Появившиеся в прессе в конце января 2015 года сообщения о предстоящем визите в Москву госсекретаря США Джона Керри не нашли подтверждения. Более того, пресс-служба американского дипломатического ведомства прямо заявила о том, что такая поездка не планируется. В то же время в последние недели наметилась активизация Соединенных Штатов на украинском направлении, в контексте которой и стоит рассматривать информацию о несостоявшемся визите, а также предстоящие переговоры Дж. Керри и российского министра иностранных дел С.В. Лаврова на полях традиционной Мюнхенской конференции по безопасности 6-8 февраля 2015 года.
Появившиеся в прессе в конце января 2015 года сообщения о предстоящем визите в Москву госсекретаря США Джона Керри не нашли подтверждения. Более того, пресс-служба американского дипломатического ведомства прямо заявила о том, что такая поездка не планируется. В то же время в последние недели наметилась активизация Соединенных Штатов на украинском направлении, в контексте которой и стоит рассматривать информацию о несостоявшемся визите, а также предстоящие переговоры Дж. Керри и российского министра иностранных дел С.В. Лаврова на полях традиционной Мюнхенской конференции по безопасности 6-8 февраля 2015 года.
Динамика американской вовлеченности
В начале 2014 года Соединенные Штаты активно подключились к обострившемуся конфликту на Украине, выразив однозначную симпатию протестующим против действующего правительства. После смены власти 22 февраля 2014 г. они оказали политическую и экономическую поддержку новому руководству в Киеве. Они также не уклонялись от попыток урегулирования кризиса в рамках международного взаимодействия. В том числе Вашингтон выступил соинициатором женевских консультаций с участием Украины, России, США и ЕС, состоявшихся 17 апреля 2014 г.
При этом Соединенные Штаты выступили архитектором дипломатического и санкционного давления на Россию, которую обвинили в попытках подорвать территориальную целостность Украины. На фоне усиления последнего направления деятельности, в том числе за счет взаимодействия с европейскими союзниками, с лета 2014 года США фактически свернули участие в попытках международного урегулирования кризиса.
При сохранении жесткой риторики и эпизодических контактов с российскими представителями, американское руководство делегировало ведущую переговорную роль своим европейским союзникам (Германии, Франции, Великобритании и Европейскому союзу в целом). Вместе с тем с начала 2015 года просматривается возможность более прямого и активного вовлечения Соединенных Штатов в попытки урегулирования затянувшегося кризиса.
Мобилизация поддержки
Обострение ситуации в зоне конфликта на Украине в начале 2015 года заставило Вашингтон пересмотреть свое участие в этой проблемной ситуации. Прежде всего, США воспользовались контактами на высшем и дипломатическом уровне, чтобы еще раз подтвердить сплоченность Запада в его противостоянии России. Об ужесточении санкций против Москвы речь шла в ходе визитов в Вашингтон премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и верховного представителя ЕС по внешней политике Федерики Могерини в середине января 2015 года, а также в рамках телефонных разговоров президента США Барака Обамы с французским коллегой Франсуа Олландом и канцлером ФРГ Ангелой Меркель в конце месяца (1, 2, 3, 4). Эта тема также была центральной в ходе недавних поездок госсекретаря США Дж. Керри в Болгарию, Швецию, Латвию.
В рамках активизации американской дипломатии стоит рассматривать и запланированный на 5 февраля 2015 г. визит Дж. Керри в Киев. По словам представителей Госдепартамента, поездка призвана продемонстрировать солидарность США с украинским руководством. Между тем совсем недавно (24 и 28 января) уже состоялись два телефонных разговора вице-президента США Джозефа Байдена и П. Порошенко. По их итогам в ходе предстоящей конференции в Мюнхене запланирована встреча Д. Байдена и П. Порошенко (1, 2). Даже с учетом регулярного характера американо-украинских контактов в течение последнего года явно заметна их интенсификация.
Возврат «дяди Сэма» за переговорный стол?
С ноября 2014 года наметились попытки Киева добиться возобновления активного участия США в международных консультациях по урегулированию (1, 2). На это работает отсутствие прогресса в переговорах «нормандской четверки» с участием Германии и Франции, а также дальнейшая эрозия минских договоренностей. Фактическое возобновление крупномасштабных боевых действий нивелирует прогресс в деле прекращения огня и налаживании прямого диалога между противоборствующими сторонами. В результате большую обоснованность получает заявление П.А. Порошенко 25 января 2015 года о том, что ему удалось уговорить Вашингтон провести консультации в «женевском формате».
В выступлениях американских официальных лиц подобная информация не получила подтверждения. В то же время на фоне новой волны вовлечения США в урегулирование кризиса вероятность возобновления их участия в многосторонних консультациях с привлечением России и Украины растет. Мюнхенская конференция по безопасности, на которой будут представители всех заинтересованных сторон, может стать удобной площадкой для проведения подобной встречи или, по крайней мере, для достижения договоренностей о ее организации в будущем.
Киев активно лоббирует непосредственное участие Соединенных Штатов в переговорах с Москвой в расчете на их поддержку. В то же время встает вопрос относительно того, насколько подобное участие может оказаться полезным или создать неудобства для России. Судя по последним заявлениям российского МИДа, в том числе по недавней ежегодной пресс-конференции С.В. Лаврова по итогам 2014 года, Москва осторожно воспринимает такую перспективу, не отрицая, но и не рассматривая ее в качестве предпочтительной для себя.
Уроки практической дипломатии
Логика российских дипломатических маневров с лета 2014 года определялась пониманием, что Вашингтон – наиболее непримиримый оппонент в украинском кризисе. В этой связи создание переговорных форматов без его непосредственного участия предполагало, что с другими представителями Запада договориться будет проще.
С учетом глобального характера интересов Соединенных Штатов, можно было ожидать, что со временем они переориентируются на решение проблемных вопросов в других, более значимых для них регионах (на Ближнем Востоке, в Восточной Азии). В отсутствие американской поддержки Киев окажется сговорчивее, а представители Европейского союза в отсутствии нажима из-за океана займут более конструктивную позицию.
При всей логичности данных предположений, они не учитывали два обстоятельства. Несмотря на все отвлекающие обстоятельства, США никогда не забывали об украинском кризисе. Они постоянно поддерживали периферийный интерес к событиям на Украине, хотя и отдавали первые роли другим проблемам. В том числе, Вашингтон регулярно возобновлял символические знаки поддержки Киеву, убеждал европейских союзников в необходимости санкций и выражал недовольство действиями Москвы. На последнем направлении риторика американского руководства в последнее время становилась даже более жесткой, менее дипломатичной, а ее претензии – все более персонифицированными.
Ложная надежда на европейский интерес
Попытки налаживания диалога с представителями ЕС в обход Вашингтона не учитывали степень собственной заинтересованности европейских государств в реализации политики санкций и противодействия России. Сдерживающая логика российско-европейской экономической взаимозависимости, безусловно, влияет на решения, принимаемые в Берлине, Париже и Брюсселе, заставляя их быть осторожными в вопросе давления на Москву. В то же время нельзя недооценивать обеспокоенность государств-членов ЕС, в том числе традиционных партнеров России, относительно перспектив сохранения принципа нерушимости границ в Европе. Боязнь возвращения тематики локальных конфликтов и территориальных споров в регион, который уже привык к комфортному состоянию сравнительной безопасности, играет среди них даже большую роль, чем в Соединенных Штатах.
В Европе, где нынешние государственные границы существенно расходятся с этническими и историческими, возможное прецедентное значение украинского кризиса воспринимается как открытие «ящика Пандоры». В этом отношении политика европейских стран в украинском кризисе ориентирована не только на противодействие России в том, что они считают попыткой закрепить зону своих интересов и влияния, но и на сдерживание друг друга от возможных аналогичных соблазнов в будущем.
Кроме того, нельзя исключать и заинтересованность значительной части политических и деловых элит ЕС в дальнейшем освоении экономической периферии Европы, к которой относятся Украина и ее соседи. В последние два десятилетия подобная деятельность в Центральной и Восточной Европе способствовала повышению динамизма и конкурентоспособности интеграционного объединения. В условиях нынешнего кризиса потребность в подключении к ЕС новых рынков и производственных мощностей возрастает (последнее не означает, естественно, открытие перспектив полноценного членства для Украины в региональной группировке).
Возможность нового разделения ответственности
Непосредственное подключение США к консультациям по украинскому кризису логично в условиях, когда ни Вашингтон, ни Москва не достигли своих целей в рамках прежних стратегий. Политика делегированного сдерживания, реализуемая администрацией Б. Обамы, не смогла заставить Россию отказаться от поддержки ДНР и ЛНР. Более того, в последние дни народные республики смогли добиться важных, пусть и тактических успехов. В свою очередь, российские попытки усадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском и договориться с Брюсселем в обход Вашингтона также оказались нерезультативными.
Участие в обсуждении американских представителей может сделать их более жесткими и конкурентными. В то же время оно позволит проявить реальные пределы американской поддержки Киева. Вовлечение США в консультационные форматы заставит их также взять на себя часть ответственности за результат, побудит их искать реализуемые компромиссы. В условиях пробуксовки существующих форматов и с учетом реальной роли Вашингтона в поддержке украинских властей вывод его из переговорной тени может создать предпосылки для повышения эффективности дипломатических усилий по урегулированию кризиса.