В 2021–2023 гг. в торгово-экономическом взаимодействии России и Китая произошли большие изменения. Столь быстрого роста товарооборота не наблюдалось с середины 2000-х гг. Однако если в нулевые рост количественных параметров взаимной торговли происходил на фоне активного процесса экономической глобализации и высоких темпов роста внешней торговли России и Китая, то нынешний «большой скачок» российско-китайского экономического взаимодействия произошел в условиях турбулентности в мировой экономике, нарастания международной напряженности, а также на фоне неустойчивой динамики развития внешнеторговых отношений двух стран.
На положение дел во внешней торговле России сильное воздействие оказала усилившееся после февраля 2022 г. санкционное давление со стороны западных стран, целью которых было изолировать российскую экономику от мирового рынка, перекрыть традиционные цепочки поставок на экспортном и импортном направлениях, ограничить возможности системы финансово-банковских взаиморасчетов. Принципиальный отказ Пекина присоединиться к антироссийским санкциям стал одним из ключевых факторов, позволивших российской экономике выдержать санкционное цунами в 2022 г.
Оценивая в целом нынешнее состояние и тенденции развития торгово-экономического сотрудничества России и Китая, следует отметить, что быстрый рост его количественных параметров по-прежнему имеет экстенсивный характер. В товарной структуре взаимной торговли, которая является основной формой экономических обменов, не произошло качественных изменений. Россия, пусть и в более значительных объемах, продолжает выступать в качестве поставщика энергетических и сырьевых товаров, металлов, удобрений, лесоматериалов, к которым в последнее время добавились некоторые виды продукции АПК. Китай, в свою очередь, расширяет свое присутствие на российском рынке по широкому перечню и машинно-технической, и потребительской продукции. Быстрая переориентация России «на Восток» не может кардинально изменить ситуацию, обусловленную отраслевой структурой экономик двух стран. Такая модель взаимодействия не позволяет обеспечить стабильное и поступательное развитие двустороннего сотрудничества, не гарантирует его защиту от перепадов, поскольку стоимостная динамика российского экспорта сильно зависит от ценовой конъюнктуры мирового рынка, динамика же китайских поставок определяется размером платежеспособного производственного и потребительского спроса в России.
Помимо этого, среди дополнительных труднопредсказуемых по своим последствиям факторам неопределенности, оказывающим влияние на состояние российско-китайского взаимодействия в экономической сфере, следует отметить напряженную международную обстановку и санкционное давление западных стран как на Москву, так и на Пекин. Хотя китайская сторона на официальном уровне выступила против вмешательства в ход «нормальных торгово-экономических обменов с Россией», на практике с начала 2024 г. китайские банки усилили требования в отношении комплаенса, замедлив, а в ряде случаев и вовсе прекратив обслуживание торговых расчетов между российскими и китайскими компаниями.
Возникшие сложности оказали заметное влияние на динамику двусторонней торговли, прежде всего в части китайского экспорта. В первом квартале 2024 г. показатели российско-китайского товарооборота сохранили положительный рост, однако его темпы существенно замедлились.
В сложившихся обстоятельствах вероятность коррекции двусторонних торгово-экономических связей значительно повысилась, что еще больше актуализирует задачу углубленного экспертного обсуждения и практической проработки новых форм и механизмов сотрудничества на длительную перспективу.
В 2021–2023 гг. в торгово-экономическом взаимодействии России и Китая произошли большие изменения. Столь быстрого роста товарооборота не наблюдалось с середины 2000-х гг. Однако если в нулевые рост количественных параметров взаимной торговли происходил на фоне активного процесса экономической глобализации и высоких темпов роста внешней торговли России и Китая, то нынешний «большой скачок» российско-китайского экономического взаимодействия произошел в условиях турбулентности в мировой экономике, нарастания международной напряженности, а также на фоне неустойчивой динамики развития внешнеторговых отношений двух стран.
В частности, во внешней торговле Китая в 2021–2023 гг. можно было наблюдать резкие перепады. Ежегодный прирост оборота (в долл. США) составлял 28,8%, 4,3% и минус 5% соответственно, при этом прирост экспорта оценивался в 28%, 6,9% и минус 4,6%; импорта — в 29,7%, 1% и минус 5,5%.
Источник: составлено автором на основе данных таможенной статистики КНР за 2014–2023 гг.
Схожим образом обстояла ситуация и во внешней торговле России, где перепады были еще более резкими. Годовой прирост оборота за аналогичный период составил 38%, 8% и минус 16% соответственно; при этом прирост экспорта был равен 45,8%, 20,5% и минус 28,3%; прирост импорта — 26,7%, минус 13%, 11,2%.
На положение дел во внешней торговле России сильное воздействие оказала усилившееся после февраля 2022 г. санкционное давление со стороны западных стран, целью которых было изолировать российскую экономику от мирового рынка, перекрыть традиционные цепочки поставок на экспортном и импортном направлениях, ограничить возможности системы финансово-банковских взаиморасчетов. В этих условиях российское руководство было вынуждено в оперативном порядке переориентировать всю систему внешнеэкономических связей на дружественные страны. Успех этой операции в решающей степени зависел от позиции Китая. Принципиальный отказ Пекина присоединиться к антироссийским санкциям стал одним из ключевых факторов, позволивших российской экономике выдержать санкционное цунами в 2022 г.
В новой обстановке двусторонняя торговля продемонстрировала достаточно высокую степень устойчивости. В 2022 г. закупки Китаем российских товаров в стоимостном выражении выросли на рекордные 43,4%. Этот результат был достигнут как благодаря благоприятной для российских экспортеров конъюнктуре мировых цен на энергетические и промышленные товары, так и за счет увеличения физических объемов поставок. В частности, наблюдается рост физических объемов закупок Китаем российских энергоносителей (нефти, угля, природного газа) [1], морепродуктов, сельскохозяйственных товаров.
Источник: составлено автором на основе данных таможенной статистики КНР за 2014–2023 гг.
В свою очередь китайский экспорт в Россию после некоторого замедления в марте–мае 2022 г. также показал уверенный положительный рост на уровне 12,8%.
Источник: составлено автором на основе данных таможенной статистики КНР за 2014–2023 гг.
В 2023 г. объем двусторонней торговли продолжил увеличиваться прежде всего за счет активного заполнения китайской продукцией тех товарных ниш, которые ранее занимали на российском рынке западные компании. За первое полугодие российские закупки китайской продукции увеличились на рекордные 78,1%, чему в определенной мере способствовала относительно низкая расчетная база соответствующего периода в 2022 г. Китайские производители значительно укрепили свои позиции в ряде ранее малоосвоенных ими рыночных сегментов, включающих автомобильную, строительную и дорожную технику, другие виды машин и оборудования, запасные части и инструменты, электронные гаджеты, бытовую электротехнику и т.д.
Источник: составлено автором на основе данных таможенной статистики КНР за соответствующие месячные периоды 2023–2024 гг.
Однако во втором полугодии по мере заполнения ниш на российском рынке ежемесячные темпы прироста китайского экспорта стали снижаться. Сдерживающее влияние на их динамику также оказал усилившийся с лета 2023 г. тренд на ослабление валютного курса рубля. Вместе с тем в целом в течение года общие показатели китайского экспорта в Россию оставались на достаточно высоком уровне — 46,9%.
Стоимостные показатели российских поставок в Китай в 2023 г. продолжили расти, однако их темпы по сравнению с 2022 г. снизились до 12,7%. Основная причина замедления заключалась в том, что конъюнктура цен, прежде всего на энергетические товары, для российских экспортеров была не такой благоприятной, как в 2022 г. Положительная динамика торговли достигалась за счет опережающего роста физических объемов поставляемых товаров. В частности, в 2023 г. Китай импортировал из России 107 млн т нефти и 102 млн т угля, увеличив объем ввоза на 24% и 52% соответственно. При этом объем закупок российского трубопроводного газа вырос в 1,5 раза до 22,7 млрд куб. м, импорт российского СПГ — на 23% до 8 млн т. Также наблюдался быстрый рост закупок Китаем российских сельскохозяйственных товаров. В стоимостном выражении за 2023 г. объем импорта российских сельскохозяйственных товаров оценивался в 8,8 млрд долл., увеличившись на 44%. В этой товарной группе доминировали поставки рыбы и морепродуктов, растительных масел, стоимость которых составила 2,89 млрд долл. и 2,58 млрд долл. соответственно. В свою очередь объем закупок зерновых (в частности, ячменя, кукурузы, гречихи) вырос на 275,5%, что в денежном выражении оценивалось в 320 млн долл. В целом, по данным Россельхознадзора, экспорт продукции российского АПК в Китай практически удвоился, увеличившись с 2,87 млн т в 2022 г. до 5,4 млн т в 2023 г.
Учитывая долю стран в структуре внешней торговли друг друга, можно констатировать, что за последние три года значение двусторонних торговых связей как для России, так и для Китая существенно возросло.
Таблица 1. Доля Китая во внешней торговле России, %
|
2010 г.
|
2015 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2023 г.
|
Доля в общем торговом обороте
|
9,5
|
12,1
|
18,3
|
17,9
|
33
|
Доля в общем экспорте
|
5,1
|
8,3
|
14,6
|
13,8
|
28
|
Доля в общем импорте
|
17
|
19,1
|
23,7
|
24,8
|
39
|
Источник: составлено автором на основе данных таможенной статистики ФТС России.
За последние два года для России Китай стал абсолютным лидером среди основных торговых партнеров как на экспортном, так и на импортном направлениях. По итогам 2023 г. на долю КНР пришлось примерно 45,7% от российского экспорта нефти, около 48% угля, 23% трубопроводного газа, более 24% СПГ. В импорте, прежде всего машинно-технической продукции, поставки из Китая, по существу, были безальтернативными. Необходимо также отметить, что фактическая доля китайского присутствия на российском рынке была больше, чем это показывают данные китайской таможенной статистики. В 2023 г. отмечались сверхвысокие темпы прироста китайского экспорта в страны ЕАЭС и некоторые государства Центральной Азии. В частности, в 2023 г. китайский экспорт в Казахстан вырос на 52,8%, в Киргизию — на 29%, Белоруссию — на 79,9%, Узбекистан — на 67,2%, Таджикистан — на 68,4%. В связи с этим можно допустить, что довольно ощутимая часть китайских товаров через названные страны реэкспортировалась в Россию.
Место России в табели основных торговых партнеров Китая также повысилось. По итогам 2023 г. по стоимостному объему товарооборота РФ заняла 5-е место среди торговых партнеров страны: на экспортном направлении — 7-е место, на импортном — 5-е место. Для сравнения в 2019 г. Россия находилась на 11-ом, 12-ом и 10-ом месте соответственно.
Таблица 2. Доля России во внешней торговле Китая, %
|
2010 г.
|
2015 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2023 г.
|
Доля в общем торговом обороте
|
1,86
|
1,72
|
2,37
|
2,45
|
4,04
|
Доля в общем экспорте
|
1,88
|
1,53
|
1,95
|
2,04
|
3,28
|
Доля в общем импорте
|
1,86
|
1,98
|
2,77
|
2,96
|
5,05
|
Источник: составлено автором на основе данных таможенной статистики КНР.
Если в 2019 г. объем китайского экспорта в Россию составлял порядка 62% от объема китайских поставок в Германию, крупнейшего торгового партнера Пекина на европейском пространстве, то в 2023 г. Россия опередила Германию на 11 п.п. и стала крупнейшим торговым партнером страны в Европе. Таких результатов Москве удалось добиться прежде всего за счет увеличения экспорта энергетических товаров. Так, впервые с 2018 г. Россия опередила Саудовскую Аравию и заняла первое место по объему поставок нефти с долей в 20% в общем объеме энергетического импорта КНР и второе место по углю с долей в 21%, уступая только Индонезии. При этом доля России в закупках Китаем СПГ также увеличилась и составила более 11%.
Быстрый рост масштабов двустороннего взаимодействия в экономической сфере, достижение обозначенной странами цели годового объема двусторонней торговли в 200 млрд долл. к 2024 г. поставили на повестку дня вопрос о программе дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества. В ходе государственного визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина в марте 2023 г. стороны приняли Совместное заявление о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 г. [2] В документе зафиксировано восемь направлений:
- увеличение масштабов, оптимизация структуры торговли и продвижение инвестиционного сотрудничества;
- развитие взаимосвязанной логистической системы;
- повышение уровня финансового сотрудничества, в том числе за счет расширения практики использования национальных валют;
- укрепление всеобъемлющего партнерства в сфере энергетики;
- развитие цепочек снабжения базовыми товарами и минеральными ресурсами;
- расширение сотрудничества в сферах технологий и инноваций;
- качественное повышение промышленной кооперации, включая гармонизацию отраслевых стандартов и технических требований;
- повышение уровня сотрудничества в сельском хозяйстве в целях обеспечения продовольственной безопасности двух стран.
С содержательной точки зрения цель Заявления — разработка совместной дорожной карты развития взаимодействия Москвы и Пекина в экономической сфере на среднесрочную перспективу. В частности, правительствам двух стран предстояло заниматься ее подготовкой, а ход реализации должен был стать центральным пунктом обсуждения в рамках регулярных встреч глав правительств. Однако до конца 2023 г. сторонам не удалось выполнить необходимый перечень задач: не была согласована такая важная составная часть дорожной карты, как новая редакция плана двустороннего инвестиционного сотрудничества, в процессе по-прежнему находятся переговоры по новой редакции соглашения о поощрении и защите инвестиций.
Вместе с тем в апреле 2024 г. в своем выступлении с ежегодным отчетом перед депутатами Государственной думы председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин отметил, что в недавно утвержденной Стратегии развития внешнеэкономической деятельности России до 2030 г. учитываются все современные тренды глобальной экономики и, как видится, основные положения этого документа [3] станут основой для российской переговорной позиции при совместной подготовке с китайской стороной программы развития экономического сотрудничества.
Оценивая в целом нынешнее состояние и тенденции развития торгово-экономического сотрудничества России и Китая, следует отметить, что быстрый рост его количественных параметров по-прежнему имеет экстенсивный характер. В товарной структуре взаимной торговли, которая является основной формой экономических обменов, не произошло качественных изменений. Россия, пусть и в более значительных объемах, продолжает выступать в качестве поставщика энергетических и сырьевых товаров, металлов, удобрений, лесоматериалов, к которым в последнее время добавились некоторые виды продукции АПК. Китай, в свою очередь, расширяет свое присутствие на российском рынке по широкому перечню и машинно-технической, и потребительской продукции. Быстрая переориентация России «на Восток» не может кардинально изменить ситуацию, обусловленную отраслевой структурой экономик двух стран. Такая модель взаимодействия не позволяет обеспечить стабильное и поступательное развитие двустороннего сотрудничества, не гарантирует его защиту от перепадов, поскольку стоимостная динамика российского экспорта сильно зависит от ценовой конъюнктуры мирового рынка, динамика же китайских поставок определяется размером платежеспособного производственного и потребительского спроса в России.
Помимо этого, среди дополнительных труднопредсказуемых по своим последствиям факторам неопределенности, оказывающим влияние на состояние российско-китайского взаимодействия в экономической сфере, следует отметить напряженную международную обстановку и санкционное давление западных стран как на Москву, так и на Пекин. В 2022 г. ответом на беспрецедентные западные санкции на российскую финансово-банковскую систему стала ускоренная дедолларизация платежно-расчетных отношений в двусторонней торговле. Так, в марте 2024 г. доля расчетов в национальных валютах, преимущественно в китайских юанях, составила около 92%. Вместе с тем в конце 2023 г. США и их западные партнеры в очередной раз ужесточили антироссийский санкционный режим, угрожая китайским финансовым институтам и компаниям расширением масштабов применения вторичных санкций, если КНР не прекратит поставки в РФ продукции двойного назначения. Хотя китайская сторона на официальном уровне выступила против внешнего вмешательства в ход «нормальных торгово-экономических обменов с Россией», на практике с начала 2024 г. китайские банки усилили требования в отношении комплаенса, замедлив, а в ряде случаев и вовсе прекратив обслуживание торговых расчетов между российскими и китайскими компаниями.
Возникшие сложности оказали заметное влияние на динамику двусторонней торговли, прежде всего в части китайского экспорта. В первом квартале 2024 г. показатели российско-китайского товарооборота сохранили положительный рост, однако его темпы существенно замедлились: общий объем торговли увеличился на 5,2%, а китайский экспорт в Россию — только на 2,6%. При этом в марте экспортные поставки на российском направлении сократились на 15,6%, что представляет самый низкий показатель за весь период 2021–2023 гг.
В сложившихся обстоятельствах вероятность коррекции двусторонних торгово-экономических связей значительно повысилась, что еще больше актуализирует задачу углубленного экспертного обсуждения и практической проработки новых форм и механизмов сотрудничества на длительную перспективу.
Материал подготовлен для совместного доклада РСМД, ИКСА РАН и ИМИ Фуданьского университета «Российско-китайский диалог: модель 2024», который планируется к публикации в сентябре 2024 г.
1. Россия укрепила свои позиции в качестве главного энергетического партнера Китая.
2. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года // Президент России. 21.03.2023. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5919
3. Содержание Стратегии в открытых источниках не опубликовано.