На прошлой неделе премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель посетил Сочи, где встретился с президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым. Небольшая европейская страна оказалась в авангарде мировой политики, так как до конца с.г. председательствует в ЕС, а значит, в гораздо большей степени, чем обычно, влияет на повестку дня сообщества.
На прошлой неделе премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель посетил Сочи, где встретился с президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым. Небольшая европейская страна оказалась в авангарде мировой политики, так как до конца с.г. председательствует в ЕС, а значит, в гораздо большей степени, чем обычно, влияет на повестку дня сообщества.
В связи с этим под эгидой люксембургского посольства и Российского совета по международным делам (РСМД) в Москве собрались послы ряда европейских стран и вместе с экспертами за закрытыми дверями попытались определить пути выхода из тупика, в котором оказались отношения России и Европы.
Участники дискуссии высказали мысль о том, что война против общего врага в лице запрещенной в РФ группировки «Исламское государство» не поможет России и Западу преодолеть разногласия. Сегодня наши отношения переживают сильнейший упадок в современной истории. То, что, в сущности, является кризисом доверия, началось еще задолго до событий в Украине. Более того, если бы такое доверие существовало, украинского кризиса, вероятнее всего, вообще удалось бы избежать. Ситуация усугубляется так называемой войной санкций, последствия которой оказались особенно болезненными для России.
Еще до обострения ситуации в Украине был совершен целый ряд ошибок. Многие заслуженные европейские политики предупреждали, что «соседские» инициативы ЕС («Европейская политика соседства», «Восточное партнерство») могут быть негативно восприняты в РФ, а именно как предпосылки для приглашения Грузии, Молдавии, Украины и Азербайджана в ЕС, а потом и в НАТО. Данные проекты, действительно, вызвали в Москве серьезную озабоченность, и, к сожалению, опасения в какой-то мере оправдались.
А уже после того, как грянул украинский кризис, стало понятно, что не работают международные институты, призванные обеспечивать безопасность и каналы диалога на европейском пространстве. Не работает Совет Россия–НАТО, который создавался в 2002 году для поддержания постоянного контакта и предотвращения как раз именно таких кризисов. Не работает в полном объеме ОБСЕ, хотя она, пожалуй, остается единственным островком активности, дающим надежду на дипломатию.
Сама идея строительства Большой Европы подвергается все большей критике. Действительно, трудно представить себе некое общее ценностное пространство от Португалии до России и от Норвегии до Турции, когда прямо в середине этого четырехугольника располагается расколотая надвое Украина. И все же довольно нелепо считать, что, отказавшись от идеи общих интересов, подходов и вызовов, которые стоят перед всеми странами, находящимися по разные стороны украинских баррикад, можно будет преодолеть этот разрыв.
Одним из таких вызовов, безусловно, является миграция. Добровольное или вынужденное перемещение людей все больше осознается как испытание для всей Европы. Ситуация настолько сложная, что в ЕС витают в воздухе идеи о восстановлении границ в Шенгенской зоне. А ведь Шенген – один из символов приверженности европейцев принципу свободы перемещения, основанному на общности мировосприятия. Решения проблемы просителей убежища пока не видно, и не случайно некоторые эксперты считают все, что сегодня происходит на юго-восточных границах Европы, «экзистенциальным вызовом для ЕС».
Что же дает европейскому пространству безопасности шанс на выживание? В 2016 году впервые председательство в ОБСЕ перейдет к ФРГ. Это необычно, потому что, как правило, в организации председательствуют государства «второго эшелона». Вслед за разочарованием, которое принес отмечавшийся в этом году 40-летие заключения Хельсинкского акта, многие рассчитывают, что Берлинский саммит ОБСЕ придаст организации новый импульс. Раз достойный повод на смог объединить страны-члены, так, может быть, это сделает хотя бы влиятельный хозяин. В рамках саммита было бы целесообразно договориться о прекращении конфронтации и переходе к полноценному сотрудничеству, как бы идеалистически это ни звучало. А после Германии эстафету примет Австрия – государство, известное миротворческим характером своей внешней политики.
В общих интересах РФ, ЕС и США сохранить сотрудничество по тем каналам, которые еще не удалось окончательно разорвать – ОБСЕ, Совет Европы, субрегиональные организации, такие как Организация Черноморского сотрудничества, Арктический совет. Конечно, на этих площадках вряд ли удастся полностью нормализовать отношения, однако они могут предотвратить их ухудшение, что в сегодняшней ситуации уже неплохо.
Мир переживает тревожное время, когда за каждую потерянную возможность, вероятно, придется заплатить высокую цену. Именно в такие периоды, когда диалог на официальном уровне отсутствует или непостоянен, возрастает значение взаимодействия на уровне полуторного и второго трека. Совместная работа экспертов и аналитических центров приобретает особую ценность, так как позволяет поддержать открытый диалог, проработать конкретные идеи по нормализации ситуации и развитию отношений в долгосрочной перспективе.
Отношения России и Запада настолько плачевны, что приходится задумываться не о том, как сделать их лучше, а о том, как предотвратить острый конфликт. В недавнем заявлении бывших высокопоставленных европейских чиновников и дипломатов («Не допустить войны: как снизить риски военных инцидентов между Россией и НАТО?») предлагается срочно созвать Совет Россия–НАТО и заключить меморандум о взаимопонимании, который содержал бы правила поведения, обеспечивающие безопасность взаимодействия в воздушном и морском пространстве.
Как отмечается в документе, в настоящее время ситуация такова, что существует множество рисков «опасных ошибок в расчетах», а также «непредвиденных происшествий» в случае контактов вооруженных сил РФ и НАТО. По мнению авторов заявления, это может привести к дальнейшему ухудшению текущей кризисной ситуации. Начало российской операции в Сирии, где уже действуют войска международной коалиции, состоящей в том числе из натовских стран, лишь подчеркивает важность такого документа.
Конечно, вероятность инцидента с участием боевых самолетов России и НАТО не так велика. Но она явно больше, чем нулевая. А когда такое столкновение может привести к конфликту ядерных держав глобального масштаба, даже столь маловероятный сценарий нельзя игнорировать. Необходимо признать, что вооруженный конфликт между РФ и Западом возможен, и принять меры, чтобы оградить себя от любых инцидентов. Тогда мы сможем уже спокойно сесть за стол переговоров.
Впервые опубликовано в Независимой газете