Read in English
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Матвеев

К.и.н., действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, доцент кафедры международного бизнеса Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Существует множество вариантов расширения взаимовыгодного сотрудничества России и ОАЭ, и их становится все больше в силу целого ряда объективных причин и драйверов.

Заметной вехой стало подписание 26 октября 2021 г. на 72-м Международном астронавтическом конгрессе в Дубае двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Власти ОАЭ традиционно придерживаются многовекторной стратегии в международном сотрудничестве по космосу, накопив позитивный опыт совместной работы не только с Вашингтоном. Это полностью согласуется с линией Абу-Даби по имплементации запущенной еще в сентябре 2017 г. амбициозной национальной стратегии «Четвертой промышленной революции» (Стратегия 4IR).

Разумеется, перспективный вклад России в Стратегию 4IR не ограничивается космосом. Второй не менее важный трек — оборона, что наблюдается ввиду императива строительства в ОАЭ современного военно-промышленного комплекса.

В ОАЭ в целях обеспечения безопасного будущего и устойчивого развития придают немалое значение широкому использованию источников возобновляемой энергии и «интеллектуальных сетей» (Intelligent Grids), обеспечивающих децентрализацию производства электроэнергии (пп. 5 и 15 Стратегии 4IR), что открывает новые перспективы для партнерства Москвы и Абу-Даби в сфере низкоуглеродной энергетики.

Четвертое перспективное отраслевое направление сотрудничества — ИТ-сектор в свете императива по созданию интегрированной кибербезопасной среды данных (Integrated Cyber Secured Data Environment; п. 20 Стратегии 4IR), что представляется весьма выгодным для обеих сторон. Если в ОАЭ получат доступ к передовым технологиям в сфере кибербезопасности, защиты больших данных, электронного правительства, искусственного интеллекта и др., отечественные экономоператоры смогут использовать ОАЭ в качестве платформы для расширения клиентской базы на Ближнем Востоке и за его пределами — в Азии, Африке, с учетом офисного присутствия большинства ведущих глобальных ИТ-игроков в Дубае и Абу-Даби, а также в качестве «хаба» для быстрого продвижения революционных стартапов, оптимальных бизнес-решений, новых продуктов и сервисов.

Следует подчеркнуть общность и близость многих подходов Москвы и Абу-Даби к современной международной повестке в русле многовекторной политики и восприятия современности как перехода от однополярного к многополярному миру, стремления к обеспечению национальной независимости, научного суверенитета и технологической безопасности. Это, невзирая на ужесточение западных санкций против России, гарантирует прочную концептуальную базу для долгосрочного и равноправного сотрудничества. При этом позитивным субъективным фактором служит растущее взаимопонимание и доверие между лидерами РФ и ОАЭ, которые в очередной раз проявились в ходе недавнего визита В. Путина в Абу-Даби.


7 января 2024 г. Космический центр им. Мухаммеда бин Рашида (ОАЭ) подписал соглашение с американским космическим агентством НАСА о предоставлении шлюза для лунной орбитальной станции Lunar Gateway, стоимость строительства которого оценивается в 100 млн долл. Это открыло Абу-Даби полный доступ на станцию с прицелом на последующее участие астронавтов из ОАЭ в лунных проектах. Ранее, в 2020 г., ОАЭ — единственное арабское государство — вместе с США вошли в состав группы восьми государств — учредителей Соглашений по программе «Артемида» (Artemis), нацеленной на обеспечение устойчивого присутствия людей на Луне, частью которой является Lunar Gateway.

Некоторые зарубежные обозреватели поспешили сделать вывод о том, что ОАЭ заняли место России в «Артемиде». В качестве довода сославшись на отказ госкорпорации «Роскосмос» от участия в данной инициативе ввиду ее «слишком явной ориентированности на США», невзирая на Совместное заявление о сотрудничестве в области исследования и освоения дальнего космоса, которое было подписано Роскосмосом и НАСА 27 сентября 2017 г. (почти за 2,5 года до начала российской СВО на Украине) на полях 68-го международного астронавтического конгресса в австралийской Аделаиде. Отмечалось, что «Артемиде» Москва с 2021 года предпочла партнерство с Китайской национальной космической администрацией по программе строительства Международной лунной исследовательской станции (International Lunar Research Station).

Однако даже допустив, что ОАЭ действительно заменят Россию в отдельно взятом вопросе поставки шлюза на лунную станцию НАСА, следует признать, что этот факт не означает отсутствия горизонтов для конструктивного взаимодействия Москвы и Абу-Даби в области высоких технологий в целом и космической сфере в частности. Равно как и то, что ОАЭ в обозримой перспективе могут как-то потеснить Россию на мировом рынке космических услуг, невзирая на безусловное лидерство Абу-Даби в освоении космоса среди стран — членов ЛАГ.

Причем сейчас вариантов расширения взаимовыгодного сотрудничества России и ОАЭ становится все больше в силу целого ряда объективных причин и драйверов.

Во-первых, власти ОАЭ с самого начала придерживаются многовекторной стратегии в международном сотрудничестве по космосу, накопив позитивный опыт совместной работы не только с Вашингтоном. Это полностью согласуется с линией Абу-Даби по имплементации запущенной в сентябре 2017 г. амбициозной национальной стратегии «Четвертой промышленной революции» (пп. 7 и 17; далее — Стратегия 4IR). Так, зонд «Аль-Амаль» («Надежда») для исследования Марса, пусть и созданный с помощью США, был 19 июля 2020 г. выведен на околоземную орбиту с помощью ракеты не американского, а японского производства.

Во-вторых, есть ощутимый задел в российско-эмиратском сотрудничестве. Не зря первый космонавт из ОАЭ Хаззаа аль-Мансури отправился в космос 25 сентября 2019 г. с космодрома Байконур на корабле «Союз МС-15», что свидетельствует о доверии властей ОАЭ к России как к великой космической державе. Второй космонавт — Султан аль-Нейади впервые в истории арабских стран 21 апреля 2023 г. вышел в открытый космос с Международной космической станции, которая создавалась в 1990-е гг. при самом активном российском участии.

Заметной вехой стало подписание 26 октября 2021 г. на 72-м Международном астронавтическом конгрессе в Дубае двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (в декабре 2023 г. документ ратифицировали в Федеральном Собрании РФ). В соглашении не только были четко обозначены предметы для диалога (астрофизические исследования и изучение планет; дистанционное зондирование Земли; спутниковая связь и навигация; космические геодезия, метеорология, материаловедение, биология и медицина; пилотируемые космические программы и услуги по запускам космических аппаратов), но и обеспечена надлежащая защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации. Это создает возможности для создания общими усилиями новой космической техники и технологий путем реализации НИОКР (и в двусторонних, и многосторонних, с привлечением того же Китая), в связи с чем перспективным направлением партнерства с РФ в Космическом центре ОАЭ считают проведение научных экспериментов, призванных помочь человечеству освоить Марс (первая высадка эмиратских космонавтов/астронавтов на «Красную планету» планируется на 2037 год).

Разумеется, перспективный вклад России в Стратегию 4IR не ограничивается космосом. Второй не менее важный трек — оборона, что наблюдается ввиду императива строительства в ОАЭ современного военно-промышленного комплекса (ВПК; п. 8 Стратегии 4IR). Здесь Москве и Абу-Даби удалось создать полноценную законодательно-нормативную базу: она включает в себя Соглашение о военно-техническом сотрудничестве (ВТС) (подписано 13.11.2006 г.), которое затем было дополнено межправсоглашениями о взаимной защите секретной информации (вступило в силу 4 июля 2011 г.), о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего ВТС (подписано 25.08.2015 г., вступило в силу 17.03.2016 г.), а также зонтичной Декларацией о стратегическом партнерстве между Россией и ОАЭ от 1 июня 2018 г., предусматривающей укрепление сотрудничество в области безопасности и обороны (п. 6).

В ОАЭ не понаслышке знакомы с российской продукцией военного назначения (ПВН): в 1990-е гг. страна получила партию самых современных на тот момент БМП-3; в августе 2000 г. был подписан контракт с КБ приборостроения (г. Тула) на разработку и поставку зенитного пушечно-ракетного комплекса «Панцирь-1» (с 2008 года — «Панцирь-C1»). Россию регулярно посещают эмиратские военные (например, 13 июня 2023 г. делегация Сухопутных войск ОАЭ во главе с командующим генерал-майором Саидом Аль Шеххи).

Рособоронэкспорт традиционно участвует в международной выставке вооружений и военной техники IDEX (с 1993 г. проводится в Абу-Даби один раз в 2 года) и в аэрокосмической выставке «Dubai Air Show» (организуется в Дубае с такой же периодичностью; 13–17 ноября 2023 г. на выставке побывала представительная делегация российских оружейников во главе с руководителем ФСВТС Д.Е. Шугаевым). Все это умножает потенциал партнерства в самых различных формах — от продаж в ОАЭ передовых образцов военной техники и до совместных НИОКР по созданию ПВН с заданными свойствами экспортного облика (средств ПВО, БПЛА, образцов автомобильной техники, легкого и стрелкового оружия и др.) для поставок в третьи страны, например, Африки или Латинской Америки. При этом предлагаемые Россией продвинутые алгоритмы офсетных контактов выгодно отличались бы от традиционных схем поставок или максимум простого реинвестирования средств в ВПК, предлагаемых западными оружейными партнерами.

Удобной площадкой для выработки идей и инициатив в русле специализированных партнерств Москвы и Абу-Даби, а также контроля за их реализацией является Межправительственная Российско-эмиратская комиссия по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству (МПК; учреждена в 1994 г., в настоящее время возглавляется заместителем председателя правительства России, министром промышленности и торговли Д. Мантуровым и министром экономики ОАЭ А. Аль-Марри). 11-е заседание МПК прошло 15 марта 2023 г. в Москве, где были обозначены модальности взаимодействия в области космоса, энергетики, банковского и ИТ-секторах, а также в сферах промышленности и транспорта.

В ОАЭ в целях обеспечения безопасного будущего и устойчивого развития придают немалое значение широкому использованию источников возобновляемой энергии и «интеллектуальных сетей» (Intelligent Grids), обеспечивающих децентрализацию производства электроэнергии (пп. 5 и 15 Стратегии 4IR), что открывает новые перспективы для партнерства Москвы и Абу-Даби в сфере низкоуглеродной энергетики. Посол ОАЭ в РФ Мохаммад Ахмед Аль Джабер в этой связи справедливо отметил тесное сотрудничество с Россией в области экологически чистой энергетики и использования возобновляемых источников энергии, уделяя приоритетное внимание сокращению выбросов в атмосферу, с целью создания стабильности на мировых энергетических рынках, повышения эффективности сельского хозяйства, развития углеродного рынка, зеленой и водородной энергетики на благо всего человечества. Что коррелируется с серией принятых правительством ОАЭ стратегий энергетической трансформации и потребления, таких как «Чистый ноль 2050» (в рамках которой предполагается увеличить долю чистой энергии в общем энергобалансе страны до 50% с достижением нулевого уровня выбросов к 2050 г.), Экологическая повестка ОАЭ (2015–2030 гг.) и Национальный план ОАЭ по изменению климата (2017–2050 гг.). 6 декабря 2023 г. на полях блиц-визита президента России В. Путина в ОАЭ заместитель председателя правительства РФ А. Новак провел очередной раунд переговоров с местными партнерами о поставках в ОАЭ энергетического оборудования.

Четвертое перспективное отраслевое направление сотрудничества — ИТ-сектор в свете императива по созданию интегрированной кибербезопасной среды данных (Integrated Cyber Secured Data Environment; п. 20 Стратегии 4IR), что представляется весьма выгодным для обеих сторон. Если в ОАЭ получат доступ к передовым технологиям в сфере кибербезопасности, защиты больших данных, электронного правительства, искусственного интеллекта и др., отечественные экономоператоры смогут использовать ОАЭ в качестве платформы для расширения клиентской базы на Ближнем Востоке и за его пределами — в Азии, Африке, с учетом офисного присутствия большинства ведущих глобальных ИТ-игроков в Дубае и Абу-Даби, а также в качестве «хаба» для быстрого продвижения революционных стартапов, оптимальных бизнес-решений, новых продуктов и сервисов.

Не случайно в ОАЭ с 2015 г. открыли свои представительства ряд российских ИТ-компаний, в том числе «Технопарк»/«Сколково», «Агрегатор технологий», «Гарант Парк технологии». Следует констатировать тот факт, что подобное партнерство приобретает структурированный характер: например, Российским экспортным центром совместно с Фондом «Сколково», ГК InfoWatch реализуется проект развития Центра поддержки российского экспорта информационных и цифровых технологий в рамках Свободной экономической зоны «Dubai Internet City». Позитивный импульс ИТ-партнерству был дан на прошедших 30 августа 2019 г. в Москве консультациях главы Минкомсвязи России К. Носкова с гендиректором Управления по регулированию телекоммуникаций ОАЭ Хамадом Обейдом аль-Мансури, в которых приняли участие представители «Лаборатории Касперского», «РТЛабс», InfoWatch, UBIC Technologies и «Кода безопасности». Другим драйвером послужила Первая международная онлайн-конференция «Технологический день России и ОАЭ» (Russia-UAE Technology Day), организованная 23 июня 2020 г. при содействии Tech Global (ОАО «Росинфокоминвест»), Минкомсвязи России и Национальной компьютерной корпорации ОАЭ. Осязаемым итогом общих усилий явилось соглашение о создании СП, которое подписали в июне 2023 г. отечественный разработчик IT-решений для цифровой трансформации государства и бизнеса Omega.Future и крупнейшая на Ближнем Востоке платформа электронной коммерции и маркетинга Sinaha. Взаимная договоренность предусматривает строительство в Абу-Даби завода по производству 3D-принтеров и образовательной робототехники.

Есть и другие точечные инициативы, например — запущенный в 2018 г. инвестиционный проект между ФГУП «НАМИ», ПАО «СОЛЛЕРС», компанией «Аурус» и эмиратским холдингом «Тавазун» (Tawazun) о производстве и дистрибуции автомобилей проекта «Кортеж» (бренд Aurus) с объемом первоначальных капиталовложений из ОАЭ в размере до 110 млн евро. В случае успеха использование первыми лицами аравийских монархий и других государств ЛАГ российской автотехники премиум-класса внесет вклад в укрепление позитивного имиджа нашей страны как великой технологической державы на всем пространстве Ближнего Востока и Северной Африки.

В заключение хотелось бы вновь акцентировать внимание на общности и близости многих подходов Москвы и Абу-Даби к современной международной повестке в русле многовекторной политики и восприятия современности как перехода от однополярного к многополярному миру, стремления к обеспечению национальной независимости, научного суверенитета и технологической безопасности. Это, невзирая на ужесточение западных санкций против России, гарантирует прочную концептуальную базу для долгосрочного и равноправного сотрудничества. При этом позитивным субъективным фактором служит растущее взаимопонимание и доверие между лидерами РФ и ОАЭ, которые в очередной раз проявились в ходе недавнего визита В. Путина в Абу-Даби.


Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся