15 февраля 2017 г. в Вашингтоне состоялась первая встреча президента США Д. Трампа и премьер-министра Государства Израиль Б. Нетаньяху. В ходе переговоров были затронуты проблемы двусторонних отношений, особенно подробно обсуждались позиции сторон по палестино-израильскому конфликту, включая поселенческую политику Израиля, иранскую ядерную угрозу и задачи борьбы с терроризмом. Администрация нового президента дала Израилю понять, что Д. Трамп хоть и согласен помочь своему ближневосточному партнеру, но не по всем пунктам. Представляется, что ждать от Д. Трампа слишком многого не следует — он отдает себе отчет, что его произраильские симпатии имеют объективные ограничения.
После завершения первого раунда переговоров Д. Трамп и Б. Нетаньяху провели совместную пресс-конференцию, на которой оба лидера подробно изложили свою точку зрения по основным проблемам обсуждения. Б. Нетаньяху на пресс-конференции объявил, что в отношениях между Соединенными Штатами и Израилем «начался новый день» [1].
Д. Трамп и Б. Нетаньяху подчеркнули совпадение интересов двух стран по различным аспектам обеспечения стабильности на Ближнем Востоке. Американский президент отметил, что разделяет идею Б. Нетаньяху о возможности создания стратегического альянса между Израилем и суннитскими арабскими странами для борьбы против шиитских и суннитских джихадистских группировок, что даст возможность создания новой региональной архитектуры безопасности. Было подчеркнуто, что американская администрация придает большое значение тесному сотрудничеству с Израилем в военной сфере, в вопросах разведки и согласования действий служб безопасности, подтвердив свое стремление всеми силами способствовать обеспечению безопасности Израиля.
В ходе встречи подробно обсуждался вопрос о противостоянии ядерной угрозе со стороны Ирана. Д. Трамп дал ясное обещание не допустить того, чтобы в распоряжении Ирана оказалось ядерное оружие. Оба лидера выступили против соглашения с Ираном по ядерной программе, подписанного в июле 2015 г., в котором предусматривалось снятие экономических санкций в обмен на свертывание иранской ядерной программы. Американский президент намерен вернуть антииранские санкции (1,2).
Важным событием стал отказ Д. Трампа от многолетней американской позиции по палестино-израильскому конфликту, предусматривавшей создание «двух государств для двух народов».Это означает отказ от концепции, которая является основой международного подхода к палестино-израильскому урегулированию и неизменно поддерживалась Соединенными Штатами. Заявление Белого дома уже вызвало бурную реакцию в мире, в том числе со стороны ООН. Д. Трамп пообещал, что добьется заключения «великого» мирного договора между палестинцами и израильтянами, но подчеркнул, что для этого обе стороны конфликта должны пойти на компромисс.
Однако сам Б. Нетаньяху не подтвердил, что готов отказаться от принципа «два государства». Он заявил, что не хочет аннексировать почти два миллиона палестинцев и чтобы они стали израильскими гражданами. В то же время Б. Нетаньяху не представил альтернативы подобному варианту. Израильский премьер-министр попросил, чтобы американцы признали Голанские высоты интегральной частью Израиля, на что Д. Трамп не отреагировал. Относительно переноса посольства США в Иерусалим Д. Трамп заявил, что поддерживает такой шаг, но подходит к нему с большой осторожностью, и нужно больше времени для изучения данного вопроса.
Д. Трамп осудил «одностороннюю» позицию ООН относительно Израиля и международные бойкоты этого государства. В конечном счете достижение мирного договора, по словам американского президента, — это дело двух конфликтующих сторон. Д. Трамп заморозил решение Б. Обамы о переводе 221 млн долл. Палестине. В то же время он призвал Б. Нетаньяху притормозить процесс строительства новых поселений на оккупированных территориях. Премьер-министр Израиля по этому поводу изложил свою точку зрения: палестинцы должны признать Государство Израиль, и при любом мирном соглашении Израиль должен сохранить контроль над безопасностью на всей территории к западу от реки Иордан.
Еще до встречи Д. Трамп анонсировал откровенно произраильскую политику, призывая защищать интересы Израиля и не позволять другим государствам относиться к Тель-Авиву с неуважением. Многообещающие заявления Д. Трампа воодушевили Тель-Авив. Власти Израиля объявили в январе о строительстве 2500 домов в еврейских поселениях на Западном берегу и 566 домов в Восточном Иерусалиме. А 6 февраля, накануне встречи, Кнессет (парламент) Израиля принял законопроект о легализации строительства еврейских поселений на частных палестинских землях оккупированного Западного берега реки Иордан. Документ определяет процедуру легализации поселенческих форпостов и отдельных зданий, сооруженных на частных палестинских землях и считавшихся ранее незаконными самими властями Израиля.
Отход Д. Трампа от традиционной позиции Белого дома по палестино-израильскому конфликту, которой придерживались и республиканцы, и демократы, вызвала сильную озабоченность у палестинцев. Представители Палестинской национальной администрации (ПНА) призвали новую администрацию не отказываться от идеи создания независимого палестинского государства. В день встречи, 15 февраля новый директор ЦРУ США Майк Помпео, пытаясь разрешить ситуацию, провел встречу с председателем ПНА М. Аббасом, который, выступая на прошлой неделе перед сенатом Франции в Париже, пригрозил разорвать сотрудничество с Израилем в сфере безопасности, если Иерусалим будет расширять свои поселения на палестинских территориях на Западном берегу Иордана.
Несмотря на то, что Д. Трамп практически дал «зеленый свет» строительству тысяч единиц жилья на Западном берегу реки Иордан, администрация нового президента дала Израилю понять, что Д. Трамп хоть и согласен помочь своему ближневосточному партнеру, но не по всем пунктам. Незадолго до начала переговоров Белый дом распространил заявление, в котором говорилось, что расширение еврейских поселений «не будет способствовать урегулированию» конфликта в регионе. Вашингтону важно, чтобы дело не доходило до прямого конфликта. По мнению экспертов, ждать от Д. Трампа слишком многого не следует. Если США не будут давить на израильское правительство, как это делал Б. Обама, и сохранят традицию защиты Израиля в ООН — этого было бы уже достаточно. Д. Трамп не готов брать на себя ответственность за все действия Израиля и особенно за их последствия.
На самом Б. Нетаньяху лежит большая ответственность. Должен ли он принять решение отказаться от идеи «двух государств для двух народов» и распространить израильский суверенитет хотя бы пока на «зону С», которая еще не занята арабскими городами и деревнями? Давление на Б. Нетаньяху нарастает и справа, и слева. Израильский правый поселенческий лагерь, который принципиально выступает против идеи двух государств, рассчитывает на полную свободу рук в освоении большинства территорий на Западном берегу реки Иордан и убеждает Б. Нетаньяху воспользоваться благоприятным моментом. Однако Б. Нетаньяху настоял на обсуждении этого вопроса после его встречи с президентом Д. Трампом — и тут же вызвал на себя огонь критики с правого фланга. Как заявляют сегодня политики национального лагеря, он упускает уникальную возможность, которая, вероятно, уже не повторится. Накануне визита, на встрече с членами своей правящей партии «Ликуд» Б. Нетаньяху раскритиковал точку зрения, согласно которой после прихода к власти в США Д. Трампа Израилю «все позволено». Б. Нетаньяху пресек предложения правых политиков, считающих, будто бы Белый дом в любом случае поддержит действия Тель-Авива.
Положение израильского премьер-министра в настоящее время весьма шаткое. Против Б. Нетаньяху возбуждено уголовное дело, его политические противники пытаются добиться его отставки и провести досрочные выборы. Конечно, многообещающая поддержка американской администрации добавила очки в пользу Б. Нетаньяху, но ему необходима солидная политическая поддержка внутри страны, чтобы как-то противостоять нарастающему накалу борьбы между левым и правым политическими флангами в Израиле.
Для Б. Нетаньяху приход Д. Трампа к власти обернулось неожиданными проблемами. До недавнего времени глава правительства подвергался главным образом критике слева. Премьеру ставили в вину и самый правый в истории страны кабинет, и испорченные отношения с Вашингтоном, и потакание поселенцам, и, разумеется, торможение мирного процесса. Но как только Б. Нетаньяху призвал к осторожности в вопросе о дальнейшей аннексии территорий (в частности, Маале-Адумим, еврейского города на палестинской территории), он тут же вызвал на себя огонь критики с правого фланга. Как заявляют сегодня политики национального лагеря, Б. Нетаньяху упускает уникальную возможность, которая, вероятно, уже не повторится.
Израильского премьера, возможно, ждет и еще одно разочарование: вероятность того, что администрация Д. Трампа выполнит свое обещание по переносу американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, невелика. В настоящее время большинство стран не признает израильский суверенитет над Восточным Иерусалимом и статус «единого и неделимого» Иерусалима как столицы Израиля. Перенос в Иерусалим посольства США серьезно усугубил бы конфликт между арабами и израильтянами.
На приход Д. Трампа в Белый дом Израиль возлагает серьезные надежды. Но его симпатии к Израилю — недостаточное условие для радикального поворота во внешней политике США. При всей своей внешней эпатажности и популизме Д. Трамп отдает себе отчет, что его произраильские симпатии имеют объективные ограничения, связанные с традиционными союзниками США в арабском мире, и будет вынужден учесть интересы таких государств, как Турция и Саудовская Аравия, а также проявить осторожность, чтобы не спровоцировать новый раунд кровопролития в регионе. Именно поэтому эксперты склоняются к мнению, что обещание перенести посольство в Иерусалим так и останется невыполненным.
Проблема в том, что практически все внешнеполитические инициативы Д. Трампа наталкиваются на жесткую критику и прямое отторжение, причем как внутри страны, так и в мировом сообществе. Последние дни продемонстрировали, что Д. Трамп находится под жесточайшей атакой своих оппонентов внутри США. Более того, он уже потерпел ряд крайне болезненных аппаратных поражений. Самым громким и знаковым в их череде, безусловно, стала недавняя отставка его советника Майкла Флинна. Кроме того, весь либеральный мир обрушился на 45-го американского президента в связи с его реформой приема беженцев и иммигрантов.
В этой ситуации Израиль, очевидно, будет по-прежнему стараться поддерживать прочные отношения с традиционно сильным произраильским лобби в американском истеблишменте, одновременно используя все возможности резкого потепления двусторонних отношений, что после заметного охлаждения периода Б. Обамы можно уже назвать достижением.
1. К концу второго срока Барака Обамы отношения Вашингтона и Тель-Авива сильно расстроились. Причиной размежевания давних союзников стала позиция предыдущего президента по вопросу еврейских поселений на Западном берегу Иордана — планы по возведению новых построек на палестинской территории неизменно наталкивались на серьезную критику американской администрации. С большим возмущением в Израиле встретили и ядерную сделку США с Ираном — врагом Тель-Авива. С точки зрения израильских политиков, смягчив отношения с Тегераном, Вашингтон предал израильтян.