Прошло четыре года с тех пор, как мощное цунами обрушилось на дамбу атомной электростанции «Фукусима Дайити». Разрушительная волна высотой 13 метров вывела из строя аварийное энергоснабжение и системы охлаждения АЭС, что привело к крупнейшей ядерной катастрофе со времен Чернобыля (1986 г.). Следствие пришло к выводу, что основная причина аварии – халатность персонала. Операторы объекта считали, что система безопасности достаточно надежна и устойчива к большинству чрезвычайных ситуаций. Эффективный независимый контроль над работой АЭС полностью отсутствовал.
Прошло четыре года с тех пор, как мощное цунами обрушилось на дамбу атомной электростанции «Фукусима Дайити». Разрушительная волна высотой 13 метров вывела из строя аварийное энергоснабжение и системы охлаждения АЭС, что привело к крупнейшей ядерной катастрофе со времен Чернобыля (1986 г.). Следствие пришло к выводу, что основная причина аварии – халатность персонала. Операторы объекта считали, что система безопасности достаточно надежна и устойчива к большинству чрезвычайных ситуаций. Эффективный независимый контроль над работой АЭС полностью отсутствовал.
Трагедия на Фукусиме подтолкнула к проведению реформ в системе обеспечения безопасности атомной энергетики. Однако в том, что касается ядерной безопасности в целом, халатность по-прежнему остается главной проблемой. Ждать, пока случится очередная трагедия, вынуждающая нас принять меры, совершенно недопустимо.
На сегодняшний день на сотнях объектов, в том числе плохо охраняемых, в двадцати пяти странах мира размещено более полутора миллионов килограммов высокообогащенных урана и плутония, которые являются основными компонентами ядерного оружия. Для изготовления ядерной бомбы, способной привести к гибели сотен тысяч человек и нанести ущерб, измеряемый миллиардами долларов, достаточно ядерного материала объемом с маленький пакетик сахара.
В последние годы делается немало для ужесточения охраны ядерных объектов. Однако правительствам не следует останавливаться на достигнутом: необходимо принимать дальнейшие меры для защиты граждан от риска катастрофических последствий ядерного терроризма. Уроки фукусимской трагедии задают направление для разработки реформ.
В первую очередь, правительства и предприятия в области атомной энергетики должны постоянно стремиться к укреплению ядерной безопасности, а также своевременно реагировать на новые вызовы и угрозы. Объект, считавшийся хорошо охраняемым двадцать лет назад, теперь может стать уязвимым в результате кибератаки, которая нейтрализует его физическую защиту и нарушит работу систем учета материалов.
Профессионально организованные негосударственные группировки, получающие хорошее финансирование, такие как ИГИЛ, могут использовать новую тактику, а также современные технологии и средства для хищения ядерных материалов. Поэтому правительствам надлежит постоянно проводить оценку возникающих угроз и следить за развитием технологий для поддержания охранных систем, установленных на ядерных объектах, на уровне, существенно превосходящем возможности преступников.
Во-вторых, правительствам и компаниям из сектора атомной энергетики следует делать все возможное для того, чтобы культура безопасности, так же как и культура поддержания исправного технического состояния, стала неотъемлемой составляющей каждого атомного объекта. Как сказал генерал Юджин Хабигер, бывший директор службы безопасности ядерного комплекса США и командующий стратегическими силами США: «Эффективная защита от угрозы зависит на 20% оборудования и на 80% от культуры». Правительства и представители отрасли должны совместными усилиями стимулировать повышение культуры безопасности на ядерных объектах. Каждому сотруднику ядерного объекта — от простого охранника до ученого и высшего руководства — надлежит рассматривать охрану ядерных материалов как важный, неотъемлемый элемент своей работы.
В-третьих, правительства должны располагать эффективными системами надзора на местах для регулярного мониторинга систем охраны ядерных объектов. Заявлений операторов о том, что вверенный им объект «охраняется достаточно неплохо», недостаточно. Тщательный контроль позволит искоренить халатность.
Трагедия на Фукусиме продемонстрировала управляющим органам необходимость проводить не только «стресс-тестирования» для выявления возможных нештатных ситуаций, способных повлиять на надежность объектов, но и оценивать эффективность их охраны и безопасность в целом. Такой вид проверок крайне важен, так как он позволяет определить области, нуждающиеся в оптимизации, и ввести требования по защите атомных объектов от ряда угроз, среди которых – хищение материалов компетентными сотрудниками.
Наконец, мировые лидеры должны стремиться к установлению тесного международного сотрудничества в сфере ядерной безопасности. Чернобыль и Фукусима слишком хорошо продемонстрировали, что недостаточная надежность ядерного объекта в отдельно взятой стране может иметь далеко идущие последствия для всего мира. То же верно и в отношении ядерной безопасности.
Мы все несем общую политическую и моральную ответственность и должны объединить усилия для предотвращения попадания одних из самых опасных материалов в мире в руки террористов. Опираясь на успешный опыт сотрудничества в области ядерной безопасности между Россией США в рамках программы Нанна — Лугара, страны, владеющие ядерными материалами, должны расширить обмен информацией об оптимальных мерах защиты от вызовов в ядерной сфере и наладить обмен разведданными по проблемам в этой сфере, а также рассмотреть возможность организации совместных экспертных проверок.
Наш друг и коллега Сэм Нанн, генеральный директор фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы», часто предупреждает о том, что перед нами всегда стоит выбор между сотрудничеством и катастрофой. Если уроки Фукусимы не будут усвоены и учтены в стратегии борьбы с ядерным терроризмом, мы можем проиграть эту битву.