За все время после окончания холодной войны пропасть, разделяющая интересы России и Запада, никогда еще не казалась столь широкой. При этом, несмотря на наличие глубоких разногласий, существуют сферы неизменных общих интересов. Во избежание катастрофы Соединенные Штаты, Европа и Россия должны действовать вместе, как это было сделано даже в самые темные периоды холодной войны, чтобы предотвратить террористические акты и снизить риск вооруженных конфликтов или даже войн с применением ядерного оружия в Европе.
За все время после окончания холодной войны пропасть, разделяющая интересы России и Запада, никогда еще не казалась столь широкой. При этом, несмотря на наличие глубоких разногласий, существуют сферы неизменных общих интересов. Во избежание катастрофы Соединенные Штаты, Европа и Россия должны действовать вместе, как это было сделано даже в самые темные периоды холодной войны, чтобы предотвратить террористические акты и снизить риск вооруженных конфликтов или даже войн с применением ядерного оружия в Европе.
Со времен исторических событий 1989–1991 гг., навсегда изменивших Европу, каждый из нас был вовлечен, в том числе на государственном уровне, в решение проблем евроатлантической безопасности. Все это время усилиям по созданию общей системы безопасности в евроатлантическом регионе недоставало актуальности и креативности. Это привело к тому, что евроатлантическое пространство по-прежнему уязвимо перед политическими, экономическими кризисами, а также вызовами в сфере безопасности.
Отсутствие новых инициатив у всех сторон чревато дальнейшим ухудшением положения. Террористические атаки были совершены в Москве, Беслане, Анкаре, Стамбуле, Париже, Ницце, Мюнхене, Брюсселе, Лондоне, Бостоне, Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах, и ответственные за них готовятся нанести новые удары. Тысячи людей уже погибли на Украине с 2013 г., и число жертв продолжает расти. Ни в чем не повинные беженцы ищут спасения от разрушительных войн на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Напряженность в отношениях между Россией и Западом достигла опасно высокого уровня, что увеличивает риск случайности, ошибки или просчета, чреватых политической и военной эскалацией — или даже новой войной.
Первый шаг на пути продвижения наших общих интересов — определение и реализация конкретных, практических, краткосрочных инициатив, направленных на снижение рисков, восстановление доверия и улучшение существующего ландшафта евроатлантической безопасности. Эти инициативы должны быть реализованы в пяти ключевых сферах:
— Мы должны снизить уровень опасности применения ядерного оружия. Сегодня риск случайного или ошибочного пуска ядерной баллистической ракеты неоправданно высок. Отправной точкой для минимизации этой угрозы может стать новое заявление президентов России и США о том, что ядерная война не может быть выиграна и никогда не должна быть развязана. В свое время с таким заявлением выступили Р. Рейган и М. Горбачев. Тогда общественность обеих стран положительно расценила этот шаг как начало оздоровления отношений.
— Мы должны снизить риск ядерного «мгновенного удара», когда ядерные силы готовы к мгновенному запуску и способны поразить поставленную цель за несколько минут. США и Россия должны взять на себя обязательство начать переговоры о снятии значительной доли стратегических ядерных сил с режима мгновенного пуска. Наряду с заявлением, предложенным выше, это определило бы стратегическое направление работы по уменьшению ядерной угрозы.
— Мы должны уменьшить угрозу попадания ядерных и радиологических материалов в руки террористов. Поскольку «Исламское государство» ищет новые возможности для экспорта террора в Европу, Северную Америку и в другие регионы, оно может пытаться получить и привести в действие радиологическое распыляющее устройство, известное как «грязная бомба». Россия, Соединенные Штаты и Европа обязательно должны возглавить глобальные усилия по охране наиболее уязвимых для террористов ядерных и радиологических материалов по всему миру. В частности, сотрудничество по обеспечению безопасности радиоактивных источников являет собой насущную необходимость. Многие объекты, использующие эти материалы, плохо защищены и уязвимы, а на сегодняшний день предполагаемым сроком обеспечения безопасности всех известных уязвимых источников в мире обозначен 2044 г.
— Мы должны снизить риски военной конфронтации путем усиления контактов между военными. Этого можно добиться через создание новой Группы военного кризисного управления Россия-НАТО. Эта инициатива должна сопровождать усилия по возобновлению двустороннего диалога между военными России и Соединенных Штатов. Основное внимание Группы должно уделяться принятию мер по повышению транспарентности и доверия.
— Мы должны снизить риск возникновения инцидентов в воздухе, которые могут привести к политическому или военному конфликту. Текущее наращивание военной активности в воздушном пространстве, где одновременно оперируют и Россия, и НАТО, представляет неприемлемую опасность для гражданского воздушного движения. Государства, действующие в регионе Балтийского моря, для начала должны обменяться правилами «должного внимания» — национальными правилами эксплуатации, которые должны соблюдать государственные воздушные суда вблизи гражданских. Техническая поддержка повышенной транспарентности деятельности сторон в воздушном пространстве позволит значительно снизить риск столкновения.
Сегодня перед Европой, Америкой и Россией стоит много вызовов. Но ничто не должно отводить фокус от важной цели — определить новую политическую систему координат, основанную на экзистенциальных общих интересах и способную остановить дальнейшее ухудшение отношений и укрепить евроатлантическую безопасность. Предложенные нами практические шаги на краткосрочную перспективу — хорошее начало, откладывать которое нельзя.
Впервые опубликовано на английском языке в Project Syndicate