В марте 2021 г. исполняется год с момента, когда Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии нового коронавируса COVID-19. Несмотря на ее крайне негативные социально-экономические последствия для международного сообщества, позиция стран Севера во главе с США по недопущению принятия резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (всего их 14), направленных на содействие обеспечению устойчивого развития и прочного мира, а также противодействие применению односторонних финансово-экономических мер, не претерпела изменений и направлена на купирование усилий человечества по обеспечению права на развитие и достойную жизнь.
В целях содействия преодолению международным сообществом последствий коронавируса генеральный секретарь ООН А. Гутерриш на начальной стадии пандемии (25 марта 2020 г.) обратился к руководителям стран — участниц «Группы двадцати» с призывом отменить санкции, чтобы обеспечить государствам доступ к продовольствию, товарам первой необходимости и медицинской помощи в борьбе с COVID-19.
26 марта 2020 г. на экстренном саммите «Группы двадцати» президент России В. Путин выступил с предложением ввести зеленые коридоры, свободные от торговых войн и санкций, прежде всего для товаров первой необходимости, продовольствия, лекарств, средств индивидуальной защиты, востребованных именно для борьбы с пандемией.
3 апреля 2020 г. к отмене или хотя бы к приостановке санкций на фоне COVID-19 призвала специальный докладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на права человека Е. Довгань. По ее мнению, принятые в обход Совета Безопасности ООН односторонние меры затрагивают экономические, социальные и гражданские права, а главное — право на развитие. Очевидно, что пандемия привела к сокращению доходов населения, безработице и банкротству ряда отраслей экономики, усилив негативный эффект от односторонних ограничительных мер. Санкционная политика мешает восстановлению рынков и мировой экономики, тем самым, оказывая негативное влияние на развитие развивающихся стран.
Несмотря на призывы ООН, страны Севера не считают нужным менять свою санкционную политику. В декабре 2020 г. США, государства — члены ЕС и немногие примкнувшие, включая Украину, проголосовали против резолюции «Права человека и односторонние принудительные меры», призывающей, в частности, к отказу от использования товаров первой необходимости в качестве средства политического принуждения, особенно в контексте глобальных проблем в области здравоохранения, таких как пандемия COVID-19.
При голосовании по резолюции «На пути к установлению нового международного экономического порядка» (дополнительная резолюция к уже существующей — «Международная финансовая система и развитие»), где Генеральная Ассамблея призывает к международному порядку «на принципах суверенного равенства, взаимозависимости, общей заинтересованности, сотрудничества и солидарности всех стран», а также рекомендует «воздерживаться от односторонних экономических, финансовых и торговых мер», страны ЕС и их сателлиты, включая Украину, поддерживают США и голосуют против.
С учетом того, что резолюции принимаются большинством голосов от общего числа государств — членов ООН (193), усилия стран Севера оказываются тщетными.
В марте 2021 г. исполняется год с момента, когда Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии нового коронавируса COVID-19. Несмотря на ее крайне негативные социально-экономические последствия для международного сообщества, позиция стран Севера во главе с США по недопущению принятия резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (всего их 14), направленных на содействие обеспечению устойчивого развития и прочного мира, а также противодействие применению односторонних финансово-экономических мер, не претерпела изменений и направлена на купирование усилий человечества по обеспечению права на развитие и достойную жизнь. С учетом того, что резолюции принимаются большинством голосов от общего числа государств — членов ООН (193), усилия стран Севера оказываются тщетными. В статье проводится исследование позиций государств при голосовании по указанным решениям Генассамблеи ООН.
Содействие обеспечению устойчивого развития и прочного мира
В контексте глобального экономического неравенства дихотомия «Север — Юг» представляет собой конфликт интересов промышленно развитых и развивающихся государств. Конфликт связан с возрастающим разрывом в уровне социально-экономического и культурного развития между «богатыми» северными и «бедными» южными странами. Согласно данным ООН, во всем мире число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось с 36% в 1990 г. до 10% в 2015 г. Однако темпы изменений в связи с пандемией коронавируса замедляются, и есть риск, что десятилетия прогресса в борьбе с бедностью могут быть сведены на нет.
Разрыв в распределении капитала, размере доходов и уровне жизни приводит к социально-экономическим и политическим потрясениям мирового масштаба, что является вызовом безопасности и стабильности мирового хозяйства.
С начала XXI в. международное сообщество предпринимает серьезные усилия для того, чтобы противостоять дихотомии «Север — Юг» и исключить последствия глобального неравенства.
Так, 8 сентября 2000 г. в ходе Саммита тысячелетия была принята Декларация, в рамках выполнения которой была утверждена дорожная карта сроком действия до 2015 г. В данном документе было отмечено 8 целей, 18 задач и 48 индикаторов для измерения степени достижения целей, получивших название «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ).
На Саммите ООН по устойчивому развитию, который состоялся 25–27 сентября 2015 г., была единогласно утверждена Глобальная повестка дня в области развития. В рамках реализации Глобальной повестки 1 января 2016 г. вступил в силу документ под названием «Меняя наш мир к лучшему: Повестка дня устойчивого развития до 2030 года» (неофициально — Цели в области устойчивого развития, ЦУР), содержащий набор целей (всего их 17) для международного сотрудничества в области глобального развития.
Однако начиная с 2016 г. против принятия резолюции (до этого принималась без голосования) «Осуществление Повестки дня на XXI век, Программы действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI в. и решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию и Конференции ООН по устойчивому развитию» начали голосовать США, страны — члены Европейского союза и их сателлиты, включая Украину. В 2019 г. большая часть оппонентов за исключением США и Израиля «воздержалась» [1].
При голосовании по основополагающей резолюции «Право на развитие» [2] в стане Севера наблюдается определенный раскол, однако костяк «богатых» западноевропейских стран и США с примкнувшей Украиной неизменно выступают «против». Несовпадение позиций также наблюдается на африканском направлении при голосовании по резолюциям «Осуществление рекомендаций, содержащихся в докладе Генерального секретаря о причинах конфликтов и содействии обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке» [3] и «Новое партнерство в интересах развития Африки: прогресс в осуществлении и международная поддержка» [4].
Страны — члены Европейского союза и Украина поддерживают США, голосуя против резолюции «Укрепление мира в качестве крайне важного требования для полного осуществления всех прав», в которой, в частности, подчеркивается, что неуклонно увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами создают большую угрозу всеобщему процветанию, миру, безопасности и стабильности [5]. Аналогичным образом выглядит ситуация по резолюции «Ликвидация сельской нищеты в контексте деятельности по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [6].
Необходимо также отметить, что позиция США при администрации Д. Трампа кардинально изменилась (получив поддержку только со стороны Израиля и в одном случае Ливии) в отношении голосования по ряду следующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН:
- «Право на питание» [7] (с 2009 по 2016 гг. резолюция принималась без голосования, с 2017 года США и Израиль голосуют против).
- «Здоровье населения мира и внешняя политика: укрепление устойчивости системы здравоохранения посредством доступного медицинского обслуживания для всех» [8] (с 2008 по 2017 гг. резолюция принималась без голосования, в 2018 г. проголосовали против США и Ливия, в 2019 г. принята без голосования, в 2020 г. проголосовали против исключительно США).
- «Международная финансовая система и развитие» [9] (с 2000 по 2016 гг. резолюция принималась без голосования, в 2017 г. проголосовали против США и Израиль; в 2018–2019 гг. проголосовали против только США).
- «Международная торговля и развитие» [10] (с 2011 по 2016 гг. резолюция принята без голосования, в 2017 и 2020 гг. проголосовали против США и Израиль, в 2018 и 2019 гг. — против только США);
- «Сырьевые товары» [11] (с 2004 по 2015 гг. раз в два года резолюция принималась без голосования, в 2017 г. проголосовали против США и Израиль, в 2019 году — против только США).
Применение односторонних финансово-экономических мер
Глобальное экономическое неравенство по условной оси противостояния «Север — Юг» особо проявилось во время пандемии, когда эффект от санкций приобрел масштаб чрезвычайного бедствия (Венесуэла, Иран).
В целях содействия преодолению международным сообществом последствий коронавируса генеральный секретарь ООН А. Гутерриш на начальной стадии пандемии (25 марта 2020 г.) обратился к руководителям стран — участниц «Группы двадцати» с призывом отменить санкции, чтобы обеспечить государствам доступ к продовольствию, товарам первой необходимости и медицинской помощи в борьбе с COVID-19. Верховный комиссар по правам человека М. Бачелет призвала к смягчению санкций против стран, которые борются с COVID-19. Ограничительные меры могут помешать эффективному противодействию пандемии, что неизбежно скажется и на остальных странах. Преодоление пандемии и последствий коронавирусной инфекции стало приоритетом в повестке ООН и международного сообщества.
26 марта 2020 г. на экстренном саммите «Группы двадцати» президент России В. Путин выступил с предложением ввести зеленые коридоры, свободные от торговых войн и санкций, прежде всего для товаров первой необходимости, продовольствия, лекарств, средств индивидуальной защиты, востребованных именно для борьбы с пандемией. В тот же день восемь стран, в отношении которых действуют ограничительные меры, а именно Россия, Венесуэла, Иран, Китай, КНДР, Куба, Никарагуа и Сирия направили письмо А. Гутерришу о негативном воздействии санкций на права человека и экономический рост.
3 апреля 2020 г. к отмене или хотя бы к приостановке санкций на фоне COVID-19 призвала специальный докладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на права человека Е. Довгань. По ее мнению, принятые в обход Совета Безопасности ООН односторонние меры затрагивают экономические, социальные и гражданские права, а главное — право на развитие. Очевидно, что пандемия привела к сокращению доходов населения, безработице и банкротству ряда отраслей экономики, усилив негативный эффект от односторонних ограничительных мер. Санкционная политика мешает восстановлению рынков и мировой экономики, тем самым, оказывая негативное влияние на развитие развивающихся стран.
Несмотря на призывы ООН, страны Севера не считают нужным менять свою санкционную политику.
В декабре 2020 г. США, государства — члены ЕС и немногие примкнувшие, включая Украину, проголосовали против резолюции «Права человека и односторонние принудительные меры» [12], призывающей, в частности, к отказу от использования товаров первой необходимости в качестве средства политического принуждения, особенно в контексте глобальных проблем в области здравоохранения, таких как пандемия COVID-19.
При этом наблюдается несовпадение голосов США и ЕС по резолюции «Односторонние экономические меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран» [13] — с 2001 года страны ЕС воздерживаются, США и Израиль голосуют против. Однако при голосовании по резолюции «На пути к установлению нового международного экономического порядка» [14] (дополнительная резолюция к уже существующей — «Международная финансовая система и развитие»), где Генеральная Ассамблея призывает к международному порядку «на принципах суверенного равенства, взаимозависимости, общей заинтересованности, сотрудничества и солидарности всех стран», а также рекомендует «воздерживаться от односторонних экономических, финансовых и торговых мер», страны ЕС и их сателлиты, включая Украину, поддерживают США и голосуют против.
Россия и Цели устойчивого развития
Оказывая поддержку принятию указанных выше резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Россия активно содействует целям развития, не только внедряя их в национальные проекты и в стратегическое планирование развития, но и оказывая другим странам доступ к финансовым ресурсам. За последние два года Россия оказала гуманитарную помощь 21 государству Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки на общую сумму свыше 25 млн долл. В условиях пандемии интерес к оказанию международной помощи только возрос — Россия предоставила антикоронавирусную помощь более 20 странам в виде медицинского оборудования и изделий, средств индивидуальной защиты и аппаратов ИВЛ.
План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением COVID-19 был утвержден правительством Российской Федерации 17 марта 2020 г., тем самым содействуя достижению ЦУР на национальном уровне. Антикризисный план включает в себя следующие меры: обеспечение товарами первой необходимости, поддержка отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска, поддержка малого и среднего предпринимательства, а также общесистемные меры (создание гарантийного фонда для реструктуризации кредитов компаний, пострадавших от ухудшения ситуации в связи с распространением COVID‑19; подготовка перечня системообразующих организаций российской экономики; оперативный мониторинг финансово-экономического состояния системообразующих организаций).
На данный момент ЦУР в России интегрированы в национальные проекты и другие стратегические и программные документы: Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, государственные программы «Развитие образования», «Доступная среда», «Содействие занятости населения» и «Комплексное развитие сельских территорий». В 2020 г. 12 реализуемых в России национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры затрагивали 107 из 169 задач, определенных ООН.
1. A/RES/74/216 от 19.12.2019.
2. A/RES/75/182 от 16.12.2020.
3. A/RES/74/302 от 03.09.2020.
4. A/RES/74/301 от 03.09.2020.
5. A/RES/75/177 от 16.12.2020.
6. A/RES/75/232 от 21.12.2020.
7. A/RES/75/179 от 16.12.2020.
8. A/RES/75/130 от 14.12.2020.
9. A/RES/75/204 от 21.12.2020.
10. A/RES/75/203 от 21.12.2020.
11. A/RES/74/204 от 19.12.2019.
12. A/RES/75/181 от 16.12.2020.
13. A/RES/74/200 от 19.12.2019.
14. A/RES/74/200 от 19.12.2019.