В качестве неожиданного последствия российско-украинского конфликта отношения между Китаем и Россией заняли центральное место в мировой политике. Хотя Китай не является стороной конфликта, российско-украинский кризис не имеет никакого отношения к КНР и его завершение не зависит от Китая, китайско-российские отношения являются основной переменной в международной среде, в которой происходит конфликт, и оказывают критическое влияние на стратегический баланс между Россией, США и Европой. Как следствие, отношения Китая и России оказались в центре внимания мировой общественности, а политика КНР привлекла особое внимание.
В сложившейся ситуации конфликта между Россией и Украиной выбранный Китаем политический курс будет главным фактором, определяющим изменения в китайско-российских отношениях. Иными словами, то, как изменятся отношения между Китаем и Россией, в основном зависит от КНР. В этом смысле Китай является крупнейшей и, возможно, единственной внешней силой, способной изменить международный баланс сил. Выбор Пекина не только определит направление развития китайско-российских отношений, но и склонит соотношение сил на международной арене в пользу той или иной стороны. Сближение Китая с США и Европой и его отдаление от России, даже если только на политическом и экономическом уровнях, значительно ухудшат стратегическое положение Москвы. Более того, международная стратегическая структура станет крайне несбалансированной, что усугубит слабое положение России. Напротив, объединение усилий Китая с Россией сместит баланс международных сил в сторону Москвы: Китай и Россия неизбежно сформируют мощную силу, и способность России конкурировать с США и Европой значительно возрастет. В то же время это будет способствовать формированию двух крупных блоков, что придаст российско-украинскому конфликту оттенок групповой конфронтации.
Таким образом, политический выбор Китая имеет решающее значение, и, несмотря на очень узкое пространство для маневра, Пекину необходимо определить наиболее подходящую позицию. Из всех политических решений КНР политика Китая в отношении России является основной, поскольку она определяет отношения Пекина и Москвы, которые, в свою очередь, влияют на стратегическую структуру и баланс сил, что имеет очень важное значение для российско-украинского конфликта.
В качестве неожиданного последствия российско-украинского конфликта отношения между Китаем и Россией заняли центральное место в мировой политике. Хотя Китай не является стороной конфликта, российско-украинский кризис не имеет никакого отношения к КНР и его завершение не зависит от Китая, китайско-российские отношения являются основной переменной в международной среде, в которой происходит конфликт, и оказывают критическое влияние на стратегический баланс между Россией, США и Европой. Как следствие, отношения Китая и России оказались в центре внимания мировой общественности, а политика КНР привлекла особое внимание.
В сложившейся ситуации конфликта между Россией и Украиной выбранный Китаем политический курс будет главным фактором, определяющим изменения в китайско-российских отношениях. Иными словами, то, как изменятся отношения между Китаем и Россией, в основном зависит от КНР. В этом смысле Китай является крупнейшей и, возможно, единственной внешней силой, способной изменить международный баланс сил. Выбор Пекина не только определит направление развития китайско-российских отношений, но и склонит соотношение сил на международной арене в пользу той или иной стороны. Сближение Китая с США и Европой и его отдаление от России, даже если только на политическом и экономическом уровнях, значительно ухудшат стратегическое положение Москвы. Более того, международная стратегическая структура станет крайне несбалансированной, что усугубит слабое положение России. Напротив, объединение усилий Китая с Россией сместит баланс международных сил в сторону Москвы: Китай и Россия неизбежно сформируют мощную силу, и способность России конкурировать с США и Европой значительно возрастет. В то же время это будет способствовать формированию двух крупных блоков, что придаст российско-украинскому конфликту оттенок групповой конфронтации.
Таким образом, политический выбор Китая имеет решающее значение, и, несмотря на очень узкое пространство для маневра, Пекину необходимо определить наиболее подходящую позицию. Из всех политических решений КНР политика Китая в отношении России является основной, поскольку она определяет отношения Пекина и Москвы, которые, в свою очередь, влияют на стратегическую структуру и баланс сил, что имеет очень важное значение для российско-украинского конфликта.
Опубликовано в журнале «China International Strategy Review».
https://doi.org/10.1007/s42533-023-00129-2
Полный текст статьи доступен по ссылке https://link.springer.com/article/10.1007/s42533-023-00129-2
Ключевые тезисы
Подготовлены редакцией РСМД
Нейтралитет против конструктивного взаимодействия
С точки зрения международного права КНР не является нейтральной страной в конфликте между Россией и Украиной и не заявляла о нейтральной позиции. Китай имеет представление о правильном и ошибочном в отношении конфликта России и Украины и проводит различие между ними. Исходя из этого определяется и позиция Китая, которая, очевидно, не является нейтральной и с политической точки зрения.
Хотя Китай не выступает на чьей-либо стороне в российско-украинском конфликте и не действует против другой стороны, данная политика базируется не на нейтральной позиции, а проистекает из конструктивного подхода и конструктивных целей КНР. Поддержка не ограничивается военной помощью. Политическая, экономическая, дипломатическая и моральная также являются различными формами поддержки. С этой точки зрения Китай как поддерживает, так и выступает против по отдельным вопросам в рамках российско-украинского конфликта и не бездействует.
Более точным описанием политики Китая в российско-украинском конфликте было бы «конструктивное взаимодействие» — активное взаимодействие в конструктивном русле и с конструктивными целями, с конструктивной ролью, активная помощь в решении кризиса и содействие развитию ситуации в конструктивном направлении.
Политика нейтралитета не соответствует позиционированию на международной арене и дипломатическому мышлению Китая. Китайская дипломатия претерпевает изменения. КНР позиционирует себя как ответственная крупная держава и хочет играть большую роль и брать на себя большую ответственность в международных делах.
Принцип неприсоединения против «отсутствия запретных зон для сотрудничества»
Совместное заявление Китая и России о том, что между странами не будет «запретных зон для сотрудничества», сделанное после начала российско-украинского конфликта, вызвало международный резонанс. Фраза «нет запретных зон для сотрудничества» впервые появилась не в совместном заявлении Китая и России от февраля 2022 г. Она уже как минимум год была частью лексикона китайско-российских отношений и неоднократно появлялась в официальном дискурсе. В первоначальном изложении она звучала так: «Китайско-российское стратегическое сотрудничество не имеет пределов, запретных зон и верхних границ».
Неприсоединение, отказ от конфронтации и ненаправленность против третьих сторон — базовые принципы Китая в отношениях с Россией, которые были закреплены в двусторонних официальных документах еще с 2001 г. Таким образом, они сводятся к общим принципам, от которых два государства не отказываются уже более двадцати лет, и они не изменились из-за «отсутствия запретных зон для сотрудничества». Это можно трактовать следующим образом: в отношениях между неприсоединением и «отсутствием запретных зон для сотрудничества» первое является базовым принципом, а второе — подходом. Иными словами, политика неприсоединения имеет наивысший приоритет, а «отсутствие запретных зон для сотрудничества» — побочный, в то время как «отсутствие запретных зон для сотрудничества» предполагается в рамках политики неприсоединения, отказа от конфронтации и ненаправленности против третьих сторон.
Пророссийская позиция против проукраинской
Российско-украинский конфликт вызвал дебаты в академической и общественной среде Китая, что привело к расхождению взглядов на отношения между КНР и Россией и поляризации мнений по данному вопросу. В китайском обществе господствует линия на поддержание развития отношений между Китаем и Россией, однако аргументация этого тезиса различна. В целом в общественном мнении КНР превалируют два аргумента. Первый базируется на ином понимании принципа справедливости. Считается, что Россия была вынуждена нанести ответный удар и противостоять гегемонии. Поскольку эти действия легитимны, Китаю следует поддержать Россию. Второй аргумент исходит из практических интересов. Считается, что даже если Китай осудит политику России и присоединится к санкциям против нее, США не изменят свою политику в отношении КНР, а, наоборот, продолжат подавлять Китай всеми силами.
Нет необходимости дальше обсуждать справедливость поведения России. Мнения по этому вопросу расходятся, и единая точка зрения отсутствует. Соединенные Штаты находятся в эпицентре проблемы, и отправной точкой этой позиции является конкуренция между Китаем и США. Это означает, что независимо от того, кто является действующим лицом, до тех пор, пока страна находится в конфликте с США, Китай должен ее поддерживать. Например, конфликт между Россией и Украиной в какой-то степени является также войной между Россией и Соединенным Штатами, поэтому совершенно естественно, что Китай должен поддерживать Россию.
Позитивные активы против негативных
Китайско-российские отношения имеют большое значение для Китая. Мнение о том, что КНР невыгодно взаимодействие с Россией, базируется в основном на показателях торговли. С этой точки зрения объем китайско-российской торговли относительно невелик по сравнению с торговлей Китая с США, Европой и государствами АСЕАН. Национальные интересы включают в себя широкий спектр элементов, одним из которых являются экономические интересы. Помимо экономических интересов, отношения Китая с Россией имеют и другие важные аспекты; часть из них носит уникальный характер и незаменимы. Китайско-российские отношения занимают особое место в периферийной безопасности Китая.
В структуре отношений крупных держав Китай, Россия, США, ЕС, Индия и Япония являются основными элементами, и именно они могут образовывать многочисленные трехсторонние или четырехсторонние интерактивные отношения, или даже структуры с пятью или шестью участниками. Однако среди всех ведущих держав отношения в треугольнике КНР — Россия — США, несомненно, являются самыми заметными. США рассматривают Китай в качестве главной цели своей политики сдерживания, а Россию — в качестве второстепенной. В настоящее время Россия находится в состоянии острого противостояния с США и Европой, и вероятность коренного перелома в китайско-российских отношениях в обозримой перспективе невелика. Однако современный мир непредсказуем, и часто в игру вступают «черные лебеди».
Долгосрочная стабильность против масштабной волатильности
Российско-украинский конфликт поверг мир в сильные потрясения, и, казалось бы, мировая политика перевернулась с ног на голову. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что базовая модель отношений между государствами не претерпела существенных изменений. Она была скорректирована, но не полностью разрушена и реорганизована. Страны, которые изначально были дружественно настроены к России, по-прежнему поддерживают с ней нормальные отношения, хотя в некоторых государствах произошли колебания в политике или отдаление по разного рода причинам. Глобальный Юг в основном продолжает поддерживать отношения с Россией и воздерживается от присоединения к антироссийским санкциям. Отношения между Китаем и Россией являются нормальными отношениями между двумя государствами. Как межгосударственные отношения, они подвержены влиянию сложных внутренних и международных факторов, и роль двусторонних факторов имеет особое значение.
Поддержание китайско-российских отношений отвечает не только интересам Китая и России, но и способствует международной и региональной стабильности. Поскольку Евросоюз и Россия уже находятся в состоянии ожесточенной конфронтации, ухудшение отношений между Китаем и Россией погрузит весь евразийский континент в состояние беспорядка и неопределенности. Хорошие китайско-российские отношения могут по крайней мере гарантировать базовую стабильность и поддержание нормального порядка на половине Евразии. Это отвечает интересам безопасности и экономики Китая.
***
Более точным определением позиции Китая в отношении российско-украинского конфликта является не нейтралитет, а конструктивное вмешательство. В отличие от США и Запада, политика КНР основывается не на выборе стороны, а ориентирована на достижение плодотворных результатов. На данном этапе понимание Китаем этой «конструктивности» можно резюмировать в 12 пунктах по урегулированию конфликта на Украине, предложенных Пекином в феврале 2023 г.