична в контексте политической борьбы в Турции и внутри крупной турецкой диаспоры в Европе. В Германии же не утихают споры о месте и роли турецкой диаспоры и в целом иностранцев в стране.
Турецко-немецкие отношения обострились на фоне миграционного кризиса, когда турецкое правительство, устав от многолетних обещаний ЕС принять Турцию в свой состав (стратегическая гиперцель Р. Эрдогана), стало вести диалог с ЕС и Германией с позиции силы, фактически требуя оплаты усилий по размещению миллионов беженцев на своей территории. Решение А. Меркель пойти на поводу у Р. Эрдогана вызвало массу вопросов и недовольства в странах ЕС. В этой связи следует вспомнить высказывания некоторых ведущих немецких политиков прошлых лет, о которых предпочитают не вспоминать нынешние архитекторы политики открытых дверей.
Еще в 1965 г. Людвиг Эрхард заявил на заседании правительства: «Привлечение еще большего числа иностранной рабочей силы достигает пределов. Не в последнюю очередь оно ведет к росту стоимости производства и к дополнительной нагрузке на наш платежный баланс» [1]. Спустя восемь лет, в январе 1973 г., федеральный канцлер Вилли Брандт заявил также на заседании правительства: «Стало, однако, необходимо очень тщательно продумать, где находится граница способности нашего общества принимать мигрантов и где социальный рассудок и ответственность требуют от нас остановиться» [1]. А Федеральный канцлер Гельмут Коль заявил в интервью ZDF 3 октября 1981 г., что большинство проживающих в ФРГ 2 млн турецких трудовых мигрантов должно вернуться: «..существует проблема большого, слишком большого количества турецких сограждан в Германии… Это не должно означать, что мавр сделал свое дело и может удалиться. Но также правда и то, что мы не сможем выдержать теперешнее количество турок, живущих в ФРГ, что наша социальная система, общее положение на рынке труда не позволяют этого» [1].
В том же году Хайнц Кюн, бывший премьер-министр Северного Рейна — Вестфалии, (SPD) высказался в интервью журналу Quick от 15.01.1981 г. схожем ключе: «Наши возможности принимать иностранцев исчерпаны. Если доля иностранцев превысит отметку в 10%, то всякий народ восстанет». Гельмут Шмидт еще в 1992 г. предрёк балканизацию центральной Европы, в которой будут возникать параллельные этнокультурные миры, зачастую враждебно настроенные друг к другу. Еще более однозначно он выразился в интервью газете Die Zeit, Nr. 18/2004 (22.04.2004): «Мультикультурное общество — это иллюзия интеллектуалов». В своем интервью Hamburger Abendblatt, (24.11.2004) Гельмут Шмидт высказал весьма крамольную для современного немецкого истеблишмента мысль: «С демократическим обществом концепция мульти-культи сложно сочетается. Но если меня спросят, где же функционировали до сих пор модели мультикультурных обществ, то мы очень быстро придем к выводу, что они мирно функционируют только там, где существует очень сильное авторитарное государство».
Однако, несмотря на предупреждения и недовольство, численность иностранцев в ФРГ год от года неуклонно растет. Лица с миграционным происхождением, как их характеризует официальная статистика, сегодня стали неотъемлемой частью ФРГ. По данным на конец 2014 г., их общая численность составляла 16,4 млн человек. В эту группу входят иностранцы, лица, родившиеся в Германии в семьях мигрантов, а также в смешанных браках. В процентном соотношении от общего населения страны эти группы составляют более 20%. Это серьезная сила, и с ней немецкие власти вынуждены не только считаться, но и порой идти на политические уступки. Следует заметить, что по данным немецких демографов, в семьях иностранцев или родившихся в Германии в семьях мигрантов, как правило, больше детей, больше представителей рабочих профессий или мелких предпринимателей, чем среди коренных немцев. Семьи с миграционным фоном живут преимущественно в крупных городах на западе страны, а также в Берлине. В Берлине, Гамбурге, Мюнхене и других крупных городах доля рожденных на территории Германии детей мигрантов в возрасте до 10 лет достигает 40%, а в некоторых районах — 50%. Доля же семей с детьми, имеющих мигрантские корни, достигает в крупных городах 43%. В мелких городах доля таких семей в разы ниже — в среднем, 12%.
При этом следует отметить тревожную тенденцию, что численность семей без детей среди коренных немцев неуклонно растет. Все это говорит о том, что в будущем процент лиц с миграционным происхождением будет расти. Демографический шок в виде резкого притока в страну почти полутора миллионов беженцев стал своего рода последней каплей в терпении немцев, которые в отчаянии бросились голосовать за правые партии и проводить антиисламские демонстрации. Именно исламофобией, замешанной на «восстании обывателей», и объясняются антитурецкие настроения, политическая сатира в адрес Р. Эрдогана и, наконец, демонстративный отказ установить телемост для турецкого президента со своими же де-факто избирателями.
Приведенные цифры, а также динамика роста количества молодых мигрантов и лиц, родившихся в семьях мигрантов, говорят о том, что в ближайшее время мигранты будут играть все возрастающую роль не только в экономике и политике Германии. Эту тенденцию чувствуют и нынешние власти ФРГ. Еще в октябре 2010 г. канцлер Ангела Меркель заявила в своем видеообращении, посвященном подготовке правительственного совещания по вопросам интеграции мусульман, что на государственной службе страны должно быть больше иммигрантов.
Наиболее интересный момент — перспектива создания турецкой партии в ФРГ. Если такое произойдет, то за нее автоматически проголосуют практически все турки с правом голоса, и это даст ей возможность пройти в Бундестаг. В нынешних условиях слабости коалиционных правительств новая партия может получать предложения о сотрудничестве с разных сторон. Лоббирование интересов турецкой Германии выйдет на принципиально новый уровень, что может привести к корректировке векторов внутренней и внешней политики, чреватой как перспективами, так и новыми вызовами.
Смогут ли европейские политики найти универсальное решение столь масштабной проблемы? Несмотря на то, что вопрос остается открытым, в ФРГ растет общественное недовольство нынешней миграционной политикой. Заметно это не только в среде симпатизирующих ультраправым, но и в среднем классе, приходящем на демонстрации «Пегиды» и голосующем за «Альтернативу для Германии». Германия при этом приобретает турецкие черты и колорит — таковы реалии политического развития страны. Приведут ли эти разнонаправленные тенденции к балканизации и росту межэтнической напряженности, или же Германия «справится», как неуверенно заявляет госпожа Меркель, — покажет ближайшее будущее. Одно очевидно — турецкий фактор стал мощной частью немецкой внешней и внутренней политики.
1. Цит. По: Antrag der National-demokratischen Partei Deutschland auf Vorlage des Verbotsantrages beim Europäischen Gerichtshof. Stellungnahme der NPD zum Verbotsantrag der Bundesregierung. Teil 1. Eigendruck im Selbstverlag, 2003, стр. 19.