Государства охотно прибегают к спортивной дипломатии, содействующей достижению поставленных внешнеполитических целей. Весьма эффективной, например, оказалась «дипломатия пинг-понга», в начале 1970-х гг. способствовавшая установлению дипломатических отношений между США и КНР. Широкий позитивный отклик получили Зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи. Правда, страны, проводящие международные спортивные состязания, как правило, все равно не в состоянии окупить понесенные ими на организацию этих мероприятий расходы. Взамен эти страны улучшают свой имидж, это способствует расширению туризма, привлечению иностранных инвестиций, а построенные к соревнованиям комплексы затем используются для развития национального спорта.
Сегодня наблюдается тенденция роста коммерциализации спорта. По состоянию на 2017 г. мировой спортивный рынок оценивается в более чем 90 млрд долл., что превышает годовой ВВП многих развивающихся стран Азии и Африки. В процессе коммерциализации произошло также известное перераспределение властных полномочий в сфере соответствующих управленческих структур. Возросло влияние ТНК и масс-медиа корпораций. Колоссальные суммы связаны с трансляцией спортивных мероприятий мировыми и национальными масс-медиа. Следует отметить медийный резонанс Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. — совокупный объём олимпийского интернет-трафика составил более 1 петабайта.
Международные спортивные состязания дают возможность плодотворных встреч и контактов. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. более десяти глав государств и правительств подтвердили свой приезд в Москву на открытие Чемпионата.
Противники бойкота спортивных соревнований считают недопустимым смешивать спорт и политику и высказывают сомнение относительно эффективности подобных действий. Идеологизация и политизация спортивных состязаний не позволяют спортсменам встретиться с достойными соперниками, добиться желанной победы, получить признание на мировом уровне.
В настоящее время спортивная дипломатия органично вписывается в более обширное поле «мягкой силы», направленной на утверждение привлекательности своей страны. В то же время как и любая дипломатия, спортивная дипломатия призвана быть средством предотвращения вооруженных конфликтов. Именно этой благородной цели с античных времен был посвящен спорт. Олимпийские игры с самого начала стали символом мира. Возобновленная Пьером де Кубертеном в конце XIX в. традиция проведения олимпийских соревнований, однако, не являлась больше поводом хотя бы на время игр приостановить кровопролитные конфликты. На сей раз не войны, а сами игры прекращались в годы мировых катаклизмов.
Противоборство тенденций
С ростом популярности и международного веса Олимпийского движения последнее отмечается противоборством двух тенденций. С одной стороны, встречи спортсменов способствуют расширению контактов и дружеских связей. Достаточно вспомнить период холодной войны, когда спортивные состязания, несмотря на международную напряженность, позволяли ощутить необходимость сохранения мира и сотрудничества между народами. Как отмечал известный американский дипломат Джим Кейн, «именно спорт может быть средством построения отношений между представителями различных культур и этносов, олицетворяя послание о существовании общих ценностей, таких как взаимное уважение, толерантность, милосердие, дисциплинированность, равенство возможностей и законопослушность; таким образом, спорт может быть гораздо более эффективным ресурсом внешней политики, чем политика кнута и пряника». Спортсмены-победители теперь зачастую выступают в роли «послов мира»; широкая аудитория внимает их призывам решить проблемы бедности, избавиться от пандемий, проявить активность в деле сохранности окружающей среды.
С другой стороны, с течением времени игры во все большей степени представляли собой арену соперничества не столько самих спортсменов, сколько национальных сборных [1]. На стадионах нередки вспышки националистических настроений, а временами и агрессии.
Государства, как оказалось, тоже не прочь использовать Олимпийские игры в качестве рычага давления на политику той или иной страны. Об этом красноречиво свидетельствует канун проведения Зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане в январе 2018 г. Напряженность, нагнетаемая СМИ и заявлениями ряда политиков, создавала впечатление «самых милитаризированных игр за все время их существования». По крайней мере, около 50 тыс. вооруженных солдат, многочисленные танки и дальнобойные орудия были сконцентрированы вокруг Сеула, а американское посольство окружено плотным кольцом полицейских. Из Пентагона раздавались предупреждения о возможности нанесения удара по тысячам северокорейских артиллерийских орудий и ракетоносителей, дислоцированных вдоль 38 параллели, разделяющей КНДР и Южную Корею. К счастью, именно эти игры, где появилась Объединенная сборная Кореи, выступившая под флагом Объединения, стали свидетельством намерения обеих стран идти по пути примирения и сотрудничества. Более того, прошедшая Олимпиада способствовала возобновлению переговоров о демилитаризации Корейского полуострова.
Коммерциализация спорта
Сегодня наблюдается тенденция роста коммерциализации спорта. По состоянию на 2017 г. мировой спортивный рынок оценивается в более чем 90 млрд долл., что превышает годовой ВВП многих развивающихся стран Азии и Африки. В процессе коммерциализации произошло также известное перераспределение властных полномочий в сфере соответствующих управленческих структур. Возросло влияние ТНК и масс-медиа корпораций. Корпорации, конечно, могут способствовать проведению масштабных спортивных состязаний в бедных странах, многие из которых, например, заявляли, что без поддержки госкорпораций КНР страна вряд ли бы осилила проведение чемпионатов.
Хороший пример подает российская компания «Газпром», ставший инициатором социальной программы «Футбол для дружбы», направленной на привлечение к спорту детей. В целом более 2,5 млн детей из различных стран мира побывали на соревнованиях в Москве. В частности, хоть сборная Италии в 2018 г. и оказалась за бортом Чемпионата мира по футболу, в Москву приехали итальянские юные футболисты. Последним примером позитивного использования финансового давления ТНК на международные спортивные организации называют скандал, связанный с победой заявки Катара на проведение Чемпионата мира по футболу в 2022 г. Дело в том, что развернувшиеся строительные работы по подготовке к чемпионату уже привели к более чем полутора тысячам несчастных случаев со смертельным исходом. Целый ряд крупных компаний, таких, например, как Sony, Visa, Coca-Cola отказались от спонсорских контрактов в случае, если ФИФА не предпримет меры для борьбы с нарушением условий труда и коррупцией. Их позиция способствовала открытию уголовного дела против ряда членов руководства ФИФА, принимавших взятки от представителей Катара.
Однако вмешательство корпораций может иметь и нежелательные последствия. Например, в ходе подготовки к Олимпиаде в Австралии рядом корпораций был нанесен вред окружающей среде. Тем не менее, несмотря на развернувшееся движение протеста и согласно принятому по этому случаю закону, пострадавшие жители вынуждены были отказаться от обращения в суд [2].
Колоссальные суммы связаны с трансляцией спортивных мероприятий мировыми и национальными масс-медиа. Подсчитано, что продажа прав на телевещание (по состоянию на 2016 г.) составляет 74% от всех доходов МОК, причем самые крупные суммы поступают от американской NBC. Следует отметить медийный резонанс Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Олимпийской вещательной службой было произведено более 1300 часов прямого эфира международных программ, в том числе 456 часов выпусков новостей. Трансляция Олимпийских игр осуществлялась на 159 стран. Огромный поток данных об Олимпиаде в Сочи шёл через Интернет. Количество запросов по теме Олимпиады превысило в два раза население Земли и достигло 13 млрд. Совокупный объём олимпийского интернет-трафика составил более 1 петабайта.
Бойкот или диалог?
Сторонники бойкота, в том числе и среди членов МОК, уверяют, что бойкот соревнований привлекает внимание к ситуации, складывающейся в ряде проблемных стран, где нарушаются права человека и не соблюдаются принципы международного права. Они предлагают вспомнить, что после Второй мировой войны МОК был вынужден принести извинения за свои действия в 1930-е гг., давшие зеленый свет проведению Олимпиады в гитлеровской Германии. В 1980 г. в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан 65 стран, в том числе США, ФРГ, Канада, Япония, Турция, Румыния и Китай, демонстративно бойкотировали московскую Олимпиаду. На церемониях открытия и закрытия игр многие команды, приехавшие на соревнования, были вынуждены отказаться от национальной символики и выступать под флагом МОК. В 1984 г. СССР и другие члены Варшавского договора ответили симметричным бойкотом Летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе и организовали собственные соревнования «Дружба–84». В 2018 г. группа депутатов Европейского парламента подписали письмо, в котором призвали страны Евросоюза бойкотировать Чемпионат мира по футболу в России.
Противники бойкота считают недопустимым смешивать спорт и политику и высказывают сомнение относительно эффективности подобных действий. Они подчеркивают, что идеологизация и политизация спортивных состязаний (а подобное относится не только к политике бойкота, но, например, и к соответствующим попыткам использования допинг-скандалов) не позволяют спортсменам встретиться с достойными соперниками, добиться желанной победы, получить признание на мировом уровне. Спор между противниками и сторонниками жесткой линии продолжается.
Спорт на службе дипломатии
Государства охотно прибегают к спортивной дипломатии, содействующей достижению поставленных внешнеполитических целей. Весьма эффективной, например, оказалась «дипломатия пинг-понга», в начале 1970-х гг. способствовавшая установлению дипломатических отношений между США и КНР. Прошедшие в Китае Олимпийские игры 2008 г., бесспорно, способствовали формированию его имиджа как экономически мощной мировой державы. Широкий позитивный отклик получили Зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи. Правда, страны, проводящие международные спортивные состязания, как правило, все равно не в состоянии окупить понесенные ими на организацию этих мероприятий расходы. Взамен эти страны улучшают свой имидж, это способствует расширению туризма, привлечению иностранных инвестиций, а построенные к соревнованиям комплексы затем используются для развития национального спорта.
В любом случае международные спортивные состязания дают возможность плодотворных встреч и контактов. Зимние Олимпийские игры в 2014 г., превратили Сочи в площадку для официальных встреч президента В. Путина с главами государств Голландии, Турции, Японии и Китая. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. более десяти глав государств и правительств подтвердили свой приезд в Москву на открытие Чемпионата. Канцлер ФРГ Ангела Меркель недавно заявила, что не исключает возможности поездки в Россию по этому случаю. Все это в очередной раз подтверждает значимость спортивной дипломатии как инструмента диалога.
1. См.: R. Redeker. Sport as an opiate of international relations: The myth and illusion of sport as a tool of foreign diplomacy, Sport in Society, 11 (4), 2008.
2. Hall C.M. 'Urban entrepreneurship, corporate interests and sports mega-events: The thin policies of competitiveness within the hard outcomes of neoliberalism' / The Sociological Review, 54 (Supplement s2), 2005. – P. 68.