Законопроект Сената США о новых санкциях в отношении России, вызвавший большой политический резонанс, изрядно подпортил атмосферу диалога по евроатлантической безопасности между Москвой и Вашингтоном.
В отличие от администрации США, которая увязывает жесткие санкции с открытым военным конфликтом России и Украины, сенаторы четко не прописали в документе условия, при которых эти санкции должны быть введены. Законопроект предполагает регулярную подготовку президентом США отчета об уровне напряженности в отношениях Москвы и Киева.
И если давление Москвы усилится по сравнению с декабрем 2021 года и действия России, с точки зрения Вашингтона, будут угрожать украинской государственности, президент США будет обязан ввести санкции.
То есть, по сути, их можно ввести в любой момент, так как критерии весьма размыты.
Бизнес насторожен «геополитическими рисками». Предлагаемые санкции, если они будут введены, радикально повлияют на российскую экономику. Однако рынки пока избегают чрезмерной реакции. Отсутствие паники — правильный выбор. Если не произойдет военной эскалации, шансы на прохождение законопроекта представляются невысокими.
Администрация США может извлечь свою выгоду из таких законопроектов. Они показывают, что есть более жесткие и радикальные подходы. Ими можно пугать, но не обязательно применять. Шансы на прохождение подобных законопроектов существенно возрастут лишь в случае военной эскалации. Тогда ястребы на Капитолийском холме получат на руки больше козырей.
Законопроект Сената США о новых санкциях в отношении России, вызвавший большой политический резонанс, изрядно подпортил атмосферу диалога по евроатлантической безопасности между Москвой и Вашингтоном. Бизнес насторожен «геополитическими рисками». Предлагаемые санкции, если они будут введены, радикально повлияют на российскую экономику. Однако рынки пока избегают чрезмерной реакции. Отсутствие паники — правильный выбор. Если не произойдет военной эскалации, шансы на прохождение законопроекта представляются невысокими.
Законопроект
отражает крайне жесткую позицию в отношении предложений Москвы по евроатлантической безопасности. В отличие от администрации США, которая не стала с порога отметать предложения
Кремля и вступила с Россией в осторожный диалог, сенатор-демократ Боб Менендез призывает к отказу от любых уступок. Законопроект предполагает наращивание военной помощи Украине и сдерживание России всеми возможными способами. Ключевую роль ожидаемо играют санкции.
Их набор впечатляет:
-
блокирующие санкции в отношении крупных российских банков,
-
ограничения на операции с российскими долговыми обязательствами (включая бонды госкомпаний),
-
вторичные санкции в отношении компаний, предоставляющих услуги финансовых сообщений (читай — SWIFT),
-
персональные санкции в отношении первого лица российского государства и ключевых чиновников,
-
блокировка компаний добывающего сектора,
-
пересмотр исключений по санкциям в отношении «Северного потока-2» и другие.
В отличие от администрации США, которая увязывает жесткие санкции с открытым военным конфликтом России и Украины, сенаторы четко не прописали в документе условия, при которых эти санкции должны быть введены. Законопроект предполагает регулярную подготовку президентом США отчета об уровне напряженности в отношениях Москвы и Киева.
И если давление Москвы усилится по сравнению с декабрем 2021 года и действия России, с точки зрения Вашингтона, будут угрожать украинской государственности, президент США будет обязан ввести санкции.
То есть, по сути, их можно ввести в любой момент, так как критерии весьма размыты.
Успокаивает лишь то, что шансы на прохождение законопроекта в нынешнем виде представляются небольшими. Прежде всего потому, что он явно подталкивает Россию к эскалации. Притом что администрация США вряд ли настроена на какие-то серьезные уступки Кремлю и планирует скорее «замотать» предложения Москвы, оставив в повестке только важные для себя вопросы, раздражать Россию Вашингтон явно не хочет. Тем более что Москва уже не раз доказывала, что силу применять может внезапно и вполне эффективно. А в условиях жестких санкций и форсированного вооружения Украины от России можно ожидать именно такой реакции.
Поэтому администрация США склонна «нагревать молоко медленно». То есть укреплять Украину и ужесточать санкции постепенно.
Другая причина малой вероятности принятия законопроекта — избыточные обязательства, которые он налагает на администрацию США. Внешняя политика — поле конкуренции исполнительной и законодательной власти США. Конгресс периодически пытается обременить Белый дом процедурными обязательствами по исполнению санкций, что раздражает бюрократов. Поэтому не исключено, что ему будет уготована та же участь, что и нашумевшему законопроекту DASKA. Он также предполагал «драконовские санкции» против России и возлагал тяжкий процедурный груз на администрацию. Но в итоге был неофициально подвергнут обструкции юристами Госдепартамента.
Наконец, лишь малая доля законопроектов по санкциям доходит до стадии законов. Данные Российского совета по международным делам показывают, что в 2019–2021 годах из 368 законопроектов по всем направлениям санкций законами стали лишь 29, то есть 7%. Санкционные законопроекты по России появляются с завидным постоянством — инициатива Боба Менендеза впечатляет масштабом, но, по сути, является рутиной с учетом наличия как минимум 40 других законопроектов на российском направлении в последние три года. Кстати, в отношении Китая их было еще больше — 65.
Администрация США может извлечь свою выгоду из таких законопроектов. Они показывают, что есть более жесткие и радикальные подходы. Ими можно пугать, но не обязательно применять. Шансы на прохождение подобных законопроектов существенно возрастут лишь в случае военной эскалации. Тогда ястребы на Капитолийском холме получат на руки больше козырей.
Впервые опубликовано в Коммерсанте.