Глобальный тренд на увеличение доли беспилотных авиационных систем в парках авиационной техники Вооруженных сил в полной мере относится к Европе. Министерства обороны стран Евросоюза обеспокоены вопросами оснащения войск современными БЛА. В настоящее время решение этой задачи осуществляется за счет импорта и, хотя существуют варианты собственной разработки, их реализация сталкивается с серьезными трудностями.
На настоящий момент можно констатировать, что предпринятая в 2015 г. и длящаяся уже десять лет очередная попытка произвести «перезагрузку» программы общеевропейского беспилотника пока так и не стала успешной. Фактически мы продолжаем наблюдать вялый процесс разработки, идущий в значительной степени по инерции. Проект становится этаким «чемоданом без ручки», который неудобно нести, но в то же время и бросить жаль.
При этом реализация проекта остается сопряженной с перманентным перетягиванием одеяла на себя участниками проекта. Все это в итоге приводит к тому, что текущая попытка разработки перспективного БЛА превращается в очередной долгострой со все менее вероятным успешным завершением.
Высказывались мнения, что российско-украинский конфликт, ожививший некоторые европейские фобии и приведший к всплеску активности в оборонно-промышленном секторе Европы, стимулируют работы по этому проекту. Вероятнее всего, это мнение ошибочно. В конфликтах высокой интенсивности с противником, находящимся на близком уровне технологического развития применение такого рода беспилотных аппаратов будет ограничено. Поэтому эти события отнюдь не повысили приоритет разработки «Евродрона».
В целом европейские милитаристские устремления, особенно в ближнесрочной перспективе, вероятно, будут реализовываться главным образом за счет масштабирования производства уже изготовляемых систем или закупки имеющихся на мировом рынке. Исследования по созданию новых систем вооружений и военной техники не сойдут на нет, но будут в первую очередь направлены на менее финансово затратные проекты. Более же масштабные вещи, скорее всего, отложат до лучших времен.
Глобальный тренд на увеличение доли беспилотных авиационных систем в парках авиационной техники Вооруженных сил в полной мере относится к Европе. Министерства обороны стран Евросоюза обеспокоены вопросами оснащения войск современными БЛА. В настоящее время решение этой задачи осуществляется за счет импорта и, хотя существуют варианты собственной разработки, их реализация сталкивается с серьезными трудностями.
Одним из востребованных классов беспилотных авиационных систем выступает MALE — средневысотные аппараты большой продолжительности полета. К этой категории относят беспилотники, способные выполнять полеты на высотах до 7000 м максимальной продолжительностью полета от суток и более.
Технические возможности такого рода дронов, как правило, включают несение разнообразной аппаратуры разведки и наблюдения, состоящей как из продвинутых оптикоэлектронных и радиолокационных систем, так и систем радиоэлектронной и радиотехнической разведки. Кроме того, аппараты MALE-класса практически всегда — носители авиационных средств поражения, чаще всего высокоточных.
Эти возможности сделали БЛА MALE-класса широко используемыми в последние годы. В военных действиях они могут применяться в конфликтах низкой интенсивности для поддержки действий пилотируемой авиации или в контртеррористических и противопартизанских задачах для нанесения точечных ударов, минимизирующих сопутствующий ущерб. В мирное время они могут задействоваться для мониторинга безопасности сухопутных границ, побережья и акваторий территориальных вод и прилежащей зоны и др.
Импорт
Несмотря на высокую востребованность в вооруженных силах подобных систем, собственных разработок в данной области в Европе до сих пор не было. В результате вооруженным силам европейских государств приходилось обходиться закупками или арендой иностранной техники.
Довольно длительное время на европейском рынке господствовали две основных страны — поставщика дронов MALE-класса. Так, целый ряд стран использует тяжелые беспилотные летательные аппараты Reaper американской компании General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI). Сначала США дозированно поставляли эти БЛА, ранжируя поставки в соответствии со статусом союзников и иными политико-экономическими мотивами. К примеру, первоначально вооруженная версия досталась только Великобритании, в то время как остальные страны, получившие разрешение на приобретение этих дронов, были вынуждены обходиться исключительно урезанной по характеристикам разведывательной модификацией.
Франция была среди первых эксплуатантов израильских БЛА производства компании Israel Aerospace Industries (IAI). Созданное этим известным авиапроизводителем семейство БЛА Heron было взято за основу для европейской версии беспилотника Harfang. Эти БЛА с 2009 г. применялись Вооруженными силами Франции, в частности, в Афганистане, Ливии и Мали.
Германия c 2010 г. также использовала в своих Вооруженных сил БЛА линейки Heron. Три беспилотных аппарата и две наземных станции управления предоставлялись на основе продлеваемого ежегодно лизингового соглашения. Упор был сделан именно на аренду, так как это представлялось временной мерой до появления некоей европейской беспилотной системы. Сейчас Германия также использует беспилотную продукцию компании IAI, перейдя на более тяжелые БЛА Heron TP (GHTP), чья максимальная взлетная масса превышает 4,5 тонны. С 2024 г. БЛА этой модели периодически выполняют полеты в насыщенном авиацией европейском воздушном пространстве, иногда даже перелетая из одной страны в другую.
Отдельного упоминания в перечне поставщиков эксплуатируемой в Европе беспилотной авиационной техники крупной размерности заслуживает Турция. Эта страна, долгое время импортировавшая дроны из США и Израиля, сумела переломить устоявшийся порядок вещей и развить собственные компетенции в целом ряде областей, что в итоге наряду с наличием доступа к подсистемам мировых производителей обеспечило ей возможность не только покрыть свои внутренние потребности в системах БЛА, но также превратиться в одного из крупнейших их поставщиков на внешние рынки, включая отчасти и европейский с поставками своих систем BayraktarTB2.
Как можно заметить, в части иностранных поставок беспилотных систем крупной размерности в Европу наблюдается высокая конкуренция. Рынок постепенно превращается из рынка продавца, который диктовал свои условия, в рынок покупателя. Поставщики вынуждены улучшать свои условия, расширяя функционал предлагаемых потенциальным заказчикам изделий, и более того, проявляя гибкость в адаптации базовых решений, включая интеграцию местных систем целевой нагрузки, и даже вооружений.
Самострой
Несмотря на то, что вариант получения систем БЛА MALE-класса за счет внешних приобретений возможен, он сопровождается некоторыми недостатками для Европы. Во-первых, речь идет о формировании зависимости от поставщика, которая может нести в себе существенные риски, связанные с изменением политической конъюнктуры. Во-вторых, с учетом высокого спроса импорт ведет к необходимости занимать место в очереди ожидания среди прочих заинтересованных клиентов, иногда со всего мира. В-третьих, постоянные закупки зарубежных систем ведут к деградации собственных компетенций по целому ряду направлений техники и технологий, да и в целом снижению мотивации их развития. В-четвертых, это в некотором смысле наносит удар по репутации европейской оборонной промышленности, когда закупки заставляют признавать свою неспособность к созданию конкурентных решений в сфере беспилотной техники.
Осознание совокупности указанных факторов стало движущей силой для претворения в жизнь идей создания собственных внутриевропейских разработок. В то же время высокая стоимость подобных проектов вместе с неготовностью какой-либо одной стороны нести такого рода затраты в одиночку привели к появлению идеи консолидированной разработки силами нескольких крупных оборонно-промышленных компаний из ряда технологически развитых стран Европы.
При этом страны — участницы проекта не только разделяли технические и финансовые издержки, но и совместно развивали общие компетенции, и также получали возможность определенные преимущества. В их числе закупка по более низким по сравнению с аналогами ценам. Согласно опубликованным данным, ожидается, что стоимость одного европейского беспилотного комплекса, включающего три БЛА (без учета затрат на НИОКР) будет на 40 млн евро меньше, чем у американского аналога MQ-9 Reaper — 160 млн евро против 200 млн евро у беспилотников Reaper. Еще одним преимуществом виделись более низкие эксплуатационные расходы в размере 3000 евро за летный час, тогда как летный час американского БЛА Reaper на 1000 евро дороже. Наконец, выгоду также могли представлять перспективы возможных поставок систем БЛА на внешние рынки.
Текущая реализация
Формально текущая программа создания европейского БЛА класса MALE под наименованием EuroMALE (Eurodrone) стартовала в мае 2015 г., когда было подписано трехстороннее соглашение между Германией, Францией и Италией. Позднее к ним присоединилась четвертая европейская страна — Испания. Таким образом, фактически был составлен пул наиболее технологически развитых и финансово состоятельных стран Европы.
Основным подрядчиком для запланированного средневысотного беспилотника большой продолжительности полета стало немецкое оборонное подразделение Airbus — Airbus Defence and Space, базирующееся в Бремене, где также было запланировано осуществлять окончательную сборку. Помимо этого, к работам по проекту подключились французская Dassault Aviation, итальянская Leonardo и испанская Airbus Defence & Space Spain.
В ноябре 2015 г. управление программой было возложено на Европейское агентство по оборонным закупкам OCCAR. После этого в 2016 г. были начаты двухлетние исследовательские работы по проекту, которые привели к созданию полноразмерного макета будущего БЛА, продемонстрированного в 2018 г. во время проходившей в Берлине авиационной выставки ILA.
На открытой площадке авиасалона был выставлен аппарат самолетного типа максимальной взлетной массой порядка 13000 кг с размахом крыла около 30 м. Его силовая установка первоначально состояла из двух расположенных на пилонах в хвостовой части фюзеляжа двигателей, вращающих толкающие винты, которые затем были заменены на тянущие. БЛА будет способен работать на высотах до 12200 м, а максимальная продолжительность полета должна составлять от 18 до 40 ч в зависимости от нагрузки. Компания Airbus заявляла, что для связи между наземной станцией управления и беспилотными летательными аппаратами будут использованы различные каналы передачи данных, работающие как в зоне прямой видимости, так и вне ее.
«Евродрон» проектировался для применения в разведывательных целях с одновременной возможностью несения вооружений. Разведывательное оборудование включает расположенную под носовой частью беспилотника гиростабилизированную многоканальную оптикоэлектронную систему наблюдения Euroflir 610 компании Safran. Находящийся под центральной частью фюзеляжа наплыв намекает на наличие бортовой радиолокационной системы. Также в состав оборудования полезной нагрузки БЛА наверняка будут входить системы РЭР/РТР.
Для эксплуатации в общем воздушном пространстве БЛА должен быть оснащен радарами обнаружения препятствий в воздухе и уклонения от столкновений с ними (Detect and Avoid, DAA) от компании Hensoldt. Его сертификация по стандарту НАТО STANAG 4671 Ed. 3 и применимым частям правил гражданской авиации позволит работать в несегрегированном воздушном пространстве.
Наиболее свежие иллюстрации БЛА показывают его с вооружением, размещенным под консолями крыла. В частности, на ILA 2022 беспилотник был показан с подвешенными ракетами Hellfire и управляемыми бомбы с лазерным наведением GBU-49 Enhanced Paveway II американской разработки. Позднее сообщалось, что Франция добавила для оснащения БЛА Eurodrone также ракету класса «воздух-земля» Akeron LP от компании MBDA.
Как видно по реализуемым функциям, европейские разработчики пытались создать в некотором роде аналог эксплуатировавшихся в разное время в Европе БЛА — Reaper и отчасти HeronTP. Вместе с тем, нельзя не заметить, что при схожих летно-технических характеристиках и близких возможностях, создаваемый в Европе беспилотник по своей массе вдвое превышает массу каждого из упомянутых БЛА. Вероятно, имеющая место переразмеренность может быть связана с отсутствием опыта создания подобного рода аппаратов в странах Европы. При этом не исключено, что в ходе дальнейшей реализации проекта масса БЛА будет еще увеличиваться.
Проблемные моменты
В ходе первой публичной демонстрации представители компаний-участниц кооперации были заметно воодушевлены перспективами проекта, над которым они работали. «Это инновационное партнерство разрешит проблемы партнерских стран с ограниченным бюджетом, благодаря объединению средств на развитие», — заявил тогда глава Airbus Defence and Space Дикр Хок. Генеральный директор Dassault AviationЭрик Траппье добавил, что это событие отражает преданность компаний-участниц суверенитету европейской обороны и безопасности.
В то же время, несмотря на первоначально запланированный на 2025 г. операционный дебют этого БЛА, программа столкнулась с задержками. В качестве причины указывалась, в частности, пандемия COVID-19.
Впрочем, это была лишь одна из причин. Так, известно, что компании-участницы проекта имели разногласия по поводу ключевых компонентов. Компания Safran Helicopter Engines объявила о партнерстве с ZF Luftfahrttechnik GmbH (ZFL) и MT-Propeller с целью разработки на базе роторного двигателя Ardiden 3 нового турбовинтового двигателя для европейских беспилотных летательных аппаратов. В то же время генеральный подрядчик Airbus поручил принадлежащей c 2013 г. General Electric итальянской компании Avio Aero оснастить БЛА турбовинтовыми двигателями GE Catalyst. Такое решение не устроило компанию-субподрядчика Dassault, которая лоббировала интересы французской промышленности. Помимо этого, программа Eurodrone была омрачена и раздорами между компаниями-подрядчиками по поводу разделения труда и проблем с интеллектуальной собственностью.
Согласно опубликованному в начале 2024 г. отчету Министерства обороны Германии, в сентябре 2023 г. был пропущен крайний срок для завершения этапа предварительного анализа проекта (PDR). Этап был завершен только спустя 8 месяцев в мае 2024 г., о чем компания Airbus отчиталась в своем пресс-релизе. Тем не менее задержки привели к смещению сроков выполнения этапа критического анализа проектных решений (CDR) и наверняка отразятся на последующих этапах. Так, первоначальный план проекта заключался в том, чтобы завершить разработку к 2025 г., но потом окончательная дата была передвинута на 2027 г., а сейчас уже становится наиболее вероятным вариант, при котором появление работоспособного «Евродрона» «уйдет» за 2030 г.
Вместе со сроками растет и стоимость. Изначально общая стоимость работ оценивалась в 7,6 млрд евро, половину из которых готова была внести Германия. В докладе Министерства обороны Германии отмечалось, что сейчас речь идет об увеличении расходов на 35,2%. Подчеркивается, что эти корректировки стоимости следует рассматривать в контексте общей инфляции, особенно под влиянием конфликта на Украине. Но дело не только и не столько в этом, сколько в излишне оптимистичной первоначальной оценке. Более того, можно с высокой долей уверенности подчеркнуть, что озвученное увеличение расходов будет наверняка не последним.
Перспективы
Амбициозные идеи создания общеевропейских беспилотных систем ранее уже возникали на повестке дня европейских политических и оборонных кругов. Из наиболее значимых в этом контексте стоит упомянуть предлагавшийся в «добрекзитные» времена британский проект Mantis и общеевропейский Talarion. Оба этих проекта реализованы так и не были. Это объясняется тем, что помимо существования озвученных ранее и выглядящих весомыми причин «за» их появление, имеются также и не менее серьезные препятствия. Среди них можно упомянуть превалирование частных интересов тех или иных компаний над общими интересами всех участников проекта; слабость наднациональных механизмов управления в Европе; ощущаемое отсутствие веры в успех общего дела.
Параллельно стоит отметить, что градус интереса к претворению в жизнь проекта собственного европейского беспилотника был несколько понижен и за счет политики зарубежных поставщиков. Так, США в рамке программы поддержки продвижения экспорта своих БЛА Reaper стали активнее привлекать местные европейские компании промышленности для создания кастомизированных под европейских заказчиков решений.
Кроме того, финальная стоимость беспилотного комплекса Eurodrone может оказаться на неприемлемо высоком уровне, по крайней мере превышающем стоимость гораздо более технологически зрелого американского БЛА Reaper. Если для участников проекта из Германии Франции, Италии и Испании в случае доведения его до логического финала затраты на приобретение «Евродронов» станут неизбежной строкой их военных бюджетов, то для других стран мотивация к проведению закупок этого дрона будет не вполне понятной.
На настоящий момент можно констатировать, что предпринятая в 2015 г. и длящаяся уже десять лет очередная попытка произвести «перезагрузку» программы общеевропейского беспилотника пока так и не стала успешной. Фактически мы продолжаем наблюдать вялый процесс разработки, идущий в значительной степени по инерции. Проект становится этаким «чемоданом без ручки», который неудобно нести, но в то же время и бросить жаль.
При этом реализация проекта остается сопряженной с перманентным перетягиванием одеяла на себя участниками проекта. Все это в итоге приводит к тому, что текущая попытка разработки перспективного БЛА превращается в очередной долгострой со все менее вероятным успешным завершением.
Высказывались мнения, что российско-украинский конфликт, ожививший некоторые европейские фобии и приведший к всплеску активности в оборонно-промышленном секторе Европы, стимулируют работы по этому проекту. Вероятнее всего, это мнение ошибочно. В конфликтах высокой интенсивности с противником, находящимся на близком уровне технологического развития применение такого рода беспилотных аппаратов будет ограничено. Поэтому эти события отнюдь не повысили приоритет разработки «Евродрона».
В целом европейские милитаристские устремления, особенно в ближнесрочной перспективе, вероятно, будут реализовываться главным образом за счет масштабирования производства уже изготовляемых систем или закупки имеющихся на мировом рынке. Исследования по созданию новых систем вооружений и военной техники не сойдут на нет, но будут в первую очередь направлены на менее финансово затратные проекты. Более же масштабные вещи, скорее всего, отложат до лучших времен.