Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К.полит.н., независимый аналитик

Отношения России и ЕС с момента начала украинского кризиса оставляют желать лучшего. Становится очевидным, что возвращение к прежним правилам и характеру взаимодействия (business as usual) невозможно. Ключевая задача сейчас — сформировать «новую нормальность». Однако возникает вопрос, на чем она будет основана.

Отношения России и ЕС с момента начала украинского кризиса оставляют желать лучшего. Становится очевидным, что возвращение к прежним правилам и характеру взаимодействия (business as usual) невозможно. Ключевая задача сейчас — сформировать «новую нормальность». Однако возникает вопрос, на чем она будет основана. В недавнее время были сформулированы принципы Могерини, разработана глобальная стратегия ЕС, опубликована статья В. Путина перед визитом в Грецию. Все это некие рамки и ориентиры для выстраивания отношений, но чем именно они будут наполнены, зависит от политических деятелей, дипломатов, экспертов.

У России и ЕС существует поле общих интересов в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком, в области управления миграцией. Представляется важным взаимодействие по вопросам контроля над вооружением и разоружению, в области науки и образования, сохранение контактов на уровне гражданского общества.

Для России выстраивание отношений с ЕС по-прежнему остается приоритетом, однако, в нашей стране существует четкое убеждение, что европейские партнеры не могут навязывать России принципы и нормы, как условие для начала углубления взаимодействия. Сложности в наших отношениях усугубляются отсутствием доверия с обеих сторон.

REUTERS/Yves Herman
Штефан Майстер:
Россия и ЕС в плену недоверия

В краткосрочной и среднесрочной перспективе реальнее говорить о формировании предсказуемости, чем о построении доверия. Формирование или восстановление доверия — долгосрочной процесс, требующий фундаментальной основы, на которой оно будет базироваться.

Ситуация осложняется продолжающейся информационной войной. Основная проблема заключается в том, что в момент наступления тех или иных событий, стороны трактуют эти события по-разному, и отсутствие взаимопонимания неизбежно влечет за собой разницу в реакциях, что, в свою очередь, усугубляет взаимное недоверие.

В подобных условиях обмен знаниями и экспертизой — составная часть формирования предсказуемости и восстановления доверия. Многие вопросы, которые сейчас обсуждаются на экспертном уровне, не могут быть решены на официальном уровне в силу отсутствия подходящих условий и регулярных контактов. Однако не уделять им внимание просто нельзя. В частности, в докладе Европейского сообщества лидеров «Стратегический анализ сотрудничества России и ЕС», который будет обсуждаться в Российском совете по международным делам, говорится, что есть убедительные обоснования и доводы для выработки в долгосрочной перспективе кооперативных отношений России и ЕС. Такое же мнение существует внутри сложившейся группы экспертов из России и различных стран ЕС, которые регулярно проводят встречи в РСМД и аналитических центрах ЕС и стремятся выработать рекомендации по развитию отношений России и ЕС. В частности, речь идет о необходимости минимизации рисков военных инцидентов и выработки механизмов их предотвращения, а также о совместном участии в восстановлении Украины, оказания гуманитарной помощи, работе по переселению беженцев.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся