Оценить статью
(Голосов: 34, Рейтинг: 4.74)
 (34 голоса)
Поделиться статьей
Юрий Кулинцев

К.полит.н., руководитель Центра мировой политики и стратегического анализа, заместитель директора по молодежной политике Института Китая и современной Азии РАН

COVID-19 стал глобальным вызовом для современного миропорядка и всего человечества. Международное сообщество с самого начала возникновения эпидемии внимательно наблюдало за действиями Китая по противодействию новой коронавирусной инфекции. 30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила эпидемию 2019-nCov (первоначальное название COVID-19) чрезвычайной ситуацией в системе общественного здравоохранения, имеющей международное значение.

Жесткие карантинные меры, принятые в регионах Китая, наиболее подверженных заражению, по-прежнему остаются наиболее эффективными средствами борьбы с эпидемией. Глава ВОЗ Т. Гебрейесус признал, что если бы не решимость Китая на проведение карантинных мероприятий в Ухане и других городах Китая, то «в мире было бы больше случаев заболевания и смертей от коронавируса».

Действия правительства Китая показывают, что принятие конкретного комплекса многоуровневых мер позволяет остановить распространение эпидемии COVID-19. В случае с Китаем на государственном уровне были приняты решения: увеличить продолжительность всеобщих новогодних каникул, что позволило снизить уровень социальных контактов; задействовать медицинскую ресурсную базу в масштабе страны, что позволило обеспечить необходимыми материалами наиболее пострадавшие от эпидемии регионы. На провинциальном уровне местные правительства закрыли доступ к общественным местам (театры, рестораны, торгово-развлекательные центры); открыли новые или перепрофилировали существующие больницы для увеличения возможности оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19. На личном уровне был реализован запрос на предоставление информации о перемещениях в предыдущие две недели, что позволило выявить лиц, которые потенциально могли контактировать с носителем инфекции, и отправить их на 14-дневную самоизоляцию.

COVID-19 стал глобальным вызовом для современного миропорядка и всего человечества. Международное сообщество с самого начала возникновения эпидемии внимательно наблюдало за действиями Китая по противодействию новой коронавирусной инфекции. 30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила эпидемию 2019-nCov (первоначальное название COVID-19) чрезвычайной ситуацией в системе общественного здравоохранения, имеющей международное значение.

Жесткие карантинные меры, принятые в регионах Китая, наиболее подверженных заражению, по-прежнему остаются наиболее эффективными средствами борьбы с эпидемией. Глава ВОЗ Т. Гебрейесус признал, что если бы не решимость Китая на проведение карантинных мероприятий в Ухане и других городах Китая, то «в мире было бы больше случаев заболевания и смертей от коронавируса».

После того как первые случаи заражения новой коронавирусной инфекцией были диагностированы в Ухане в декабре 2019 г., власти города с 1 января 2020 г. закрыли оптовый рынок морепродуктов, который считался эпицентром распространения инфекции.

Центральное правительство Китая практически сразу подключилось к мониторингу обстановки в Ухане. Когда количество подтвержденных случаев инфицирования достигло 200, был запущен механизм санитарно-эпидемиологического реагирования на ситуацию.

20 января 2020 г. председатель КНР Си Цзиньпин дал указания региональным правительствам уделять повышенное внимание развитию ситуации с эпидемией, по сути, запустив региональные механизмы реагирования на кризисную ситуацию.

Необходимо отметить, что в тот момент был накоплен лишь малый объем первоначальных статистических данных о начинающейся эпидемии. Государство было вынуждено реагировать на новый вирус, который распространяется со скоростью, значительно превышающей ожидания медицинских экспертов, не имея точных данных об уровне его летальности и контагиозности.

23 января 2020 г. к моменту введения карантина в Ухане по официальным данным общее число инфицированных коронавирусом в Китае достигло 830 человек, число скончавшихся — 26 человек, при этом 24 пациента скончались в провинции Хубэй. За сутки число погибших выросло на 8 человек, число заразившихся — почти на 200. Именно темпы распространения нового вируса стали основанием для правительства Китая для введения в 11-миллионном городе строгих карантинных мер — транспортное сообщение с мегаполисом было приостановлено, местным жителям запрещалось покидать пределы города. Жителям рекомендовалось не покидать свои дома без острой необходимости и не собираться большими группами. Движение в городе, за исключением спецтранспорта, было приостановлено, магазины, госучреждения и производства были закрыты или переведены на режим удаленной работы.

24 января 2020 г. власти Китая в связи с распространением нового типа коронавируса приостановили транспортное сообщение с 15 городами центральной провинции Хубэй. Тем самым фактически под карантином оказались в общей сложности более 41 млн человек.

25 января 2020 г. была сформирована малая руководящая группа ЦК КПК по борьбе с эпидемией COVID-19, которую возглавил премьер Госсовета КНР. Двумя днями позже Ли Кэцян лично посетил Ухань, что значительно укрепило моральный дух местного населения, а для координации работы на месте в провинцию Хубэй на весь период кризисной ситуации была направлена вице-премьер Госсовета Сунь Чуньлань.

В центральном правительстве КНР практически сразу после этого начали изучать возможности предоставления дополнительных выходных дней всему населению страны в целях предотвращения распространения эпидемии. 27 января Госсовет КНР опубликовал распоряжение об официальном продлении новогодних каникул до 2 февраля, чтобы сократить возможные скопления большого числа людей. До этого весь Китай должен был отдыхать с 24 по 30 января. Однако эпидемиологическая ситуация складывалась таким образом, что власти Китая 31 января объявили о дальнейшем продлении каникул еще на неделю, то есть до 9 февраля. Такая тактика дала положительные результаты: число новых случаев инфицирования вне изначального очага — провинции Хубэй — в период с 3 по 8 февраля сократилось с 890 до 509 человек в сутки, то есть на 42,8%.

В провинции Хубэй был аккредитован целый ряд новых лабораторий по выявлению новой коронавирусной инфекции, завезено необходимое количество экспресс-тестов, т.е. были созданы возможности для проведения тестирования всего населения провинции на наличие COVID-19. Правительство ясно дало понять, что в случае подтверждения заражения, пациентам не стоит беспокоиться о расходах, поскольку лечение будет предоставлено всем без исключений за счет государства.

Медицинская база провинции Хубэй располагает 942 больницами, из которых 72 входят в систему больниц национального уровня. В городе Ухань находятся 229 больниц, из которых две входят в число десяти лучших по стране. Решением властей в Ухане было перепрофилировано 86 специализированных больниц для лечения пациентов с COVID-19, 16 выставочных залов и спортивных сооружений были переоборудованы в импровизированные госпитали, за двухнедельные сроки «с нуля» были построены две новые больницы, что позволило в месячный период предоставить 60 тыс. больничных коек для пациентов с COVID-19.

Строительство больницы Лэйшэньшань в Ухане, 4 февраля 2020 г. Фото Синьхуа.

По состоянию на 1 февраля 2020 г. в провинции Хубэй были сформированы 52 группы медицинских экспертов, собранных со всего Китая, общей численностью 6097 человек. К 5 февраля число таких медицинских групп достигло 107, а количество прикомандированных медицинских специалистов превысило 10 тыс. человек.

В городе была применена модель трехуровневого карантина для повышения эффективности распределения медицинских ресурсов. Тяжелые пациенты направлялись в стационары двух новых специально построенных больниц Лэйшэньшань и Хошэньшань, а также в другие специализированные больницы. К 14 февраля 2020 г. общая емкость карантина первого уровня составила 8 тыс. коек. В течение следующих 10 дней это количество увеличилось еще на 10 тыс. коек после окончания перепрофилирования ряда других больниц города.

На карантин второго уровня помещались пациенты, у которых заболевание протекало с симптомами средней тяжести. По данным на 14 февраля для таких пациентов в Ухане были введены в эксплуатацию три временных госпиталя, переоборудованных из выставочных залов и спортивных сооружений, на 4,4 тыс. мест. Еще 12 подобных импровизированных госпиталей было создано в течение следующих двух недель.

Фото с сайта Beijing Daily.

Фото с сайта Beijing Daily.

Пациенты, которые считались потенциальными вирусоносителями, помещались на карантин третьего уровня. Для этих целей были временно переоборудованы 132 гостиницы и отеля в прилегающих к больницам районах, что позволило дополнительно создать еще 12, 6 тыс. коек.

Правительство КНР призвало использовать ресурсы всей страны, чтобы объединить силы для борьбы с возникшей проблемой. Министерство финансов Китая сразу же выделило региональным властям более 630 млн долларов на борьбу с эпидемией. В максимально короткие сроки необходимые медицинские товары, начиная с хирургических масок и заканчивая современными системами жизнеобеспечения, направлялись в Ухань.

Благотворительные организации и представительства Красного креста в провинции Хубэй получили около 600 млн долларов и более 5 млн предметов первой необходимости в качестве пожертвований от китайского крупного бизнеса. Особую роль в поддержании стабильной общественной ситуации сыграли интернет-компании Китая, которые обеспечивали функционирование онлайн сервисов по распространению общественно значимой информации о ходе эпидемии и медицинских рекомендациях. Были организованы медицинские онлайн консультации для снижения нагрузки на приемные отделения больниц и вероятности передачи инфекции во время визитов в больницы; созданы платформы для информирования общественности и разоблачения ложных слухов; сервисы такси применялись для формирования колон для перевозки медицинских работников в условиях транспортного коллапса города Ухань; были разработаны приложения, позволяющие пользователю проверить — были ли среди его попутчиков во время недавних поездок лица, у которых позже был диагностирован коронавирус.

По данным Министерства промышленности и информатизации КНР, после объявления карантина в город было дополнительно доставлено 67 наборов аппаратов экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) и 17 тысяч аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Параллельно были переориентированы соседние провинции на производство предметов медицинского назначения, а также были созданы «зелёные коридоры» для обеспечения своевременных поставок необходимых товаров и продовольствия.

По данным Государственного комитета по делам здравоохранения КНР, в провинцию Хубэй в общей сложности было командировано около 42,6 тыс. медицинских работников, включая ученых и экспертов по респираторным заболеваниям и инфекционным болезням. Принятые меры позволили привлечь к работе в провинции десятую часть всех китайских специалистов в области интенсивной терапии.

Перед профильными НИИ Китая были поставлена задача улучшить качество диагностики, максимально ускорить создание противовирусной вакцины, а также постоянно актуализировать методику лечения COVID-19, используя накапливающиеся статистические данные по заболеванию. К концу января ресурсы Китая позволили осуществлять тестирование не только тех, кто имел симптомы заболевания COVID-19, но и всех граждан, которые недавно посещали Ухань или контактировали с выходцами из провинции Хубэй.

В период карантина в Ухане лидер КНР Си Цзиньпин провел ряд совещаний в формате телеконференции для должностных лиц всех уровней в масштабе страны. В крупнейшем из них было беспрецедентное число участников — 170 тыс. человек.

С целью пресечения эпидемии по всей стране были приняты целенаправленные меры профилактики и противоэпидемического контроля. В ряде регионов на северо-востоке Китая микрорайоны крупных городов были переведены на закрытый режим в связи с обострением коронавируса. Например, в Харбине с 4 февраля был запрещен въезд посторонних лиц в город. С 22 февраля местные власти вынуждены были ввести ведены ограничения, которые запрещали школьникам, студентам и учителям покидать пределы квартиры. При этом университеты продолжали обеспечивать своих студентов необходимыми продуктами, еду можно было заказать из студенческой столовой с доставкой до первого этажа. На улицах было организовано патрулирование полицейскими бригадами.

В жилых комплексах были установлены ограждения и решетки, блокирующие все входы. Выход осуществлялся через единственный подъезд, где круглосуточно дежурили охранники. Курьеры с продуктами и посылками до квартир не пропускались, пакеты оставляли на улице. Для обычных граждан выход за пределы жилого комплекса был разрешен по одному человеку один раз в два дня для покупки продуктов. На руки выдали талоны, где были указаны даты выхода из квартиры.

В ряде городов было инициировано создание целых сетей управления и патрулирования районов для быстрого выявления и изоляции пациентов с предполагаемыми случаями заражения коронавирусом, а также контактировавших с ними лиц. Если в доме заболевал один человек, то всех соседей эвакуировали в специальные гостиницы. В каждом регионе была создана виртуальная карта распространения вируса, которая позволяла информировать жителей о количестве инфицированных пациентов в районах их проживания.

В супермаркетах, магазинах, на рынках покупатели обязаны были заполнять журналы, где указывали имя, адрес, телефон, номер паспорта. Затем система была автоматизирована за счет использования индивидуального QR-кода.

Каждому человеку присвоили цветной QR-код в приложении Alipay, которое установлено практически у всех владельцев смартфонов в Китае. Зелёный цвет присваивался здоровым гражданам, не контактировавшим с заражёнными людьми. С жёлтым цветом было запрещено передвигаться по региону — он присваивался жителям провинции Хубэй, которые имели контакт с больными. Граждане КНР получали красный цвет QR-кода, если были заражены коронавирусом, он означал, что они обязаны находиться под карантином.

Подобная система контроля распространения эпидемии за счет сканирования QR-кода была внедрена во многих районах Китая. Это позволяло регистрировать информацию о жильцах, температуре тела, причинах посещения того или иного общественные места, а также в случае необходимости установить маршрут передвижения, если у человека будет выявлен COVID-19. Весь процесс сканирования QR-кода занимает менее 10 секунд. К началу марта подобные меры были введены в ряде регионов Китая, включая города Ханчжоу (провинция Чжэцзян), Куньмин (провинция Юньнань), Хэфэй (провинция Аньхой). При этом в Министерстве общественной безопасности КНР заявляют, что «вся собранная информация строго контролируется профессиональной командой и используется только для профилактики и контроля эпидемии». После окончания работы по профилактике и контролю эпидемии соответствующие данные будут уничтожены, а конфиденциальность личных данных населения будет защищена.

Уголовный кодекс Китая предусматривает суровое наказание вплоть до смертной казни для тех, кто во время вспышки коронавируса будет уличен в коррупции, производстве и распространении контрафактных медицинских препаратов, злонамеренном заражении коронавирусом других людей и причинении тяжкого вреда медикам. Сокрытие симптомов коронавируса, а также фактов поездки в Ухань и провинцию Хубэй может расцениваться как предумышленная угроза общественной безопасности и повлечь наказание от трех лет лишения свободы до смертной казни.

28 января во время встречи в Пекине с лидером КНР глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Т. Гебрейесус высоко оценил принимаемые в Китае меры по борьбе, профилактике и противоэпидемическому контролю COVID-19.

16–24 февраля комиссия ВОЗ в составе 25 международных и китайских экспертов посетили Пекин, провинции Гуандун, Сычуань, а также город Ухань. Международная организация хотела оценить целесообразность и эффективность тех мер, которые принимались в Китае, а также проверить достоверность данных, которые Китай предоставлял мировому сообществу. По состоянию на 24 февраля число лиц в Китае, у которых был диагностирован COVID-19, превысило 79,3 тыс. человек, умерли 2527, выздоровели почти 25 тыс. пациентов.

По результатам поездки эксперты ВОЗ отметили, что мобилизация общества в Китае стала беспрецедентным случаем в истории всемирного здравоохранения, и подтвердили, что порядок цифр, который показывал Китай по количеству заболевших, тяжело заболевших и скончавшихся действительно близок к реальности. А именно, по данным доклада, переданного ВОЗ китайскими властями, более 80% пациентов с подтвержденным диагнозом переносят заболевание в легкой форме и полностью выздоравливают; в 14% случаев вирус вызывает серьезные осложнения — воспаление легких и затруднение дыхания; только у 5% развивается опасное для жизни заболевание, которое может сопровождаться ‎респираторной недостаточностью, септическим шоком и полиорганной ‎недостаточностью.‎ В 2% случаев заражение вирусом приводит к смерти, причем этот ‎риск возрастает пропорционально возрасту пациента. ‎

Наиболее масштабное тестирование на наличие коронавирусной инфекции осуществлялось в девяти крупнейших регионах Китая, включая Пекин, провинции Хубэй, Гуандун и Чжэцзян. Тестирование проходили не только граждане страны, но и иностранцы. На улицах были оборудованы передвижные лаборатории, которые располагались в микроавтобусах. Временные пункты тестирования были развернуты в аэропортах и на вокзалах. У пожилых пациентов взятие теста осуществлялось на дому, остальным приходило уведомление на телефон с просьбой добровольно прийти в больницы.

Полученные статистические данные подтвердили, что предпринятые Китаем меры являются эффективными. Начиная с 3 февраля отмечается постепенное снижение темпов тяжелых случаев инфицирования, как в провинции Хубэй, так и по всему Китаю.

График 1. Темпы прироста количества пациентов с тяжелыми симптомами COVID-19.

И хотя в абсолютных цифрах количество пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 продолжает расти, демонстрируемая тенденция показывает, что Китай выбрал верную стратегию действий, которая позволила ему в довольно короткие сроки стабилизировать ситуацию и взять под контроль распространение заболевания в стране.

10 марта председатель КНР Си Цзиньпин посетил город Ухань с инспекционной поездкой, после чего город стал готовиться к восстановлению экономической активности, была запущена работа общественного транспорта, а жителям провинции Хубэй разрешили передвигаться между городами со средним и низким уровнями риска распространения коронавирусной инфекции. В тот же день был закрыт последний из 16-ти временных госпиталей, через которые в общей сложности прошли около 13 тыс. пациентов.

Также восстановили работу логистические центры в Пекине и большинство предприятий на севере и северо-западе страны, наиболее пострадавшие от эпидемии COVID-19.

На следующий день после того, как 12 марта 2020 г. ВОЗ объявила мировую пандемию коронавируса COVID-19, официальный представитель Госкомитета по вопросам здравоохранения КНР Ми Фэн заявил, что в Китае пик эпидемии пройден. Во всей стране было зарегистрировано лишь восемь новых случаев заражения: пять из них в провинции Хубэй, а трое зараженных приехали из-за рубежа. Общая статистика выглядит следующим образом — число заразившихся коронавирусом 80813 человек: из них выздоровели 64227, а погибли 3176 заболевших.

23 марта Государственный комитет по вопросам здравоохранения КНР сообщил, что почти 90% всех зараженных коронавирусом в Китае выздоровели. Всего с начала эпидемии по всему Китаю без учета провинции Хубэй были зарегистрированы 13 293 случая заражения, из них 117 с летальным исходом, смертность составила 0,88%. В самой провинции Хубэй, очаге эпидемии, были выявлены 67 800 случаев заражения, 3153 человека скончались, смертность составила 4,65%. При этом в городе Ухань смертность составила 5%. Всего эпидемия унесла жизни уже 3270 человек, смертность в среднем по стране составила 4%.

29 марта Китай объявил об остановке эпидемии коронавируса в стране, число подтвержденных случаев заражения инфекцией по всей стране составило менее трех тысяч. За время эпидемии в Китае было зафиксировано чуть более 82 тыс. случаев заражения, из них — 75,5 тыс. человек выздоровели, 3,3 тыс. скончались.

Анализ усилий, предпринятых правительством Китая, позволяет выделить несколько факторов, которые стали определяющими в борьбе с эпидемией COVID-19. Во-первых, необходимо отметить решимость руководства КНР пойти на крайние карантинные меры в отношении 11-миллионного мегаполиса. Именно строгие ограничения социальных контактов граждан позволили выиграть время, в том числе и для мирового сообщества, и не допустить неконтролируемого распространения новой вирусной инфекции в первые месяцы эпидемии.

Во-вторых, мобилизация ресурсов всей страны позволила справиться с кризисной ситуацией в Ухане. Центральное правительство КНР четко обозначило свою позицию: «Непрерывные поставки необходимых ресурсов для установления контроля над эпидемией в провинции Хубэй и в городе Ухань получают статус одного из национальных приоритетов». Правительство КНР обеспечивало доставку требуемых ресурсов, администрация провинции Хубэй отвечала за их использование и внутреннее распределение. Своевременная мобилизация и отправка профильного медицинского персонала в провинцию Хубэй также сыграло одну из решающих ролей.

В-третьих, опыт широко применяемого на государственном уровне механизма «взаимной помощи» позволил в кратчайшие сроки наладить каналы помощи городам провинции Хубэй. Принцип работы данного механизма подразумевает, что в случае возникновения кризисной ситуации в одной из провинций, центральное правительство КНР обязывает одну из соседних провинций, менее пострадавших от кризиса, оказывать помощь одному из городов в пострадавшем регионе. В частности, сразу же после начала эпидемии COVID-19 в Хубэе правительство КНР обязало 16 других провинций Китая помогать городам провинции Хубэй. Так, провинция Шаньдун оказывала помощь городу Хуанган, а провинция Цзянсу — городу Сяоган. Подобный механизм взаимопомощи уже в течение многих лет применяется в Китае для борьбы с бедностью, когда богатые провинции юго-восточного региона обязываются оказывать помощь городам в более бедных регионах северного и юго-западного Китая. Эта же схема применялась после землетрясения в провинции Сычуань в 2008 г., что позволило справиться с последствиями катастрофы в трехлетний срок.

В-четвертых, применение системы трехуровневого карантина наряду с созданием необходимой медицинской инфраструктуры внутри провинции Хубэй позволили избежать высоких показателей смертности и сократить срок распространения эпидемии в стране.

В-пятых, проводимая информационная кампания по работе с общественным мнением позволила избежать критического распространения панических настроений в стране. Предоставление широких данных о ходе эпидемии и информирование общественности о всех аспектах новой вирусной инфекции значительно повысили сознательность населения, а также способствовали улучшению уровня личной гигиены граждан.

В-шестых, использование мер психологического характера позволило настроить население на конструктивное взаимодействие с государством. В частности, активная демонстрация в СМИ усилий государства по нормализации ситуации, формирование геройского отношения к медицинским специалистам, работающим в Ухане, окружение высоким уровнем заботы пациентов, строительство новых современных больниц, с комфортными палатами и предоставлением качественного питания, использование гостиниц и санаториев для карантина пациентов с неподтвержденным диагнозом — способствовали снижению общего уровня тревожности и повышало готовность населения пройти карантин или добровольно отправиться на лечение.

В-седьмых, правительство Китая отмечает значительный вклад интернет-компаний в борьбу с распространением эпидемии. Китайские IT-гиганты Tencent, Alibaba, Baidu, ZTE, iFLYTEK и JD.com предоставили свои технологии обработки и использования массивов больших данных, искусственного интеллекта и связи стандарта 5 поколения (5G) для удаленного мониторинга, диагностирования и предоставления медицинских, информационных и сервисных услуг.

В-восьмых, Китай прилагал усилия для поддержания экономики в стабильном состоянии. Даже при использовании жестких мер в период карантина, которые в значительной степени ограничивали потоки населения и функционирование частных и государственных компаний, Китай держал открытыми каналы поставки материалов, необходимых для борьбы с эпидемией в провинции Хубэй, а также для обеспечения приемлемого уровня жизни остального населения.

На государственном уровне был применен ряд мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, среди которых — предоставление отсрочки по арендным платежам, выделение адресной помощи компаниям, оказавшимся на грани банкротства. Для сезонных рабочих была предоставлена возможность вернуться на производства после новогоднего отпуска на специально организованных для них рейсах поездов и автобусов. Принятые меры позволили поддерживать в работающем состоянии индустриальную базу Китая. По отчетам профильных ведомств, начиная со второй половины марта 2020 г., практически все крупные компании КНР возобновили свою работу.

Таким образом, действия правительства Китая показывают, что принятие конкретного комплекса многоуровневых мер позволяет остановить распространение эпидемии COVID-19. В случае с Китаем на государственном уровне были приняты решения: увеличить продолжительность всеобщих новогодних каникул, что позволило снизить уровень социальных контактов; задействовать медицинскую ресурсную базу в масштабе страны, что позволило обеспечить необходимыми материалами наиболее пострадавшие от эпидемии регионы. На провинциальном уровне местные правительства закрыли доступ к общественным местам (театры, рестораны, торгово-развлекательные центры); открыли новые или перепрофилировали существующие больницы для увеличения возможности оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19. На личном уровне был реализован запрос на предоставление информации о перемещениях в предыдущие две недели, что позволило выявить лиц, которые потенциально могли контактировать с носителем инфекции, и отправить их на 14-дневную самоизоляцию.

(Голосов: 34, Рейтинг: 4.74)
 (34 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся