Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Ирина Абанкина

Директор Института развития образования, НИУ – Высшая школа экономики

Каким может быть образование через 100 лет? Самый простой ответ – оно станет драйвером нового общества с новой экономикой, основанной на знаниях. Образование будет продвигать в общество ценности, формируемые внутри него. К этим ценностям, конституируемым внутри образования, относятся: академические свободы, студенческое самоуправление, организация научных коллективов, включающих и профессоров, и студентов, на принципах проектной самоорганизации, динамизм стремительного генерирования и освоения нового знания и компетенций, умение концентрировать интеллектуальные и финансовые ресурсы на ключевых точках роста.

Каким может быть образование через 100 лет? Самый простой ответ – оно станет драйвером нового общества с новой экономикой, основанной на знаниях. Образование будет продвигать в общество ценности, формируемые внутри него. К этим ценностям, конституируемым внутри образования, относятся: академические свободы, студенческое самоуправление, организация научных коллективов, включающих и профессоров, и студентов, на принципах проектной самоорганизации, динамизм стремительного генерирования и освоения нового знания и компетенций, умение концентрировать интеллектуальные и финансовые ресурсы на ключевых точках роста.

Образование через 100 лет переместится в виртуальное пространство и создаст там «реальную» систему образования. Она не будет отражением инфраструктуры образования в реальном мире, потому что эта система будет развиваться в пространстве неограниченных образовательных ресурсов. Тем не менее за столетие предстоит создать стержневые элементы, обеспечивающие доверие и мобильность в этой системе. Образование относится к доверительным благам, поэтому механизмы признания всеми стейкхолдерами документов об образовании (аттестатов, дипломов, сертификатов) абсолютно необходимы. Это механизмы оценки качества и валидации программ, репутации профессуры, педагогов и предлагаемых ими программ и курсов, прозрачные процедуры проверки на соответствие стандартам, то, что называется построением системы сигналов и фильтров. Такие механизмы должны пронизывать систему при переходе от одного уровня к другому, при взаимодействии с рынком труда, так как работодатели должны быть уверены в квалификации претендентов. Образование работает на символическом рынке брендов, поэтому без создания новых брендов и активного ребрендинга виртуальная система образования останется только приложением к реальному миру.

Самым ограниченным ресурсом в образовании будущего будет время.


obrazovanieeu.blogspot.com
Начальные школы в Словакии

Каковы будут ключевые проблемы такого пространства? Навигаторы и коды доступа к расширяющимся ресурсам, оптимальные стратегии, освоение образовательных курсов, «поисковики» уже реализованных и найденных аналогичных решений и результатов. Самым ограниченным ресурсом в образовании будущего будет время. В отличие от образования время не относится к неограниченно расширяющимся ресурсам. Можно уплотнить время за счет интенсификации его использования, но этому есть пределы. Предоставляя учебным заведениям свободу, сопряженную с механизмами финансирования на долгосрочной основе с правом самостоятельно распоряжаться средствами, мы получаем шанс перейти от тактических решений на принципах управления затратами к стратегическим решениям на принципах управления результатами, к инвестированию в креативный класс, который, как писал Р. Флорида, меняет будущее [1].

Раннее развитие: кувырок с переворотом

Еще в конце XIX века образование было элитарным. Самым важным сдвигом в этой сфере за последние 150 лет стал переход к всеобщему образованию. Практически на всем земном шаре утвердилась идея, что образование – не наследственная привилегия, а всеобщее благо, которое должно быть доступно любому человеку независимо от доходов, социального происхождения, национальной или религиозной принадлежности.

Хотя в мире далеко не все дети ходят даже в начальную школу, в большинстве стран всеобщее среднее образование объявлено нормой. Во многих развитых странах, прежде всего, в европейских, в том числе и в России, социальной нормой постепенно становится и высшее образование, независимо от того, востребовано оно на рынке труда, работают люди по окончании вуза по специальности или нет.

Полтора века назад дошкольное образование было просто немыслимо. Еще 10 лет назад детский сад воспринимался в России исключительно как институт помощи работающим матерям. Отсюда нормы обеспеченности детскими садами – в расчете на 60% работающих матерей в городе и на 40% на селе [2].

Социальные позиции будут определяться креативным и интеллектуальным потенциалом в большей мере, чем принадлежностью к мужскому или женскому полу, и в этом процессе образование сыграет главную роль. Перспективы карьерного роста и профессионального развития тоже будут менее зависимы от гендерных различий.

Сегодня к детским садам относятся именно как к образовательным организациям. Во многих странах мира, показывающих высокие образовательные результаты школьников, таких как Финляндия, Швеция, Англия, Австралия, в течение последних трех лет принимаются новые программы и стандарты дошкольного воспитания, повышается внимание к раннему развитию. Эти страны выстраивают свою политику с учетом высокой отдачи от инвестиций в человеческий капитал на ранней стадии, которую обосновал нобелевский лауреат Дж. Хекман [3]. Пришло понимание важности раннего развития ребенка, развития в коллективе, где происходит социализация детей, освоение навыков коллективного обучения. Такое образование невозможно заменить семейным воспитанием, компенсировать культурной программой родителей.

Во многих странах, например, в Англии, Франции, Германии, обязательное школьное обучение начинается намного раньше, чем в России – с 5 лет. А чтобы ребенок был к этому готов, начиная с 1970-х годов (особенно бурно в 1990-е годы) стали появляться программы раннего развития детей, в том числе и российские – «От рождения до школы», «Радуга», «Истоки» и др.

Раннее начало обучения прагматично: как доказал Дж. Хекман, здесь инвестиции окупаются в большей степени, чем на следующих уровнях образования. В дальнейшем дети способны лучше усваивать знания, а проявлений социальной неадекватности становится значительно меньше. Кроме того, раннее обучение – часть политики преодоления социального неравенства (этнического, культурного) [4]. Ее цель состоит в том, чтобы дети из семей мигрантов или из бедных социальных слоев могли учиться в школе наравне с остальными. В этом возрасте с помощью педагогических технологий можно преодолеть множество недостатков в развитии детей, как в физическом, так и в психическом.

Le Figaro
Рейтинг PISA 2012

Через 100 лет эта тенденция превратится в норму. Раннее развитие через взаимодействие ребенка и педагога станет ключевой компонентой образования. Оно будет «жить» и в реальном, и в виртуальном мирах, будет помогать налаживать коммуникацию с миром.

Среднее образование: сальто прогнувшись

Главное изменение в области среднего образования за последние полтора столетия заключается в том, что в большинстве стран мира оно стало смешанным – мальчики и девочки учатся вместе. С точки зрения культуры это очень важная перемена, поскольку школа служит моделью жизни общества, и социализация детей – такая же важная задача, как и передача знаний. Вероятно, данная тенденция сохранится и через 100 лет. Более того, гендерные различия и социальные позиции сильно изменятся, поэтому вопрос о разделении образования не встанет. Социальные позиции будут определяться креативным и интеллектуальным потенциалом в большей мере, чем принадлежностью к мужскому или женскому полу, и в этом процессе образование сыграет главную роль. Перспективы карьерного роста и профессионального развития тоже будут менее зависимы от гендерных различий. Образование служит социальным лифтом и растворяет сословную привилегированность вне зависимости от пола.

Можно констатировать, что в современной школе уже сейчас произошел сдвиг: она в большей степени ориентирует учеников на освоение исследовательских навыков, ее задача – научить систематически учиться, проявлять самостоятельность и ответственность. Однако не все системы образования в разных странах осуществили этот сдвиг. Например, российские школы (за немногим исключением) сосредоточены на преподавании предметных знаний, большая часть которых оказывается впоследствии невостребованной. В этом отношении система вполне эффективна. Ученики показывают прекрасные результаты в 4-м и 8-м классах по математической и естественнонаучной грамотности (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений – IEA, Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования). Но когда надо продемонстрировать способность применять знания в конкретных жизненных ситуациях, ученик такой школы уступает своим зарубежным сверстникам. Именно поэтому Россия все время оказывается в группе стран с результатами ниже средних по итогам международного тестировании PISA (Programme for International Student Assessment; тестирование проводится раз в три года, участвуют 15-летние учащиеся независимо от типа учебного заведения).

Через 100 лет образование будет помогать человеку управлять собой, означает овладение основными универсальными учебными навыками: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Страны-лидеры по результатам международных исследований осуществили сдвиг в сторону исследовательских компетенций, самостоятельности в принятии решений и выборе образовательных траекторий (1, 2). Если учесть, что на разработку и внедрение новых образовательных системных решений, основанных на новых педагогических технологиях, уходит примерно 40–50 лет, можно предположить, что через 100 лет сдвиг в сторону формирования исследовательских компетенций сохранится. Сингапур сегодня – очевидный лидер в образовании, его эксперты утверждают, что они разрабатывали свою школьную систему 45 лет назад, и только теперь она дает те высокие результаты, которые на протяжении последних 10 лет устойчиво демонстрируют сингапурские школьники в международных исследованиях.

Высшее образование: тройной прыжок

К концу XIX века в мире доминировала гумбольдтовская модель университета, основанная на академической свободе и соединении преподавания с научными исследованиями. Социальная роль, миссия университетов такого типа состояла, в первую очередь, в поддержании и передаче системы ценностей. Начиная с 1920-х годов во всем мире наблюдается отход от этой системы. Научные изыскания (в гумбольдтовской модели они ничем не регулируются) ставятся на службу техническому прогрессу, в том числе обеспечению безопасности. Вызовы современного общества требуют развития креативного потенциала человека как условия успешной карьеры. Помимо профессиональных знаний становятся важны универсальные управленческие навыки – умение работать в рамках проектного подхода, создавать команду, быть лидером, искать и анализировать информацию. Это позволяет человеку быть гораздо мобильнее на рынке труда, переходить из одной сферы в другую.

Через 100 лет самой распространенной в мире станет концепция образования «one-to-one». Она подразумевает, что через информационные ресурсы ребенок в состоянии выходить на общение со своими сверстниками, педагогами, не только изучая предметы, а предъявляя им результаты своей индивидуальной или коллективной работы через проектную или исследовательскую деятельность, социальные практики.

Через 100 лет образование будет помогать человеку управлять собой, и это станет ключевой компетенцией. Управление собой (можно называть это развитием самостоятельности и ответственности) означает овладение основными универсальными учебными навыками: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Сегодня мы живем в информационном обществе. Это общество расширяющихся ресурсов, в том числе образовательных, и технологии освоения этих ресурсов сильно изменились, стали более сложными. Мы страдаем от информационных перегрузок, от неумения ориентироваться в море информации, быстро анализировать, делать выводы. Многие работодатели жалуются на то, что профессиональных знаний выпускникам хватает, однако принимать решения даже в стандартной, а тем более в нестандартной ситуации они не умеют (1, 2).

Разработчики законов, касающихся образования, сходятся во мнении, что такие компетенции, как коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, разделять ответственность, работать на достижение общих целей, доверять лидерам, выстраивать отношения с ровесниками и взрослыми, и в то же время способность увидеть в себе лидерские качества и навыки являются слабыми сторонами нынешнего образования. Учить этому в университете довольно поздно. Перечисленные ключевые, «сквозные», как их часто называют, компетенции должны пронизывать всю систему образования: раннее развитие – дошкольный уровень – школьный уровень – профессиональное образование – высшее образование.

www.edudemic.com

Через 100 лет самой распространенной в мире станет концепция образования «one-to-one». Она подразумевает, что через информационные ресурсы ребенок в состоянии выходить на общение со своими сверстниками, педагогами, не только изучая предметы, а предъявляя им результаты своей индивидуальной или коллективной работы через проектную или исследовательскую деятельность, социальные практики. Действительно, в современном информационном мире освоить все знания невозможно, но надо иметь навыки, умения учиться и профессионально развиваться. Система образования через 100 лет сконцентрирует ресурсы, чтобы систематически помогать человеку быть ответственным и самостоятельным, осознавать себя взрослым, умеющим решать жизненные проблемы. Важно, чтобы у человека сформировалась и сохранялась мотивация к продолжению образования.

В связи с этим в новой модели образования через 100 лет упор, на наш взгляд, будет сделан на свободу, на помощь профессионалов-педагогов детям в артикулировании воображения, в разворачивании социальных практик для его предъявления. Это существенно изменит концепцию образования: от репрессивной модели, которую Мишель Фуко характеризовал как систему «надзирать и наказывать» [5], будет осуществлен переход к креативной модели.

Креативность – особое измерение, для формирования которого нужны специальные условия, прежде всего, свобода творческого поиска, исследований, свобода думать, проектировать, пробовать, ошибаться. Для креативной модели как модели образования через 100 лет будет характерна не ведомственная, а кластерная организация. Она будет представлять собой модель содружества независимых школ, университетов, фондов, некоммерческих организаций и коммерческих фирм, связанных отношениями сотрудничества и конкуренции, а также нередко общностью территории.

Точками опоры креативности в меняющемся глобальном мире становятся:

  • поликультурная среда и толерантность;
  • лидеры и лидерство;
  • новые технологии менеджмента;
  • творческое начало, глубина культурных традиций и умение их поддерживать;
  • тиражирование и коммерческая эксплуатация, обеспечивающие доступность ресурсов;
  • навыки конструктивного диалога;
  • проектная идеология.

Важно, чтобы в этом помогали профессиональные педагоги. Должно быть грамотное, умное взаимодействие – семьи, родителей, педагогов, тех организаций, которые работают с учащимися и умеют найти с ними контакт (в частности, центров психолого-педагогической, социальной поддержки). Сегодняшние дети овладевают гаджетами раньше, чем начинают говорить. Необходимо поставить заслон перегрузкам, не свойственным возрасту, а для этого нужно все время быть рядом с ребенком. Базовая характеристика образования через 100 лет – содействие, т.е. совместное действие ребенка и взрослого, детей между собой. На каких принципах будет строиться такое содействие? Прежде всего, на принципе поддержки профессионализма и профессионального развития педагогов.

Еще одна базовая характеристика модели образования через 100 лет, без которой ее нельзя представить, – поликультурное развитие. Это такое образование, где культуру глубоко осваивают не только через родной язык, но и через систему совместных действий, включая организацию праздников, ритуалы, костюмы, традиционную кухню. Сохранение национальных традиций, живого языка, вплетенного в ткань жизни, очень важно для образования. Тем самым сохраняются богатство культуры и потенциал толерантности в людях.

В одном из международных исследований информационных компетенций учителей-естественников, математиков и информатиков (CITES – Comparative IT Education Study) был задан вопрос: «Сколько времени вы с учениками проводите за пределами класса и школы, в социальных сетях, в переписке по электронной почте?». В ответах российских учителей на этот вопрос в основном нули. В других странах (например, в Норвегии) до 92% педагогов общаются с подопечными вне класса. Учитель становится партнером в жизни, обсуждает с учениками свой предмет, жизненные проблемы. Партнерство учеников и педагогов – неотъемлемая часть креативного образования. Хочется думать, что оно возобладает через 100 лет.

Для креативной модели как модели образования через 100 лет будет характерна не ведомственная, а кластерная организация. Она будет представлять собой модель содружества независимых школ, университетов, фондов, некоммерческих организаций и коммерческих фирм, связанных отношениями сотрудничества и конкуренции, а также нередко общностью территории.

Между тем идет ли речь о музее, театре или библиотеке, спортивном или культурном событии, в которое втянуты дети, школьники, студенты, – все это типы деятельности в разных средах. Система образования должна обеспечить их разнообразие, чтобы каждый мог усвоить поведение в них. Образование через 100 лет будет иметь в своем арсенале разные форматы, которые дадут возможность заниматься с увлечением, получать удовольствие от спорта, музицирования или занятий искусством. Задача – помочь детям самоопределиться, разобраться, есть ли у них интерес к тем или иным проблемам, смогут ли они на это в дальнейшем опереться.

В перспективе для образования будут характерны методы управления, ориентированные на деятельностные принципы, на актуализацию будущего в настоящем, на то, что принято называть action-education и action-research. Для этого учебное заведение, конечно, должно обладать свободой в сосредоточении и переброске ресурсов, владеть технологиями управления результатами. Это не отменяет принципов прозрачного бюджетирования и общественного контроля, а наоборот – заставляет использовать эти механизмы максимально эффективно.

В будущем ключевыми организаторами образования станут такие учебные заведения, в которых будут одновременно реализовываться три типа процессов: разработка образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебный процесс; разработка проектов, связанных с развитием различных технологий; проведение исследований фундаментального и прикладного характера. Эффективное сочетание всех трех процессов при создании и обновлении образовательных программ будет обеспечивать их конкурентоспособность.

Хочется верить в силу набирающего обороты эдьютейнмента (edutainment – обучение в развлекательном формате), которое поможет вернуть в образование игры и спорт. Есть основания предполагать, что через 100 лет образование будет ориентировано на сохранение и развитие интереса, мотивации на основе управления собой. Формируя свою образовательную программу, каждый сможет с помощью ИКТ диагностировать свои способности, потенциал, выявить те или иные отклонения, понять, что с ним происходит, и принять решение. Несомненно, в будущем такая технология будет разработана и предоставлена учебным заведениям, которые обучат ребят бесплатно и приватно ею пользоваться. Таким образом, они научатся нести ответственность за себя, за свое здоровье (физическое и психическое) и эмоциональное состояние, обретут навыки преодоления кризисов.

1. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХI, 2011.

2. Нормативная потребность субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры определяется в соответствии с методикой, одобренной распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р (с изменениями от 23 ноября 2009 г. № 1767-р). Нормативы обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях устанавливаются на уровне 60% от численности детей соответствующего возраста в городских поселениях и 40% от численности детей соответствующего возраста в сельской местности.

3. Heckman J.J. Policies to Foster Human Capital // Research in Economics. 2000. Vol. 54 (1). P. 3–56.

4. Zigler E. Reshaping Early Childhood Intervention to Be a More Effective Weapon Against Poverty // American Journal of Community Psychology. 1994. Vol. 22 (1). P. 37–47; Lally J., Mangione P., Honig A. The Syracuse University Family Development Research Program: Long-Range Impact on an Early Intervention With Low-Income Children and Their Families // Powell D. (ed.) Parent Education as Early Childhood Intervention. Norwood: Ablex, 1988. P. 79–104.

5. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. И. Окуневой под общ. ред. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2005.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся