В текущих непростых геополитических условиях на наших глазах происходит становление новой архитектуры мировой экономики: однополярная система распадается, смещается баланс и формируются новые центры экономической силы. На этом фоне возрастает востребованность кооперационных проектов. При этом во главу угла при налаживании и углублении диалога ставятся принципы равноправия и взаимного уважения. Успешным примером продуктивной работы на данном направлении является взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В основе установленного в ЕАЭС формата сотрудничества лежат, прежде всего, учет интересов всех государств — членов, умение слушать и слышать друг друга, а также искать и, главное, находить компромиссы, не отходя от основополагающего принципа консенсуса, без которого невозможно принятие большинства решений в рамках Союза.
Сейчас мы являемся свидетелями беспрецедентных изменений в экономическом миропорядке. Но, как говорится, любые перемены несут в себе и новые возможности, которые ЕАЭС максимально использует. Показательным примером в этом плане может послужить изменение международной повестки Союза. В настоящее время статус государства — наблюдателя при ЕАЭС имеют три государства: Молдавия, Узбекистан и Куба. При этом, если молдавские власти стремятся отстраниться от евразийской повестки, невзирая на всю выгоду, которую стране может принести сотрудничество с «пятеркой», то как Узбекистан, так и Куба проявляют значительный интерес к деятельности Союза.
В «международном» активе Союза также имеются три соглашения о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом, Сингапуром и Сербией, Временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ с Ираном, а также два непреференциальных торговых соглашения с Китаем. На заключительном этапе согласования находится подписание полноформатного соглашения о свободной торговле (ССТ) с Ираном, проведено пять раундов переговоров об аналогичном договоре с Египтом.
Сейчас география внешних связей Союза постепенно меняется в пользу конструктивно настроенных партнеров в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Так, дан старт переговорам с Индонезией (первый раунд переговоров прошел в апреле 2023 г.) и Объединенными Арабскими Эмиратами (второй раунд переговоров состоялся в июне 2023 г.). Фиксируем интерес к ЕАЭС со стороны Индии, Никарагуа и ряда других государств.
Видим Большое
Евразийское партнерство (БЕП) в качестве глобального регионального проекта на
базе разветвленной сети региональных интеграций, сотрудничающих между собой на
основе своих экономических, инфраструктурных, социальных и прочих интересов, а
также принципов взаимного уважения и доверия. Полагаем, что развитие такого
рода диалога, прежде всего, с партнерами по АСЕАН и ШОС, может стать прочным
фундаментом для обеспечения стабильности на пространстве Большой Евразии. Этого
можно достичь за счет консолидации ключевых игроков в некоторую распределенную
сеть без четко выраженного центра, но с продуктивно взаимодействующими друг с
другом структурными единицами.
В текущих непростых геополитических условиях на наших глазах происходит становление новой архитектуры мировой экономики: однополярная система распадается, смещается баланс и формируются новые центры экономической силы.
На этом фоне возрастает востребованность кооперационных проектов. В стремлении к сохранению своего экономического суверенитета страны используют потенциал как вновь создаваемых площадок, так и уже существующих форматов взаимодействия.
Государства закономерно преследуют цель обеспечить максимальную практическую отдачу от подобного рода сотрудничества в целях формирования модели устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения и создания благоприятных условий для ведения бизнеса. При этом во главу угла при налаживании и углублении диалога ставятся принципы равноправия и взаимного уважения.
Успешным примером продуктивной работы на данном направлении является взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
ЕАЭС — сравнительно молодое региональное интеграционное объединение, прошедшее не одну проверку на прочность. Объективным свидетельством достижений Союза являются статистические данные: так, например, с января по апрель 2023 г. (в сравнении с аналогичным периодом 2022 г.) отмечен рост таких показателей, как производство сельскохозяйственных и промышленных товаров (на 3,1% и 0,9% соответственно), объем выполненных строительных работ (на 7,8%) и инвестиций в основной капитал (на 1,9%).
Приведенные значения указывают на эффективность выбранной в рамках объединения модели взаимодействия между его участниками. В основе установленного в ЕАЭС формата сотрудничества лежат, прежде всего, учет интересов всех государств — членов, умение слушать и слышать друг друга, а также искать и, главное, находить компромиссы, не отходя от основополагающего принципа консенсуса, без которого невозможно принятие большинства решений в рамках Союза.
Сейчас мы являемся свидетелями беспрецедентных изменений в экономическом миропорядке. Но, как говорится, любые перемены несут в себе и новые возможности, которые ЕАЭС максимально использует.
Показательным примером в этом плане может послужить изменение международной повестки Союза.
В настоящее время статус государства — наблюдателя при ЕАЭС имеют три государства: Молдавия, Узбекистан и Куба. При этом, если молдавские власти стремятся отстраниться от евразийской повестки, невзирая на всю выгоду, которую стране может принести сотрудничество с «пятеркой», то как Узбекистан, так и Куба проявляют значительный интерес к деятельности Союза, имея возможность знакомиться с процессами евразийской интеграции за счет, например, участия их представителей в заседаниях органов ЕАЭС. Последнее, в частности, состоялось 7–9 июня 2023 г. в Сочи, где прошли Евразийский межправительственный совет (ЕМС), а также III Евразийский конгресс, II Молодежный форум СНГ и ЕАЭС и выставка «Евразия — наш дом». В мероприятиях в Сочи приняли участие делегации государств — наблюдателей, возглавляемые премьер-министрами А.Н. Ариповым и М. Марреро Крусом, соответственно. Это еще раз подтвердило их настрой на укрепление сотрудничества с ЕАЭС.
В «международном» активе Союза также имеются три соглашения о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом, Сингапуром и Сербией, Временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ с Ираном, а также два непреференциальных торговых соглашения с Китаем. На заключительном этапе согласования находится подписание полноформатного соглашения о свободной торговле (ССТ) с Ираном, проведено пять раундов переговоров об аналогичном договоре с Египтом.
При этом ЕАЭС открыт к налаживанию диалога с новыми партнерами. Сейчас география внешних связей Союза постепенно меняется в пользу конструктивно настроенных партнеров в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Так, дан старт переговорам с Индонезией (первый раунд переговоров прошел в апреле 2023 г.) и Объединенными Арабскими Эмиратами (второй раунд переговоров состоялся в июне 2023 г.). Фиксируем интерес к ЕАЭС со стороны Индии, Никарагуа и ряда других государств.
Наглядной демонстрацией такой заинтересованности стал состоявшийся в мае 2023 г. в Москве II Евразийский экономический форум, который проводился под девизом «Евразийская интеграция в многополярном мире». В его работе приняли участие более 2,5 тысяч экспертов из более чем 50 стран. Это убедительное свидетельство того, что ЕАЭС является одним из центров новой многополярной архитектуры современных геоэкономических отношений.
Несомненно, международная деятельность ЕАЭС невозможна без его наднационального органа — Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). На счету Комиссии — более 80 меморандумов о взаимопонимании и о сотрудничестве с правительствами третьих стран, интеграционными объединениями и международными организациями. Эти документы, являющиеся первым шагом в формализации диалога между сторонами, позволяют партнерам больше узнать о функционировании Союза и достижениях нашего интеграционного строительства, найти интересные точки соприкосновения и укрепить сотрудничество.
Со стороны МИД России мы не только всецело поддерживаем углубление внешних связей ЕАЭС и деятельность Комиссии на данном направлении, но и активно в ней участвуем.
Российские загранучреждения (РЗУ) проводят систематическую работу по повышению узнаваемости ЕАЭС на международной арене, а также информированности зарубежного населения и бизнеса о евразийской интеграции, ее особенностях и потенциальных выгодах от установления сотрудничества с Союзом.
Благодаря РЗУ в этом году мы смогли выступить на заседании Постоянного совета ОБСЕ от имени всех государств — членов ЕАЭС с заявлением по случаю Дня ЕАЭС (29 мая). Активная деятельность наших диппредставительств позволила рассказать о Союзе большинству стран мира. В таких, например, странах, как Ливан, Афганистан, Эфиопия, Шри-Ланка, Филиппины, Уругвай или Перу больше узнали об объединении. Уверен, что подобная работа наших коллег вносит весомый вклад в развитие евразийской экономической интеграции.
При этом деятельность МИД России на евразийском направлении не ограничивается только поддержкой международной деятельности Союза. Помимо прочего, мы активно содействуем принятию внутренних международных актов в рамках ЕАЭС в самых разных областях, участвуем в подготовке и обеспечении проведения заседаний органов Союза, в которых в этом году председательствует Российская Федерация.
В числе приоритетов российского председательства, озвученных президентом России В.В. Путиным в его обращении к главам государств — членов ЕАЭС, находятся раскрытие технологического потенциала Союза, активизация взаимодействия в области цифровой трансформации, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности стран объединения и, безусловно, расширение географии международных контактов ЕАЭС и др.
Каждому из перечисленных направлений МИД России уделяет должное внимание. При этом в числе наших приоритетов также находится и другая инициатива президента Российской Федерации, высказанная им в 2015 г., а именно — идея построения Большого Евразийского партнерства (БЕП).
Видим БЕП в качестве глобального регионального проекта на базе разветвленной сети региональных интеграций, сотрудничающих между собой на основе своих экономических, инфраструктурных, социальных и прочих интересов, а также принципов взаимного уважения и доверия. Полагаем, что развитие такого рода диалога, прежде всего, с партнерами по АСЕАН и ШОС, может стать прочным фундаментом для обеспечения стабильности на пространстве Большой Евразии. Этого можно достичь за счет консолидации ключевых игроков в некоторую распределенную сеть без четко выраженного центра, но с продуктивно взаимодействующими друг с другом структурными единицами.
В заключение хотелось бы отметить, что в следующем году евразийской интеграции исполняется 10 лет. Был проделан большой и интересный путь по становлению Союза в качестве одного из экономических центров евразийского региона. За это время наши страны не раз смогли доказать, что настоящая сила — в доверии и уважении друг друга, в партнерстве, в умении собираться в единое целое и совместно находить решения для самых сложных задач.
10 лет — юбилейная дата, позволяющая подвести итоги и оценить проведенную за это время работу, выявить наиболее эффективные практики и использовать их в новом десятилетии Евразийского экономического союза, а не столь успешный опыт проанализировать и усовершенствовать.
Уверен, впереди ЕАЭС ждет не менее интересное время, время новых возможностей, время еще больших экономических достижений. Убежден, Союз будет дальше развиваться в качестве эффективного интеграционного объединения, созданного, прежде всего, для повышения благосостояния населения его стран-участниц.